Урок по ФГОС для 5 класса: «Внутреннее строение Земли»
Цель урока: изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с горными породами и минералами.
Приветствие. Дети сидят по группам.
Дети, домашнее задание было подготовить чтение по ролям. Дети выходят читают рассказ «Конфета Земля».
– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
– Какая, Вась?
– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
– Ну да...
– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
– Побежали!
– Баааааабушка!
– Что, Коленька?
– Бабушка, где у нас лопата лежит?
– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
– Вы хотя бы знаете, как она устроена?
– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
Вопрос детям: почему бабушка назвала Землю конфеткой?
(Дети предлагают варианты ответов). Сравнивают Землю с конфеткой. Может быть скажете о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Выход на тему: Внутреннее строение Земли
Хорошо, внимание на экран (видеофрагмент по строению Земли).
Итак, вы посмотрели фрагмент. У вас на столах лежат тексты и схемы, вам за 5 минут нужно прочитать и заполнить схему. (На схеме нарисован сегмент Земли, дети подписывают ядро, мантию, земную кору, толщину, и температуру). Время пошло. (Дети заполняют схемы).
Зная тему урока, давайте попробуем выяснить – для чего нам нужно знать строение Земли? Где это пригодится в жизни? А какие могут быть профессии, связанные со строением Земли? Подумайте…Дети отвечают. Так вот, ребята, если кто-нибудь из вас решит стать геологом, географом, сейсмологом, вулканологом, то вам обязательно пригодятся знания о Земле.
Внимание на экран. (Включается фрагмент мультфильма про Машу и Занзилю). О ком сказала Маша? Маша сказала о геологах. Что геологи ищут? Геологи ищут полезные ископаемые. Мы сейчас тоже с вами будем геологами, только мы уже нашли полезные ископаемые. У каждой группы – их четыре по образцу горной породы (уголь, соль, гранит, мрамор). У вас на столах лежат образцы, вам необходимо сделать описание, пользуясь инструкцией. Все данные фиксируете в сводную таблицу. (У детей на столах таблицы с инструкцией, и вспомогательные таблицы, из которых дети берут информацию).
Теперь, когда вы описали горную породу, давайте посмотрим, узнаем где она может применяться в жизни. У вас на столах ватманы, на ватманы прикрепите название вашего полезного ископаемого, и также прикрепите карточки с применением этой породы. (Выберите из предложенных вариантов, какое применение этой породы). Дети выходят, рассказывают.
Вы сегодня замечательно потрудились, молодцы, давайте с вами сделаем выводы: из чего состоит Земля? (дети отвечают), что в недрах Земли? (дети отвечают). И у вас на столах лежат листы оценивания, оцените свою деятельность сегодня на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Описание горных пород
Название породы
|
Происхождение
|
Блеск
|
Цвет
|
Твердость
|
|
|
|
|
|
Инструкция по заполнению таблицы
Колонка 2 – происхождение породы, заполняется, используя классификацию пород по происхождению
Колонка 3 – определяется по внешнему виду
Колонка 4 – определяется по внешнему виду
Колонка 5 – заполняется, используя шкалу твердости, шкалу Мооса
Классификация горных пород по происхождению
Магматические
|
Осадочные
|
Метаморфические
|
Глубинные
|
Излившиеся
|
Неорганические
|
Органические
|
Обломочные
|
Химические
|
|
Габбро
Диорит
Гранит
Сиенит
|
Базальт
Липарит
Пемза
Андезит
|
Щебень
Галька
Песок
Глина
Гравий
|
Гипс
Поваренная соль
Калийная соль
|
Каменный уголь
Нефть
Горючие сланцы
Мел
Известняк
|
«Метаморфизм»- процесс превращения.
Кварцит (из песчаника)
Мрамор (из известняка)
Глинистый сланец (из глины)
Гнейс (из гранита)
|
Шкала Мооса (минералогическая шкала твёрдости)
ТЕКСТ ДЛЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3 слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая.
Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный, базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.
Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их веществ. Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого шпата, слюды. Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита, оливина и др. Поэтому базальтовый слой залегает под гранитным.
Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и сложного физико-химического преобразования. При этом вначале выделились гранитный и базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из продуктов их разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти всю поверхность Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами. Гранитный слой представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими породами, близкими по составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из магматических и плотных метаморфических пород, богатых магнием и железом.
Как происходило образование земной коры? Образование земной коры происходило миллиарды лет назад из вязко–жидкого вещества мантии – магмы. Входившие в его состав наиболее распространенные и легкие химические вещества – кремний и алюминий – застывали в верхних слоях. Затвердев, они больше не тонули и оставались на плаву в виде своеобразных островков. Но эти островки не были устойчивыми, они находились во власти внутренних мантийных течений, которые увлекали их вниз, и нередко попросту тонули в раскаленной магме. Магма (от греческого таgmа –густая грязь) – расплавленная масса, образующаяся в мантии Земли. Но шло время, и первые небольшие твердые массивы постепенно соединялись между собой, образуя территории уже значительной площади. Подобно льдинам в открытом океане, они перемещались по планете по воле внутренних мантийных течений.
Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении Земли? Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате бурения сверхглубоких скважин, а также с помощью специальных сейсмических методов исследования (от греч. «seismos» – колебание). Так изучают геофизики нашу Землю. Этот метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют специальный прибор – сейсмограф. Уникальную информацию о недрах Земли ученые–сейсмологи получают из наблюдений за извержениями вулканов. Наука сейсмология – наука о землетрясениях. На основании сейсмических данных в строении Земли выделяют 3 главные оболочки, отличающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и физическими свойствами.
Немного истории. Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД (Фото вырезать и приклеить на ватман с дальнейшим рассказом по фото)
Лист самооценки учащихся
Тема «Внутреннее строение Земли»
Показатели
|
Отметка
|
2
|
3
|
4
|
5
|
учителя
|
Я знаю строение Земли
|
|
|
|
|
|
Могу воспроизвести строение Земли по памяти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я могу рассказать о практическом значении горных пород: уголь, мрамор, калийная соль,
гранит
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я могу дать описание горных пород
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки своей деятельности во время работы
№
|
Вопросы
|
Удовлетворительно
|
Хорошо
|
Отлично
|
Примечания
|
1.
|
Моя работа с таблицами в группе
|
|
|
|
|
2.
|
Я научился в тексте искать нужную информацию
|
|
|
|
|
3.
|
Своё выступление
с результатом проекта я оцениваю
|
|
|
|
|
4.
|
Я научился по карточкам говорить о практическом применении горных пород
|
|
|
|
|
5.
|
Меня оценила группа в работе
|
|
|
|
|
|