УТВЕРЖДАЮ
Ректор ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
___________________ А.В. Молодчик
«_____» _____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины
ИСТОРИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Направление
40.03.01 «Юриспруденция»
Направленность образовательной программы (профиль)
«Уголовно-правовая подготовка»
является единой для всех форм обучения
Автор: к.и.н., доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины»
ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» М.С. Нагорная
Челябинск
2017
История правоохранительных органов: Рабочая программа дисциплины / М.С. Нагорная. – Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2017. – 75 с.
История правоохранительных органов: Рабочая программа дисциплины по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» является единой для всех форм обучения. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета от 21.04.2017 г., протокол № 9
Программа утверждена на заседании Ученого совета от 26.04.2017 г., протокол № 9.
Автор: к.и.н., доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины»
ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» М.С. Нагорная
Рецензенты:
© Издательство ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Введение……………………………………………………………………..……………..4
Тематическое планирование…………………………………………………..………….12
Содержание дисциплины курса……………………………...…………………………..13
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся…………………………………………………………………..………………….17
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины …………………………………………………………………………….31
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «интернет», необходимых для освоения дисциплины ……………………………………………………..…33
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем……………………………………………………..…….33
Материально-техническое обеспечение дисциплины, необходимой для освоения дисциплины ………...…………………………………………………………….……………….33
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……………………………………………………………………………...………………………34
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ………………………………............................................................................................53
|
I ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа дисциплины «История правоохранительных органов» предназначена для реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее ФГОС ВО) по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» и является единой для всех форм и сроков обучения.
1 Указание места дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплины, предшествующие изучению данной дисциплины, практики и формирующие аналогичные компетенции
|
Код компетенции предшествующей дисциплины, практики
|
Объект междисциплинарной связи
|
Код компетенции дисциплины, практики, ГИА, изучаемые в последующих семестрах и формирующие аналогичные компетенции
|
Дисциплины, практики, ГИА, изучаемые в последующих семестрах и формирующие аналогичные компетенции
|
Дисциплины, практики, ГИА в соответствии с учебным планом
|
Код компетенции дисциплины, практики, ГИА в соответствии с учебным планом
|
История, история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, -
|
ОПК-2
|
История правоохранительных органов
|
ОПК-2
|
ОПК-2
|
финансовое право, правоохранительные органы, международное сотрудничество в области борьбы с преступностью
|
-
|
ОПК-4
|
История правоохранительных органов
|
ОПК-4
|
ОПК-4
|
Профессиональная этика, уголовный процесс, учебная практика, производственная практика Б2П1, производственная практика Б2П2
|
Дисциплина «История правоохранительных органов» относится к вариативной части обязательных дисциплин блока Б.1.В.ОД.4
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «История правоохранительных органов», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Таблица 1− Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Код компетенции
|
Наименование компетенции
|
Вид деятельности и проф. задачи
|
Планируемые результаты
|
Уровень освоения компетенции
|
ОПК-2
|
способность работать на благо общества и государства
|
Правоприменительная деятельность: составлять юридические документы
|
знать:
- специфику деятельности правоохранительных органов России.
- роль правоохранительных органов в политической системе общества, в общественной жизни;
уметь:
самостоятельно мыслить; анализировать социальные, экономические, правовые и политические, культурные проблемы и процессы, влияющие на деятельность правоохранительных органов,
-
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
комментировать документы, составлять схемы, таблицы, диаграммы; делать доклады, презентации, сообщения, рефераты; решать тесты, выполнять компетентностно-ориентированные задания;
- осознавать социальную значимость своей деятельности.
работать на благо общества и государства.
владеть:
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- навыками работы в коллективе в соответствии с правовыми нормами и нормами этикета; технологиями командной работы;
- способностью работать на благо общества и государства
|
Пороговый
|
знать:
- специфику деятельности правоохранительных органов России, зарубежных стран в современных социально-экономических и политических условиях развития.
- роль правоохранительных органов в политической системе общества, в общественной жизни;
уметь:
самостоятельно мыслить; анализировать социальные, экономические, правовые и политические, культурные проблемы и процессы, влияющие на деятельность правоохранительных органов,
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
-
аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам деятельности правоохранительных органов;
комментировать документы, составлять схемы, таблицы, диаграммы; реферировать статьи из научных журналов; делать доклады, презентации, сообщения, писать эссе, рефераты; решать тесты, выполнять компетентностно-ориентированные задания;
- осознавать социальную значимость своей деятельности.
работать на благо общества и государства.
владеть:
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
навыками разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
методикой выполнения компетентностно-ориентированных заданий, проектной деятельности
- навыками работы в коллективе в соответствии с правовыми нормами и нормами этикета; технологиями командной работы;
способностью работать на благо общества и государства
|
Базовый
|
знать:
- специфику деятельности правоохранительных органов России, зарубежных стран в современных социально-экономических и политических условиях развития.
- роль правоохранительных органов в политической системе общества, в общественной жизни;
уметь:
самостоятельно мыслить; научно анализировать социальные, экономические, правовые и политические, культурные проблемы и процессы, влияющие на деятельность правоохранительных органов,
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
-
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам деятельности правоохранительных органов; вести научные дискуссии;
юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
комментировать документы, исследования; составлять схемы, таблицы, диаграммы; реферировать научно-популярные статьи из научных журналов; делать доклады, презентации, сообщения, писать эссе, рефераты; решать тесты, выполнять компетентностно-ориентированные задания;
- осознавать социальную значимость своей деятельности.
работать на благо общества и государства
владеть:
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
навыками юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
навыками разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
методикой выполнения компетентностно-ориентированных заданий, проектной деятельности
- навыками работы в коллективе в соответствии с правовыми нормами и нормами этикета; технологиями командной работы;
способностью работать на благо общества и государства
|
Продвинутый
|
ОПК-4
|
способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу
|
Экспертно-консультационная деятельность: осуществление правовой экспертизы документов
|
знать:
- основные термины истории правоохранительных органов;
- факты, события, явления, личности, основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития правоохранительных органов российского государства, зарубежных стран;
уметь:
-
понимать место и роль правоохранительных органов России в истории человечества и в современном мире;
правильно оценивать современное состояние правоохранительных органов, а также перспективы их развития;
сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу
владеть:
способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества;
сформированной гражданской позицией;
навыками сохранения и укрепления доверия общества к юридическому сообществу
|
пороговый
|
|
знать:
- основные термины истории правоохранительных органов;
- основные нормативно-правовые акты, касающиеся правоохранительных органов России;
- факты, события, явления, личности, основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития правоохранительных органов российского государства, зарубежных стран;
уметь:
понимать место и роль правоохранительных органов России в истории человечества и в современном мире;
-
определять закономерности и тенденции развития правоохранительных органов России и зарубежных стран;
творчески осмысливать опыт, накопленный правоохранительными органами в процессе выполнения ими своих функций;
анализировать и оценивать исторические события и процессы; систематизировать, классифицировать, типологизировать данные по истории правоохранительных органов в пределах программы;
правильно оценивать современное состояние правоохранительных органов, а также перспективы их развития на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу
владеть:
способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества;
сформированной гражданской позицией;
навыками публичной и деловой письменной и устной речи, аргументации;
навыками сохранения и укрепления доверия общества к юридическому сообществу
|
базовый
|
|
знать:
- объект, предмет, функции, цели, задачи, методологию, основные термины истории правоохранительных органов;
- основные исторические источники ИПО;
- основные нормативно-правовые акты, касающиеся правоохранительных органов России;
- историографию отечественной и зарубежной истории правоохранительных органов;
- факты, события, явления, личности, основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития правоохранительных органов российского государства, зарубежных стран;
уметь:
понимать место и роль правоохранительных органов России в истории человечества и в современном мире;
-
определять закономерности и тенденции развития правоохранительных органов России и зарубежных стран;
творчески осмысливать опыт, накопленный правоохранительными органами в процессе выполнения ими своих функций;
с научных позиций анализировать и оценивать исторические события и процессы; систематизировать, классифицировать, типологизировать данные по истории правоохранительных органов в пределах программы;
устанавливать причинно-следственные связи между государственно-правовыми явлениями и прогнозирования дальнейшего развития правоохранительных органов;
правильно оценивать современное состояние правоохранительных органов, а также перспективы их развития на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу
владеть:
способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества;
сформированной гражданской позицией;
навыками публичной и научной литературной и деловой письменной и устной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
навыками сохранения и укрепления доверия общества к юридическому сообществу
|
продвинутый
|
II ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная
1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
|
Всего
час./зач.ед., форма контроля
|
Количество семестров
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем:
|
72
|
1
|
В том числе:
|
|
Лекции
|
18
|
Практические занятия (ПЗ)
|
54
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
Курсовое проектирование
|
|
Самостоятельная работа
|
90
|
Вид промежуточной аттестации по семестру
|
Экзамен, 18
|
Общая трудоемкость
|
180/5
|
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года, 6 месяцев
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очно-заочная
1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
|
Всего
час./зач.ед., форма контроля
|
Количество семестров
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем:
|
18
|
1
|
В том числе:
|
|
Лекции
|
6
|
Практические занятия (ПЗ)
|
12
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
Курсовое проектирование
|
|
Самостоятельная работа
|
144
|
Вид промежуточной аттестации по семестру
|
Экзамен, 18
|
Общая трудоемкость
|
180/5
|
III СОДЕРЖАНИЕ дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная
Наименование тем (разделов) дисциплины
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем
|
Самостоятельная работа студентов
|
Всего час.
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Лабораторные
|
Введение в дисциплину «История правоохранительных органов»
|
2
|
|
|
9
|
11
|
История становления судебных органов
|
2
|
8
|
|
9
|
19
|
История развития адвокатуры
|
2
|
8
|
|
9
|
19
|
Учреждение и развитие прокуратуры
|
2
|
8
|
|
9
|
19
|
История становления полиции России
|
2
|
6
|
|
9
|
17
|
Становление и развитие Министерства юстиции
|
2
|
4
|
|
9
|
15
|
История уголовно-исполнительной системы
|
1
|
4
|
|
9
|
14
|
История развития службы судебных приставов
|
1
|
4
|
|
9
|
14
|
История спецслужб России
|
2
|
6
|
|
9
|
17
|
Этапы становления таможенных органов
|
2
|
6
|
|
9
|
17
|
Экзамен
|
|
|
|
|
18
|
ВСЕГО
|
18
|
54
|
|
90
|
180
|
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года, 6 месяцев
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очно-заочная
Наименование тем (разделов) дисциплины
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем
|
Самостоятельная работа студентов
|
Всего час.
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Лабораторные
|
Введение в дисциплину «История правоохранительных органов»
|
2
|
|
|
14
|
16
|
История становления судебных органов
|
1
|
2
|
|
15
|
18
|
История развития адвокатуры
|
|
1
|
|
15
|
16
|
Учреждение и развитие прокуратуры
|
|
1
|
|
15
|
16
|
История становления полиции России
|
1
|
2
|
|
15
|
18
|
Становление и развитие Министерства юстиции
|
1
|
1
|
|
14
|
16
|
История уголовно-исполнительной системы
|
|
0,5
|
|
14
|
14,5
|
История развития службы судебных приставов
|
|
0,5
|
|
14
|
14,5
|
История спецслужб России
|
1
|
2
|
|
14
|
17
|
Этапы становления таможенных органов
|
|
2
|
|
14
|
16
|
Экзамен
|
|
|
|
|
18
|
ВСЕГО
|
6
|
12
|
|
144
|
180
|
3.2 Содержание дисциплины, структурированное по темам
Тема 1. Введение в дисциплину История правоохранительных органов
Содержание темы: Понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов. Предмет и система дисциплины «История правоохранительных органов». Основные задачи изучаемого курса. Соотношение курса с другими дисциплинами. Источники курса «История правоохранительных органов». Историография курса «История правоохранительных органов»
Тема 2. История становления судебных органов
Содержание темы: История становления и развития судебной системы за рубежом. Периодизация процесса становления суда в России. Догосударственный период. Судоустройство Древней Руси. Суд в Золотой Орде, в средневековых государствах и у народов России. Суд и судебный процесс в Новгородской и Псковской республиках. Судоустройство Московской Руси (по Судебникам 1497 и 1550 гг). История суда и процесса в России в 17 столетии (по Соборному Уложению). Церковный суд. Развитие судебной системы в России в первой половине XVIII века. Судебная система в России во второй половине 18 века – первой половине 19 столетия. Судебный уставы России 1864 года. Судебная контрреформа, суд и процесс в России в 1889-1917 гг. Судебная система в советский период (1917-1920-е гг.). История советского суда в 1930-е – 1941 гг. Суд и процесс в СССР в годы Великой Отечественной войны. Апогей сталинизма: советский суд послевоенного времени (1945-1953 гг.). Судебная система СССР в 1954-1991 гг. Концепция судебно-правовой реформы 1991 г. Общая характеристика судебной системы РФ. Положения о судебной системе в Конституции РФ. Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 года № 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ (последняя редакция). Деятельность мировых судей. Федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 20.08.2004 N 113-ФЗ (последняя редакция). Российская Федерация и международные суды. Европейский суд по правам человека. Конституционный суд РФ. Верховный суд РФ. Арбитражные суды. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Тема 3. История развития адвокатуры
Содержание темы: Возникновение отечественного института адвокатуры. Адвокатура России до 1864 г. Введение института присяжных поверенных в ходе судебной реформы императора Александра II. Выдающиеся представители адвокатуры конца Х1Х в.: - Кони Анатолий Федорович; - Фёдор Ники́форович Плева́ко; - Стасов Дмитрий Васильевич; - Спасович Владимир Данилович; - Урусов Александр Иванович; - Карабчевский Николай Платонович. Адвокатура в период строительства основ социализма. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г. и 16 августа 1939 г. Развитие адвокатуры в советский период. Организация и полномочия органов коллегии адвокатов по Положению об адвокатуре РСФСР 1980 г. Становление современной российской адвокатуры. Особенности построения адвокатуры по ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" Федеральная палата адвокатов в РФ. КПЭА. Выдающиеся юристы современности: - Павел Астахов; - Михаил Барщевский; - Анатолий Кучерена; - Генри Резник; - Генрих Падва и др.
Тема 4. Учреждение и развитие прокуратуры
Содержание темы: Исторические предпосылки учреждения прокуратуры в России. Развитие дореформенной (петровской) прокуратуры (1722-1864 гг.). Павел Иванович Ягужинский. Пореформенная прокуратура (1864-1917 гг.). Восстановление и развитие прокуратуры в советский период (1922-1991 гг.). Место и роль прокуратуры на современном этапе развития. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА Конституции РФ. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ (последняя редакция)
Тема 5. История становления полиции России
Содержание темы: Генезис охраны порядка на Руси (с древнейших времен до 1497 г.). Защита правопорядка в Российском централизованном государстве (1497 г. - конец 17 столетия). Судебник 1497. Судебник 1550. Уставная книга разбойного приказа 1555. Наказ о градском благочинии от 6 апреля 1649. Соборное Уложение 1649. Развитие полиции во времена Петра I. Благочиние в России периода дворцовых переворотов. История полиции в первой половине Х1Х столетия. Министерство внутренних дел. Министерство полиции. Преобразования полиции в период реформа Александра II. Сыскная полиция. Формирование и развитие советской милиции (1917-1991 гг.). МВД РФ. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Полиция Российской Федерации. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ. Следственный комитет РФ. История. Структура. Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ. Национальное центральное бюро Интерпола.
Тема 6. Становление и развитие Министерства юстиции
Содержание темы: Исторические предпосылки возникновения и создания органов юстиции в Российской империи до 1802 гг. Учреждение Министерства юстиции. М.М.Сперанский. Представительство министров юстиции Российской империи в Международном трибунале, Международной палате Третейского суда в Гааге. Органы юстиции в советские период. Министерство юстиции РФ: цели, задачи, полномочия, структура. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 (в последней редакции). Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека
Тема 7. История уголовно-исполнительной системы
Содержание темы: Система наказаний в Российском централизованном государстве. Уголовно-исполнительная система в 1-й половине XIX в. Пенитенциарные реформы в России во 2-й половине XIX- начале XX в. Уголовно-исполнительная система советского периода. Органы исполнения наказаний в современный период. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России): цели, задачи, полномочия, структура. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
Тема 8. История развития Службы судебных приставов
Содержание темы: Обеспечение судопроизводства и исполнение судебных решений и административных органов (IХ – ХIII века Древней Руси). Предпосылки возникновения системы государственного принудительного исполнения в России. Правовой статус и полномочия судебного пристава в период формирования централизованного русского государства в XV – XVI веках (судебник Ивана III). Правовой статус и полномочия судебного исполнителя в свете реформ Петра I (Урядный приказ). Исполнение судебных решений в период реформ Александра II. История становления и развития института судебных приставов в СССР. Федеральная служба судебных приставов в системе государственных органов Российской Федерации.
Тема 9. История спецслужб России
Содержание темы: Специальные службы: понятие, виды, направления деятельности. Становление органов государственной безопасности. Первые органы государственной безопасности в России. Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии. Образование военной контрразведки. Образование ВЧК и его деятельность. Первая реформа спецслужб Советской России. Образование ОГПУ и новых органов внесудебной расправы. Образование НКВД СССР. Период массовых репрессий. Образование и деятельности Комитета государственной безопасности СССР. Федеральная служба безопасности Российской Федерации, ее структура и полномочия. Федеральная служба войск национальной гвардии РФ. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
Тема 10. Этапы становления таможенных органов
Содержание темы: Зарождение таможни в Древней Руси (XII - XIII века). Таможенное дело в XIV - XV веках. Таможенная часть в царствование Алексея Михайловича. Система таможенных органов при Петре I. Таможенная система в царствование Императрицы Елизаветы Петровны. Таможенная политика времен Екатерины II. Таможенные органы Российской империи в первой половине XIX в. Влияние реформ Александра II на таможенные органы. Таможенные органы России во второй половине XIX - начале ХХ вв. Формирование и развитие советской таможенной системы. Современная система таможенных органов. ФТС
|