СОГЛАСОВАНО
Начальник Главного управления
МЧС России по Волгоградской
области
генерал-майор внутренней службы
|
УТВЕРЖДАЮ
Председатель комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области
|
О.В.Гребенюк
|
Ю.Т.Наурзалиев
|
«___» _____________ 2016г.
|
«___» _____________ 2016г.
|
Дополнительная профессиональная образовательная программа
повышения квалификации
"ПОДГОТОВКА МАТРОСОВ-СПАСАТЕЛЕЙ ВЕДОМСТВЕННЫХ ПОСТОВ В МЕСТАХ МАССОВОГО ОТДЫХА НАСЕЛЕНИЯ И НА ПЛЯЖАХ"
г.Волгоград
2016 год
-
Пояснительная записка
Программа подготовки матросов-спасателей ведомственных постов в местах массового отдыха населения и на пляжах(далее - Программа) в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Волгоградской области» (далее - УМЦ) разработана в соответствии Типовой программой подготовки матросов-спасателей спасательных пунктов Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Положением о государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, нормативной правовой базой Волгоградской области.
Программа определяет систему подготовки матросов-спасателей, обеспечивающих работу ведомственных постов в местах массового отдыха населения и на пляжах Волгоградской области.
Основной задачей Программы является получение слушателями знаний и практических навыков в оказании помощи терпящим бедствие на воде и первой (доврачебной) помощи пострадавшим, использовании различных видов спасательных средств, а также проведении профилактических мероприятий.
Программа предусматривает лекционный метод преподавания в сочетании с практическими занятиями. Практические занятия проводятся на штатных спасательных средствах поста.
Особое внимание при подготовке слушателей уделяется соблюдению мер безопасности.
В процессе обучения допускается внесение изменений, как в содержание программного материала, так и в распределение учебных часов по отдельным темам в пределах времени, отведенного на дисциплину.
Обучение слушателей завершается сдачей зачета и нормативов (приложение 1). Форма проведения зачета и его содержание разрабатываются преподавателями УМЦ и утверждаются директором УМЦ. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой директором УМЦ.
По окончании обучения выдается удостоверение установленного образца.
Требования к уровню освоения курса обучения
В результате прохождения курса обучения матросы-спасателиведомственных постов в местах массового отдыха населения и на пляжах должны:
знать:
основные понятия о классификации средств, необходимых для проведения поисково-спасательных и других работ на водных акваториях;
приемы и способы поиска, спасения и оказания первой медицинской помощи пострадавшим на водных акваториях;
особенности эксплуатации водных судов и управления ими;
правила безопасного поведения на воде;
возможные чрезвычайные ситуации в зоне ответственности;
уметь:
проводить поисково-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных акваториях;
управлять плавсредствами;
преодолевать различные виды препятствий на реках;
быстро приспосабливаться к экстремальным условиям, применять приемы выживания и поддержания жизнедеятельности;
оказывать пострадавшим медицинскую и психологическую помощь, определять состояние пострадавших, применять приемы их транспортировки.
3. Учебно-тематический план
Цель обучения:получение слушателями знаний и практических навыков в оказании помощи терпящим бедствие на воде и первой (доврачебной) помощи пострадавшим, использовании различных видов спасательных средств, а также проведении профилактических мероприятий.
Категории обучаемых:матросы-спасатели ведомственных постов в местах массового отдыха населения и на пляжах.
Продолжительность обучения: 36 учебных часов.
Форма обучения: с отрывом от работы.
Режим занятий: 5 дней по 7-8 учебных часов.
№ п/п
|
Наименование разделов
и тем
|
Категория обучаемых и количество часов на отработку всех тем
|
Матросы-спасатели ведомственных постов в местах массового отдыха населения и на пляжах
|
Кол-во учебных часов
|
Всего
|
Лекции
|
Практические
занятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
|
Основные руководящие документы по обеспечению безопасности людей на водных объектах
|
7
|
6
|
1
|
1.
|
Правила охраны жизни людей на воде в Волгоградской области
|
2
|
2
|
-
|
2.
|
Типовые штаты спасательных постов, условия оплаты труда, рабочее время
|
1
|
1
|
-
|
3.
|
Типовые инструкции личному составу спасательного поста
|
2
|
2
|
-
|
4.
|
Документация спасательного поста
|
2
|
1
|
1
|
|
Снабжение имуществом и оборудованием
|
1
|
1
|
-
|
1.
|
Снабжение имуществом и оборудованием
|
1
|
1
|
-
|
|
Практическая деятельность
|
22
|
13
|
9
|
1.
|
Спасательная подготовка
|
8
|
3
|
5
|
2.
|
Устройство, эксплуатация и содержание спасательныхплавсредств
|
3
|
3
|
-
|
3.
|
Спасательные средства и их применение
|
5
|
2
|
3
|
4.
|
Наблюдение, сигнализация и связь
|
3
|
2
|
1
|
5.
|
Профилактика несчастных случаев на воде
|
2
|
2
|
-
|
6.
|
Учебные задачи по подготовке спасательных
постов С-1,С-2, С-3
|
1
|
1
|
-
|
|
Охрана окружающей среды
|
1
|
1
|
-
|
1.
|
Охрана окружающей среды
|
1
|
1
|
-
|
|
Охрана труда и техника безопасности
|
3
|
3
|
-
|
1.
|
Охрана труда и техника безопасности
|
3
|
3
|
-
|
|
Зачет
|
2
|
2
|
|
|
Всего часов занятий под руководством преподавателя
|
36
|
27
|
9
|
Содержание тем занятий
Основные руководящие документы по обеспечению безопасности людей на водоемах
Тема 1. Правила охраны жизни людей на воде в Волгоградской области.
Основные задачи, функции и права спасателей. Основные требования правил охраны жизни людей на воде:
по обеспечению безопасности населения на пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах, при пользовании наплавными мостами, паромными и ледовыми переправами, при производстве работ по выемке грунта и выколке льда;
по обеспечению безопасности детей на пляжах и в детских учреждениях, расположенных у водоемов.
Понятие о зоне оперативного действия и профилактическом районе спасательного поста.
Тема 2. Типовые штаты спасательных постов, условия оплаты труда, рабочее время.
Продолжительность рабочего дня и рабочей недели спасателей.
Тема 3. Типовые инструкции личному составу спасательного поста.
Типовые инструкции личному составу спасательного поста, дежурному по спасательному посту, дежурным патрулирующего катера (мотолодки), вахтенному, патрулирующему на побережье водоема, дружинникам-спасателям.
Тема 4. Документация спасательного поста.
Вахтенный журнал, порядок ведения.Книга актов о несчастных случаях с людьми на воде, порядок оформления.
Методика заполнения и сроки представления установленных учетных и отчетных документов.
Практические занятия: заполнение вахтенного журнала и акта о несчастном случае с людьми на воде по заданному условию.
Снабжение имуществом и оборудованием
Тема 1. Снабжение имуществом и оборудованием.
Табели снабжения спасательных постов. Нормы обеспечения плавсредствами, имуществом и оборудованием.
Практическая деятельность
Тема 1. Спасательная подготовка.
Действия личного состава по спасательной тревоге в весенне-летний и осенний периоды.
Действия личного состава по спасательной тревоге в осенне-зимний период.
Организация и проведение работ по спасению терпящих бедствие на воде, поиску и извлечению утонувших.
Использование плавательного комплекта № 1 (ласты, маска, дыхательная трубка).
Приемы извлечения утопающего из воды, освобождение от захватов, способы буксировки пострадавшего.
Первая медицинская помощь пострадавшему на воде.
Понятие о клинической и биологической смерти. Признаки утопления.
Подготовка к проведению искусственного дыхания.
Методы проведения искусственного дыхания способами "изо рта в рот" и "изо рта в нос" в сочетании с непрямым массажем сердца.
Содержание санитарной сумки, назначение и применение медикаментов.
Применение аппаратов искусственного дыхания.
Особенности первой медицинской помощи пострадавшим на воде в зимних условиях.
Спортивно-профессиональная подготовка.
Нормативы спасателя и их отработка.
Спасательное многоборье.
Практические занятия: отработка способов искусственного дыхания в сочетании с непрямым массажем сердца, тренировки и сдача нормативов спасателя.
Тема 2. Устройство, эксплуатация и содержание спасательных плавсредств.
Общие понятия об устройстве и управлении спасательной шлюпкой и моторной лодкой.
Технические характеристики и устройство спасательных плавсредств.
Содержание, эксплуатация, ремонт и хранение спасательных плавсредств и лодочных моторов.
Такелажные работы, вязание морских узлов.
Тема 3. Спасательные средства и их применение.
Проведение спасательных работ с использованием плавсредств. Подготовка спасательной лодки к выходу по тревоге.
Виды спасательных средств, Устройство спасательного круга, жилета (нагрудника), "конца Александрова", спасательной доски, лестницы, саней. Применение спасательных средств в летних и зимних условиях.
Принципы действия акваланга и пользования им.
Техника гребли и управление спасательной лодкой, подход к терпящему бедствие и подъем его на борт.
Спасание провалившегося на льду с применением подручных средств.
Практические занятия: подача спасательного круга и "конца Александрова" на дальность и точность. Подготовка спасательной лодки к выходу по тревоге. Гребля и управление лодкой. Отработка методов подхода на спасательной лодке к пострадавшему и подъем его на борт.
Тема 4. Наблюдение, сигнализация и связь.
Очередность дежурств и обязанности вахтенного наблюдателя.
Порядок поддержания связи со спасательными станциями, медицинскими пунктами, постами милиции, добровольными народными дружинами.
Устройство и применение громкоговорящей установки (мегафона), бинокля, ракетницы.
Штормовые сигналы и сигналы бедствия. Признаки ухудшения погоды.
Практические занятия: пользование средствами громкоговорящей связи, ракетницей. Подача сигналов бедствия.
Тема 5. Профилактика несчастных случаев на воде.
Зона оперативного действия и профилактический район спасательного пункта.
Пропаганда безопасности на воде с использованием средств громкоговорящей связи, стендов, щитов, плакатов, листовок и др.
Ограждение опасных для купания мест и выставление знаков безопасности на воде.
Проведение лекций и бесед с населением, в школах, других детских учреждениях по разъяснению правил поведения на воде.
Взаимодействие с представителями государственных и общественных организаций по обеспечению безопасности жизни людей на воде.
Анализ причин несчастных случаев с людьми на воде и мероприятия по их предупреждению.
Тема 6. Учебные задачи по подготовке спасательных пунктов С-1, С-2, С-3.
Содержание учебных задач, мероприятия и порядок их отработки.
Охрана окружающей среды.
Тема 1. Охрана окружающей среды.
Рекомендации по снижению отрицательного воздействия маломерных судов и их стоянок на окружающую среду.
Требования к двигателям маломерных судов.
Ответственность за нарушение природоохранительного законодательства.
Действия матроса-спасателя при обнаружении нарушений природоохранительного законодательства.
Охрана труда и техника безопасности
Тема 1. Охрана труда и техника безопасности.
Общегосударственные и отраслевые правила и нормы по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.
Организация труда на рабочем месте.
Производственный травматизм и меры по его предупреждению
Общие санитарно-гигиенические требования к помещениям и рабочим местам.
Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Средства пожаротушения. Действия в случае пожара.
5. Учебно-методическое обеспечение курса обучения
5.1. Список литературы
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15.04.2009 №389 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах Волгоградской области".
С.К.Шойгу и др., «Учебник спасателя», ЗАО НПЦ «Средства спасения», 2002 г.
«Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим», В.Ю.Давыдов, Москва, издательство «Советский спорт»», 2007 г.
Учебное пособие «Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях» В.В.Шаховец, А.В.Виноградов, Москва, 2006 г.
Учебное пособие «Основы медицинских знаний», Ростов-на-Дону «Феникс», 2001 г.
Учебное пособие «Первая помощь в ожидании врача» Н.И.Федюкович, Ростов-на-Дону «Феникс», 2000 г.
5.2. Средства обеспечения курса обучения
Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD проигрыватель, проекционное оборудование.
Видеофильмы.
Презентации лекций.
Плакаты.
Манекен-тренажер “Оживленная Анна”; манекен пластиковый «Гоша»; манекен «Младенец»; медицинское имущество для проведения практических занятий.
Директор ГБОУ ДПО УМЦ по ГОЧС и ПБ В.В.Катаев
согласовано
Заместитель председателя комитета
по обеспечению безопасности
жизнедеятельности населения
Волгоградской области В.Г.Букин
Приложение 1
к Программе подготовки матросов-
спасателей спасательных постов в местах
массового отдыха населения и на пляжах
НОРМАТИВЫ СПАСАТЕЛЯ ВЕДОМСТВЕННОГО
(ОБЩЕСТВЕННОГО) СПАСАТЕЛЬНОГО ПОСТА
Наименование норматива
|
Мужчины
|
Женщины
|
1. Плавание вольным стилем в ластах
|
200 м - 3 мин.
|
100 м - 4 мин.
|
2. Плавание вольным стилем без ласт
|
200 м - 4 мин.
|
100 м - 5 мин.
|
3. Ныряние в длину (в ластах и без ласт)
|
10м
|
8м
|
4. Буксировка терпящего бедствие на воде
|
25м
|
15м
|
5. Плавание в одежде (брюках, рубашке, платье)
|
25м
|
20м
|
6. Гребля на спасательной лодке на расстоянии 1000 м
|
10 мин.
|
15 мин.
|
7. Подача спасательного круга (вес 2,5 кг)
|
15 м
|
10 м
|
8. Подача "конца Александрова"
|
20 м
|
12 м
|
9. Поиск и извлечение манекена с грунта в квадрате 4x4 м
|
глубина 2,5 м
|
глубина 2,5 м
|
Примечание: при подаче спасательного круга и конца "Александрова" отклонения в обе стороны от оси ориентировочного буя (поплавка) не должны превышать 2-х метров.
|