Скачать 371.21 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА На правах рукописи Ли Гуаньцюнь МОРСКАЯ ПОЛИТИКА КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Специальность 23.00.04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук Москва - 2012 Диссертация выполнена на кафедре региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова
Защита состоится 17 октября 2012 года в ___ часов на заседании Диссертационного совета Д 501.001.47 по политическим наукам при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект д. 27, корп. 4, факультет политологии, ауд. Г624. С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский пр., д.27 (сектор «А», к.812). Автореферат размещен на сайте факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова: http://polit.msu.ru/next_asp/diss_council/ Автореферат разослан « ____ » ______________ 2012 г.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Мировой океан, занимая площадь равную 71% поверхности земного шара, играет исключительно важную роль в жизни нашей планеты. Моря и океаны – это огромная сфера хозяйственной деятельности ее населения. По ним проходят судоходные маршруты, они обеспечивают добывающую базу биологических ресурсов, хранят в своих недрах огромные запасы полезных ископаемых, к разработке которых, по сути, человечество только приступило. В связи с этим, освоение Мирового океана и морских ресурсов становится приоритетным направлением в политическом и экономическом развитии большинства стран мира. Экономика Китайской Народной Республики в значительной степени зависит от эффективности морской хозяйственной деятельности, включая морские перевозки, исследование, освоение и промышленное использование ресурсов Мирового океана. Стоит отметить, что в настоящее время 90% внешнеторговых грузов Китая перевозится морским транспортом. Более 80% нефти доставляется в КНР морским путем. Вместе с тем организация и осуществление морской деятельности государства тесно связана с решением задач по вопросам обеспечения морской безопасности. В свою очередь от обеспечения морской безопасности существенным образом зависит национальная безопасность КНР в целом. В последние годы активизировалась политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, направленная на ограничение морской деятельности КНР в регионе. Для обеспечения своих интересов в Мировом океане Япония и Индия также активно участвуют в международной морской деятельности и развивают свои ВМС. Территориальные морские споры, связанные с островами Дяоюйдао (Сэнкаку), спорные районы Южно-Китайского моря, тайваньская проблема, и др. представляют серьезную проблему для Китая. В этих конфликтных зонах усиливающийся Китай имеет свои национальные интересы, которые он намерен защищать и реализовывать, а это в свою очередь сопряжено с парадигмой проводимой им морской политики, уровнем военно-морского потенциала и присутствия в данном районе. Таким образом, морская политика КНР является не только важной частью национальной стратегии экономического развития, но и влияет на внешнюю политику страны, а также на международные отношения. Исходя из вышеизложенного, актуальность темы исследования определяется рядом положений. Во-первых, возрастанием значения морской хозяйственной деятельности в развитии экономики страны и потребностью уточнения национальных интересов КНР в Мировом океане. Во-вторых, необходимостью всестороннего анализа проблем, связанных с морской политикой КНР в современном мире и в том числе проблем, связанных с обеспечением морской безопасности Китая. В-третьих, потребностью проведения исследования содержания морской деятельности КНР с целью получения объективной оценки результатов морской политики Китая за последнее десятилетие. В-четвертых, необходимостью определения содержания современной военно-морской стратегии Китая и приоритетных направлений в развитии ВМС НОАК как основного инструмента внешней политики и гаранта обеспечения суверенитета, суверенных прав и юрисдикции, распространяющихся на соответствующие морские пространства и морское дно. В-пятых, недостаточной разработанностью темы в китайских, российских и западных научных работах, относящихся к исследованию современной морской политики Китая. Степень разработанности темы. К концу XIX века научные подходы к определению морской политики формировались на основе концепции маринизма, суть которой заключалась в том, что «судьбы человечества решаются на просторах Мирового океана, а движущей силой прогресса является конкуренция между морской (островной, приморской) и сухопутной (континентальной) силами»1. Идеи маринизма легли в основу теории владения морем Ф. Коломба2 и теории морской силы А. Мэхэна3, а затем в морскую стратегию, ядром которой являлась концепция морской мощи как важнейшего фактора, влияющего на установление мирового господства. Один из основателей советской морской стратегии С.Г. Горшков в своей работе «Морская мощь государства» 4 создал свою теорию морской мощи. По мнению С.Г. Горшкова, понятие «морской мощи» включает возможность государства в изучении (исследовании) океана и освоении его богатств, состояние транспортного и промыслового флотов и их способность обеспечивать потребности государства, а также наличие соответствующего интересам этого государства военно-морского флота. Если А. Мэхэн рассматривал море как сферу применения «морской силы», то С. Горшков считал Океан объектом исследования и развития экономики государства. Подобная геополитика трансформировалась в различные формулы достижения мирового господства, которые постепенно приобретали глобальный смысл. В современных условиях при рассмотрении морской политики и международных морских отношений необходимо учитывать процесс глобализации. Проявления глобализации в Мировом океане многогранны. В этой связи можно выделить труды российских (В. Синецкого, С.Е. Паля, Л. Ходова, Д. Синая, В. Писарева, А.Л. Колодкина, Е.С. Смирнова), западных (П. Жака, Ж. Тангреди) и китайских (Чжан Вэньму, Лю Чжуньминя и др.) ученых.5 В своих трудах вышеперечисленные ученые анализируют особенности национальной морской деятельности, возникающие в условиях глобализации, и глобальные проблемы сотрудничества в использовании Мирового океана, в том числе создание норм международного морского права и борьбу с пиратством и терроризмом. В российских, китайских и западных исследованиях, при отсутствии единого подхода к исследованию морской политики Китая, начиная с середины 80-х годов прошлого столетия, появился ряд работ, посвященных ее различным аспектам. Морская стратегия непосредственно связана с геополитической обстановкой, поэтому представляется целесообразным рассмотреть научные исследования, посвященные морской геостратегии Китая. В связи с этим следует отметить работы российских (В. Алдонясова), западных (Ж. Голдберга, Д. Коле) и китайских (Мэн Фаньмина, Лу Биняня и др.) экспертов6. В своих работах данные авторы основное внимание уделяют геополитическим и стратегическим интересам Китая в мировом океане, и усилению международного влияния КНР на базе развития морской геостратегии. Разработка развития морской мощи и военно-морских сил Китая представлена в работах российских (А.Ф. Клименко, А. Шлындова, Д. Певцова, Ю.В. Ведерникова), западных (K. Хидэаки, Г. Билл, О. Рурка) и китайских (Cюй Хуа, Чжан Жэньшаня, Ши Чуньлиня и Чжан Вэньму и др.) ученых7. В этих работах делается вывод о том, что для защиты своих морских интересов и прав в последние годы Китай активно развивает свои военно-морские силы. Военно-морская стратегия Китая перешла от прежней стратегии «береговой обороны» к стратегии «обороны в прибрежных водах», а затем к стратегии «обороны в дальней морской зоне». При этом Китай планомерно и сознательно увеличивает количественные и качественные показатели своего военного флота. Стоит отметить, что большинство западных ученых считают, что можно сделать вывод о появлении агрессивной морской державы «китайского образца». Учитывая это, традиционные морские державы также должны рассматривать «морскую силу» в Азии как ключевой компонент способности защитить свои национальные интересы. Западные ученые В. Харш, З. Хайдер, Д. Сайбал, С. Кодикара, Б. Викас, Б. Дерц и С. Гурприт уделяют внимание стратегии «нитки жемчуга» Китая8. Они отмечают, что Китай сегодня хочет использовать зарубежные базы для усиления своей мощи на море. В то же время, по мнению китайских ученых, цель развития морской силы Китая – обеспечение своих интересов и прав в Мировом океане. Правда, в практическом подходе к определению морской стратегии КНР среди китайских ученых существуют расхождения. Так, китайские ученые Чжан Вэньму, Сунь Лу, Лу Бинянь9, считают, что необходимыми причинами развития морской силы Китая являются следующие: во-первых, морская сила является важным фактором для развития государства; во-вторых, морская сила способствует парированию реальных угроз национальной безопасности и решению ряда проблем, в частности тайваньской проблемы, поэтому КНР должна развивать свою морскую силу; в-третьих, по мере развития экономической глобализации морская сила Китая станет ключом обеспечения национальных интересов за пределами страны; в-четвертых, развитие морской силы может усилить могущество Китая и способствовать обеспечению своих морских интересов. Другая группа китайских ученых, таких, как Сюй Циюй, Лю Синьхуа, Ши Чуньлинь10, не согласны с этой точкой зрения. Исходя из анализа проблемы морской силы с точки зрения обусловленности геополитики, они утверждают, что в качестве развивающейся державы, выбирая морскую стратегию Китай должен продумать общую стратегию страны, найти пути выхода из затруднительного, опасного для страны положения и положить конец конфликту со сверхдержавой. В контексте морской политики и стратегии Китая представляет интерес монография известного китайского профессора Лю Чжунминь «Мировая морская политика и стратегия морского развития Китая»11, в которой главные акцента делаются на исследовании основных морских угроз КНР, в том числе территориальных споров в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также тайваньской проблемы. Несомненный интерес также представляет работа китайского ученого Ши Цзячжу «Морская сила и Китай» 12. В своей книге автор раскрывает, в частности, основы формирования современной китайской морской силы, затрагивает проблемы развития морской экономики, а также вопросы стратегии морской обороны Китая. Кроме того, китайские ученые уделяют большое внимание реальным китайским морским проблемам. В целом они обсуждают следующие вопросы: во-первых, вопрос о китайских морских границах. Среди этих исследователей в области китайско-японских разногласий вокруг архипелага Дяоюйдао /Сэнкаку/ можно отметить работы Лю Юнцзяна, Лунь Чжунжи, Тун Шэна, У Хуй, Ши Цзячжу13. Китайско-японские споры в Восточно-Китайском море анализируются в работах Ли Цзе, Лю Цяна, Юй хайнана, Цзинь Юнмина14. Споры в Южно-Китайском море между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии посвящены работы Лю Цзинбо, Хэ Чжигуна, Линь Хуна, Го Юаня15. Авторы этих работ считают, что для решения спорных вопросов Китаю нужно развивать свои морские силы; если Китай не может решить споры о морских границах, то он не может стать морской державой. Во-вторых, вопрос о Тайване. Для Китая о. Тайвань имеет особое значение: геополитическое, экономическое, стратегическое и т.д. США рассматривают Тайвань в качестве инструмента сдерживания развития Китая и считают Тайвань первым препятствием для выхода ВМС КНР в Тихий океан. Поэтому для решения тайваньской проблемы Китаю нужно перенести акцент стратегии с континента в океан. В связи с этим следует отметить труды Чжу Фэнланя, Лю Гофена, Фэн Ляна, Бай Гуанвэй, Ван Чуньюн, Люй Сюе, Су Сяодун, Ван Вэйнань, Чжан Личан, Луань Сюефэй16. В-третьих, вопрос о безопасности морских коммуникаций Китая, который рассматривается в работах Гао Цзяньцзюня, Лю Цина, Пань Чжунци17. Дилемма «Малаккского пролива» является одним из важных факторов, угрожающих безопасности судоходства Китая. Малаккский пролив не только характеризуется самым высоким уровнем концентрации военно-морских сил США и их союзников, но и привлекает пиратов с давних времен до наших дней. Значительная часть импортируемой нефти в Китай доставляется морским путём, а способность китайских морских сил обеспечить транспортировку энергоресурсов на сегодняшний день ограничена18. Конечно, кроме китайских ученых, российские и зарубежные ученые также анализируют эти проблемы. Проблемы китайско-японских морских споров представлены в работах российских (М. Федорова, В.А. Семин), западных (С. Дин, Ж. Валенсия, И. Амае и др.) ученых.19 Проблемы споров в Южно-Китайском море рассмотрели российские (Е.Д. Степанов, Я. Лексютина, Е.А. Канаев) и западные (Л. Бужинский, И. Сазлан и др.) эксперты. 20 Анализ тайваньской проблемы содержится в трудах российских (В. Кашина, П. Каменова) и западных (A. Kан, Ч. Чэнь, Р. Росс, С. Ван, Д. Валласэ, Л. Эрика) исследователей. 21 Таким образом, анализ содержания российских, китайских и западных научных работ показывает, что отдельные вопросы, связанные с морской деятельность Китая достаточно подробно рассматривались авторами. Однако комплексная работа, в которой было бы проведено исследование содержания морской политики КНР во взаимосвязи с факторами, влияющими на ее формирование и реализацию до настоящего времени не издана. Источниковую базу исследования составили межгосударственные и международные договоры, международные соглашения, а также конвенции. Среди них следует выделить нормативно-правовые акты, связанные с межгосударственными отношениями в морской сфере. Это, например, «Женевские конвенции по морскому праву» 1958 г., «Конвенция ООН по морскому праву» 1982 г., «Повестка дня на XXI век» 1992 г., основополагающие документы ООН. Незаменимым источником по теме являются официальные документы исполнительной и законодательной власти КНР. В них изложены основные цели и приоритеты морской стратегии и политики КНР. В 1998 г., Информационное бюро при Госсовете КНР опубликовало Белую книгу «Развитие морского хозяйства в Китае», в которой содержится информация о состоянии, проблемах и стратегии развития морского хозяйства в Китае. В 19962010 гг. Информационное бюро при Госсовете КНР опубликовало 8 Белых книг по «Национальной обороне Китая». В 1998 и 2011 гг. информационное бюро при Госсовете КНР опубликовало Белые книги «Мирное развитие Китая». В этих документах описываются информации о состоянии, трудностях, целях и направлении развития вооруженных сил КНР. В 2012 г. в КНР были опубликованы «Программа по развитию национальной морской деятельности (20112015 гг.)», «Программа по развитию всекитайских основных морских функциональных районов (20112020 гг.)», «Программа по развитию всекитайского морского хозяйства» «Программа по защите всекитайских остров» и «Программа охраны окружающей среды морей на период 12-й пятилетки (20112015 гг.)». Эти документы будут способствовать быстрому развитию морской экономики Китая. Важны двусторонние декларации и заявления, содержащиеся в ряде совместных документов Китая и США, принятых в ходе и после установления дипломатических отношений между КНР и США в 1979 г. Это «коммюнике об установлении дипломатических отношений между КНР и США» 1979 г., «Китайско-американское совместное коммюнике» 1972, 1982 г., и др. Также необходимо упомянуть ряд совместных документов Китая и Японии, принятых в ходе Китайско-японского политического диалога. Это «Китайско-японская совместная декларация» 1972, 1998 г., «Китайско-японский договор о мире и дружбе» 1978 г., «Китайско-японское совместное заявление о всестороннем продвижении стратегических взаимовыгодных отношений» 2008 г., и др. Наиболее важными документами, регулирующими отношения между Китаем и странами АСЕАН являются «Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море» 2002 г., «Совместная декларация АСЕАН – КНР о сотрудничестве в противодействии нетрадиционным угрозам безопасности» 2002 г., «Совместная декларация АСЕАН – КНР о создании системы стратегического партнерства с целью достижения мира и процветания» 2003 г., и др. В исследовании использовались аналитические и оперативно-информационные материалы специальной и периодической печати российского и иностранного происхождения, раскрывающие различные аспекты исследуемой темы. Материалы и документы, использованные в диссертации, опубликованы в таких официальных изданиях, как «Жэньминь жибао», на сайтах Госсовета, министерства национальной обороны, министерства иностранных дел КНР и ряда других китайских аналитических центров, и в узкоспециальных изданиях, («Газета НОАК», «Хуаньцю шибао», «Зарубежное военное обозрение», «SIPRI Yearbook», «IHS Jane's Defense & Security Intelligence & Analysis», «The Military Balance» и др.). |
Тинтин энергетическая политика кнр на современном этапе Специальность 23. 00. 04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития |
Промышленность и промышленная политика турции на современном этапе (1980-2005) оглавление Поддержка государством частного сектора (малого и среднего предпринимательства) |
||
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и... Внебольничные пневмонии: классификация, патогенез, этиология, эпидемиология, лабораторная диагностика на современном этапе. Аналитический... |
Литература Введение Методологические вопросы совершенствования управления предприятием на современном этапе |
||
Литература стр ... |
Программа повышения квалификации для преподавателей русского языка... Программа предназначена для преподавателей русского языка (в том числе как неродного), специалистов учреждений дополнительного профессионального... |
||
Тракты На современном этапе развития техники компьютерная студия на базе рс превосходит по своим возможностям профессиональные студии Лондона... |
Бюллетень информации по материалам китайской прессы Нр (по данным китайской таможенной статистики) составил 30 млрд. 704 млн. 415 тыс долл. (+49,6%), или 1,89% всего товарооборота Кнр... |
||
Президента республики башкортостан государственному собранию курултаю республики Усиление роли государства и общества – основа социального прогресса на современном этапе |
2. 2Капитальные затраты на организацию франчайзинга салона сотовой связи 33 Франчайзинг как перспективное направление развития предприятий связи на современном этапе 53 |
||
Программа работы конференции Стратегия гимназического образования на современном этапе: 23 – 25 марта 2005г.: материалы всероссийской научно-практической конференции... |
Положение о проведении V всероссийской научно-практической конференции... Целью конференции является определение актуальных проблем и тенденций в развитии педагогики и психологии на современном этапе |
||
Количество часов На современном этапе в нем осуществляется целенаправленное обучение основам конструирования действующих моделей, технических устройств,... |
Роль и место государственной думы федерального собрания российской... Развитие российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы) |
||
Тест: "Вирусология". Задание №1 01. 02 Оптимальным путем развития... Внесение в трудовую книжку данных о присвоении квалификационной категории работнику из числа врачебного, фармацевтического и среднего... |
Аналитическое исследование документов внутреннего пользования харизматической... Секта пятидесятников и ее еретическое учение, которой мы наблюдаем на современном этапе, возникла в начале ХХ века. Но, по мнению... |
Поиск |