Скачать 88.05 Kb.
|
Министерство образования Пермского края Департамент образования администрации г. Перми Государственный университет – Высшая школа экономики Четвертая краевая научно – практическая конференция Университетского округа ГУ – ВШЭ «Критериальное оценивание в условиях компетентностного подхода на уроках русского языка» Автор работы: учитель высшей категории МОУ «СОШ № 72» Матрохина Е.И. Пермь, 2010 Оценивание учебных достижений в условиях компетентностного подхода - отдельная, очень важная методическая проблема. По мнению ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты. Такая возможность появляется на уроке при критериальном оценивании учащихся. Оно подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:
Критерии, применяемые в предметах различных образовательных областей, различаются между собой, но сформированы по одному принципу: выделены основные учебные умения и навыки, сгруппированные потом по схожести в несколько критериев. Именно этот принцип критериального оценивания приобретает особую значимость при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в выпускных классах. Часть «С» проверяется на основе трех основных критериев:А - содержание текста, В- организация текста, С- грамотность. Учитель при этом должен использовать различные формы конкретных заданий и иметь ясные описания идеально выполненной работы. Он включает учащихся в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценку. Рефлексия должна стать обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы. Этот способ описания критериев я использую на уроках русского языка, как при проверке письменных работ: тестов, изложений, сочинений- эссе, так и устных ответов: работа в группе, монологический ответ в научном стиле речи, фронтальный опрос и др. Предварительно знакомлю учащихся с критериями оценки письменной работы. Например, изложение в 8 классе по русскому языку. Объем – 1,5 страниц, время работы- 2 урока (по 40 минут). Инструкции: изложение должно быть написано в классе с использованием плана и черновика. Источники: вы можете пользоваться памяткой «Как работать над изложением», словарями. Оценивание: ваша письменная работа будет оцениваться с помощью критериев: А, В, С.
Текст читается 2 раза. Чтобы удачно написать сочинение, необходимо: 1. Поразмышлять над вопросами:
2. Знать, как пересказать текст. Выполняя контрольную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности задания, выбрать сроки выполнения (из двух дат), при необходимости выполнить ее дважды, апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам контрольной работы поясняю, даю оценку качества работы. Акцент делаю на хорошо выполненных работах и продвижении ранее отстававших учащихся (ситуация успеха). Работа оценивается в баллах (1-10). Правила оценивания устного ответа, например, публичное выступление, в условиях компетентностного подхода должны вырабатываться и уточняться в совместной дискуссии педагога и учащегося. Начиная с 5 класса, каждый ребенок имеет памятку, знает основные требования к устному ответу. Он должен быть полным, логичным, доказательным, последовательным, построенным в научном стиле речи. Наибольшую трудность представляет оценивание в группе. Возникает ряд вопросов: -Как выставлять отметки за групповую работу и как заносить их в журнал? -Как оценить работу в группе, если работали один или два ученика, а остальные ничего не делали? -Какую оценку ставить членам группы, если среди них есть очень слабые ученики? На первом уроке мы начинаем обсуждать работу в группе, основные критерии, предлагаемые учащимися, заносим их в таблицу: Оценивание групп (№1)
В то время, когда работают группы, заполняются на доске две предпоследние графы; и заполняется одновременно таблица индивидуального оценивания (таблица №2). На этапе представления результатов «группы слушателей» задают вопросы, исправляют ошибки, делают дополнения. Заполняются остальные графы. Каждая группа получает свои плюсы - общие баллы. На заключительном этапе задаю вопрос: Кто работал более активно (дополнял, исправлял, отвечал)? Таким образом, с помощью класса выставляется объективная индивидуальная отметка ученикам. Индивидуальное оценивание (№2)
Во время работы в группе ученики слушают друг друга. Сами задают вопросы и отвечают на них; формируется живой интерес ко всему процессу обучения. Алгоритм группового оценивания таков:
Используя критериальные таблицы, мы можем сделать вывод о преимуществе данного вида оценивания в группе:
Оценки за групповую работу можно занести в тетрадь, а затем учесть при выставлении четвертных отметок. Если члены группы трудятся нескоординированно: кто-то работает, а кто-то нет, можно поставить знак «-» в графе «умение сотрудничать». Это повлияет на оценку группы в целом. Ученики непременно сами начнут регулировать работу так, чтобы все были вовлечены в деятельность. Работа в группах часто раскрывает возможности и слабых учеников, благодаря чему у них появляется возможность стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса. Такие ситуации способствуют повышению самооценки слабых учеников, которая, как известно, бывает у них очень низкой и мешает в учебе, снижая познавательный интерес. Данные отметки не обязательно выставлять в журнал, они нужны как поощрение исследовательского интереса учеников. Если учителю необходимо выставить отметки в журнал, то можно предложить им выбрать из своей группы тех учеников, кто заслужил сегодня «5», и обосновать свой выбор. Таким образом, критериальные таблицы помогают увидеть дополнительные возможности групповой работы. На мой взгляд, данная методика оценивания позволяет максимально эффективно достичь целей интерактивного обучения. Учебное взаимодействие, построенное на умении самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты индивидуально, в группе и коллективе, является неотъемлемой частью мониторинга качества компетентностно ориентированного образования в современной школе. |
Научно-практическая конференция ... |
И муниципальное управление северо-кавказская академия государственной службы В апреле состоялись международная научно практическая конференция «Местное самоуправление в России и Германии: история и современность... |
||
Iii межрегиональная научно-практическая конференция Конференция посвящена 15-летию кафедры Рекомендована к изданию на заседании научно-технического совета спбгусэ, протокол №2 от 31 октября 2011 г |
Межрегиональная научно практическая конференция учащихся в г. Архангельске... Л75 IХ малые Ломоносовские чтения. Межрегиональная научно-практическая конференция учащихся в г. Архангельске, 31 марта 2018 года.... |
||
Научно-практическая конференция «предпринимательство в условиях инновационно-инвестиционного... Научно-практическая конференция: «Предпринимательство в условиях инновационно-инвестиционного развития России». Том 2 Промышленность... |
Международная научно-практическая заочная конференция «перспективы... Международная ежегодная научно-практическая заочная конференция: «Перспективы развития информационных технологий», Вязьма: филиал... |
||
Образования и науки самарской области межрегиональная научно-практическая... Межрегиональная научно-практическая конференция среда образовательного учреждения как средство воспитания |
Фгбоу впо «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава РФ Научно-практическая межрегиональная с международным участием конференция офтальмологов Южного Федерального округа рф, Прикаспийских... |
||
Международная научно-практическая конференция Международном научном периодическом издании, публикуемом по итогам научно-практической конференции |
Положение XI республиканская научно-практическая конференция учащихся... Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Глобализация реальность современного мира» |
||
Вф гоу мгиу студенческая научно-практическая конференция «промышленные... Студенческая научно практическая конференция: «Промышленные инновации и нанотехнологии в автомобильной промышленности». Вязьма: вф... |
I (Первая) Международная научно-практическая конференция Письмо и приглашение Первой Международной научно-практической конференции Актуальные проблемы профессионального образования в Республике |
||
Проблемы техносферной безопасности 2015 I международная заочная научно-практическая конференция Проблемы техносферной безопасности – 2015: сборник статей I международной заочной научно-практическая конференции (10 февраля 2015... |
3 международная научно-практическая конференция Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения |
||
Xiv межрегиональная научно-практическая студенческая конференция часть 1 Ступени в будущее: Материалы XIV межрегиональной научно-практической студенческой конференции, 16 февраля 2017 года, Семилуки: «спк»,... |
Xiv межрегиональная научно-практическая студенческая конференция часть 2 Ступени в будущее: Материалы XIV межрегиональной научно-практической студенческой конференции, 16 февраля 2017 года, Семилуки: «спк»,... |
Поиск |