МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(ГГУ)
Методические указания по освоению дисциплины
«Фотографика и шрифт»
для студентов заочной формы обучения
Общая трудоемкость – 4 (з.е.) или 144 часов
пос. Электроизолятор
2014 г.
Раздел 1. Общие положения.
-
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Целями освоения дисциплины «Фотографика и шрифт» являются - получение профессиональных знаний и практических навыков в области фотографии и шрифтов, повышение общей культуры, знакомства с историей фотографии и шрифтов, формирование навыков рукописной выписки шрифтов, развитие творческих способностей в области шрифта и фотографии.
Изучение дисциплины «Фотографика и шрифт» направлено на решение следующих задач:
получение знаний об истории развития фотоискусства и искусства шрифта, их место в современном обществе, ознакомление с основами композиции и критериями оценки фотографий, ознакомления с техническими аспектами аналоговой и цифровой фотографии, приобретение навыков необходимых для использования фотоаппаратуры и получения качественных снимков, изображение и шрифт - как носители информации, шрифтовые (буквенно-цифровые) алфавиты в дизайне и проектировании среды, основные группы шрифтов и условия их читаемости, ознакомление с особенностями рекламной фотографии, рекламными шрифтами, съемками портрета, пейзажа, архитектуры, природы и т.д.
Раздел 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения.
Студенты, завершившие изучение дисциплины «Фотографика и шрифт», должны обладать следующими компетенциями:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения (ОК-1);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства самосовершенствования (ОК-7);
- знать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- анализировать и определять требования к дизайн-проекту; составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способностью синтезировать набор возможных решений задач или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновывать свои предложения (ПК-1);
- владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи и скульптуры; современной шрифтовой культурой; приёмами работы в макетировании и моделировании; приёмами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-2);
- разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приёмы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений (ПК-3);
- способностью к конструированию предметов пространственной среды, комплексов, сооружений, объектов, способностью подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации (ПК-4).
Способность дизайнера к образно-ассоциативному мышлению является основой творческого процесса, т.к. любое произведение искусства представлений о предметах реального мира и владеть умением использовать свои знания в практической деятельности, принципами выбора технических и художественных средств для выполнения конкретного задания по проектированию предметно-пространственной среды.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные правила работы с фото графикой;
- устройства фотоаппаратуры;
- изобразительные средства фотографии;
- исторически сложившиеся формы шрифтов;
- принципы формирования навыков рукописной выписки шрифтов;
- особенности написания основных шрифтовых гарнитур, их название и построение.
Уметь:
- пользоваться фотоаппаратом, снимать качественные фотографии;
- пользоваться вспомогательной аппаратурой;
- самостоятельно создавать шрифтовые варианты гарнитур;
- создавать логотипы фирм и предприятий;
- создавать инициалы различных видов;
- применять шрифты в плакатах, прикладных композициях;
- самостоятельно и нестандартно решать поставленные задачи.
Владеть:
- навыками качественной съемки;
- оценочными навыками качественной фотографии;
- приёмами и навыками использования шрифтов в плакатах, прикладных композициях;
- приёмами работы с цветом и цветовыми композициями.
Раздел 3. Структура и содержание дисциплины.
3.1 Структура дисциплины.
№
п/п
|
Разделы, темы
дисциплины
|
Виды учебной работы, час.
|
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра).
Форма
промежуточной
аттестации
|
|
|
лекц.
|
практ.
|
Ср.
|
(по семестрам)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Раздел 1. Искусство шрифта, шрифтовых гарнитур.
|
|
|
|
|
Тема1.1. Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, архитектурный шрифт .
|
6
|
10
|
32
|
Промежуточный контроль по 9-ой неделе
|
Тема 1.2. Образные шрифты, средневековая книжная графика.
|
6
|
10
|
32
|
Просмотр работ
|
Тема 1.3. Современные авторские шрифты, фотография, коллаж.
|
6
|
10
|
32
|
Промежуточная аттестация по 1-ому разделу
|
|
Итого за семестр:
|
18
|
30
|
96
|
Зачет
|
3.2. Тематический план дисциплины.
№ п/п
|
Раздел
(название)
|
Название темы, литература
|
Содержание
(не более 2-3 строк)
|
Коды формируемых компетенций
|
1
|
Раздел 1. Искусство шрифта, шрифтовых гарнитур.
|
1.1 Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, архитектурный шрифт. [6.1.1.], [6.1.2], [6.1.5]
|
Типы классических шрифтов. Шрифты модерна, гротеск, зооморфный, авторские шрифты и пр.
|
ОК-1
ОК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-8
ОК-7
ОК-8
ПК-3
ПК-4
|
1.2 Образные шрифты, средневековая книжная графика. [6.1.2], [6.1.3]
|
Церковный письменный уклад, Византии и Др. Руси.
|
1.3 Современные авторские шрифты, фотография, коллаж.
[6.2.1], [6.2.2], [6.2.3]
|
Отличие рукописных шрифтов от типографских, наборных шрифтов, постеры.
|
3.3. Лекционные занятия.
№ темы
|
Объем времени, час
|
Интерактивн.
формы занятий, час
|
норм. срок обучения
|
сокращ.(ускорен.)
|
норм. срок обучения
|
сокращ.
(ускорен.)
|
очная
|
заочная
|
очная
|
заочная
|
очная
|
заочная
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.1 Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, образцы шрифтов.
|
5
|
|
|
|
1
|
|
Разновидности элементов печатной графики. Стилевые направления и течения в шрифтовой графике.
|
2
|
|
|
|
|
|
Шрифтовые схемы, как основа современной печатной графики.
|
1
|
|
|
|
|
|
Вариации образцов цветовых схем и силуэтных форм элементов, букв, шрифтов.
|
2
|
|
|
|
|
|
1.2 . Каллиграфия
|
5
|
|
|
|
1
|
|
Классификация каллиграфических направлений. Разделение на структуры по временной шкале.
|
3
|
|
|
|
|
|
Готическая и японская каллиграфия. Влияние, развитие на современные шрифтовые течения.
|
1
|
|
|
|
|
|
Конструктивизм и авангардизм в каллиграфии. Зависимость дизайн-графики и каллиграфии от современных направлений дизайна.
|
1
|
|
|
|
|
|
1.3. Шрифт и фотография, коллаж.
|
5
|
|
|
|
1
|
|
Шрифт в фотографии. Влияние компоновки
|
1
|
|
|
|
|
|
Муляжный метод коллажного способа разработки проекта. Варианты и способы переноса его в цифровой формат
|
2
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
15
|
|
|
|
3
|
|
3.3.1. Методические рекомендации по формированию и изучению
лекционного материала (для студентов и преподавателей)
Занятия рекомендуется проводить в форме лекций с демонстрацией визуальных средств обучения. Лекция может быть частично построена в виде диалога преподавателя со студентами с включением дискуссии по поставленной проблеме, что должно активизировать познавательную деятельность студента, способствовать развитию умения решать профессиональные задачи, пробудить интерес у студентов к выявлению собственной позиции и творческой концепции.
На первом занятии по дисциплине «Фотографика и шрифт» необходимо ознакомить студентов с этапами изучения курса, раскрыть место этой дисциплины в системе разработки дизайн-проекта, понять значение для дизайнера.
При изложении материала желательно знакомить студентов с разными точками зрения и научными подходами к объяснению тех или иных явлений и процессов. Следует аргументированно обосновывать собственную позицию по спорным вопросам и обязательно приводить конкретные примеры. Важно не забывать задавать по ходу изложения материала вопросы, чтобы поддерживать интерес аудитории. Важно выработать у студентов установку на запоминания, выделяя самое главное в информации, для усвоения. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме.
а). Методические рекомендации для преподавателя.
По теме 1.1. «Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, образцы шрифтов». Преподаватель подробно объясняет студентам типы классических шрифтов способы применения в граф. деятельности. Преподаватель демонстрирует иллюстративный материал
Перечень вопросов, определяющих структуру занятий.
1.Что такое графика, если рассматривать её по отдельно взятым деталям (шрифт, буква, знак)?
2.Какие характерные средства графики используются в проектной деятельности?
3.Какая форма подачи элементов в проекте существует в практике?
В результате студент должен уметь в графической форме изображать плоскостные знаковые объекты в разнообразных художественных средствах и материалах и мыслить ассоциативным объемно- пространственным мышлением.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения дисциплины «Фотографика и шрифт» и способствуют формированию профессионально подготовленного бакалавра, способного к аналитической работе и самостоятельному принятию решений.
Провести поиск информации по источнику вдохновения, и выполнить эскиз дизайн проекта квартиры.
Материал: ноутбук, бумага, чертежные принадлежности.
Объём времени работы - 26 часов.
Рекомендуемая литература: [6.1.1. с.120-140], [6.1.2. с.65-83], [6.1.5. с.84-92].
По теме 2.2. «Каллиграфия». - преподаватель должен рассказать и показать церковный письменный шрифт Византии, др. Руси и Европы.
Рекомендуемая литература: [6.1.2.с.15-40], [6.1.3. с.27-60].
.
По теме 3.3. «Шрифт и фотография, коллаж». преподаватель должен рассказать об особенностях и отличиях выполнения рукописных шрифтов от типографских, наборных шрифтов, дизайн верстки постера.
Рекомендуемая литература: [6.2.1. с.40-72], [6.2.2. с.20-37], [6.2.3. с. 60-75].
3.4. Практические занятия.
Тема практического занятия
|
№ темы
из раздела 2
|
Объем времени, час
|
интерактивн.
формы занятий, час
|
норм. срок
обучения
|
сокращ.
(ускорен.)
|
норм. срок обучения
|
сокращ.
(ускорен.)
|
очная
|
заочная
|
очная
|
заочная
|
очная
|
заочная
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, архитектурный шрифт.
|
1.1
|
8
|
|
|
|
2
|
|
Образные шрифты, средневековая книжная графика.
|
1.2
|
8
|
|
|
|
2
|
|
Современные авторские шрифты, фотография, коллаж.
|
1.3
|
8
|
|
|
|
2
|
|
Итого:
|
|
24
|
|
|
|
6
|
|
3.4.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению
практических (семинарских, лабораторных) занятий.
Методические разработки для преподавателя по проведению практического занятия включает в себя следующее:
- глубокое освоение теоретических аспектов тематики курса дисциплины;
- ознакомление литературных источников и составление списка основной и дополни тельной литературы;
- проведение собственных исследований в области дисциплины фотографика и шрифт;
- разработку методики проведения и совершенствование тематики практических работ;
- разработку методики самостоятельной работы студентов;
- постоянную корректировку структуры содержания курса дисциплины «Фотографика и шрифт».
Методические рекомендации для преподавателя:
По теме 1.1. «Искусство шрифта, шрифтовых гарнитур».
Преподаватель подробно объясняет студентам виды шрифтов и способы их применения. Преподаватель демонстрирует иллюстративный материал (альбомы шрифтов)
Перечень вопросов, определяющих структуру занятий.
1.Что такое внутреннее и внешнее пространство в дизайне интерьера и экстерьера?
2.Какие характерные средства дизайна используются в проектной деятельности?
3.Какая форма подачи проекта существует в практике дизайна интерьера?
Практические задания по теме 1.1.
Занятие 1. «Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, архитектурный шрифт».
Объём времени работы - 6 часов.
Рекомендуемая литература: [6.1.1.с.18-31], [6.1.2.с.65-83], [6.1.5.с.75-96].
Занятие 2. «Образные шрифты, средневековая книжная графика».
Объём времени работы - 8 часов.
Рекомендуемая литература: [6.1.3.с.20-37].
Занятие 3. «Современные авторские шрифты, фотография, коллаж».
Объём времени работы - 12 часов.
Рекомендуемая литература: [6.1.2.с.40-72], [6.1.3. с.20-37], [6.2.1.с.40-72], [6.2.2. с.20-37].
В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями:
ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-8 методику проектирования в дизайне интерьера. Знать основы современного достижения научно-технического прогресса и дизайна, весь комплекс эстетических, функциональных и художественных задач, стандарты и нормы от эргономики, различные способы формирования и формообразования в дизайне. В целях обеспечения большой наглядности при проведении практических занятий преподавателю рекомендуется использовать иллюстративный материал из фонда кафедры.
Методические разработки для студентов к практическим занятиям включают в себя следующее:
обязательное посещение практических занятий ведущего преподавателя;
подготовку и активную работу на практических занятиях( подготовка к практическим занятиям включает проработку материалов рекомендованной учебной литературой);
обязательное выполнение в установленный срок все практические задания, предусмотрены учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Дизайн интерьеров».
С целью закрепления изученного материала студентам предлагается по каждой теме практических занятий ответит на вопросы самоконтроля.
Методические рекомендации для студентов.
По теме 1.1. «Искусство шрифта, шрифтовых гарнитур» .
- студент должен усвоить основные закономерности построении шрифтов;
- способы конструирования шрифтов
- ознакомится с азами верстки и комбинирования текста с визуально-графической информацией.
Рекомендуемая литература: [6.1.2.], [6.1.3.], [6.1.5.]
Введение в учебный процесс видов самостоятельной работы, не предусмотрено.
Приводятся наименования типовых расчетов, контрольных работ, эссе, рефератов и др. или указываются разделы тематического плана дисциплины, по которым эти работы выполняются.
3.5. Методическое обеспечение по интерактивной работе студентов.
Интерактивная форма обучения является неотъемлемой частью процесса обучения дисциплины «Фотографика и шрифт» и способствуют формированию профессионально подготовленного бакалавра, способного к анатомической работе и самостоятельному принятию решений.
Задачи интерактивной формы обучения:
- Развитие у будущих бакалавров способности ориентироваться в потоке информации; - Вычленить главное, ставить задачи и находить их грамотных решений в области дизайнерского проектирования предметно-пространственной среды.
Цель интерактивной формы обучения по дисциплине «Фотографика и шрифт» - закрепления, углубления и расширения полученных теоретических и практических знаний, формирование умений использовать специальную литературу, развитие познавательных способностей и активности студентов. По дисциплине предусмотрено в основном аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку текущим практическим занятиям (работа над учебным материалом, специальной литературой, выполнение практических заданий по темам дисциплины «Фотографика и шрифт», подготовка к студенческим выставкам – конкурсам). Своевременное доведение до студентов информацию о формах организации учебного процесса, правилах контроля, критериях оценки самостоятельная работа студентов обеспечивается преподавателем в начале учебного процесса (на первом занятии). Все требования, касающиеся содержания, выполнения и оценки самостоятельной работы, являются едиными для всех студентов, посещающих курс, и не подлежат изменению в процессе обучения и итоговой аттестации.
Методические рекомендации для преподавателей по проведению интерактивных форм учебных занятий.
По теме 1.1 Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, образцы шрифтов
групповые обсуждения.
Объем времени выполнения - 2 часа.
По теме 2.1. Каллиграфия
мастер класс по разработке книжной графики ( шрифт, миниатюра, орнамент).
Материал: бумага, чертежные принадлежности, краски
Объем времени выполнения -2 часа.
По теме 3.1. Шрифт и фотография, коллаж
«мозговой штурм»;
Материал: ноутбук, бумага, чертежные принадлежности
Объем времени выполнения - 2 часа.
Раздел 4. Образовательные технологии.
Образовательные технологии:
Показ слайдов, иллюстративный материал, таблицы шрифтов, фотографии.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с целью формирования и развития профессиональных навыков, обучающихся необходимо использовать инновационные образовательные технологии при реализации различных видов аудиторной работы в сочетании с внеаудиторной.
В учебном процессе предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий с использованием компьютерных технологий в сочетании с внеаудиторной работой студентов с целью формирования и развития их творческих, профессиональных навыков.
Вид занятия
|
Используемые интерактивные образовательные технологии
|
Семинарские (практические) занятия
|
Лекции с элементами дискуссии: Темы 1.1., 1.2., 1.3.
|
|