МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
профессор С.Т. Сохов
_____________________________
«____» ______________ 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Направление подготовки
39.03.02 Социальная работа
Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Рабочая программа учебной дисциплины «Культурология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39.03.02, утвержденным ректором Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова О.О.Янушевичем.
Программа обсуждена на заседании кафедры философии, биомедэтики и
гуманитарных наук
« 02 » апреля 2013 года Протокол № 9
Зав. кафедрой, профессор В.И. Моисеев
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»
«_____» ____________2013 г.
Председатель методической комиссии,
член-корр. РАО, профессор ________________А.В. Мартыненко
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ
«___» ____________ 2013 года Протокол №___
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, д.м.н.,
профессор _________Э.В. Луцевич
1. Цели и задачи освоения дисциплины культурология
Цель – формирование общекультурных (универсальных) компетенций личности студента через представление о культурологии как науке, изучающей сущность и структуру культуры, знакомство с основными разделами и методами культурологии, историей культурологических учений, актуальными проблемами современной культуры.
Задачи дисциплины:
- приобретение студентами культурологических знаний и навыков анализа явлений культурной жизни, типов культур, межкультурной коммуникации, включая инновационные процессы;
- развитие восприимчивости к проблематике истории искусства, проблеме сохранения как отечественного, так и всемирного культурного наследия;
- формирование у студентов культурологического сознания, понимания глубоких противоречий развития культуры, искусства и религии;
- формирование отношения студента к современному культурному процессу.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Университета
2.1. Дисциплина «Культурология» относится к профессиональному циклу (Б3. В. ОД.12) бакалавриата по специальности «Социальная работа», изучается во 2 семестре 1 курса.
2.2. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые при освоении программы общего среднего образования по обществознанию, истории, географии и иностранным языкам;
- в рамках вузовского образования - курсов философии, социологии, истории Отечества.
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками, как социально-гуманитарного, так и профессионального цикла, поскольку от общего культурного уровня во многом зависит и усвоение последующих дисциплин, и умения, связанные с профессиональной деятельностью по социальной защите населения
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Овладение культурой мышления, обобщения, анализа, восприятия информации, готовность к постановке цели и выбору путей ее достижения
|
ОК-1
|
Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
|
ОК-2
|
Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе
|
ОК-3
|
Стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства
|
ОК-6
|
Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
|
ОК-9
|
Быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни
|
ОК-17
|
быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы
|
ОК-19
|
Быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества
|
ПК-1
|
Быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни
|
ПК-6
|
Быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп
|
ПК-13
|
Владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп
|
ПК-14
|
Быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения
|
ПК-30
|
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные концепции мировой и российской культурологии, теоретические и прикладные компоненты культурологического знания;
- основные культурологические термины и понятия, такие как
«тип культуры», «межкультурная коммуникация», «инкультурация», «диффузия культур», «диалог культур», «девиантная культура», «молодежная культура», «профессиональная культура»;
- закономерности развития культуры, её исторические формы и типы, многообразие культур и цивилизаций в их взаимосвязи, место человека в культуре, его нравственные обязанности и культурные ценности.
- особенности культурного процесса в России, её место и статус в современном
мировом культурном процессе.
Уметь:
- использовать полученные культурологические знания для анализа культурного процесса в России, её места и роли в современном мире культуры в профессиональной деятельности, профессиональной рекламе и коммуникации, межличностном общении;
- объяснить феномен культуры, самостоятельно анализировать культурологическую, социально-политическую и научную литературу, применять соответствующую терминологию;
- выстраивать собственные культурные установки, морально-ценностные требования для формирования целостного мировоззрения по отношению к явлениям культуры прошлого и настоящего внутри малых групп и при коммуникации с большими группами социума.
Владеть
- методами культурологических, эстетических и этических оценок явлений культуры;
- способностью к деловой коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах с учетом приобретенного кругозора в области культуры;
- диалогическим мышлением как способом отношения к культуре и обществу.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
|
Трудоемкость
|
объем в зачет-ных едини-цах (ЗЕ)
|
объем в академических часах (АЧ)
|
Аудиторная работа, в том числе
|
|
72
|
Лекции (Л)
|
20
|
Семинарские занятия (СЗ)
|
52(из них интерактивных - 20)
|
Самостоятельная работа студента (СРС)
|
46
|
Промежуточная аттестация
|
зачет
|
ИТОГО:
|
4
|
144
|
5. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
п/№
|
Код компетенции
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела в дидактических единицах
|
1
|
ОК 1
ОК 6
ОК 9
ОК 17
|
Общая теория культуры: культура как процесс, фундаментальные характеристики культуры
|
Культурология как научная и учебная дисциплина Предмет культурологии. Место культурологии среди других гуманитарных дисциплин. Культурология как учебная дисциплина и как широкая область научного творчества. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Использование результатов исследований разных наук в формировании культурологического знания. Структура культурологии. Характеристика структурных элементов: истории культуры, общей теории культуры, частных теорий культуры, прикладной культурологии. Общая теория культуры. Фундаментальные характеристики культуры. Общая теория культуры как составная часть культурологии, совокупность знаний об особенностях, культуры как понятия, социального явления, процесса и предмета изучения разными научными дисциплинами. Методы культурологических исследований. Использование результатов исследований разных наук в формировании культурологического знания. Структура культурологии. Характеристика структурных элементов: истории культуры, общей теории культуры, частных теорий культуры, прикладной культурологии. Общая теория культуры как составная часть культурологии, совокупность знаний об особенностях, культуры как понятия, социального явления, процесса и предмета изучения разными научными дисциплинами. Культура как социальное явление. Сущность и структура культуры. Культура как процесс. Определение понятия культуры. Происхождение понятия. Объем и содержание понятия культуры. Производные и близкие понятия (субкультура, контркультура, цивилизация и др.). Культура как «вторая природа», социально значимый опыт разнообразной деятельности людей. Анализ культуры как социального феномена. Происхождение культуры как социального явления. Культура и цивилизация. Субъекты культуры. Деятельностно-ценностный характер культуры. Культура как синтез творчески-созидательной и рутинно-репродуктивной деятельности людей. Природа культурных ценностей. Внутренняя структура культуры (нормы, традиции, идеалы, коды). Структура культуры общества как совокупность видов общественно-значимой деятельности и социальных институтов, с нею связанных. Различие типологии культур. Мировая, локальные и «серединные» культуры. Функции культуры. Процессуальный характер культуры. Динамика культурных процессов в общественной среде: создание, распространение и освоение культурных ценностей. Особенности взаимовлияния культур, межкультурные коммуникации как процесс трансформации, обогащения, культурного знания и опыта. Характер и способы взаимовлияния культур. Трансляции культур. Динамика традиций. Роль ритуала как процесса в культуре. Закономерности развития культуры. Культурогенез. Характер стадиальности. культурно-исторического развития. Проблемы глобализации и судьба культуры. Культура как предмет изучения. Культурологические теории: варианты интерпретации. Предпосылки возникновения и оформления культурологического знания. Понятие «культура» в философских теориях XVII-XVIII вв. Понятие «культура» как компонент философских систем второй половины XIX - первой половины XX вв. «Символические» концепции культуры Э.Кассирера и С. Лангер. «Ценностный» подход к культуре и неокантианство. «Философия культуры» Б.Малиновского. О.Шпенглер и его русские предшественники (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев). Проблемы культуры в лингвистических исследованиях (В.Гумбольдт, А.Потебня). Семиотические подходы к изучению культуры. Культурная антропология. (Э.Тайлор, Ф.Боас, А.Кребер). Социология культуры и структурно-функциональная культурология Т.Парсонса, Р.Мертона. Игровая концепция культуры Й.Хейзинги. Проблема элиты и массы в философии культуры Х.Ортеги-и-Гассета. Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда, К.-Г.Юнга, Ж.Лакана. Структурализм и постструктурализм в культурологии.
Теория культуры и методологические проблемы социального познания. Проблема «общество – история – культура». Семиотическая трактовка культуры. Современное состояние проблемы определения культуры.
|
2
|
ОК 2
ОК 3
ПК 1
ПК 13
|
Европейско-христианский тип культуры: этапы, истоки, основания
|
Культура Древней Греции и Рима. Хронологические границы и периодизация древнегреческой культуры (протогреческий период, период архаической, классической, эллинистической Греции). Особенности культурного развития крито-микенского времени. Остатки городской планировки, шахтные захоронения, Львиные ворота, росписи, утварь. Реконструкция по остаткам материальной культуры образа жизни и обычаев крито-микенцев. Характер культурного развития древней Греции периода архаики и классического периода расцвета Афин. Особенности материально-культурного развития древнегреческих городов-государств. Ремесла. Строительство и архитектура, Типы построек. Греческие храмы. Особенности государственного устройства древнегреческих полисов. Типы управления. Социальный состав общества. Феномен афинской демократии. Духовная жизнь. Мифология и религиозные культы. Греческие театры, их архитектура и организация театрального дела. Выдающиеся драматурги. Соревновательный элемент в греческой культуре. Конкурсы и состязания. Праздники. Спорт в жизни греков. Олимпийские и другие игры. Стадионы, палестры, гимнасии. Духовное наследие греков. Древнегреческий менталитет. Античная пластика, выдающиеся скульптурные произведения. Роль науки и философии в интеллектуальном развитии греков. Греческий язык, его влияние на лексическое развитие европейских народов.
Периодизация культурно-исторического развития древнего Рима. Материально-культурные свидетельства жизни римлян. Особенности производственной и военной деятельности. Орудия разных видов труда, сельскохозяйственный инвентарь, металлургия, средства передвижения, вооружение. Строительная техника и типы сооружений. Акведуки, устройство фонтанов и терм. Дороги римского времени и их обустройство, почтовые станции. Особенности одежды древних римлян, мебель, утварь. Памятники культуры, созданные римлянами, в провинциях (крепости-театры, амфитеатры, оборонительные сооружения). Социально-политическая культура древнего Рима. Организация власти и управления страной. Римское право. Армия как социальный институт. Социальный состав римского общества. Духовная жизнь римлян в памятниках литературы, исторических, риторических и иных трактатах. Культурное наследие Рима. Культура европейского Средневековья. Особенности перехода от античности к средним векам разных этносов Западной Европы. Этапы развития западноевропейской средневековой культуры (раннее, высокое, позднее). Хронологические границы средневековой цивилизации. Особенности развития восточной части бывшей Римской империи – Византии в период средних веков. Средневековая культура как единство субкультур: феодально-рыцарской, бюргерской (городской), крестьянской, церковной. Характерные черты средневековой материальной культуры. Город и его планировка, архитектурный облик. Художественно-стилевые черты средневековых построек. Сакрализация технологических знаний и навыков. Трактат Теофила пресвитера. Социальная культура феодального общества. Духовная культура. Роль церкви в организации духовной жизни средневековья. Образование и школы. Университеты. Архитектура средневекового города. Готический собор как воплощение мировоззрения средневекового человека. Витражи, скульптура, музыка. Рыцарская мораль и образ жизни. Музыкально-поэтическое творчество. Народная культура Средневековья. Культура эпохи позднего Средневековья. Возрождение, его истоки. Этапы ренессансной культуры. Идеи гуманистов в разных областях деятельности: науке, философии, политике, образовании. Искусство эпохи Возрождения. Влияние материального и духовного наследия Средневековья на мировое культурное наследие. Культура эпохи Возрождения. Новое время. Границы периода. особенности материально-культурного развития. Изменения в сельском хозяйстве : появление новых инструментов, севооборота, новых культур. Преобладание аренды над держанием. Изменения в городской материально-культурной жизни. Распадение цеховых организаций, появление мануфактур и фабрик. Начало технического прогресса. Новые отрасли производства, конкуренция, борьба за рынки сбыта. Колониальные войны. Изменения в социально-культурном развитии. Формирование абсолютных монархий, наций и национального самосознания. Господство сословного мировосприятия, образа жизни, сословного языка, этикетных предписаний. Изменения в социальном составе общества, появление новых классов : буржуазии и пролетариата. Рост социальных противоречий и социальных движений. Революции Нового времени. Историческое значение Французской революции. Духовная жизнь европейских государств в новое время. Институализация науки. Закон об авторском праве. Организация королевских театров. Расширение культурных связей. Влияние идей Возрождения и Реформации на умонастроения и политику европейских дворов. Появление плеяды просветителей. Сущность Просвещения как идейного течения. Развитие научной мысли. Художественная культура Нового времени. Складывание общеевропейских художественных стилей. Западноевропейская культура Новейшего времени. Характерные черты материально-культурного развития западноевропейских стран. Перерастание технического прогресса в научно-технический. Усиление активности передовой научной мысли, появление новых научных направлений Интенсификация производства. Изменения в социально-политической культуре разных стран, в характере их политических режимов. Борьба трудящихся за свои права. Формирование социальной политики европейских государств. Рост общественных организаций и политических партий. Международные организации и союзы государств. Особенности духовной культуры. Изменения в системе образования. Социальные и гносеологические истоки модернизма. Дивергентные и конвергентные процессы в культуре. Культура и идеология в 20 в. Проблемы манипулирования сознанием и роль культуры в этих процессах. Нонконформизм. Авангардная роль западноевропейской и североамериканской культуры в развитии мировой культуры второй половины XX в. Новые виды, формы и жанры искусства. Кино, телевидение, архитектура и дизайн. Возникновение и сущность масс-медиа, масскульта и китч-культуры. Элитарная культура. Субкультуры. Контркультура и культура андеграунда. Постмодернизм в искусстве. Мировоззренческий кризис и культура. Культура и экология.
|
3
|
ОК 19
ПК 6
ПК 14
ПК 30
|
История русской культуры: общее и особенное
|
Культура русского Средневековья и Возрождения.
Культура языческой Руси. Особенности развития культуры дохристианской Руси. Расселение славянских племен. Город и селение в культуре Древней Руси. Значение Киева как центра славянских земель. Хозяйственная деятельность. Ремесло. Торговые связи. Своеобразие восточнославянской мифологии. Культурное наследие славян в формах поэтического творчества, пословиц, поговорок, загадок. Роль заговоров и обрядовых песен с земледельческим календарем. Сказания и сказки. Былинное творчество народа. Опыт модернизации древнерусского язычества. Роль древнерусского язычества в христианизации Руси. Принятие христианства. Роль византийской культуры в развитии духовной жизни славян. Восприятие Русью византийского наследия в виде письменности, христианства и связанных с ним идеологических, иконографических, литургических и других традиций. Формирование самобытной иконографической манеры русских мастеров. Храмы и их архитектурные трансформации в разных частях Древней Руси. Архитектура детинцев, особенности разных оборонительных сооружений. Отражение монголо-татарского ига в литературном творчестве, обычаях русского народа. Появление исторических песен, воинских повестей, народной баллады. Летописное творчество как источник исторических сведений для поздних поколений. Церковный раскол XVII в. и его влияние на разные аспекты социальной и духовной жизни Отечества.
Культура России в XVIII в. Реформы Петра I в разных областях: промышленности, военном деле, образованиии, науке, технике и др. Культурное значение этих процессов. Феномен русского просветительства. Судьбы русского классицизма. Русское барокко и русский классицизм. Романтизм в России. Развитие усадебной культуры. Культура России в XIX в. Всемирно-историческое значение русского реалистического направления в искусстве. Проблема « двух культур » в русской общественной мысли. Пушкин как интергальное выражение специфики русской культуры. Славянофилы и западники, демократы и либералы в культурной жизни России XIX в. Эволюция русской музыки.
Этический пафос русской культуры XIX в. и история освободительного движения. Нравственные искания и провозвестия новых социальных идеалов. Русский гуманизм. Революционный демократизм и культура.
Влияние общественно-политической ситуации на развитии культуры. Демократическая культура. Рост образования, издательско-просветительской, научной, театральной, художественной деятельности. Этический пафос русской культуры XIX в. Культура России в ХХ в. Культурный подъем конца XIX - начала XX вв. : литература, музыка, живопись, философия. Первая мировая война, революция, гражданская война. Значение Октябрьского переворота : трагедия русской культуры. Дух новой пролетарской эпохи и уничтожение интеллигенции. Отношение советского государства к культуре и определение культурной политики. Государственное финансирование культуры, государственные премии, почтеные звания деятелей культуры. Культурный и художественный подъем первого послереволюционного десятилетия. План « культурной революции » и « культурного строительства ». Меры по преодолению неграмотности, обеспечения доступа народных масс к культурным ценностям. Достижения советской педагогики. Усиление роли науки в социальном и культурном развитии страны. Концепция пролетарской культуры. Всеобщая театрализация республики. Деятельность творческих организаций. Социальная роль авангардного искусства. Промышленное строительство. Пятилетки. Коллективизация. Своеобразие развития культуры в союзных республиках. Политизация и идеологизация культуры, усиление государственного контроля над творчеством. Эмиграция и формирование культуры русского зарубежья. Утверждение принципов « социалистического реализма » в советском искусстве. Развитие культуры в года Великой Отечественной войны и первые послевенные годы. Тема подвига и героизма как ведущие темы отечественного искусства. Особенности культурной жизни страны в 60-е-70-е гг. Феномен диссидентства.
Перелом в социально-экономической, политической и культурной жизни в 90-е гг. Новые реалии жизни и их отражение в искусстве. Современные процессы в культуре. Проблемы современной массовой и элитарной культуры. Влияние западной, американской культуры и проблемы поиска путей сохранения культурного своеобразия. Основные достижения отчественной науки и культуры ХХ в.
Проблемы современной культуры. Проблема толерантности. Просвещенческий идеал терпимости (Вольтер) как баланса индивидуальных интересов и социальных сил. Нерешенность проблемы толерантности в Новое время как эпохи «войны всех против всех» (Гоббс). Терпимость к другой культуре в рамках концепции «Я и Другой» (Э.Левинас, Ж.Деррида). Радикализация отношения к другому и другость как принцип новой философии культуры (М.Бахтин, М.Бубер). Технологическая культура. Техника: средство или сущность современной цивилизации? Воплощение духа человека в технике. Техника как способ раскрытия бытия и вопрос об онтологических основаниях европейского человечества (М.Хайдеггер). Техника и этические основания актуальной культуры. Техника и современное искусство. В.Беньямин: «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости». Техника и наука: средства овладения природой или создание «ноосферной» среды; две разных области деятельности или грани единого феномена? Онтологические и этические основания современной науки. Основы биоэтики.
Практическая культурология. Типы и виды учреждений культуры. Система финансирования области культуры. Приоритеты культурной политики. Кадровая и социальная политика в сфере культуры.
Проблема «мейнстрима» и маргиналий в культуре. Центр и периферия в культуре: проблема единства и взаимоотношений. Официальная и неофициальная культура. Андеграунд. Девиантная культура: проблема идентичности и связи с официальной культурой и «мейнстримом». Понятие культурной нормы и аномалии. Роль культурной нормы в современной культуре. Влияние медицинского фактора на ее формирование (отношение к инвалидам, пластическим операциям, клонированию и т.д.).
Семиотика (Р.Барт и М.Лотман). Проблема структуры и текста: культура как текстовая реальность. Анализ вторичных моделирующих систем и проблема использования естественных языковых систем в культуротворчестве. Проблема знака как единства означаемого и означающего. Концепт мифа, денотат и коннотат. Барт: современная мифология. Проблема прочтения мифа. Позиция мифолога и проблема статуса разрушителя мифа. Деконструкция актуальных идеологий. Перспективы структуралистского метода. Барт: концепция «удовольствия от текста» и проблема открытости смыслопорождения. Лотман: «культура и взрыв». Проблема изменения культурной парадигмы. Кино как вид искусства: философские, культурологические основания. Синкретический характер кино. Философия динамики кинообраза. Образ движения и «движение-образ». Философия кино Ж.Делеза. Кино и теория монтажа (С.Эйзенштейн). Семиотика монтажного метода. Проблема поиска «киноязыка» (Д.Вертов). Европейский и американский кинематограф: различия и сходства. Культурная «мифология», выражаемая кино и производимая им. Экспансия киноиндустрии и проблемы актуального культуротворчества.
|
|