Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности


Скачать 185.75 Kb.
Название Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности
Тип Рабочая программа курса
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа курса

Уральская академия государственной службы

Кафедра философии и культурологии



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Рабочая программа курса
Для заочной формы обучения

специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
Составитель:

Л.С. Чернов, к.ф.н., доцент


Учебный курс «Культурология» знакомит студентов и слушателей с основными культурогическими концепциями и теориями, которые описывают и объясняют всю современную и прошлую культуру с позиции целостности и единства. Специфика курса заключается в объединении конкретных фактических знаний со знаниями предельно общего порядка. Философия здесь играет роль методологии по отношению к курсу культурологии. При этом конкретный, фактический материал истории художественной культуры и искусствознания дается в большом объеме. Практические занятия ориентированы на конкретное знакомство с материалом современной культуры, на анализ художественных и культурологических текстов, что позволяет увидеть культуру «изнутри», прочувствовать ее «плоть и кровь», сделать самостоятельные выводы в отношении культурно-исторической ситуации, как в мире, так и в современной России.

Содержание





  1. Общий тематический план курса……………………………………………….1

  2. Учебная и справочная литература по всему курсу…………………………….1

  3. Программа лекционного курса …………………………………………...…….5

  4. Программа практических занятий и список литературы к темам…………….6

  5. Варианты контрольных работ……………………………………………….…10

  6. Перечень основных терминов и понятий, необходимых для освоения курса………………………………………………………………………...……14

  7. Контрольные вопросы по всему курсу……………………………………..….14

Общий тематический план курса




Тематика лекционного курса




темы

Название темы

Часы

Тема 1.

Предмет культурологии. Проблема соотношения человеческого и Божественного в европейской культуре от Античности до Нового времени.

2

Тема 2.

Культурологические теории и концепции современной эпохи. Специфика отечественной культурологии

2

Тема 3.

Модерн конца Х1Х начала ХХ в.в. Теория культуры и художественная практика постмодернизма

2




Всего часов

6



Тематика семинарских занятий




темы

Название темы

Часы

Тема 1.

Художественная культура европейского и русского модерна

2

Тема 2.

Культура постмодернизма

2



Всего часов


4


Итого по курсу:

6 часов лекций

4 часа семинары

Форма отчетности: контрольная работа и экзамен (зачет), согласно учебному плану

Учебная и справочная литература

по всему курсу


  1. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. Культурология ХХ века. СПб., 1997.

  2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990

  3. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1995.

  4. Введение в культурологию: учебное пособие в 3-х частях. Конспект лекций // Авт. кол. Под общей редакцией Сапрыкина В.А. М., 1995

  5. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов. Под ред. Попова Е.В. М., 1996

  6. Георгиева Т.С. История русской культуры. Учебное пособие. М., 1999

  7. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998

  8. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.

  9. Ерасов Б.С. Социальная культурология: уч. пособие. М., 1996

  10. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 в.в. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

  11. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. М., СПБ, …Минск., ПИТЕР., 2005

  12. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека. Искусство Западной Европы: Германия, Нидерланды / Под ред. В. Бутромеева. М., 1996.

  13. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996

  14. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Книга для учителей в 3-х ч. Ч.2. Искусство Западной Европы 17-20 в.в. М., 1988.

  15. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997

  16. Кассирер Э. Определение человека в терминах человеческой культуры // Мир философии. Ч.2. Человек. Общество. Культура. М., 1991.

  17. Кривцун О.А. Эстетика: учебник для ВУЗов. М., 1998.

  18. Культура: теории и проблемы /Авт. коллектив: Межуев В.М., Кузнецова Т.Ф. и др. М., 1995

  19. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. Р.- н /Д., 1995.

  20. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Р.- н /Д., 1997.

  21. Культурология. История мировой культуры: учебник для ВУЗов. Энциклопедия-Словарь /Под ред. А.Н. Марковой. М., 1998.

  22. Культурология. Основы теории и истории культуры: уч. пособие для ВУЗов / Под ред. Кефели И.Ф. СПб., 1996.

  23. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

  24. Культурология: учебное пособие / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.

  25. Культурология: учебное пособие / Под ред. Радугина А.А. М., 1997.

  26. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2000.

  27. Левяш И.Я. Культурология: курс лекций. Минск., 1998

  28. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1990.

  29. Малюга Ю.Я. Культурология: учебное пособие. М., 1998

  30. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. М., 1997.

  31. Мень А. История религии. Пути христианства: учебное пособие. М., 1998.

  32. Михайлов А.В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.

  33. Орлов Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

  34. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

  35. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997

  36. Очерки по истории мировой культуры. Учебной пособие / Под. Ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 1997

  37. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 1998.

  38. Полищук В.И. Культурология: учебное пособие. М., 1998.

  39. Розин В.М. Культурология. Учебник для ВУЗов. М., 1998.

  40. Семочкина М.Б. Культурология. Учебное пособие. Екатеринбург, 2001

  41. Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  42. Студенческий словарь по культурологии. Екатеринбург, 2002

  43. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

  44. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

  45. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча.- Ростов-на-Дону., 1997

  46. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. Кагана М.С., Ю.В.Перова и др. СПб., 1998

  47. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  48. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии 1988. №8.

  49. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

  50. Фромм Э Искусство любви. М., 1990.

  51. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

  52. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

  53. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. №1.

  54. Хейзинга Й. Homo ludens: опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.

  55. Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1997.

  56. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Р. -н /Д., 1997

  57. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Р.- н /Д.,.1997

  58. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Отв.ред. Радугин А.А. М., 1998.

  59. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1999. Т.1.

  60. Энциклопедический словарь по культурологии. / Под ред. Радугина А.А. М., 1997.

  61. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Программа лекционного курса



Тема 1. Предмет культурологии. Проблема соотношения человеческого и Божественного в европейской культуре от Античности до Нового времени
Культурология в системе гуманитарных наук. Культурология и философия, культурология и искусствознание. Обыденное представление о культуре. Деятельностный, ценностный, диалоговый и структурный подходы к определению культуры. Культура и культ, культура и религия. Мифологическая культура: принципы первоначала и связи с Первопредком. Образность и синкретичность мифологического восприятия мира. Созерцательность, агональность, телесность – характерные признаки античной культуры. Космоцентризм античности. Описание человека в творчестве Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида. Антропоцентричность, историзм и традиционализм средневековой культуры. Романский и готический стили в культуре средневековья. Общие черты эпохи Ренессанса. Возрождение античности, формирование образа нового человека. Человек как творец и художник. Универсализм человеческого интеллекта.

Отношение к природе в культуре Нового времени и Просвещения. Отрыв и отчуждение человека от природы. Становление культуры как «второй природы». Миф о естественном человеке. Секуляризация природы и становление идеологического человека.


Тема 2. Культурологические теории и концепции современной эпохи. Специфика отечественной культурологии

Культура и цивилизация. Первая критика цивилизации Руссо. Понимание культуры в творчестве Ницше и Шпенглера. Жизнь как метафизическое начало культуры. Дионисизм и аполлонизм у Ницше. Признаки упадка цивилизации у Шпенглера.


Понимание культуры в психоанализе Фрейда. Архетипы коллективного бессознательного Юнга. Семиотическое понимание культуры. Игровая концепция культуры. Культура как текст и набор знаков.

Русская идея как модель и архетип отечественной культурологии. Вопрос о судьбе России у Чаадаева, Данилевского, Соловьева, Бердяева. Славянофильство и западничество в отечественной культурологии. Идеология евразийства.

Тема 3. Модерн конца 19 начала 20 в.в. Теория культуры и художественная практика постмодернизма
Западноевропейский и русский модерн. Нововременная культурная парадигма. Историческая сущность европейского модерна. Основные стили и направления в художественной системе 19-20 веков.

Модерн, утопия и «кризис культуры». Западный художественный авангард. Импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, экспрессионизм: основные представители, темы и сюжеты.

Художественная культура русского "серебряного века": основные направления. Акмеизм, символизм, экспрессионизм.

Русский художественный авангард начала ХХ века. Авангард и модерн, авангард и массовая культура.

Теоретическая программа постмодернизма. Мировая и европейская культура эпохи «после Освенцима». Деконструкция, критика логоцентризма, образ ризомы как модели современной культуры. «Вирусный тип» взаимодействия в современном обществе.

Искусство и художественная культура второй половины ХХ века. Постмодернизм в искусстве, литературе, кино. Постмодернизм, авангард и культурная традиция. Постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм в кино, литературе, поэзии.

Темы семинарских занятий



Тема 1. Художественная культура европейского и русского модерна


  1. Модерн в художественной культуре Европы конца 19 века. Импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, авангардизм в художественной культуре конца 19 начала 20 веков.

  2. Символизм, акмеизм, футуризм как художественные направления в российской культуре «Серебряного века». Модерн и авангард.



Литература к теме


  1. Антология французского сюрреализма. М., 1994.

  2. Ахматова А., Блок А., Хлебников В., Мандельштам О. Хармс Д.. Стихи и любые тексты этих и других представителей символизма, акмеизма и футуризма.

  3. *Барт Р. От произведения к тексту // Р. Барт – Избранные произведения. Семиотика. Поэтика. М.,1989.

  4. Валье Д. Анри Руссо. М., 1995.

  5. Ван-Гог В. Письма. В 2-х т.т. М.-Л., 1935.

  6. Виленкин В.Я. Амадео Модильяни. М., 1996.

  7. Вислова А.В. Игра и театральность в культуре Серебряного века // Вопросы философии. 1997. №12.

  8. Гоген П. Письма. Ноа Ноа. Л., 1972.

  9. *Гройс Б. Русский авангард. По обе стороны черного квадрата // Вопросы философии. 1990. № 11.

  10. Дали С. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1992.

  11. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочим. М., 1996.

  12. Ди Капуа М. Сальвадор Дали. Жизнь. Творчество. М., 1997.

  13. Диль Г. Миро. М., 1995.

  14. Диль Г. Модильяни. М., 1995.

  15. Диль Г. Пикассо. М., 1995.

  16. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда – реальный театр // Театр. 1991. № 11.

  17. Жюльен Э. Тулуз-Лотрек. М., 1995.

  18. Золя Э. Эдуард Мане. Л., 1935.

  19. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  20. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

  21. История русской литературы: ХХ века. Серебряный век. М., 1995.

  22. *Кандинский В.В. О понимании искусства: стихи и статьи 1910-1920 гг. // Знамя. 1999. №1.

  23. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись В.Кандинского // Человек. 1997. №5.

  24. Кроль А. Огюст Ренуар, жизнь и творчество. М., 1930.

  25. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: теории, идеи, разновидности, образцы. М., 1978.

  26. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.,1980.

  27. Культура: теории и проблемы. М., 1995

  28. Лакост М.-К. Кандинский. М., 1995.

  29. Лукшин И.П. Современное изобразительное искусство Запада. (О социально-эстетической и идеологической сущности модернизма). М., 1986.

  30. Ля Мур П. Мулен Руж: трагическая жизнь Тулуз-Лотрека. М., 1994.

  31. *Малевич Казимир. Собрание сочинений в 5-ти т.т. Т.1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы 1913-1929. г.г. М., 1995.

  32. Малюга Ю.Я. Культурология. М. 1998.

  33. Модернизм: анализ и критика основных направлений. (Экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гипер-реализм). М., 1987.

  34. *Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века: А.Бретон, Ж.-П. Сартр, Р.Барт, С.Дали, Г.Гессе, Ф.Кафка, О.Хаксли и др. М., 1986.

  35. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973.

  36. Перрюшо А. Жизнь Гогена. М., 1989.

  37. Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1991.

  38. Перрюшо А. Жизнь Сера. М., 1992.

  39. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М., 1990.

  40. Рей Р. Мане. М., 1995.

  41. Религиозное сознание и революция: Мережковский и Савинков в 1911 // Вопросы философии. 1994. № 10.

  42. Ренуар Ж. Огюст Ренуар. М., 1970.

  43. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1999.

  44. С веком наравне. Рассказы о мастерах западноевропейской живописи от Леонардо до Пикассо. М., 1977.

  45. Сабарьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М. 1989.

  46. *Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

  47. Сартр Ж.П. Что такое литература?// Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 в.в. М., 1987.

  48. Словарь по французской живописи от средних веков до наших дней. Париж., 1989.

  49. *Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2000.

  50. Соколова Б.М. Шрамы заживают, краски оживают: Кандинский - теоретик искусства, миротворец и моралист // Знамя. 1999. №2.

  51. Стенерсен Р. Эдвард Мунк. М., 1972.

  52. Стоун И. Ван Гог. Л., 1973.

  53. Тайандье И. Сезанн. М., 1995.

  54. Тарантино К. «А я иду в другую сторону». Беседа с режиссером // Искусство кино. 1999. № 1

  55. Хюттингер Э. Дега. М., 1995.

  56. *Чегодаев А.Д. Импрессионисты. М., 1971.

  57. Шевалье Д. Пикассо. М., 1995.

  58. Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996.

  59. Юин Р. Ван Гог. М., 1995.

  60. Юин Р. Гоген. М., 1995.



Тема 2. Культура постмодернизма




  1. Постмодернистское отношение к культуре. Критика логоцентризма. Деконструкция, ризома, феномен маргинализма в современной культуре. За что пост модерн критикует прошлое модерна?

  2. Художественная практика постмодернизма. Постмодернизм в литературе, кино, поэзии, музыке. Постмодернизм и повседневность


Литература к теме




  1. *Астафьев Я.У. Постмодернизм в познании общества // Политические исследования и современность. 1992. № 3.

  2. *Барт Р. От произведения к тексту. Война языков. Смерть автора // Р. Барт. Избранные произведения. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

  3. Богомазов Н. «Москва – Петушки»: историко-литературный и актуальный контекст // Новое литературное обозрение, 1999. № 4 (38).

  4. Генис А. Вавилонская башня. Очерки современной массовой культуры. М., 1997.

  5. *Гречко П.К. Интеллектуальный импорт, или о переферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. № 2.

  6. *Гулыга А.В. Что такое пост-современность?//Вопросы философии.1988.№12.

  7. *Давыдов Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна // СОЦИС.2001.№ 11

  8. *Делез Ж. Логика смысла. Предисловие М. Фуко. М., 1998.

  9. Касаткина Татьяна. Литература после конца времен // Новый мир. 2000. № 6.

  10. *Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии.1995.№10.

  11. Культурология. Уч. пособие под ред. Драча Г.В.- Ростов-на-Дону., 1995.

  12. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

  13. Малюга Ю.Я. Культурология. - Уч. пособие. М., 1998.

  14. Панарин А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. 2003. № 6

  15. Плуцер-Сарно А. Словарь и словарная статья как жанр словесности // Новое литературное обозрение. 2000. № 4 (44).

  16. *Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. 2002. № 8.

  17. *Рорти Ричард. Постмодернистский буржуазный либерализм // Логос. Философско-литературный журнал. 1999. № 9 (19).

  18. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М., 1999.

  19. Студенческий словарь по культурологии. Екатеринбург, Уральская Академия государственной службы, 2002

  20. *Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

  21. *Чешков М.А. Новая наука, постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. № 4.

  22. *Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. № 4

  23. *Эко Умберто. Отсутствующая структура. М., 1999.

  24. Энциклопедический словарь по культурологии. - Под ред. А.А. Радугина. М., 1997.

  25. *Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму // Новое литературное обозрение. 1995. № 16.



Контрольная работа



Общие требования к контрольной работе по культурологии





  1. Контрольная работа должна выполняться строго по вариантам. В каждом варианте нужно ответить на все пять вопросов.

  2. Объем работы не должен превышать 10 страниц печатного текста. В том случае, если предоставляется рукописный вариант работы, почерк должен быть крупным и разборчивым.

  3. На титульном листе необходимо обозначить вариант работы, фамилию слушателя и номер его потока и группы.

  4. Работа должна быть написана самостоятельно по материалам прочитанных источников. Цитирование допускается только лишь в том случае, если указывается цитируемый источник (постранично).

  5. Допускается использование дополнительной литературы, не указанной в предлагаемом к каждому варианту списке.



Вариант 1. (А-Д)

Вопросы





  1. Общее описание античности как типа культуры.

  2. Особенности античной мифологии.

  3. Взаимоотношение людей и богов в античной мифологии. Специфика. Примеры.

  4. Сравнение античности греческой и римской.

  5. Античные сюжеты и темы в современной мировой художественной культуре (кино, литературе, поэзии т.д.)



Литература





  1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. 1998

  2. Вергилий «Энеида» М. 1987 (любое другое издание)

  3. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. 1995

  4. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

  5. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

  6. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

  7. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

  8. Гомер «Илиада», «Одиссея». М. 1997 (любое издание)

  9. Дмитриева Н.А. Акимова Л.И. Античное искусство. Очерки. М. 1986.

  10. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. М. 1997.

  11. Мифы народов мира. М. 1997

  12. Семочкина М.Б. Культурология. Учебное пособие. Изд-во УрАГС, Екатеринбург, 1998

  13. Семочкина М.Б. Культурология. Екатеринбург, 2001

  14. Софокл «Царь-Эдип», М., 1998

  15. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь, Ростов-на-Дону., 1997

  16. Эсхил. «Орестея», М., 1987



Вариант 2 (Е-К)

Вопросы





  1. Общая характеристика средневековой культуры

  2. Античный и средневековый тип человека: общее и различное

  3. Романский и готический стили в художественной культуре средних веков

  4. Привести пример «типичного поведения» средневекового человека на материале любого литературного произведения средневековья («Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда» и др.)

  5. Феномен рыцарства в культуре средних веков. Чем средневековый рыцарь отличается от античного героя? Примеры.



Литература





  1. Августин Аврелий «Исповедь» М. 1998 (любое издание)

  2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб, 1995

  3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. 1998

  4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984

  5. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону., 1995

  6. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону., 1997

  7. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

  8. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

  9. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

  10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада М. 1992.

  11. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. М. 1997

  12. Оссовская М. Рыцарь и буржуа М. 1987.

  13. Семочкина М.Б. Культурология. Учебное пособие. Екатеринбург, 2001

  14. Хейзинга Й. Осень средневековья М. 1988

  15. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь, Ростов-на-Дону., 1997

  16. Честертон Г. Франциск Ассизский // Вопросы философии, 1989. №1

  17. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М. 1995.



Вариант 3 (Л-О)
Вопросы


  1. Общая характеристика культуры Возрождения

  2. Что возрождалось в эпоху Возрождения? Объяснить и раскрыть объяснение.

  3. Почему культуру Возрождения называют эпохой гуманизма?

  4. Что такое Реформация и Протестантизм?

  5. Специфика Северного Возрождения. (Примеры)



Литература





  1. Античное наследие в культуре Возрождения. М. 1984.

  2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1978

  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М. 1990

  4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

  5. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993.

  6. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону., 1995

  7. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону., 1997

  8. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

  9. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

  10. Соловьев Э. «Прошлое толкует нас», М. 1988

  11. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина. М. 1997


Вариант 4. (П – С)
Вопросы


  1. Общая характеристика культуры Нового Времени и Просвещения

  2. Барокко и рококо как художественные стили эпохи Нового Времени

  3. Классицизм в художественной культуре 18-19 в.в.

  4. Естественный человек эпохи Просвещения.

  5. Романы Д. Дефо и Дж. Свифта в контексте эпохи Просвещения. Образ Нового человека Новой эпохи.


Литература





  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

  2. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993.

  3. Культура эпохи Просвещения. М. 1993.

  4. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. 1995

  5. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

  6. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

  7. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

  8. Очерки по истории мировой культуры. М. 1997

  9. Руссо Ж.Ж. Способствует ли возрождение наук и искусств улучшению нравов? М. 1999



Вариант 5 (Т - Я)

Вопросы





  1. Художественный стиль «модерн» в западноевропейской культуре 19-20 в.в.

  2. Экспрессионизм в литературе и поэзии. Примеры.

  3. В каких значениях в культурологии используется слово «модерн». Кратко раскрыть эти значения.

  4. Общая характеристика культуры Серебряного века в России.

  5. За что постмодернизм критикует культуру модерна? Справедлива ли эта критика?


Литература





  1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность М. 1999

  2. Введение в культурологию. М. 1995

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

  4. Ионин Л.Г. Социология культуры М. 1996

  5. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993.

  6. Культура эпохи Просвещения. М. 1993.

  7. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону., 1995

  8. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону., 1997

  9. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

  10. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

  11. Малюга Ю.Я. Культурология. М. 1998

  12. Называть вещи своими именами. М. 1986.

  13. Очерки по истории мировой культуры. М. 1997

  14. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М. 1999


Перечень основных слов, терминов, понятий, имен и персонажей, необходимых для освоения курса и сдачи экзамена

Авангардизм, Августин, Агональность, Акмеизм, Анимизм, Античность, Архетип, Барокко, Босх, Брейгель, Ван-Гог, Веласкес, Готика, Диалог, Догмат, Дюрер, Еврипид, Ересь, Игра, Импрессионизм, Караваджо, Кривошип, Культура, Культурология, Логоцентризм, Лютер, Мане, Мифология, Орест, Отчуждение, Первопредок, Позднее Возрождение, Постимпрессионизм, Протестантизм, Ренуар, Ризома, Рококо, Роланд, Романизм, Русская идея, Символ веры, Синкретизм, Славянофильство, Созерцательность, Софокл, Структурализм, Троица, Филиокве, Франциск Ассизский, Футуризм, Хармс, Эдип, Экспрессионизм, Эсхатология, Эсхил


Контрольные вопросы по всему курсу




  1. Проблемы теоретического определения культуры. Культурология в системе наук. Сущность и функции культуры.

  2. Особенности мифологического восприятия мира. Мифология – религия – сказка.

  3. Античность как тип культуры.

  4. Художественная культура Античности. Проблема отношения людей и богов в греческой мифологии.

  5. Догматические и обрядовые различия Западной и Восточной Христианских Церквей.

  6. Общие черты средневековой культуры. Место человека в средневековой «картине мира».

  7. Основные черты художественной культуры Средних веков. Живопись, архитектура, литература средних веков.

  8. Гуманизм эпохи Возрождения. Художественная культура эпохи Возрождения. Южное и Северное Возрождение.

  9. Реформация и протестантизм.

  10. Общие черты культуры Нового времени и Просвещения. Природа и человек.

  11. Барокко и рококо в художественной культуре России и Европы.

  12. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского. «Русская идея» В.Соловьева и Н.Бердяева.

  13. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в европейской культурологии. Философия культуры Ницше и Шпенглера.

  14. Культура и бессознательное: З.Фрейд и К.Г. Юнг.

  15. «Массовая культура»: возникновение, специфика, функции.

  16. Игровые подходы к определению культуры. Культура как диалог.

  17. Художественная культура серебряного века: общие черты, школы, объединения, направления.

  18. Русский художественный авангард. Авангардизм и модернизм в культуре.

  19. Сборник «Вехи» - рефлексия российской интеллигенции на свое место в российской культуре.

  20. Импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм – направления искусства 19-20 в.в. Пути авангардного искусства в 20 веке.

  21. Искусство и культура второй половины 20 века. Проблема кризиса культуры.

  22. Теоретическая программа постмодернизма: деконструкция, децентрация, ризоматический образ мира.

  23. Художественная практика постмодернизма.



Похожие:

Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Информационные системы в экономике рабочая программа курса Для заочной...
Их применение имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности как отдельной организации, так и экономики в целом, расширения...
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Контрольная работа по производственной практике для студентов 5 курса...
Методические рекомендации студентам 5 курса заочной формы обучения фармацевтического факультета для выполнения контрольной работы...
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Методические указания по изучению дисциплины, самостоятельной работе и выполнению аудиторной контрольной работы для бакалаврантов...
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Заданий для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы...
Г 93 уголовное право. Общая часть: Сб заданий для студентов заочной формы обучения. – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2012. – 46 с
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Российской федерации
Инновационные методы и средства оценивания результатов обучения» Рабочая программа для аспирантов направления 44. 06. 01 Образование...
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Методические указания для студентов факультета экономики и менеджмента...
Цель данных методических указаний – на основе текстов по экономике, а также сопутствующих им упражнений изложить грамматику, предусмотренную...
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Рабочая программа дисциплины Для заочной формы обучения По направлению 030900 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы»
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Методические указания по изучению курса «Обязательства по оказанию услуг»
Учебно-методическое пособие для магистрантов 1 и 2 курса очной и заочной формы обучения по направлению подготовки
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Самостоятельная работа студентов с учебно-методической
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса заочного обучения вгифк. Заочная система обучения предусматривает,...
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 180 эк/СП
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Контрольная работа по дисциплине Материаловедение
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе и выполнению...
Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся 2-го курса магистерской программы по направлению подготовки 38. 04. 04...
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Рабочая программа профессионального модуля пм. 04 Выполнение работ...
Рабочая программа предназначена для преподавания профессионального модуля студентам очной формы обучения по специальности 13. 02....
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Образовательная программа подготовки магистров очно-заочной формы...
Вкр) студентов, обучающихся по программам подготовки магистров очно-заочной формы обучения в Санкт-Петербургском филиале автономного...
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 03. «Английский язык»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла обучающимся очной формы...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск