Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №176"
ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края
РАССМОТРЕНА:
на заседании методического объединения естественно-научных предметов, технологии и эстетического цикла
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 176»
Протокол №___1__
от 30 августа 2013 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176»
____________ Н.Г. Токмаков
Приказ №_78__
от «_02_» сентября 2013 г.
СОГЛАСОВАНО:
зам.директора по УВР
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176»
____________ О.А. Доронина
от «__02__» сентября 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по базовому курсу технология
7 класс II ступень
на 2013 - 2014 учебный год
учитель: Дмитриев Игорь Владимирович
На основании Федерального базисного учебного плана 2004 г.:
Количество часов в год: 68 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
2013 г.
Количество часов:
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю в I полугодии, 2 часа в неделю во II полугодии).
1- четверть: 18 часов;
2- четверть: 14 часов;
3- четверть: 20 часов;
4- четверть: 16 часов.
В том числе:
– контрольных работ – 5;
– самостоятельных работ – 21;
– проектов – 1;
– исследований – 1;
– практических работ – 29;
– экскурсий – 2.
Рабочая программа:
– Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
– Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (М.: МОН, 2005);
– Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2007.
Учебно-методический комплект:
П1. Гуревич, М. И. Технология. Технический труд : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Гуревич, М. Б. Павлова, Ф. Ю. Шарутина ; под ред. И. А. Сасовой. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 144 с.: ил.
2. Гоппе, Н. Н. Технология. Технический труд : 7 класс : тетрадь творческих работ : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Н. Гоппе, А. Ю. Холодов, М. И. Гуревич, И. А. Сасова ; под ред. И. А. Сасовой. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 64 с.: ил.
Дополнительная литература:
1. Борисов, К. Н. Что такое обрабатывающий центр? / К. Н. Борисов. – Л. : Детская литература, 1987. – 130 с.
2. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980.
3. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 7 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда / Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1989.
4. Карабанов, И. А. Трудовое обучение : учебник для 5–7 кл. общеобразовательной школы / И. А. Карабанов, Н. К. Щур, К. Г. Гулак. – Минск : Нар. асвета, 1992. – 271 с.
5. Коваленко, В. И. Объекты труда. 7 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 1990.
6. Леонтьев, Д. П. Сделай сам / Д. П. Леонтьев. – Л. : Детская литература, 1978. – 110 с.
7. Маркуша, А. М. Книга для сыновей и для пап / А. М. Маркуша. – М. : Детская литература, 1990. – 176 с.
8. Рихвк, Э. В. Мастерим из древесины : книга для учащихся 5–8 кл. / Э. В. Рихвк. – М. : Просвещение, 1988. – 128 с.
9. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 1984.
10. Спиридонов, И. Г. Слесарное дело : учеб. пособие для учащихся 7–8 классов / И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов, В. Г. Копелевич. – М. : Просвещение, 1985. – 272 с.
11. Трудовое обучение : проб. учеб. пособие для 7 кл. сред. шк. / А. К. Бешенков, Е. В. Васильченко, А. И. Иванов [и др.] ; под ред. П. Р. Атутова, В. А. Полякова. – М. : Просвещение, 1990. – 207 с.
12. Федотов, Г. Я. Дарите людям красоту / Г. Я. Федотов. – М. : Просвещение, 1985. – 255 с.
13. Энциклопедический словарь юного техника / сост. Б. В. Зубков, С. В. Чумаков. – М. : Педагогика, 1980. – 512 с.
Программное обеспечение и цифровые образовательные ресурсы:
Электронная библиотека «Технология» ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования Российской Федерации.
Пояснительная записка:
Ожидаемые результаты обучения по данной программе могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Цель: обеспечение гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом.
Примерный тематический план:
Разделы и темы
|
Часы
|
1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
|
30
|
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации:
|
10
|
Технологии изготовления изделий с использованием сложных соединений.
|
16
|
Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации:
|
16
|
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей.
|
16
|
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование:
|
4
|
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам.
|
4
|
2. Электротехнические работы
|
10
|
Устройства с элементами автоматики.
|
10
|
3. Технологии ведения дома
|
6
|
Эстетика и экология жилища.
|
6
|
4. Творческая, проектная деятельность
|
18
|
5. Резерв учебного времени
|
2
|
Итого:
|
68
|
Основное содержание:
1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.
(30 часов)
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации -10 часов.
Технологии изготовления изделий с использованием сложных соединений – 10 часов.
Основные теоретические сведения
Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.
Практические работы
Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.
Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.
Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации - 16 часов.
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей - 16 часов.
Основные теоретические сведения
Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке.
Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей.
Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.
Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда.
Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.
Практические работы
Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.
Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения.
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование - 4 часа.
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам - 4 часа.
Основные теоретические сведения
Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.
Практические работы
Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла автоматического устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели.
Варианты объектов труда
Модели механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Механические автоматические устройства сигнализации.
|