Скачать 257.5 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД№92«ВЕСНУШКА» Утверждена МБДОУ «Детский сад №92«Веснушка» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОБОСТАРТ» Старший воспитатель Курносова Ольга Викторовна Воспитатель Артёмова Оксана Владимировна Сургут - 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………3 Актуальность……………………………………………………………….3 Отличительные особенности……………………………………………...4 Методические особенности……………………………………………….4 Описание……………………………………………………………………5 Возраст детей……………………………………………………………….6 Цели и задачи……………………………………………………………….6 Виды и формы контроля ..…………………………………………………6 Формы организации учебных занятий …………………………………...7 Методы обучения …..……………………………………………………...7 Материально-техническое оснащение .…………………………………..8 Сроки реализации .…………………………………………………………8 Механизм оценки получаемых результатов . ……………………………8 Виды и формы контроля …………………………………………………..8 Календарно-тематическое планирование…………………………………9 Содержание курса…………………………………………………………..11 Знания и умения на конец года ……………………………………………12 Формы работы с родителями……………………………………………….12 Литература…………………………………………………………………...13 2 Пояснительная записка Одной из проблем в России являются: её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем. Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций. Программа «Робостарт» научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы В период перехода современного общества от индустриальной к информационной экономике, от традиционной технологии к гибким наукоёмким производственным комплексам исключительно высокие темпы развития наблюдаются в сфере робототехники. По последним данным сегодня в мире работают 1 миллион 800 тысяч самых различных роботов - промышленных, домашних, роботов-игрушек. Век накопления знаний и теоретической науки сменяется новой эпохой - когда всевозможные роботы имеханизмы заполняют мир. Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования современного бизнеса в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную задачу обучения детей основам робототехники. Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Деятельностныйхарактер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у ребят способность ориентироваться в окружающем мире и подготовить их к продолжению образования в учебных заведениях любого типа. Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач. 3 Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков. Работа с образовательными конструкторами LEGOWeDo, HunoMRT, Robokids Fishertechnik позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат. Программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности. Отличительные особенности программы Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных Всероссийским учебным методическим центром образовательной робототехники (ВУМЦОР) для обучения техническому конструированию на основе образовательных конструкторов. Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo, HunoMRT, Robokids, Fishertechnik, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу. Курс предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Методические особенности реализации программы Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе. Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем робототехнического характера. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний. Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирование, испытание и запуск модели робота) требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности. Данная программа разработана для дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС ДО. 4 Описание Программное обеспечение программы «Робостарт» включает в себя 4 вида конструкторов: Lego WeDo, Robokids, Huno MRT, Fischertechnik в процессе работы с которыми дети учатся использовать базовые датчики и двигатели комплектов для изучения основ программирования. Линейка конструкторов HUNA-MRT- Kicky-Basic предназначена для начинающих – это наборы серии GOMA (MRT1), FUN&BOT (MyRobotTime) и KICKY (MRT2). Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 5-8 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни. Работа с данным конструктором дарит возможность создавать яркие "Умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором. Lego WeDo - данный набор включает в себя следующее программное обеспечение: комплект занятий посвященных разным темам (интересные механизмы, дикие животные, играем в футбол и приключенческие истории), книгу для педагога, лицензию на одно рабочее место. Если программа устанавливается на несколько компьютеров, то понадобится лицензия на перворобота WeDo (одна лицензия на одно учебное учреждение). Данная программа использует технологию drag-and-drop, т.е. ребенку нужно перетащить мышкой необходимые команды из одной панели в другую в нужном порядке для составления программы движения робота. Программа работает на основе LabVIEW. В комплекте также находятся примеры программ и примеры построения различных роботов. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки, кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик. Комплект заданий Lego WeDo позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков, предоставляя им инструкции и инструментарий. Robokids - образовательный конструктор для сборки робота детьми. В данных моделях отсутствует связь с компьютером. Для этого используются специальные карты, от которых управляется робот. С этим конструктором ребёнок может работать без навыков программирования. С этим комплектом можно собрать до 16 различных моделей. Комплект рассчитан детей от 5 до 10 лет. 5 Fishertechnik- это уникальные механические и электронные обучающие конструкторы, созданные знаменитым немецким ученым —профессором Артуром Фишером. Их уникальность заключается в том, что, сочетая элементы из разных наборов, можно создавать абсолютно любые механизмы, которые только возможно себе представить. Предложенная программа по робототехнике для дошкольников, развивает их способности и включает в себя три принципа: рука – голова – сердце - проектирование, построение и программирование, что развивает моторику и творческие способности детей. Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа предусматривает занятия с детьми 5-7 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься робототехникой. Цели и задачи Цель: развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования. Задачи:
технические задачи в процессе конструирования моделей Виды и формы контроля Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился). Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования, защиты презентаций. Результаты контроля фиксируются в протоколах. Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей. 6 Формы организации учебных занятий -беседа (получение нового материала); -самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий); -ролевая игра; -соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию); - разработка творческих проектов и их презентация; -выставка. Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Методы обучения Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов); Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей) Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.) Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий) Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов) Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию). В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни. 7 Материально-техническое оснащение, оборудование. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:
Сроки реализации программы Программа рассчитана на 1 год обучения. Годовая нагрузка на ребенка составляет 96уч. часа. 8уч. часа в месяц. 2уч. час в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Механизм оценки получаемых результатов: Осуществление сборки моделей роботов; Создание индивидуальных конструкторских проектов; Создание коллективного выставочного проекта; Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня. При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки рисунков, тестирование, опрос. Виды и формы контроля: Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, состязаний или выставки роботов. Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, способных выполнить поставленные задачи. Результаты контроля фиксируются в протоколах состязаний. Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов. Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей. 8 Календарно-тематическое планирование
Содержание курса Введение (1 зан.) Правила поведения и ТБ в кабинете робототехники при работе с конструкторами Конструирование не механических моделей (3 зан.) Сбор не механических моделей на основе конструктора Fischertechnik, Goma(MRT 1) Конструирование механических моделей (89 зан.) Правила работы с конструктором Lego WeDo, Huno MRT, Robokids, Fischertechnik. Основные детали видов конструкторов. Спецификация конструктора. Сбор механических моделей. Занятия делятся на 4 блока: «Забавные механизмы», «Звери», «Футбол» и «Приключения». Все занятия на основе конструктора Huno MRT можно условно разделить на тематические блоки: Живая природа Архитектура Транспорт Предметы ближайшего окружения Повторение (3 зан.) Повторение изученного ранее материала. 11 В конце года дошкольник должен ЗНАТЬ:
конструктивные особенности различных роботов; УМЕТЬ:
ОБЛАДАТЬ:
Формы работы с родителями.
12 ЛИТЕРАТУРА -Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл. -Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego- -В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г. -А.Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976 -А.Н. Давидчук Развитие у дошкольников конструктивного творчества Москва «Просвещение» 1976 -Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001 -ЛуссТ.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003 13 |
Программа «Робостарт» Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определенный уровень знаний, опыт работы, умения и навыки |
Программа по легоконструированию «лего-умники» (далее программа) Программа по легоконструированию «лего-умники» (далее программа) относится к общеразвивающему типу дополнительных общеобразовательных... |
||
Рабочая программа дисциплины Программа предназначена для преподавателей, ведущих английский язык у студентов, обучающихся по Программа разработана в соответствии... |
Рабочая программа учебного предмета «Химия» Рабочая программа составлена на основе примерной программа основного общего образования по химии (базовый уровень); Программа курса... |
||
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования программа подготовки |
Программа по ознакомлению с окружающим миром и природоведении программа... Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (аооп ноо) |
||
Рабочая программа по иностранному языку Учитель Программа составлена на основе: Английский язык: программа: 2-4 классы/ М. В. Вербицкая. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Forward) |
Программа духовно-нравственного развития 3 Программа воспитания и... Дневник успехов (портфолио) как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений |
||
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2Акл Рабочая программа составлена на основе Программы «Окружающий мир» программа 1-4 кл |
Программа «Юные туристы спасатели» Изменен титульный лист: «дополнительная образовательная программа» заменена на «дополнительная общеразвивающая программа» |
||
Программа MapSource 1 Установка программы Программа поставляемая... Программа скачанная с сайта «corsar avtostop ru» разархивируется в папку в которой в дальнейшем будет установлена программа, после... |
Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа... Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с овз для которых разработана программа |
||
Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым... Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на... |
Программа курса «Планета здоровья» Программа курса «Подвижные игры» Социальное направление Программа курса «Общественно-полезный труд» |
||
Программа разработана на основе методик: Н. А. Бабаев, О. К. Гаевский,... ... |
Рабочая программа учебной дисциплины «Визуальное проектирование»... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (госвпо)... |
Поиск |