Скачать 267.06 Kb.
|
Ежеквартальный журнал Выпуск Осень 2017 год МБДОУ №166 г. Красноярск СОДЕРЖАНИЕ
внимание и слуховое восприятие»…………………..5
дошкольного возраста» …….…………………..12
Авторы-составители: Учителя-логопеды: Замяткина Е.В. Михайлова М.В. Воспитатели: Мисуна С.В. Омельченко Е.П. I. Логопедическая страница Задержка речевого развития – весьма распространенный диагноз, который специалисты ставят двухлетним детям. Надо ли бить тревогу или можно пустить все на самотек? ДАВАЙ, МАЛЫШ, ПОГОВОРИМ Интересно, что в наше «вербальное», информационное время родители часто жалуются, что дети поздно начинают говорить или не говорят совсем да двух – двух с половиной лет. На профессиональном языке это называется ЗРР – задержка речевого развития, а в быту – «мой ребенок все понимает, но не говорит». Что делать, если малыш не говорит? Существует достаточно много причин и видов нарушения речевого развития, и понять, что происходит с малышом, может только специалист. Но нередко родители не спешат к врачам, полагая, что придет время и ребенок заговорит сам. Объясняют задержку тем, что мама или папа малыша поздно заговорили, тем, что ребенок – мальчик, а мальчики начинают разговаривать позже. Конечно, у некоторых детей речевое развитие к 3 – 4 годам выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей отсутствие своевременной помощи в раннем возрасте может привести к целому ряду последствий недоразвития речи. Особенно родителей должно насторожить:
Если у ребенка есть проблема с речью, необходимо показать его врачам как можно раньше. Чтобы исключить или скорректировать проблемы со стороны нервной системы и слуха, побывайте на приеме у сурдолога и невролога. Проконсультируйтесь у психолога, логопеда. Причем консультация логопеда нужна и тогда, когда ребенок разговаривает, т.к. родители не всегда могут оценить, насколько правильно он это делает. При необходимости вашему ребенку подберут коррекционный курс. Хороший возраст для занятия с логопедом 2,5 – 3 года, хотя традиционно берут с 4 лет. Полноценное речевое окружение В последнее время появляется все больше детей, которые не говорят только потому, что с ними не занимаются родители. Взрослые либо не понимают, что с малышом нужно постоянно разговаривать, причем с момента его появления на свет, либо не хотят себя утруждать. А ведь на речевое развитие ребенка серьезное влияние оказывает полноценность речевого окружения, т.е. то, как говорят и общаются с ним окружающие его взрослые. Порой взрослым просто не хватает терпения. Родители жалуются: ребенок, единожды произнеся слово, не повторяет его в течение месяцев. Мамы и папы сначала просят повторить за ними это слово, потом умоляют, потом требуют, бывает и наказывают. Это приводит к тому, что ребенок игнорирует задания, требующие от него словесных реакций. Он молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос. Если вы хотите помочь малышу, забудьте, хотя бы на первое время, слова «скажи» и «повтори». Речевое развитие малыша Мамам и папам вполне по силам стимулировать речевое развитие малыша. Чтобы ребенок быстрее заговорил, ежедневно занимайтесь с ним.
вопросы, содержащие это слово, и терпеливо ждите ответа. Ни в коем случае не сердитесь и не ругайте его, если вам кажется, что дело продвигается слишком медленно.
II. Логопед советует… Многое о предметах, людях, животных дети узнают в повседневной жизни, но чтобы расширить знания об окружающем, обучиться родному языку нужны и специальные игры. Одним из важных видов игр являются игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь, основное средство общения. Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже ели у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре. Цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха. Направления работы над развитием слухового внимания и восприятия
Игры О ЧЁМ ГОВОРИТ УЛИЦА (КОМНАТА)? ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания ХОД ИГРЫ:Предложить ребенку помолчать, закрыв глаза, и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы (из кухни, из ванной комнаты). Спросить ребенка, о чем говорит улица (комната)? Ребенок может услышать тиканье часов, капанье воды из крана, гудки автомобиля, жужжание мух, чириканье воробьев, голоса людей и т.п. КТО ЧТО УСЛЫШИТ? ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи. МАТЕРИАЛ: Ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, трещотка с камешками или горохом, труба, звонок, бубен и т. д. ХОД ИГРЫ: Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т. д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и кон-трастными, чтобы ребенок мог их угадать. УЗНАЙ ПО ЗВУКУ ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания и фразовой речи. МАТЕРИАЛ: Различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, стакан и карандаш, ложка, шарик и банка, гвоздики и спичечный коробок и т. д.) ХОД ИГРЫ: Взрослый производит разными предметами шумы, а ребёнок смотрит и слушает. Затем ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь. Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т. п. За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки. УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ ЦЕЛЬ: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание. Развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна. МАТЕРИАЛ: Бубен, два флажка. ХОД ИГРЫ: У ребенка в руках два флажка. Взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо — опускает флажки вниз. Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение. БЕГИ НА НОСОЧКАХ ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, координации и чувства ритма. МАТЕРИАЛ: Бубен (тамбурин). ХОД ЗАНЯ'ГИЯ: Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучания бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий – бежит. КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ? ЦЕЛЬ: Развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. МАТЕРИАЛ: Кукла, игрушечный мишка, машинка. ХОД ИГРЫ: Ребенок сидит на расстоянии 2—З м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит: — Возьми мишку и посади в машину. — Возьми мишку из машины. — Посади в машину куклу. — Покатай куклу в машине. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко. СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК? ЦЕЛЬ: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна. МАТЕРИАЛ: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес). ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый говорит ребенку: час мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а услышав стук, беги в дом. Слушай когда бубен звенит и когда я стучу в него». Взрослый повторяет игру, меняя звучание на 3-4 р. УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ? ЦЕЛЬ: Развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. МАТЕРИАЛ: Музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие. ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает их названия. Если ребенок не знает, взрослый называет инструменты и знакомит с их звучанием. Ребенок слушает и рассматривает инструменты.Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет там игру на разных инструментах, а ребенок г звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребенок справляется с заданием, то его можно усложнить. ГДЕ ПОЗВОНИЛИ? ЦЕЛЬ: Развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве. МАТЕРИАЛ: Звоночек. (Колокольчик) ХОД ЗАНЯТИЯ: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаза, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, взрослый говорит: «Правильно!» Ребенок открывает глаза, взрослый поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4—5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ? ЦЕЛЬ: Развитие умения различать высоту голоса. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. МАТЕРИАЛ: Картинки с изображениями персонажей из сказки «Три медведя». ХОД ИГРЫ: Каждый ребёнок получает по картинке с изображением одного из медведей. Взрослый произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайлу Ивановичу. Дети поднимают соответствующие картинки. Для активизации внимания детей, взрослый нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке. |
Приказ № годовой план работы муниципального бюджетного дошкольного... Педагогическим советом мбдоу «Детский сад №14» приказом заведующего мбдоу «Детский сад №14» |
Приказ №97 от 09. 09. 2016г Годовой план работы мбдоу детского сада №42 на 2016-2017 учебный год |
||
План подготовки к летне-оздоровительному периоду на 2017 год в мбдоу... Анализ кадрового потенциала (расстановка кадров с учетом уменьшения количества функционирующих групп) |
Программы, реализуемые в доу анализ работы мбдоу за 2015-2016 у г План работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и противопожарной безопасности на 2016-2017 уч год |
||
План работы по самообразованию на 2017-2020 учебный год воспитателя... ... |
Публичный доклад о проделанной работе профкома мбдоу п свх. Агроном за 2016 год ... |
||
Мбдоу «Детский сад №55 комбинированного вида» г. Воркуты №1 от «30» «августа» 2017 г. Утверждено Мбдоу располагается в центральной части города, по улице Ленина, дом 57 В. Ближайшим окружением учреждения являются: жилые здания,... |
Рабочая программа педагога подготовительной к школе группы на 2017-2018... Социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6 до 8 лет с учётом... |
||
Отчет о результатах самообследования федерального государственного... Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом: федеральное государственное казенное общеобразовательное... |
Земли Термин «язычество» «языцы» – «народы», «иноземцы» и обозначает в христианском толковании все нехристианские религии [166]. Термин «язычество» является... |
||
Отчёт о результатах самообследования мбдоу «Кутушинский детский сад» за 2014-2015 учебный год ... |
«Согласовано» «Утверждаю» Профорг мбдоу детский сад №33 Заведующий мбдоу Воспитатель дошкольных групп назначается и освобождается от должности заведующим мбдоу на основании заявления и составления Трудового... |
||
Годовой план работы мбдоу «Центр развития ребёнка детский сад №150... Списочный состав воспитанников на 1июня 2016 года 289 человек. Группы работают в режиме 5-дневной недели с 10,5-часовым пребыванием... |
План работы сош(гимназия) и мбдоу «Новохоперский центр развития «Пристань... Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации... |
||
План основных мероприятий мбдоу црр – детский сад №8 «Буратино» г.... Разработка и корректировка документов по вопросам организации и подготовки в области го и защиты от чс |
Календарь интересных событий и необычных праздников на 2017 год Дорогие коллеги! При составлении планов на следующий год, предлагаем Вам воспользоваться нашим «Календарём интересных событий и необычных... |
Поиск |