ПРОЕКТ
Русский язык. Развитие речи
1 дополнительный класс
Примерная рабочая программа
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
начального общего образования глухих обучающихся
(вариант 1.2)
2016
Пояснительная записка
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.2).
Предметная область «Филология (Язык и речевая практика)» на ступени начального образования представлена двумя учебными предметами «Русский язык и литературное чтение», «Предметно-практическое обучение».
Комплексный учебный предмет «Русский язык и литературное чтение» образовательной области «Филология (Речевая практика)» является одним из основных предметов школьного обучения и обеспечивает учащимся достижение уровня начального общего образования, формирование языка как средства общения и обучения, способствуют развитию и обогащению устной и письменной речи, коррекции и формированию грамматического строя речи. Реализация требований этого комплексного предмета позволяет создать основу развития речевой деятельности обучающихся для дальнейшего освоения ими системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний.
Комплексный учебный предмет «Русский язык и литературное чтение» на каждом этапе начального образования представляет определенный набор предметов:
I период обучения языку (1 дополнительный класс) – развитие речи (обучение разговорной и монологической речи в устной и письменной формах, а также устно-дактильной речи как вспомогательной формы на первоначальном этапе обучения языку); обучение грамоте (обучение чтению и письму);
II период обучения языку (1–3 классы) – развитие речи; чтение и развитие речи; письмо (в первом классе);
III период обучения языку (4–5 классы) – развитие речи; чтение и развитие речи; сведения по грамматике.
Данная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык. Развитие речи» направлена на реализацию требований по развитию речи глухих обучающихся 1 дополнительного класса (I период обучения языку).
Общая характеристика предметной области «Филология (Язык и речевая практика)» и учебных предметов, входящих в неё
Описание предметной области «Филология (Язык и речевая практика)»
Развитие речевой деятельности глухих обучающихся – это интегрированная система обучения, в которой каждый учебный предмет имеет общие и специфические задачи в отношении обучения языку, меняющиеся в зависимости от года обучения, с постоянной ведущей ролью предметно-практического обучения.
Основные задачи реализации содержания предметной области «Филология (Язык и речевая практика)»:
• овладение глухими обучающимися грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
• развитие у глухих обучающихся устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
• овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
• развитие у глухих обучающихся способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем их возрасту и развитию;
• развитие умений вступать в устную коммуникацию, слухозрительно воспринимать устную речь (с использованием слуховых аппаратов), говорить достаточно внятно и естественно, реализуя произносительные возможности.
Систематическое изучение курса предметной области «Филология (Язык и речевая практика)» предполагает достижение обучающимися необходимого объема академических знаний и жизненных компетенций, а именно:
владение грамотой
знание основных речевых форм и правил их применения
умение выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий, глухой), владения разными средствами общения
умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию на основе словесной речи (в устной и письменной формах) как средство достижения цели, использование в речевом общении устно-дактильной формы речи как вспомогательной
ориентировка в широком спектре ситуаций, в которых глухой обучающийся может использовать коммуникацию, в том числе устную, как средство достижения цели
умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор
умение получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат
стремление выражать свои мысли и чувства так, чтобы быть понятым собеседником
умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие предложить помощь и т. д.
стремление извлекать общий смысл и значимую информацию из текста, умение замечать его неполноту и сложность, умение уточнять непонятое в ходе коммуникации со взрослыми и сверстниками
проявление интереса к чтению доступных произведений детской литературы, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений
умение использовать письменную коммуникацию для решения актуальных жизненных задач, включая коммуникацию в сети Интернет.
Основные содержательные линии комплексного предмета «Русский язык и литературное чтение»: языковая способность, речевая деятельность, языковые закономерности.
Программа предусматривает обучение русскому языку в условиях педагогически организованного общения (коммуникативная система) ученика с окружающими его людьми (учителем, товарищем, воспитателем и др.). Используя потребность глухого ребенка в общении, педагог (учитель, воспитатель) формирует у него общепринятое средство общения – словесную речь. В процессе овладения коммуникацией (общением) школьник осваивает язык, который становится для него средством общения, обучения, познания, мышления. Обучение языку осуществляется всеми педагогами, участвующими в учебном процессе, в условиях различных видов деятельности в классе и интернате, в урочные и внеурочные часы. Сущность работы заключается в формировании речи как средства общения.
Воспитание речевого поведения, являющееся центральной задачей обучения детей в младших классах, предполагает формирование речевой активности школьника, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи. Продуктивность общения словесными средствами определяется не только пониманием школьниками того или иного слова, фразы, но и умением пользоваться ими в разных условиях коммуникации.
Обучение глухих детей языку в условиях коммуникативной системы – это обучение речевой деятельности разных видов: говорения (разговорной и монологической речи), письма, чтения, слушания (в доступных пределах). Овладение каждым видом речевой деятельности требует формирования у детей потребности в речи, обеспечения мотивированности самого высказывания в каждом конкретном случае, обучения планированию высказывания, отбору средств и способов его осуществления. Дети одновременно овладевают фонетикой, лексикой, грамматикой, орфографией языка в условиях пользования речью как средством общения.
Приоритетными направлениями в коррекционном обучении младших школьников языку являются формирование речевой деятельности и развитие языковой способности, речевого поведения. Усвоение детьми грамматической структуры языка в 1 дополнительном классе осуществляется только в процессе практического овладения ими речью. С расширением практики речевого общения и овладением обучающимися умением использовать знакомый материал в разных ситуациях улучшается грамотность их высказываний.
Содержание комплексного предмета «Русский язык и литературное чтение»
Содержание предметной области
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Языковая способность
|
Потребность в словесном общении с учителем, товарищами, родителями в условиях слухо-речевой среды.
Ситуативное общение, внеситуативное. Расширение ситуативного и внеситуативного общения в знакомых и новых обстоятельствах.
Понимание, использование вариативных высказываний.
Стремление запоминать новые речевые единицы и использовать их в речи.
Понимание значения новых слов, словосочетаний в условиях ситуативного общения, речевого контекста.
Использование знакомых речевых единиц в различных (известных и новых) ситуациях в соответствии с задачей общения.
Стремление к установлению взаимопонимания в знакомых ситуациях общения на основе словесной речи (внятность произнесения, использование уточняющих вопросов, вариативных высказываний).
Понимание значения нового речевого материала в условиях практической деятельности, в предметной ситуации, в контексте прочитанного.
Улавливание аналогий в языковых формах, построение речевых высказываний по аналогии со знакомыми словоформами и конструкциями высказываний.
|
Восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов, данных учителем, в условиях педагогически организованного общения и в естественных ситуациях.
Проговаривание всего речевого материала, независимо от фонетических трудностей.
Соотнесение предметных действий с речевыми образцами.
Подражание речевым действиям учителя, воспитателя.
Применение знакомых речевых единиц в процессе урока, предметно-практической деятельности, в игре, в обиходно-разговорных ситуациях.
Построение собственных высказываний из знакомых речевых единиц.
Восприятие словесной речи на слухо-зрительной основе.
Употребление знакомых речевых единиц в различных ситуациях в контексте общения.
|
Речевая деятельность
Говорение
|
Овладение словесной речью в общении и для общения.
Потребность в речи. Использование словесной речи для установления контакта со взрослыми, детьми. Овладение коммуникативными умениями.
Стремление быть понятым учителем или товарищами.
Деловые и личностные мотивы речевой деятельности.
Положительное эмоциональное отношение к словесной речи.
Установление взаимопонимания на основе речевого общения. Потребность в речи, в расширении словарного запаса (стремление запоминать новые слова и выражения, избирательное использование форм речи в зависимости от ситуации общения). Выбор речевых единиц (слов, словосочетаний, типов высказываний) с учётом ситуации общения.
Мотивированность речевых действий.
Овладение различными ситуациями общения при коллективной и индивидуальной работе (выбор руководителя группы, организация работы группы с использованием заданий руководителя, проверка исполнения, отчет о выполненной работе).
|
Слухо-зрительное восприятие словесной речи и адекватная реакция на ее содержание (выполнение просьбы, поручения, ответ на вопрос, сообщение о действии). Уточнение недостаточно хорошо воспринятого обращения, поручения, вопроса, сообщения.
Выражать просьбы, желания, удивления, испуг, огорчения, радости. Сообщать о проведенных действиях (в ситуации коллективной деятельности), об окончании работы. Точно соотносить речевое высказывание (собственное или другого говорящего) со своим действием или действием товарища, с картинкой.
Расспрашивать об интересующем (кто, что, что делает, какой, какая, какое, какие).
В целях быть понятым собеседником следить за внятностью собственной речи, повторять сказанное, исправлять собственные ошибки.
Рассказывать о собственной деятельности параллельно с её выполнением или по её завершению.
Передавать содержание серии картин (одной картины) в виде нескольких взаимосвязанных предложений.
Восстанавливать преднамеренно нарушенную учителем последовательность заданий, исходя из логики предстоящих действий.
Задавать вопросы учителю и товарищам с целью узнать об интересующем, уточнить имеющиеся сведения, расспросить о предстоящей деятельности.
Рассказывать о собственной деятельности, о прошедших событиях с предварительной зарисовкой (аппликацией, подбором картинок и т. д.) или без нее.
Описывать предмет, явление природы.
Передавать содержание одной или серии картинок в виде взаимосвязанных предложений.
Рассказывать о себе, товарищах, о событиях в форме письма. Придумывать название рассказа (сказки) по главной мысли. Восстанавливать преднамеренно нарушенную последовательность событий, действий.
Отчитываться о своей работе, писать письма. Составлять план предметно-практической деятельности.
Выражать просьбу, желание, (не)понимание, согласие, свое мнение; расспрашивать учителя, товарищей об интересующем (о серии закрытых картинок, празднике, экскурсии, интересных событиях и т.п.) по заданию взрослых, по собственному желанию; уточнять непонятное.
Участвовать в диалоге; давать задания одному ученику, группе.
Рассказывать о своей деятельности и деятельности товарищей, об интересных событиях.
Описывать картинки, предметы, внешность человека; составлять план рассказа.
Писать рассказы, сочинения по плану; писать сочинения с элементами рассуждений, на заданную тему.
Составлять заявки и отчеты о своей деятельности, рассказывать об интересных моментах работы.
Раскрывать тему, выделять основную мысль части и всего высказывания, устанавливать связь между частями; оформлять свои мысли логично, последовательно, грамотно.
Контролировать правильность собственного высказывания и высказываний товарищей, исправлять ошибки.
получать желаемый результат на свое высказывание (адекватность действий собеседника, речевой реакции.
Добиваться взаимопонимания (повторить высказывание, уточнить его и т.д.).
Правильно, грамотно оформлять свои высказывания, наиболее полно реализуя свои произносительные возможности.
|
Чтение
|
Чтение задания, инструкции и действие в соответствии с их содержанием.
Адекватная реакция на прочитанное.
Понимание содержания связного текста (сказки, рассказа).
Техника чтения. Чтение вслух осмысленное, плавное, слитное. Подражание учителю в выразительном чтении.
Ориентировка в книге.
Отражение содержания прочитанного в рисунках, аппликации.
Ответы на вопросы по прочитанному.
Пересказ прочитанного.
Привлечение информации, полученной при чтении, перенесение в нужную ситуацию (учебную, жизненную).
|
Соотносить прочитанное (слово, предложение, связный текст) с действительностью, с предметом, с иллюстрацией.
Читать и выполнить задание, инструкцию, несколько взаимосвязанных поручений.
Адекватно реагировать на прочитанное (оценка своего труда и труда товарища; интересное или важное сообщение), проявляя радость, огорчение, сопереживание.
Читать правильно, четко, слитно, с паузами подражая чтению учителя. Самостоятельно делать паузы при чтении предложений с однородными членами, с союзами.
Следить за чтением товарища по своей книге, продолжать чтение после товарища. Осуществлять выборочное чтение, следуя заданию учителя. Читать хором, синхронно с учителем, товарищами.
Передавать содержание прочитанного в рисунках, аппликации. Подбирать к прочитанному тексту (или отрывку) подходящие готовые иллюстрации.
Отвечать на обобщенные вопросы, о ком, о чем прочитали.
Пересказывать прочитанное с использованием выполненного иллюстративного материала, макетов.
Определять название текста (рассказа, сказки, стихотворения), его автора. Находить нужную страницу текста (по устному или письменному указанию учителя, по записи ее номера на доске).
Осмысленно, плавно и бегло читать вслух и про себя.
Определять логическую последовательность событий прочитанного (инструкции, текста, задания, произведения).
Делить текст на части, выделять главную мысль каждой из них, озаглавливать части.
Находить в тексте слова и выражения по заданию учителя, выделять новые слова и определять их значение из контекста или пользуясь справочным материалом.
Оценивать поступки действующих лиц читаемого произведения, устанавливать причинно-следственные, временные связи.
Подбирать материал на заданную тему, пользуясь учебными книгами и другой литературой.
|
Письмо
|
Упражнения, подготавливающие к письму.
Письменный шрифт, чтение слов, предложений.
Элементы букв, буквы, слова, короткие предложения.
Буквы прописные, заглавные, способы их соединения.
Письменная форма выражения мысли (отдельные слова, короткие предложения, небольшие рассказы, отчеты, заявки).
Пользование письменной речью в общении, для передачи информации.
Изложение мысли в письменной форме, логично, последовательно.
Техника письма: четкость, скорость, аккуратность.
|
Выполнять упражнения, подготавливающие к письму.
Понимать письменный шрифт, читать слова, предложения.
Писать элементы букв, буквы, слова, короткие предложения.
Пользоваться письменным шрифтом (буквы прописные, заглавные, способы их соединения).
Выражать мысли в письменной форме (в виде отдельных слов, коротких предложений, небольших рассказов, отчетов, заявок).
Писать четко, красиво, правильно отдельные слова, предложения, тексты.
Соблюдать при письме знаки препинания: точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, запятая при перечислении, знаки прямой речи.
Писать большую букву в конце предложения, в собственных именах.
Переносить слова по слогам (с помощью учителя или самостоятельно).
Проверять написанное, исправлять ошибки, указанные учителем, товарищами, или обнаруженные самостоятельно.
Соблюдать логику в изложении мыслей.
|
Дактилирование
|
Восприятие и воспроизведение речи в устно-дактильной форме.
Использование устно-дактильной формы речи как вспомогательного средства общения и обучения.
|
Воспринимать устно-дактильную речь учителя и товарищей.
Воспроизводить все дактилемы четко, быстро, синхронно с устной речью. Говорить устно-дактильно при устном сообщении учителя задания, инструкции.
Использовать дактильную речь при общении с учителем, товарищами, опуская дактилирование при использовании в речи хорошо отработанный материал.
Проговаривать речевой материал устно-дактильно при восприятии заданий, поручений учителя, товарищей, при первоначальном чтении текста, при проверке написанного.
Использовать дактильную речь при затруднениях в общении с товарищами и взрослыми, при усвоении трудного речевого материала, первоначальном чтении сложного текста, при письме и проверке написанного текста, при затруднении в общении с товарищами.
|
Слушание
|
Восприятие речи окружающих на слухо-зрительной основе.
Адекватная реакция на воспринятое.
Реализация собственных произносительных возможностей при контроле произношения.
|
Различать на слух (с помощью слухового аппарата) и опознавать слова и фразы, знакомые по звучанию, в словах и фразах, впервые предлагаемых на слух, узнавать отдельные элементы (длина слова, ударение, отдельные звуки, звукосочетания и т.п.), по которым воспроизводить их точно или приближенно.
Правильно выполнять предложенные на слух задания, грамотно оформлять свои высказывания, наиболее полно реализуя свои произносительные возможности.
|
III. Языковые закономерности
|
Практическое усвоение грамматической структуры языка. Грамматические и лексические обобщения.
Слово. Предложение. Текст.
Слова, близкие и противоположные по значению. Однокоренные слова.
Начальная форма слова.
Типы высказываний по их коммуникативной цели.
Синтаксические конструкции простого и сложного предложения. Утвердительные и отрицательные конструкции предложения. Конструирование и перестроение предложений с учетом их состава и семантики.
Группировка слов по морфологическому сходству и различию. Основные языковые категории. Орфографические правила и определения грамматических понятий.
Прямая и косвенная речь.
|
Объединять слова в группы по указанному обобщающему слову, по грамматическому вопросу (кто, что).
Использовать в речи предложения по аналогии, по образцу.
Практически различать число существительных при выполнении словесных инструкций, выражении просьб, желаний.
Знать начальную форму слов-существительных.
Определять род существительных (жен., муж., сред.).
Отвечать на вопросы о цвете, форме, величине (какой, какая, какое, какие).
Проводить элементарные обобщения по лексико-грамматическим разрядам: кто? что? – предметное значение; что делает? – значение действия; какой? – признак; чей? – принадлежность; сколько? –количество.
Объединять слова в группы по родовому, видовому признаку.
Различать (практически) текст, предложение, слово, букву.
Различать в условиях общения вопросы, ответы, поручения, сообщения и адекватно реагировать на них.
Понимать и употреблять утвердительные и отрицательные конструкции
Отбирать предложения по образцу.
Строить предложения из знакомых слов с опорой на грамматический вопрос.
Знать начальную форму существительных с окончанием на -о, -е и с нулевой флексией, прилагательных (по существительному), глаголов.
Выделять в речи местоимения и заменять существительные ими и наоборот.
Изменять форму существительных с учетом вопросов: У кого? У чего? Кого? Что?
Понимать, употреблять вопросы: Кто? Что? Что делал(-и, -а)? Что делает(-ют)? Что будем делать? Что делаешь(-ем, -ете)? Какой(-ая, -ое, -ие)? Чей (чья, чьё, чьи)? Который? Из чего? Для кого? Откуда? Когда? Отвечать на эти вопросы.
Использовать вопросительные слова в виде лексических замен существующих частей речи и для выбора необходимой словоформы, для уточнения окончания (где? куда? откуда? когда? как? без чего? о ком? за чем? чего (нет)?)
Понимать и употреблять (с помощью учителя) предложения усложненных структур с союзами потому что, что, когда.
Объединять в группы слова, близкие и противоположные по значению, употреблять их в речи.
Объединять в группы однокоренные слова.
Понимать и употреблять прямую речь в связных высказываниях.
Понимать косвенную речь.
Исправлять ошибки в окончании слов, пользуясь образцом, грамматическим вопросом.
Использовать вопросительные слова в виде лексических замен существующих частей речи и для выбора необходимой словоформы, для уточнения окончания.
Проводить первоначальные наблюдения за языковыми закономерностями и делать выводы.
Строить предложения по образцу, по аналогии, по вопросной схеме.
Использовать в речи конструкции простого, сложного предложения.
Распространять предложения в соответствии с задачей высказывания. Дополнять предложения, исключать лишние слова.
Употреблять в соответствии с задачей высказывания предложения предусмотренных типов.
|
|