М
инистерство образования и науки Российской Федерации
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
И.К. Кондаурова, С.В. Лебедева
Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания
для студентов, обучающихся по специальности
050201 – «математика с дополнительной специальностью информатика»
Учебно-методическое пособие
Саратов – 2009
УДК 51(072.8)
ББК 22.1я73
К 64
Рекомендовано к печати:
кафедрой математики и методики её преподавания
Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского;
кафедрой математического образования
Саратовского института повышения квалификации и переподготовки
работников образования.
Рецензенты:
М.В. Корепанова, доктор педагогических наук, профессор Волгоградского государственного педагогического университета;
И.Н. Власова, кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного педагогического университета.
К 64
Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.К. Кондаурова, С.В. Лебедева. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – 160 с. – (серия «Профессиональная подготовка учителя математики в условиях классического университетского образования»).
ISBN 978-5-9999-0226-9
Серийное оформление С.В. Лебедевой
Пособие содержит 208 творческих заданий по элементарной математике и методике ее преподавания. Задания рассчитаны на расширение методико-математического кругозора студентов, развитие их познавательной самостоятельности. К каждому заданию прилагается краткая аннотация и бибилиография. Развернутый список литературы поможет при подготовке научных докладов, рефератов, написании курсовых и дипломных работ.
Для студентов, аспирантов и преподавателей математических факультетов институтов и университетов.
УДК 51(072.8)
ББК 22.1я73
ISBN 978-5-9999-0226-9
© И.К. Кондаурова, С.В. Лебедева, 2 009
ВВЕДЕНИЕ
Одна из задач университетского педагогического образования – помочь будущему специалисту в становлении его как учителя-исследователя. Явлением сегодняшнего времени становится тот факт, что все больше учителей-предметников не представляют свою профессиональную деятельность без постоянной опоры на научное знание, на различные по своему масштабу, объекту и предмету исследования. Учитель-исследователь – такая профессиональная позиция становится нормой в успешно развивающихся учреждениях общего образования.
Важное место в становлении личности будущего учителя-исследователя отводится научно-исследовательской работе. Она представляет собой целую систему учебно-воспитательных мероприятий, проводимых студентами с первого до последнего курса. Основной задачей научно-исследовательской работы является формирование у обучаемых навыков самостоятельной теоретической и практической работы, ознакомление их с современными методами научного познания, обучение технике и технологии исследования. Формы научно-исследовательской деятельности студентов разнообразны. Это выполнение индивидуальных самостоятельных заданий с элементами научного исследования, написание научных рефератов, статей, участие в заседаниях научных кружков, подготовка и защита курсовой и дипломной работ, участие в работе научных студенческих семинаров, конференций, конкурсах.
Курсовые и выпускная квалификационная работы выполняются студентами на 1-2-3-4 и 5 курсах соответственно по разработанным кафедрой содержанию, структуре и технологии подготовки этих работ. Задача преподавателя – определить тему работы, подготовить задание студенту, в котором определяются примерный план, список литературы для изучения, элементы экспериментальной работы, календарный план выполнения отдельных этапов работы, режим консультаций, срок сдачи и т.д. Цель учебно-исследовательской деятельности студента – систематизировать, углубить и расширить теоретические и практические знания по специальности и научиться применять их при решении конкретных профессиональных задач; изучить и проанализировать профессиональную литературу, выходящую за рамки программы, передовой педагогический опыт; развить умения и навыки самостоятельной работы, овладеть основами методики научного исследования, экспериментирования и проектирования процесса обучения математике в школе.
При подготовке научных рефератов, написании курсовых и дипломных работ по дисциплинам профессионально-методической подготовки будущим учителям математики существенную помощь может оказать предложенная в данном учебно-методическом пособии система творческих заданий. Она состоит из 12 разделов (названия разделов соответствуют содержанию изучаемых дисциплин):
история и современное состояние школьного математического образования в России и за рубежом;
психолого-педагогические основы обучения математике;
теория и методика обучения математике: общая методика;
инновационные технологии в обучении математике;
5) современные средства оценивания результатов обучения;
6) дополнительное математическое образование школьников;
7) математическое развитие дошкольников и младших школьников;
8) методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями;
9) методика и технология профильного обучения математике;
10) элементарная математика;
11) основные линии школьного курса математики и их реализация в действующих учебниках;
12) теория и методика обучения математике: частная методика.
К каждому творческому заданию прилагается примерное содержание, очерчивающее необходимый теоретический материал, приводится список рекомендуемой литературы, по которой этот материал может быть изучен.
Считается обязательным знакомство с материалами журналов: «Математика в школе», «Квант», «Народное образование», «Инновации в образовании», «Новые знания», «Педагогика», «Профессионал», «Профессиональное образование», «Развитие личности», «Специалист», «Учитель», «Школа», «Школьные технологии», «Элитное образование»; газеты «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). Обязательно использование базовых программ по математике для средней школы, программ школ и классов с профильным изучением математики.
В пособии приведен перечень ряда статей указанных печатных изданий, которые можно использовать при выполнении  творческих заданий. Ясно, что предлагаемый список литературы может быть дополнен по усмотрению студента за счет новых монографий, пособий, газетных и журнальных статей, публикуемых ежегодно в достаточном количестве. При изучении методической литературы следует творчески подходить к ее использованию. Особенно это относится к литературе сравнительно ранних лет издания. В связи с новой трактовкой многих понятий методика их изложения существенно изменена. Определенные объективные трудности могут возникнуть и по причине использования в школах новых учебников, методика работы по которым еще недостаточно отработана и освещена.
Помимо печатных изданий следует познакомиться с материалами образовательных интернет-ресурсов:
http://www.1september.ru/ – сайт ИД «1 сентября»;
http://www.alleng.ru/index.htm – экзаменационные билеты, вопросы, варианты ответов по всем предметам школьной программы, различные учебные пособия по многим предметам, тематические ссылки на сайты и конкретные учебные материалы, размещенные на них;
http://allmath.ru/ – математический портал, на котором можно найти любой материал по математическим дисциплинам;
http://www.bymath.net/ – средняя математическая интернет-школа;
http://www.college.ru/ – подготовка к ЕГЭ;
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Российское образование»;
http://www.ege.edu.ru/ – официальный информационный портал ЕГЭ;
http://www.en.edu.ru/ – естественнонаучный образовательный портал;
http://www.e-joe.ru/ – электронный научно-практический журнал «Открытое образование» по инновационным технологиям в образовании;
http://www.e-science.ru/ – портал естественных наук;
http://www.ict.edu.ru/ – портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»;
http://www.kengyry.com/ – сайт всероссийской олимпиады по математике для школьников «Кенгуру»;
http://www.openet.edu.ru/ – Российский портал открытого образования;
http://www.portal-school.ru – единый государственный школьный портал, разработанный в рамках реализации национального проекта «Образование», задуман как единый справочно-обучающий комплекс Интернет-страниц для школьников, как коммуникационная среда для преподавателей, родителей и экспертов;
http://www.prosv.ru/ – сайт ИД «Просвещение»;
http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал;
http://www.school.edu.ru/default.asp – Российский общеобразовательный портал.
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования;
http://www.StudyGuide.ru – все об образовании в России: дошкольное, общее, высшее, второе, профессиональное образование;
http://www.ucheba.com/ – некоммерческий информационный образовательный портал «Учёба»;
http://www.uztest.ru/ – материалы для подготовке к сдаче ЕГЭ по математике: варианты экзаменационных тестов, on-line тесты, конспекты, тренинг, а также разнообразный методический материал;
http://window.edu.ru/ – единое окно доступа к образовательным ресурсам: интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.
Следует отметить, что наши рекомендации (примерное содержание; литература) – лишь возможный ориентир к выполнению задания, поскольку каждый автор может представить избранную тему в собственной интерпретации. Студент самостоятельно выбирает наиболее интересное для него творческое задание, самостоятельно выполняет его, затем по результатам исследования оформляет научный реферат, курсовую работу и т.п.
Укажем примерный порядок работы над творческим сочинением.
1) выбор и обоснование актуальности темы исследования;
2) составление плана исследования;
3) подбор и изучение имеющейся литературы;
4) сбор и систематизация исследовательских материалов;
5) организация опытно-экспериментальной работы;
6) анализ и обобщение полученных результатов исследования;
7) оформление текста работы;
8) защита результатов исследования.
Оформление текста работы осуществляется в соответствии с требованиями ЕСТД и ЕСКД. Размерные показатели для компьютерного набора текста: размер шрифта 14 (Times New Roman); междустрочный интервал – полуторный; напечатанный текст имеет поля следующих размеров: верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ – 125 мм. Текст оформляется на одной стороне бумаги формата А4 (210 на 297 мм). Объем текста работы зависит от ее вида: реферат с элементами исследования – 15–20 страниц; курсовая работа – 30 страниц; выпускная квалификационная работа – 60 страниц.
В творческой работе обычно выделяют следующие структурные элементы: титульный лист; содержание работы; введение; основное содержание работы; заключение; список использованных источников; приложения.
Образец оформления титульного листа и содержания работы приведены в приложениях.
Во введении содержатся обоснование выбора темы; определение актуальности проведенного исследования; цели и задачи работы; ее краткая характеристика по главам.
Основная часть работы (разделы; главы; параграфы; пункты) содержит: теоретико-методологические аспекты и краткую историографию проблемы; описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение содержит итоги работы, выводы, возможность использования результатов работы, дальнейшие перспективы работы над темой.
Список литературных источников составляется строго в алфавитном порядке. Сведения об источниках нумеруются арабскими цифрами и печатаются с абзацного отступа. Не рекомендуется в одном алфавитном источнике смешивать разные алфавиты. В этом случае список состоит из двух частей: библиографическое описание документов на русском языке, далее – библиографическое описание документов на иностранных языках. Кроме того, обязательно делить источники на опубликованные и неопубликованные. К последним относятся архивные материалы, диссертации, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи.
В приложения может быть вынесен методический инструментарий работы.
Требования к оформлению списка литературных источников.
Описание книги начинается с фамилии автора.
Астахов, В.М. Методика обучения математике / В.М. Астахов. – М.: Наука, 2009. – 247 с.
Подобным образом оформляются и авторефераты диссертаций.
Кондаурова, И.К. Теоретическое и технологическое обеспечения развития познавательной самостоятельности студентов (на примере физико-математических дисциплин): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И.К. Кондаурова, 1999. – 24 с.
Если книга имеет двух или трех авторов, то сначала указывается один, а затем все авторы.
Шеретов, В.Г. Российской математике – 300 лет: историко-математические очерки / В.Г. Шеретов, С.Ю.Щербакова. – Тверь: Фактор, 2003. – 84 с.
Если книга написана четырьмя или более авторами, то ее описание дается на название. На заглавие также описываются коллективные монографии, сборники статей. Если авторов более четырех, то указываются первые три и добавляется др.
Информационно-коммуникационные технологии в обучении математике: учебное пособие / Г.Н. Васильева, А.П. Шестаков, А.А. Широких и др. – Пермь: Слово, 2006. – 170 с.
При описании статьи из журнала, сборника или собрания сочинений указывается ее автор, название, год издания, номер и название журнала и страницы.
Шамсутдинова, И.Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И.Г. Шамсутдинова // Педагогика, 2007. – № 4. – С.101.
При описании документа из Internet указывается его автор, название и адрес.
Анд, В.И. Педагогика ненасилия. – 2010. – (http://www.ucheba.com/).
|