ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа Химия 8-9 классы составлена на основе :
Федерального компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 20016/17 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 822 от 23.12.2009г;
Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень);
-авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент. Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типология химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. В содержании курса 9 класса в начале обобщено раскрыты сведения о свойствах классов веществ -металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основном отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеродов до биополимеров ( белков и углеводов) .Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному образованию с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2011; Габриелян О. С Химия. 9 класс. — М.; Дрофа,2011-2013гг.
Цели:
Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
Сформировать знание основных понятий и законов химии
Воспитывать общечеловеческую культуру
Учить наблюдать, применять полученные знания на практике
В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.
Место предмета в базисном учебном плане:
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор О.С. Габриелян «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю. 2 часа резервные в 8 и 9 классах. Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественно -научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
Изменения, внесенные в программу, их обоснование.
Рабочая программа «Химия. 8-9 классы» имеет ряд отличительных особенностей:
Практическая работа №1. «Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием» перенесена из темы №5 «Практикум №1. Простейшие операции с веществом» в тему № 3 «Соединения химических элементов». По программе автора приемам работы с лабораторным оборудованием планируется обучать при изучении темы №5, после проведения семи лабораторных работ тем №3 и №4. Целесообразнее подготовить учащихся к работе с лабораторным оборудованием перед организацией лабораторных работ, обязательных при изучении материала тем №3 и №4.
В связи с переносом практической работы изменено количество часов на изучение темы №3 и темы №5. На изучение темы №3 «Соединения химических элементов» вместо 12 часов отведено 13 часов; на изучение темы №5 «Практикум №1. Простейшие операции с веществом» вместо 5 часов - 4 часа.
В авторской программе 8 класса на изучении химии отведено 68 часов, в рабочей – 70 часов (68 час + 2 резервных часа). 35 учебных недель, при двух часовой недельной нагрузке это 70 часов.
Используемая в тексте программы система условных обозначений
Курсивом в данной программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Д. — демонстрация,
Л. — лабораторная работа
П.Р. – практическая работа
ЭОР - электронные образовательные ресурсы
Тематический план по химии 8 класса
-
Раздел
|
Тема раздела
|
Количество часов
|
|
1
|
Введение в химию
|
4
|
2
|
Атомы химических элементов
|
10
|
3
|
Простые вещества
|
7
|
4
|
Соединения химических элементов
|
131
|
5
|
Изменения, происходящие с веществами
|
10
|
6
|
Практикум №1
Простейшие операции с веществом
|
4
|
7
|
Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно- восстановительные реакции
|
18
|
8
|
Практикум №2
Свойства растворов и электролитов
|
2
|
9
|
Резерв
|
2
|
Итого
|
|
70
|
Тематический план по химии 9 класса
Раздел
|
Тема раздела
|
Количество часов
|
|
1
|
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса
|
6
|
2
|
Металлы
|
15
|
3
|
Практикум №1 Свойства металлов и их соединений
|
3
|
3
|
Неметаллы
|
23
|
4
|
Практикум №2 Свойства металлов и их соединений
|
3
|
5
|
Органические вещества
|
10
|
6
|
Обобщение знаний по химии за курс основной школы
|
8
|
Итого
|
|
68
|
График
проведения контрольных и практических работ по химии
в 8 классе
№
|
Тема
|
Планируемая дата проведения
|
Фактическая
дата
проведения
|
1
|
Контрольная работа №1 по теме « Атомы химических элементов»
|
|
|
2
|
Контрольная работа № 2
по теме «Соединения химических элементов».
|
|
|
3
|
Контрольная работа № 3 по теме: Изменения, происходящие с веществами.
|
|
|
4
|
Практическая работа №1. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.
|
|
|
5
|
Практическая работа №2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечей, их описание
|
|
|
6
|
Практическая работа №3.
Анализ почвы и воды
|
|
|
7
|
Практическая работа №4. Признаки химических реакций.
|
|
|
8
|
Практическая работа №5. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе
|
|
|
9
|
Контрольная работа №4 по теме: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. ОВР.
|
|
|
10
|
Практическая работа №6. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
|
|
|
11
|
Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач.
|
|
|
|