Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
(национальный исследовательский университет)»
Московский техникум космического приборостроения
рабочая ПРОГРАММа
общепрофессиональной дисциплины Технологии мультимедиа
код, специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3
|
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6
|
условия реализации учебной дисциплины
|
10
|
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
12
|
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Технологии мультимедиа"
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Технологии мультимедиа» является составной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа может быть использована в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника. Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2 Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Технологии мультимедиа» входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Технологии мультимедиа» обучающийся должен уметь:
ретушировать и повышать качество изображения;
создавать логотипы в двухмерных редакторах;
создавать анимированные баннеры;
работать с программными средствами для создания и редактирования элементов мультимедиа.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
принципы построения векторной и растровой графики;
принцип создания анимированного изображения;
классификацию и области применения мультимедиа приложений;
основные сведения о цифровой обработке сигналов;
достоинства и недостатки различных форматов графических файлов;
программные средства поддержки средств мультимедиа;
типы и форматы файлов мультимедиа.
1.4 Результаты освоения учебной дисциплины
Результатом освоения дисциплины «Технологии мультимедиа» является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, представленными в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 1.6
|
Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.
|
ОК 1
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
ОК 2
|
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
|
ОК 3
|
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
|
ОК 4
|
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
ОК 5
|
Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
|
ОК 6
|
Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
|
ОК 7
|
Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий
|
ОК 8
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
|
ОК 9
|
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
|
1.5 Использование часов вариативной части ОПОП
Использование часов вариативной части ОПОП приведено в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Дополнительные
знания, умения
|
Кол-во
часов
|
Обоснование включения
в рабочую программу
|
1. принципы построения векторной и растровой графики;
2. принцип создания анимированного изображения;
3. классификацию и области применения мультимедиа приложений;
4. основные сведения о цифровой обработке сигналов;
5. достоинства и недостатки различных форматов графических файлов;
6. программные средства поддержки средств мультимедиа;
7. типы и форматы файлов мультимедиа.
8. ретушировать и повышать качество изображения;
9. создавать логотипы в двухмерных редакторах;
10. создавать анимированные баннеры;
11. работать с программными средствами для создания и редактирования элементов мультимедиа.
|
57
|
Мультимедиа - это множественные информационные среды - интерфейсы, обеспечивающие ввод/вывод информации различных типов в компьютер, компьютерное создание, переработку и отображение информации различных уровней и структуры для восприятия различными органами чувств человека одновременно.
Основные среды следующие:
бинарные, контактные, текстовые, аудио потоки, графические, видеопотоки, виртуальная реальность.
Использование мультимедиа обеспечивает легкость восприятия информации человеком, так как человек имеет существенно отличные от компьютера средства и способы обработки информации, имеющие форму восприятия, удобную для человека.
Без создания таких сред восприятие компьютерной информации человеком крайне затруднено, а еще более затруднена передача мульти модальной информации от одного человека другому через компьютерные средства.
Поэтому, знания технологии мультимедиа необходимы для техника-программиста.
|
1.6 Количество часов на освоение программы дисциплины
На освоение программы дисциплины «Технологии мультимедиа» выделено следующее количество часов:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 85 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 57 часов;
самостоятельной нагрузки обучающегося - 28 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём дисциплины и виды учебной работы
Объём учебной дисциплины «Технологии мультимедиа» и виды учебной работы приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Вид учебной работы
|
Объём часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
85
|
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),
|
57
|
в том числе:
|
|
теоретические занятия
|
29
|
лабораторные работы
|
26
|
контрольная работа
|
2
|
|
|
Самостоятельная работа студента (всего)
|
28
|
в том числе:
|
|
изучение учебной и специальной технической литературы
|
10
|
выполнение домашних заданий
|
8
|
оформление отчётов
|
10
|
|
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
|
2.2 Тематический план и содержание дисциплины
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технологии мультимедиа» приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Наименование
разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
|
Объём
часов
|
Уровень
освоения
|
Введение
|
Содержание учебного материала:
Основные понятия курса, история развития.
|
1
|
1
|
|
Раздел 1. Мультимедиа технологии
|
6
|
|
Тема 1.1
Общие представления о мультимедиа технологиях
|
Содержание учебного материала:
Классификация и области применения технологий мультимедиа. Характеристики основных составляющих мультимедиа. Этапы и технология создания мультимедиа продуктов.
|
4
|
2
|
Самостоятельная работа:
1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2. Поиск информации в сети Интернет.
|
2
|
|
|
Раздел 2. Растровые и векторные изображения
|
36
|
|
Тема 2.1
Растровые и векторные изображения
|
Содержание учебного материала:
Принцип формирования изображений на экране. Виды графики. Многообразие форматов графических файлов. Цветовые модели RGB, CMYK, CMY, Lab, HSB, HSL. Преобразование графической информации (типы, форматы хранения графической информации). Создание и редактирование изображений средствами векторного графического редактора. Создание и редактирование изображений средствами растрового графического редактора (принципы и понятия, инструменты редактора, создание сложных изображений). Контрольная работа.
|
10
|
2, 3
|
Лабораторные работы:
Работа № 1 «Знакомство с интерфейсом программы создания и редактирования векторных изображений».
Работа № 2 «Создание и редактирование изображений из кривых линий».
Работа № 3 «Создание логотипа в векторном редакторе».
|
14
|
3
|
Продолжение таблицы 2.2
Наименование
разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
|
Объём
часов
|
Уровень
освоения
|
|
Работа № 4 «Знакомство с интерфейсом программы создания и обработки растровых изображений».
Работа № 5 «Работа с текстом в растровом редакторе».
Работа № 6 «Работа с фотографиями в растровом редакторе».
Работа № 7 «Создание коллажа».
|
|
|
Самостоятельная работа:
1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2. Оформление отчётов по лабораторным работам.
3. Выполнение домашних заданий.
4. Подготовка к контрольной работе.
|
12
|
|
|
Раздел 3. Звук
|
9
|
|
Тема 3.1
Звук. Составляющая мультимедиа.
|
Содержание учебного материала:
Основные понятия звука. Виды звука. Форматы звуковых файлов. Устройства записи звука, их настройка. Процедуры редактирования звука. Монтаж звука.
|
4
|
2, 3
|
Лабораторные работы:
Работа № 8 «Знакомство с программой обработки звука. Изучение интерфейса».
|
2
|
3
|
Самостоятельная работа:
1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2. Оформление отчётов по лабораторным работам.
3. Выполнение домашних заданий.
|
3
|
|
|
Раздел 4. Цифровое видео
|
12
|
|
Тема 4.1
Работа с цифровым видео
|
Содержание учебного материала:
Понятие цифрового видео. Системы видеомонтажа (линейный, нелинейный монтаж). Сжатие видеоизображений. Форматы записи видеоданных. Обработка цифрового видео. Раскадровка. Использование видеоэффектов и видео переходов. Тест.
|
6
|
2, 3
|
Продолжение таблицы 2.2
Наименование
разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
|
Объём
часов
|
Уровень
освоения
|
|
Лабораторные работы:
Работа № 9 «Создание видео-рекламы своей специальности (техникума)».
|
2
|
3
|
Самостоятельная работа:
1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2. Оформление отчётов по лабораторным работам.
3. Выполнение домашних заданий.
|
4
|
|
|
Раздел 5. Анимация
|
21
|
|
Тема 5.1
Работа с анимацией
|
Содержание учебного материала:
Понятие анимации, ее принципы и методы. Основные виды анимации, способы ее создания. Форматы анимационных файлов. Обзор редакторов анимации.
|
6
|
2, 3
|
Лабораторные работы:
Работа № 10 «Создание простой анимации»
Работа № 11 «Создание анимированного баннера»
Работа № 12 «Создание анимированной открытки»
Работа № 13 «Создание кнопок для web-сайта»
|
8
|
3
|
Самостоятельная работа:
1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2. Оформление отчёта по лабораторной работе.
3. Выполнение домашних заданий.
|
7
|
|
|
Всего:
|
85
|
|
Для характеристики уровня освоения материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный уровень (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный уровень (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный уровень (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и полигона учебно-вычислительного центра.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект методических пособий по дисциплине «Технологии мультимедиа».
Оборудование полигона учебно-вычислительного центра и рабочих мест:
12 компьютеров для студентов и 1 компьютер преподавателя;
пример оформления документации;
необходимое лицензионное программное обеспечение.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением (GIMP, CorelDraw, Windows Move Maker, Free Studio, Microsoft GIF-аниматор).
Программное обеспечение в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. №1447-р (приложение 1).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Литература
Основная:
Шкумат Е. В. Мультимедиа-технология/Е. В. Шкумат. – Брянск: Изд-во БГТУ, 2011
Топорков С. С. Adobe Photoshop CS в примерах. /С. С. Топорков – СПб: БХВ-Петербург, 2012.
Немцова Т. И. Назарова Ю. В. Компьютерная графика и web-дизайн. Практикум: учебное пособие/под ред. Л. Г. Гагариной. – М.: Форум: Инфора-М, 2011.
Роуз Дж. Звук для цифрового видео: запись и обработка/Дж. Роуз – М.: Кудиц-Образ, 2012
Дополнительная:
Литвинов, Н. Я. Я люблю цифровую фотографию: 20 программ для хранения, обработки, печати и демонстрации цифровых фотографий: учеб. пособие /Н. Литвинов – М.: 2004.
Людиновсков С. Музыкальный видеоклип своими руками. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
Воган. Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов. - М.: НТ ПРЕСС, 2006.
Столяров А.М., Столярова Е.С. Монтаж и запись видеофильмов. – М.: НТ ПРЕСС ООО МОСКВА, 2007.
Искусство дизайна – с компьютером и без…/Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.
Топорков С.С. Креативный самоучитель работы в Photoshop/С. С. Топорков. – ДМК Пресс, 2010.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Формы и методы контроля и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий. Результаты обучения, освоенные компетенции, основные показатели оценки результата и их критерии, формы и методы контроля и оценки результатов обучения приведены в таблицах 4.1, 4.2.
Таблица 4.1
Результаты обучения
(освоенные умения)
|
Освоенные компетенции
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценка результатов обучения
|
Умения:
|
ОК 1 – 9,
ПК 1.6
|
|
|
У1. ретушировать и повышать качество изображения
|
- ретушь изображения с применением графических редакторов;
- качество изображения с использованием графических редакторов
|
Текущий контроль проводится в форме:
- защиты лабораторных работ;
- опросов по изученным темам и разделам;
- тестирования.
|
У2. создавать логотипы в двухмерных редакторах
|
- разработка и создание графических логотипов в двухмерных редакторах
|
У3. создавать анимированные баннеры
|
- создание анимированных баннеров с использованием редакторов анимации
|
У4. работать с программными средствами для создания и редактирования элементов мультимедиа
|
- разработка и создание графических логотипов в двухмерных редакторах
|
|
|
Таблица 4.2
Результаты обучения
(усвоенные знания)
|
Освоенные компетенции
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценка результатов обучения
|
Знания:
|
ОК 1 – 9
ПК 1.6
|
|
Текущий контроль проводится в форме:
- защиты лабораторных работ;
- опросов по изученным темам и разделам;
- тестирования.
|
З1. принципы построения векторной и растровой графики
|
Изложение существующих принципов построения векторной и растровой графики;
|
З2. принцип создания анимированного изображения
|
Изложение существующих принципов создания анимированных изображений; перечисление видов и технологий создания анимированных изображений
|
З3. классификацию и области применения мультимедиа приложений
|
Описать классификацию областей применения мультимедиа приложений; привести примеры областей применения различных мультимедиа приложений
|
З4. основные сведения о цифровой обработке сигналов
|
Сформулировать понятие цифровой обработки сигналов; перечислить способы их обработки
|
З5. типы и форматы файлов мультимедиа
|
Изложить существующие типы и форматы файлов мультимедиа; сформулировать их отличия и особенности
|
З6. достоинства и недостатки различных форматов графических файлов
|
Сформулировать достоинства и недостатки различных форматов графических файлов; перечислить примеры
|
З7. программные средства поддержки средств мультимедиа
|
Перечислить программные средства поддержки средств мультимедиа; привести примеры
|
|