ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II»
МГУПС (МИИТ)
|
|
|
|
|
|
Кафедра
|
Экономика и управление на транспорте
|
(название кафедры)
|
Авторы
|
Евдокимов Олег Георгиевич, к.б.н.
|
(ф.и.о., ученая степень, ученое звание)
|
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Организация, технология и проектирование предприятий»
Направление: 38.03.06 «Торговое дело»
Профиль: Коммерческая логистика
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Одобрена на заседании кафедры «Экономика и управление на транспорте»
Протокол №_______
«___» _____________ 2016 г.
Зав. кафедрой ________________Н.П. Терешина
|
Москва 2016 г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Организация, технология и проектирование предприятий»
1.1. Оценивание и контроль сформированности компетенций осуществляется с помощью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в университете.
1.2. Сводная таблица фонда оценочных средств по дисциплине
№ п.п.
|
Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
|
1.
|
ПК-10, ПКВ-1
|
2.
|
Этапы формирования компетенций
|
|
Название и содержание этапа
|
Код(ы) формируемых на этапе компетенций
|
|
Этап 1: Формирование базы знаний:
- лекции
- доклады и обсуждения по темам теоретического содержания
- самостоятельная работа студентов по вопросам тем теоретического содержания
|
ПК-10, ПКВ-1
|
|
Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний:
- практические задания по разработке бизнес-идей
- ситуационные задачи
- аналитические отчёты по рыночной статистике
- выполнение командных заданий «Составление претензии поставщику по количеству» и «Составление претензии поставщику по качеству»
- выполнение курсового проекта
|
ПК-10, ПКВ-1
|
|
Этап 3: Проверка усвоения материала:
- проверка решений самостоятельно выполненных практических и ситуационных задач
- проверка правильности составления аналитических отчётов по рыночной статистике
- анализ и оценка активности и эффективности участия в выполнении командного задания
- тестирование текущих знаний
- защита курсового проекта
|
ПК-10, ПКВ-1
|
3.
|
Показатели оценивания компетенций
|
|
Этап 1: Формирование базы знаний
|
- посещение лекционных и практических занятий
- ведение конспекта лекций
- участие в обсуждении теоретических вопросов на практических занятиях
- наличие на практических занятиях требуемых материалов (рыночная статистика, практикумы)
- наличие выполненных самостоятельных заданий по теоретическим вопросам тем
|
Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний
|
- правильное и своевременное выполнение практических заданий по разработке бизнес-идеи
- обоснованное решение ситуационных задач
- способность обосновать свою точку зрения, опираясь на рыночную статистику
- составление проектов аналитических отчётов по рыночной статистике
- участие в командных заданиях «Составление претензии поставщику по количеству» и «Составление претензии поставщику по качеству»
- наличие правильно выполненного курсового проекта
|
Этап 3: Проверка усвоения материала
|
- степень активности и эффективности участия студента по итогам каждого практического занятия
- степень готовности студента к участию в практическом занятии, как интеллектуальной, так и материально-технической
- степень правильности составленных проектов документов по содержанию и оформлению
- правильность и обоснованность представленных решений практических и ситуационных задач
- успешное прохождение тестирования
- успешная защита курсового проекта
- экзамен
|
4.
|
Критерии оценки
|
|
Этап 1: Формирование базы знаний
|
- посещаемость не менее 90% лекционных и практических занятий
- наличие конспекта лекций по всем темам, вынесенным на лекционное обсуждение
- участие в обсуждении теоретических вопросов тем на каждом практическом занятии
- требуемые для занятий материалы (практикум, учебник, статистические материалы, отчёты компаний и проч.) в наличии
- задания для самостоятельной работы выполнены письменно и своевременно
|
|
Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний
|
- решения задач самостоятельно выполнены и представлены в письменной форме
- студент может обосновать применение тех или иных методов расчёта технологических параметров предприятий для конкретных ситуаций
- студент может применять различные способы расчётов технологических параметров предприятий
- способность обосновать свою точку зрения, опираясь на результаты анализа, прогноза и моделирования
- способность самостоятельно рассчитать технологические параметры предприятия розничной и оптовой торговли по заданным разделам в рамках выполнения индивидуального сквозного задания
|
|
Этап 3: Проверка усвоения материала
|
- практические задания и ситуационные задачи решены с использованием необходимых методов и информационных источников
- представленные проекты аналитических отчётов по рыночной статистике соответствуют критериям значимости и качества прогнозирования
- в процессе выполнение командного задания «Составление претензии поставщику по количеству» и «Составление претензии поставщику по качеству» продемонстрировано знание правил приёмки товаров по качеству и по количеству, а так же знание нормативных документов
- тестовые задания решены самостоятельно, в отведенное время, результат выше пороговых значений
- на защите курсового проекта даны ответы на ключевые вопросы о методике расчётов
|
1.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
№
|
Аббревиатура компетенций
|
Оценочные средства
|
1
|
ПК-10
|
Вопросы для письменного блиц-опроса (Приложение 1, материалы текущего контроля)
Контрольные работы (Приложение 2)
Задания в тестовой форме (Приложение 3)
Вопросы по всему курсу (Приложение 4)
Доклады и презентации студентов
Выполнение курсового проекта
|
2
|
ПКВ-1
|
Вопросы для письменного блиц-опроса (Приложение 1, материалы текущего контроля)
Контрольные работы (Приложение 2)
Задания в тестовой форме (Приложение 3)
Вопросы по всему курсу (Приложение 4)
Доклады и презентации студентов
Выполнение курсового проекта
|
1.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценивание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий» осуществляется посредством использования следующих видов оценочных средств:
- опросы: устный, письменный, в том числе блиц-опрос (не более 15 минут)
- решение контрольных работ
- решение заданий в тестовой форме с использованием учебного портала ИЭФ
- участие в командных заданиях
- разработка индивидуального сквозного задания
- экзамен
Опросы
Устные опросы проводятся во время практических занятий и возможны при проведении экзамена в качестве дополнительного испытания при недостаточности письменного ответа и решения задачи. Вопросы опроса не должны выходить за рамки объявленной для данного занятия темы. Устные опросы необходимо строить так, чтобы вовлечь в тему обсуждения максимальное количество обучающихся в группе, проводить параллели с уже пройденным учебным материалом данной дисциплины и смежными курсами, находить удачные примеры из современной действительности, что увеличивает эффективность усвоения материала на ассоциациях.
Основные вопросы для устного опроса доводятся до сведения студентов на предыдущем практическом занятии.
Письменные блиц-опросы позволяют проверить уровень подготовки к практическому занятию всех обучающихся в группе, при этом оставляя достаточно учебного времени для иных форм педагогической деятельности в рамках данного занятия. Письменный блиц-опрос проводится без предупреждения, что стимулирует обучающихся к систематической подготовке к занятиям. Вопросы для опроса готовятся заранее, формулируются узко, дабы обучающийся имел объективную возможность полноценно его осветить за отведенное время (10-15 мин.).
Письменные опросы целесообразно применять в целях проверки усвояемости значительного объема учебного материала, например, во время проведения экзамена, когда необходимо проверить знания студентов по всему курсу.
При оценке опросов анализу подлежит точность формулировок, связность изложения материала, обоснованность суждений, опора на методические материалы.
Решение ситуационных задач
Решение ситуационных задач осуществляется с целью проверки уровня навыков (владений) студента по применению методов менеджмента бизнес-процессов в рамках предложенного кейса, по оценке вариантов решений.
Студенту объявляется условие задачи, решение которой он излагает устно. Длительность решения задачи – 10 минут.
Эффективным интерактивным способом решения задач является сопоставления результатов разрешения одного задания двумя и более малыми группами обучающихся.
Задачи, требующие изучения значительного объема рыночной статистики, необходимо относить на самостоятельную работу студентов, с непременным разбором результатов во время практических занятий.
При оценке решения задач анализируется понимание студентом конкретной ситуации, правильность применения методов менеджмента бизнес-процессов, способность обоснования выбранной точки зрения, глубина проработки рыночной статистики.
Решение заданий в тестовой форме
Проводится три раза в течение изучения дисциплины (семестр), с использованием программного обеспечения АСТ-тест. Не менее, чем за 2 недели до проведения тестирования, преподаватель должен передать задания в тестовой форме с отмеченными правильными ответами системному администратору для введения заданий в тестовую компьютерную оболочку, а также определить критерии оценки.
Не менее, чем за 1 неделю до тестирования, преподаватель должен определить студентам исходные данные для подготовки к тестированию: назвать разделы (темы, вопросы), по которым будут задания в тестовой форме, теоретические источники (с точным указанием разделов, тем) для подготовки.
Каждому студенту отводится на тестирование 40 минут, по 2 минуты на каждое задание. Для каждого студента 20 заданий определяются компьютером путем случайной выборки из базы тестовых заданий. Оценка результатов тестирования производится компьютерной программой, результат выдается немедленно по окончании теста. До окончания теста студент может еще раз просмотреть все свои ответы на задания и при необходимости внести коррективы.
При прохождении тестирования пользоваться конспектами лекций, учебниками, и иными материалами не разрешено.
Командные задания
Для успешного выполнения данных заданий преподаватель обязан заранее обеспечить студентов нормативной литературой, показать примеры выполнения задания, определить время выполнения задания.
При оценке выполнения командных заданий анализируется: правильное составление студентами документации по моделируемой технологической ситуации на предприятии, обоснованность выбранного подхода к выполнению задания, степень участия каждого студента в выполнении командного задания, качество оформления итоговых документов (результата выполнения задания).
Разработка курсовой работы
Указания по разработке курсового проекта даны в методических указаниях. Для успешного выполнения они должны быть подробно доведены до студентов на консультациях, должны быть подготовлены шаблоны (варианты) разработки равной сложности.
Для оценки результатов выполнения задания проводится защита индивидуального сквозного задания. Проверяется полнота выполнения разделов, правильность технологических расчётов, обоснованность оценок. Проверяется самостоятельность выполнения работы, знания ключевых вопросов методик расчётов технологических параметров предприятий розничной и оптовой торговли.
Экзамен
Промежуточная аттестация по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий» завершает изучение курса и проходит в виде экзамена. Экзамен проводится согласно расписанию зачетно-экзаменационной сессии. До экзамена не допускаются студенты, не сдавшие хотя бы одну из двух текущих аттестаций (тестирований). Экзамен может быть выставлен автоматически, по результатам текущих контролей и достижений, продемонстрированных студентом на практических занятиях, при условии успешного выполнения и защиты индивидуального задания. Фамилии студентов, получивших экзамен автоматически, объявляются в день проведения экзамена, до начала промежуточного испытания.
До начала экзамена все студенты группы размещаются в аудитории, по одному человеку за столом.
Проведение экзамена состоит из двух этапов:
Ответ на теоретический вопрос
Решение ситуационных задач
Состав испытания определяется преподавателем самостоятельно исходя из уровня подготовки студента, продемонстрированного на текущей аттестации и практических занятиях.
Независимо от результата первого этапа преподаватель допускает студента до прохождения второго этапа экзамена. Только по итогам всех этапов и результатам текущей успеваемости выставляется итоговая отметка.
Итог каждого этапа испытания фиксируется преподавателем. Оценивание проводится по методике, описанной выше для оценки тестирования и решения задач. Преподаватель вправе повысить получившееся значение, основываясь на результатах текущей успеваемости студента и его работы на практических занятиях. Результаты прохождения экзамена объявляются всей группе.
В случае неудовлетворительного результата испытания начальником учебного отдела назначается день и время повторного.
1.5. Шкалы оценивания результатов обучения
1.5.1. Оценивание результатов устных и письменных опросов на практических занятиях, экзамене
Уровень знаний определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» - студент показывает полные и глубокие знания программного материала, логично и аргументировано отвечает на поставленный вопрос, а также дополнительные вопросы, показывает высокий уровень теоретических знаний.
Оценка «хорошо» - студент показывает глубокие знания программного материала, грамотно его излагает, достаточно полно отвечает на поставленный вопрос и дополнительные вопросы, умело формулирует выводы. В тоже время при ответе допускает несущественные погрешности.
Оценка «удовлетворительно» - студент показывает достаточные, но не глубокие знания программного материала; при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуется уточняющие вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» - студент показывает недостаточные знания программного материала, не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускается грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на поставленный вопрос или затрудняется с ответом.
1.5.2. Оценивание результатов быстрого письменного опроса на практическом занятии («блиц-опрос»)
«Отлично» - вопрос раскрыт полностью, точно обозначены основные понятия и характеристики в соответствии с теоретическим материалом.
«Хорошо» - вопрос раскрыт, однако нет полного описания всех необходимых элементов.
«Удовлетворительно» - вопрос раскрыт не полно, присутствуют грубые ошибки, однако есть некоторое понимание раскрываемых понятий.
«Неудовлетворительно» - ответ на вопрос отсутствует или в целом не верен.
1.5.3. Оценивание результатов тестирования при текущем контроле
«отлично» - 76-100% правильных ответов;
«хорошо» - 51-75% правильных ответов;
«удовлетворительно» - 35-50% правильных ответов;
«неудовлетворительно» - 34% и меньше правильных ответов.
1.5.4. Оценивание результатов решения ситуационных задач при текущем контроле и проведении экзамена
«отлично» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал методически;
«хорошо» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются искажения методики;
«удовлетворительно» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал общими логическими рассуждениями;
«неудовлетворительно» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал.
При решении ситуационных задач разрешено пользоваться методическими материалами.
1.5.6. Оценивание результатов при выполнении курсовых работ
Форма оценивания
|
Результат обучения
|
Критерии оценивания
|
Показатели оценивания
|
Отметка о соответствии
|
Рецензирование работы
|
Знания
|
Качество выполнения теоретической работы
|
Теоретическая часть должна содержать:
Формулировку цели и задач;
Обзор литературных источников о проблеме.
Обоснование методов стратегического анализа
Выводы по результатам исследования
|
+
|
Умения и навыки
|
Самостоятельность мышления
|
Студент демонстрирует самостоятельный выбор методов решения проблем
|
+
|
Владение методами исследования
|
Применение выбранных расчетных, графических, аналитических методов исследования позволяет решить поставленную задачу
|
+
|
Владение современными программными продуктами
|
Выполнение работы с использованием программных средств
|
+
|
Навыки работы с источниками
|
В работе используется научная, справочная, энциклопедическая литература, интернет-ресурсы
|
+
|
Выработка решения поставленный в работе задач
|
Решение поставленных в работе задач результативны и эффективны
|
+
|
Защита курсовой работы проводится в устной форме и состоит из ответов на вопросы по существу выполненной работы. В результате защиты выставляется оценка: «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Контрольные вопросы для проведения промежуточного контроля по системе РИТМ
(к компетенции ПК-10)
Сущность процесса товародвижения.
Факторы, влияющие на товародвижение.
Виды и типы коммерческих предприятий, участвующих в процессе товародвижения.
Роль предприятий розничной торговли в товародвижении.
Роль предприятий оптовой торговли в товародвижении.
Функции предприятий оптовой торговли по отношению к поставщикам и оптовым покупателям.
Назначение и функции складов предприятий оптовой торговли.
Классификация складов предприятий оптовой торговли и их роль в процессе товародвижения.
Торгово-посреднические структуры в товародвижении.
Понятие оптовой торговли и ее функции, формы организации.
Классификация предприятий оптовой торговли.
Размещение предприятий оптовой торговли.
Значение и классификация розничных торговых предприятий.
Виды и типы розничных предприятий.
Принципы размещения розничной торговой сети.
Принципы организации торгово-технологического процесса на предприятии торговли.
Основные операции торгово-технологического процесса на оптовом и розничном торговом предприятии.
Организация и технология операций по поступлению и приемке в оптовом торговом предприятии.
Организация и технология операций по поступлению и приемке в розничном торговом предприятии.
Организация и технология хранения товаров, их подготовка к продаже в оптовом торговом предприятии.
Технологические операции по подготовке и отпуску товаров со складов оптовых торговых предприятий.
Операции по подготовке товаров к продаже и доставке в торговый зал.
Основные принципы выкладки товаров на торговом оборудовании.
Способы продажи товаров.
Услуги, оказываемые покупателям магазинами.
Внемагазинные формы обслуживания.
Требования к устройству складов предприятий оптовой торговли.
Основные конструктивные элементы складских зданий и требования к ним.
Планировка склада. Складские зоны и их размещение.
Нормативы ширины проездов и проходов в складе.
Виды складских помещений на предприятиях оптовой торговли.
Методы расчета общей площади склада.
Методы расчета грузовой площади.
Эффективность использования складских помещений.
Определение железнодорожного и автомобильного фронтов.
Требования к устройству предприятий розничной торговли.
Состав и взаимосвязь помещений розничного торгового предприятия.
Основные варианты технологических планировок торговых залов.
Необходимые проходы в торговом зале.
Требования к схеме технологической планировки магазина.
Расчет площади торгового зала и площади выкладки.
Определение коэффициента установочной площади и коэффициента использования площади торгового зала под выкладку.
Расчет площади рабочего места продавца.
Расчет зоны расчетного узла.
Товароснабжение предприятий оптовой торговли.
Методы оптовых закупок.
Критерии выбора поставщика.
(к компетенции ПКВ-1)
Требования, предъявляемые к организации товароснабжения розничных торговых предприятий.
Формы товароснабжения и схемы завоза товаров в розничную торговую сеть.
Организация и технология завоза товаров в розничные торговые предприятия.
Значение комплексной механизации складских работ в оптовой торговле.
Технологическая система машин и оборудования для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Назначение и характеристики поддонов.
Расчет общей потребности в поддонах.
Классификация и характеристика стеллажей.
Расчет потребности в стеллажах.
Характеристика оборудования для хранения сыпучих и наливных грузов.
Классификация и характеристика подъемно-транспортного оборудования (ПТО).
Расчет производительности ПТО и потребности в нем.
Показатели эффективности внедрения механизации и их расчет.
Техническая оснащенность предприятий розничной торговли.
Основные направления механизации торговых процессов.
Технические средства для размещения, выкладки, продажи и хранения товаров.
Расчет потребности в прилавках, горках, витринах.
Расчет потребности в весоизмерительном и фасовочном оборудовании.
Расчет потребности в холодильном оборудовании.
Расчет потребности в контрольно-кассовом оборудовании.
Организация труда на складах оптовой торговли.
Структура и функции персонала склада оптового предприятия.
Организация труда работников предприятия розничной торговли.
Структура и функции персонала предприятия розничной торговли.
Режим работы в розничном торговом предприятии.
Организация материальной ответственности на предприятиях оптовой и розничной торговли.
Понятие и цель управления технологическим процессом на складе.
Задачи и средства управления торгово-технологическим процессом на предприятиях оптовой торговли.
Содержание процесса управления на оптовом предприятии.
Организация управления торгово-технологическим процессом в розничном торговом предприятии.
Управление товарными запасами и ассортиментом.
Управление товарными и покупательскими потоками и процессом обслуживания покупателей.
Система показателей работы складов предприятий оптовой торговли. Объемные показатели.
Показатели эффективности использования складских помещений, ПТО, рабочей силы.
Расчетные показатели.
Показатели запасов и товарных потерь в торговле.
Организационно-технологические показатели торговли.
Понятие и организация эксплуатации оборудования.
Технические системы защиты товаров от хищения.
Техника безопасности труда на предприятиях торговли.
Требования безопасности при эксплуатации производственного оборудования, авто- и электропогрузчиков, грузовых тележек.
Требования по организации и производству погрузочно-разгрузочных работ.
Производственная санитария в торговле.
Назначение и состав санитарно-технических устройств на складах предприятий оптовой торговли.
Требования к санитарно-техническим устройствам в розничном торговом предприятии.
Санитарные нормы и правила и их требования к санитарно-техническим устройствам на предприятиях продовольственной торговли.
Пожарная безопасность в торговле.
Организация работы по охране труда.
Документация, необходимая для строительства, ее содержание.
Типовое проектирование. Основные виды и содержание типовых проектов торговых предприятий.
Нормативная документация по проектированию объектов оптовой торговли.
Классификация видов строительства.
Подготовка к строительству и технический надзор за выполнением строительных работ.
Приемка в эксплуатацию построенных предприятий торговли.
Реконструкция и ремонт торговых предприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Контрольные работы
к компетенции ПК-10, ПКВ-1
|