Скачать 155.43 Kb.
|
Аналитическая справка по результатам изучения психологических особенностей учащихся 4 — х классов на этапе перехода из начальной в среднюю школу
школу, использовались следующие диагностические методики:
В исследовании приняли участие: в Групповом интеллектуальном тесте 83 ученика, а в тесте школьной тревожности 89 учащихся 4-х классов. Анализ результатов Группового интеллектуального теста выявил, насколько учащиеся овладели предлагаемыми им в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять некоторые интеллектуальные действия. Все это характеризует уровень умственного развития учащихся, существенного для успешного освоения школьного курса. ГИТ содержит 7 заданий — субтестов. Рассмотрим анализ каждого субтеста. 1 субтест - выполнение инструкций - направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления, определяет формально-динамические характеристики протекания вербальных мыслительных процессов. Результативность его выполнения зависит от скоростных возможностей речемыслительной деятельности, т.е. лабильности нервных процессов на речевом уровне (проще говоря, скорости переработки вербальной информации)
2 субтест - арифметические задачи - диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются в процессе обучения. Выявляет умение ориентироваться в условиях задачи, способность к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению и математическому обобщению.
Низкие результаты по данному субтесту свидетельствуют о механизме математической инертности. Необходимо обратить внимание на решение разнотипных задач, на анализ их условий ( на графический способ записи условий, наглядное восприятие их решения) для развития гибкости математического мышления. 3 субтест - дополнение предложений - оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами, зависит от словарного запаса учащихся, чутье языка.
4 субтест - определение сходства и различия понятий - проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков. Сформированность операции сравнения и осведомленность в понятиях разного содержания.
5 субтест - числовые ряды (последовательности) - выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации, Выявляет аналитико-синтетические математические способности, практически без вовлечения в процесс решения вербальных структур.
Задания данного субтеста учащиеся выполнили значительно лучше арифметических задач. 6 субтест - установление аналогий - диагностирует умение мыслить по аналогии. Определяет уровень развития операции обобщения и анализа логических отношений, уровень развития словесно-логического мышления, показывает потенциальные возможности учащегося, динамику возрастных изменений - с возрастом значительно повышается успешность решения задач на аналогии.
Анализ результатов показал, что по данному субтесту высокие результаты показали быстрые, сообразительные учащиеся, но менее успешные в других заданиях. 7 субтест - (40 баллов за кодирование 200 знаков) - символы - проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы, не связанной с речью, показывает точность и скорость простой мыслительной деятельности, (скорость переработки невербальной, символической информации), лабильность нервной системы.
Помимо анализа по каждому субтесту были выявлены средние значения по классу оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности у них отдельных вербально - логических операций, скоростных характеристик умственной работы. Гуманитарная направленность определялась по сумме показателей 3 - х заданий: 3 (предложения); 4 (сходства-различия понятий) и 6 (аналогии). Математическая направленность определялась по сумме показателей 2 - х субтестов - заданий: 2 (арифметические задачи) и 5 (числовые ряды). Показатели лабильности могут считались по сумме баллов, полученных за выполнение 1 субтеста (инструкции) и 7 - субтеста (символы) заданий.
Таким образом, мы получили обобщенные показатели умственного развития учащегося. О преобладании той или иной направленности можно говорить, если разность между этими показателями не ниже уровня 10%. Скоростные характеристики могут оцениваться как суммарно, так и сравниваться между собой. Низкие показатели по обоим субтестам на лабильность, а также и по другим заданиям, могут свидетельствовать об инертности нервных процессов, замедленном темпе умственной деятельности ученика. Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в волнении и ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, одноклассников. У ребенка пониженная самооценка и он постоянно не уверен в правильности своего поведения. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволила оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни. Рассмотрим содержательную характеристику каждого фактора тревожности. 1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
По фактору общей тревожности уровни распределились следующим образом: 43,8% учащихся показали возрастную норму, 48,3 % - повышенный уровень и 7 учащихся (7,8%) - высокий уровень.
Анализ результатов по фактору переживание социального стресса показывают, что у 54 учащихся (60,6%) выявлен повышенный уровень, а высокий — только у 5,6%. 3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
По данному фактор наибольшее количество учащихся (54 ученика — 60,6%) показали повышенный уровень, что позволяет говорить о завышенных потребностях как учащихся, так и их родителей.
Анализ результатов по фактору страха самовыражения показал, что у 29,2% учащихся выявлен высокий уровень. Данные подтвержают психологические особенности младших подростков.
Из таблицы видно, что 29 учащихся ( 32,5% ) испытывают страх в ситуации проверки знаний. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Показатели по данному фактору тревожности говорят, что 14,6 % учащихся 4-х классов испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Анализируя результаты по фактору низкой физиологической сопротивляемости стрессу видно, что у 79% учащихся возрастная норма и только 8,9% показали высокий уровень. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Анализ результатов по данному фактору выявил высокий уровень у 35 учащихся, что составляет 39 %. Наименьшие показатели тревожности у учащихся класса с предметным обучением, что позволяет говорить о хорошем уровне адаптации к разным педагогам — предметникам. По результатам исследований каждому ученику был выдан профиль интеллектуального развития и характеристика школьной тревожности с рекомендациями для учащихся и их родителей. Педагог-психолог Колодяжная Н.А. |
1). Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Диагностические методики на этапе перехода детей из начальной школы в среднее звено |
I. Аналитическая справка по результатам деятельности маоу «сош №29»... Аналитическая справка по результатам деятельности маоу «сош №29» городского округа г. Стерлитамак рб |
||
Руководство пользователя «Работа со стандартными командами объектов конфигурации» В заголовке формы отображаются кнопки перехода к начальной странице перехода между открытыми формами и т д, изображенные на рисунке... |
Мониторинг сми 08. 02. 2012 Сегодня Президент рт рустам Минниханов, совершающий рабочую поездку в Балтасинский и Кукморский районы Татарстана, посетил среднюю... |
||
Учебного заведения, детского дошкольного учреждения Справка заполняется врачом лечебно-профилактического учреждения в случае временной нетрудоспособности студентов, учащихся техникумов,... |
Исследование особенностей познавательной деятельности и предметного усвоения (12 человек) Цель: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного... |
||
Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое... Современная психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально... |
Из опыта работы по организации проектно-исследовательской деятельности... В своём эссе хочу поделиться своими мыслями, взглядами о применении современной педагогической технологии – проектной деятельности... |
||
Методы диагностики изучения уровня развития внимания учащихся коррекционной школы Изучение особенностей внимания учащихся можно проводить используя экспериментальные методики: методика «Корректурная проба» (вариант... |
Образовательного учреждения (по уставу) До 1984 года школа относилась к Майкопскому району, затем была реорганизована в Среднюю общеобразовательную школу №18 города Майкопа.... |
||
Дипломная работа На тему: Формирование самостоятельной деятельности... Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся средних классов |
Справка по результатам изучения причин отмены постановлений по делам... Настоящее обобщение проведено в соответствии с планом работы Ломоносовского районного суда г. Архангельска на первое полугодие 2015... |
||
1. Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней... Трудового обучения учащихся I -vii классов в соответствии с утвержденными программами |
Аналитическая справка по результатам работы с Картами индивидуального... Концепцией содержания непрерывного образования. В карте отражены основополагающие показатели развития ребенка, характеризующие наиболее... |
||
Изучение развития логических операций Первый субтест позволяет выявить осведомлённость; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвёртый – подбирать... |
Тест как форма проверки знаний на уроке биологии Методологические подходы к организации тестовой формы контроля знаний учащихся 5–11-х классов с учетом возрастных особенностей |
Поиск |