Скачать 0.89 Mb.
|
9.10. Комплексная маскировка99 «Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ 03.09.2011 № Пр-2613) определяют основные направления развития в области гражданской обороны, среди которых с целью адекватного и своевременного реагирования на сохраняющиеся и перспективные угрозы особое место занимает сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. Направление предполагает (п.16 в) разработку и осуществление мероприятий по комплексной маскировке критически важных и потенциально опасных объектов, подлежащих в условиях военного времени защите от современных средств поражения. В настоящее время единая государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны направлена на формирование эффективного механизма реализации органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами своих полномочий и прав по выполнению мероприятий комплексной маскировки объектов экономики и территорий Российской Федерации. В рамках формирования Концепции комплексной маскировки, представляющей собой совокупность научно-обоснованных взглядов и принципов на обеспечение защиты наиболее важных (ключевых) объектов отраслей экономики и систем государственного управления от воздействия на них современных средств поражения, пристальное внимание в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ст. 2) уделяется решению одной из основных задач в области гражданской обороны - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (п.11) основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются: определение перечня объектов, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки; проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Комплексная маскировка является одним из видов защиты городских округов и поселений, отнесенных к группам по гражданской обороне; городских округов и поселений, на территории которых располагаются организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне; а также организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, реализуемых при выполнении мероприятий по гражданской обороне заблаговременно, при приведении гражданской обороны в готовность и в военное время. Она организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской обороне и об обороне в целях создания ложного представления о составе и объемах проводимых мероприятий в области ведения гражданской обороны, а также скрытия действительного расположения, состава и размещения зданий, сооружений и технологического оборудования объектов экономики и инфраструктуры населенных пунктов от всех видов и средств ведения разведки и поражения противника. Подготовка к ведению маскировочных мероприятий на объектах и территориях осуществляется в мирное время заблаговременно, путем разработки планирующих документов, подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также накоплением имущества и технических средств, необходимых для их проведения. К объектам и территориям могут быть применены четыре основных типа ведения маскировочных мероприятий: световая маскировка – осуществляется в приграничных населенных пунктах и на отдельно расположенных объектах экономики и инфраструктуры, если указанные населенные пункты и объекты рассматриваются органами военного управления как вероятные цели поражения при вторжении на территорию Российской Федерации; световая и другие виды маскировки – проводятся на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне и в населенных пунктах с расположенными на их территориях организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, предусматривают маскировку объектов организаций и инфраструктуры населенных пунктов при проведении как определенных мероприятий по гражданской обороне, так и с целью обеспечения защиты объектов, продолжающих работу (функционирование) в военное время, если они являются вероятными целями поражения в военное время. Основное предназначение - противодействие их обнаружению, ведению целеуказания и выводу их из строя, а также недопущение срыва сроков выполнения мероприятий по гражданской обороне; комплексная маскировка территорий – проводится в зонах вероятного пролета средств доставки и средств поражения к целям (объектам вероятного поражения), основное предназначение – изменение (скрытие и создание ложных) ориентирных указателей территорий, осуществляется в целях снижения точности наведения средств доставки и поражения на цели; комплексная маскировка организаций – проводится на территориях организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также на прилегающих к ним территориях и предусматривает весь комплекс маскировочных мероприятий, обеспечивающих снижение демаскирующих параметров объектов и прилегающих ориентирных указателей территорий (в оптическом, радиолокационном, тепловом (инфракрасном) спектрах, снижение параметров вибрационной и гравитационной «заметности», а также мероприятий по ввозу/вывозу людей, оборудования и материалов). Комплексная маскировка в целях защиты объектов проводится: имитацией и скрытием объектов и ориентиров вокруг них, которые могут быть использованы противником как вспомогательные точки прицеливания при бомбометании и пуске ракет (аэрозоли, маски-экраны, тепловые и световые ложные цели, использование радио- и теплопоглощающие покрытия, зеленые насаждения и др.); преждевременным подрывом боевых частей ВТО на безопасном для защищаемых объектов удалении (генераторы ответных помех); корректировкой физических полей объектов при проведении мероприятий ГО по повышению их физической стойкости, дублировании и резервировании уязвимых элементов объектов (изменение контрастности излучений, снижением их интенсивности (временным прекращением), демонстрацией ложных излучений в сочетании с макетированием ложных элементов объектов); экранированием отдельных элементов объектов с одновременной постановкой ложных целей (постановка аэрозольных завес в сочетании с одновременным созданием на траекториях полета ВТО статических и динамических ложных целей). Комплексное применение всех указанных видов и средств маскировки позволяет в несколько раз снизить вероятность поражения защищаемых объектов (критических элементов) средствами ВТО противника. Предусматриваются три уровня приоритета комплексной маскировки объектов. К объектам первого приоритета относятся пункты государственного управления, узлы связи, радиовещательные станции, телецентры, железнодорожные узлы, аэродромы, железнодорожные и автомобильные мосты основных направлений, склады и базы госрезервов, насосные станции трубопроводов. К объектам второго приоритета относятся, тепловые и гидроэлектростанции, подстанции, ЛЭП, склады ГСМ, нефтебазы, крупные объекты водо-, электро- и теплоснабжения. К объектам третьего приоритета относятся нефтеперерабатывающие и химические производства, предприятия оборонного комплекса, цветной и черной металлургии, машиностроения, электротехнической промышленности, крупные госпитали и больницы. В городских округах и поселениях, на объектах экономики и инфраструктуры, попадающих в зоны ведения маскировки, заблаговременно осуществляются технические мероприятия по обеспечению: снижения параметров физических полей; снижения вибрационной и гравитационной заметности; по проверке и наладке отключения наружного освещения населенных пунктов и объектов экономики и инфраструктуры; созданию ложных объектов, а также организационные мероприятия по подготовке и обеспечению световой маскировки производственных огней при получении сигналов. Световая маскировка объектов является одной из разновидностей инженерной маскировки. Она проводится в оптическом диапазоне излучений в целях снижения заметности объектов, городов и иных населенных пунктов в темное время суток для воспрепятствования опознавания объекта оптическими средствами наведения носителей и оружия воздушного противника. Световая маскировка городских округов и поселений, объектов экономики и инфраструктуры, входящих в зоны маскировки объектов и территорий, должна предусматриваться в двух режимах: частичного затемнения и ложного освещения. Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки в этих режимах, должны проводиться заблаговременно, в мирное время. В режиме ча-стичного затемнения должно предусматриваться завершение подготовки к введению режима ложного освещения. Режим частичного затемнения не должен нарушать нормальную производственную деятельность в городских округах и поселениях, а также на объектах экономики и инфраструктуры. Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен производиться не более чем за 3 ч. Режим частичного затемнения после его введения действует постоянно, кроме времени действия режима ложного освещения. Режим ложного освещения, предусматривает полное затемнение наиболее важных зданий и сооружений объектов экономики и инфраструктуры, а также ориентирных указателей на территориях, а также освещение ложных и менее значимых объектов (улиц и территорий). Переход с режима частичного затемнения на режим ложного освещения должен осуществляться не более чем за 3 мин. Маскировка производственных огней (факелов, горячего шлака, расплавленного металла и т.д.) допускается проведением технических мероприятий по изменению излучаемого спектра электромагнитных излучений и создания ложных огней аналогичной интенсивности во всем спектре электромагнитных излучений. В этом случае допускается выключать внутреннее электроосвещение производственных помещений после окончания маскировки производственных огней, находящихся в них, но не позднее чем через 5 мин после подачи сигналов. Городской транспорт, а также средства регулирования его движения в режиме частичного затемнения светомаскировке не подлежат. В режиме ложного освещения городской наземный транспорт должен останавливаться, его осветительные огни, а также средства регулирования движения должны выключаться. Маскировка железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта должна производиться в соответствии с требованиями нормативных технических документов по маскировке (комплексной маскировке), разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта и утверждаемых федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минобороны России. Проведение маскировочных мероприятий должно включать в себя ряд организационных элементов: определение перечня объектов и критических элементов на каждом из них; выявление демаскирующих признаков на объектах и территориях; разработка и согласование планов создания объектовых и территориальных защитных комплексов и технологических средств маскировки; проведение технико-экономического обоснования комплекса маскировочных мероприятий в рамках решения задач гражданской обороны; организация выполнения при проектировании и проведении инженерно-технических мероприятий гражданской обороны мероприятий по различным видам маскировки, определение их объема и содержания; определение порядка, способа, норм, правил и сроков проведения мероприятий по комплексной маскировке населенных пунктов и объектов экономики; выбор и обоснование использования маскировочных средств (имущество, техника, боеприпасы и изделия используемые для маскировки объектов: средства оптической маскировки, радиолокационной маскировки, светомаскировки, тепловой маскировки, звуковой маскировки, гидроакустической маскировки, дымовые средств, пиротехнические составы, средства для маскировочного окрашивания); выработка рекомендаций по эффективному применению объектовых и территориальных защитных комплексов; аэрозольных завес, ложных целей (лазерных, тепловых, радиолокационных), радиоэлектронных помех, зеленых насаждений, маскировочных сетей и других маскировочных средств и способов маскировки. Рассматриваемые мероприятия должны организовываться и проводиться на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях. Световая маскировка населенных пунктов и объектов100 Современная авиация оснащается едиными системами обнаружения, поражения целей и управления. Для обнаружения цели используется радиолокационная, инфракрасная, лазерная техника, телевизионные и оптические приборы, работающие в комплексе, синхронно. Обнаружение и распознавание тех или иных объектов производится путем выявления демаскирующих признаков, присущих тем или иным объектам (геометрические характеристики, тепловое излучение, характер деятельности объекта, месторасположение и другое). Ослабление или устранение демаскирующих признаков объектов – основная задача маскировки. Ведение боевых действий в районе Персидского залива, в Югославии подтверждает эффективность мероприятий по световой маскировке. На создание помех разведке противника, проводимой с использованием оптической, телевизионной аппаратуры или путем визуального наблюдения и направлена оптическая маскировка. В число инженерно-технических мероприятий (приемов) оптической маскировки входят: маскировочное окрашивание; придание объектам маскирующих форм; применение искусственных масок, макетов, ложных сооружений; применение аэрозолей; световая маскировка и так далее. Таким образом, световая маскировка является одним из инженерно-технических приемов оптической маскировки. Световая маскировка применялась еще в глубокой древности, когда маскировались костры в местах стоянки племен и воинских лагерях, при приближении противника, или наоборот зажигались дополнительные костры с целью демонстрации «многочисленности» войск. Создавались ложные световые объекты для дезориентации противника. Особенно широкое применение световая маскировка получила с появлением авиации. Так, в 1918 году с целью защиты г. Парижа от ночных налетов германской авиации в 15 км северо-западнее города, на сходной по очертаниям излучине р. Сена, протекающей через город, французы построили ложный город, в котором были соблюдены основные очертания, кварталы, площади и сооружения существующего города. При приближении вражеских самолетов в г. Париже полностью выключалось освещение, его территория задымлялась. В ложном городе освещение включалось и имитировалось движение транспорта, затем постепенно свет отключался, создавая видимость запоздалой реакции на налет авиации, что позволяло противнику засечь «город» и сбросить бомбы на ложный объект. Широко применялась световая маскировка в годы Второй мировой войны всеми воюющими государствами. В нашей стране еще до Великой Отечественной войны были разработаны основные способы светомаскировки. Было налажено производство электроламп для глубоко излучающей аппаратуры, светонепроницаемой бумаги. В 1940 году в РККА было издано руководство по светомаскировке. Опыт Великой Отечественной войны показал эффективность светомаскировки. Светомаскировка затрудняла действия авиации и снижала потери от бомбардировок городов и объектов в темное время суток. Не потеряла своего значения световая маскировка и в настоящее время, что подтверждается опытом войны в Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, на Ближнем Востоке. В этих войнах противник применял авиацию в основном в светлое время суток. 100 Тарабаев Ю.Н. Каф. 13 «Инженерной защиты населения и территорий» Во время первого налета на Багдад (1991 год) иракским солдатам пришлось расстреливать фонари освещения из автоматов, так как не было введено затемнение. Но, начиная со второго налета, затемнение проводилось по всем правилам. В крупном городе при одновременной работе промышленных объектов создается сложный фон различных излучений (тепловых, радиолокационных и других), которые создают помехи для различных средств обнаружения, опознания и наведения, установленных на самолетах противника. Излучения возникают также и в результате жизнедеятельности самого города. В совокупности создается обстановка, требующая применения оптических приборов для обнаружения объектов-целей и наведения на них. C целью совершенствования методов и способов световой маскировки населенных пунктов и объектов экономики в октябре 1974 года было проведено опытно-исследовательское учение по светомаскировке в городе Каунасе. 5 ноября 1975 года принято Постановление Совета Министров СССР, во исполнение которого в 1976 году введено дополнение главы СНиП II-10-74 «Инженерно-технические мероприятия ГО» в части светомаскировки населенных пунктов и объектов экономики, которое в 1990 году вошло в состав СНиП «Нормы проектирования ИТМ ГО», в 1978 году введена «Инструкция по световой маскировке населенных пунктов и объектов народного хозяйства» (СН-507-78), которая затем была заменена на СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства». Учения по световой маскировке в городах Мариуполе (Жданове) – 1981 год, Набережных Челнах – 1984 год, Семипалатинске – 1986 год показали, что светомаскировочные мероприятия снижают эффективность действий тактической авиации в обнаружении и поражении отдельных объектов на территории этих городов. Световая маскировка проводится с целью создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение населенных пунктов и объектов экономики с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рас-считанных на видимую область излучения (0,4…0,76 мкм, 10-6м). Освещенные окна зданий хорошо видны на расстоянии до 10 км. Освещенный крупный промышленный объект виден на расстоянии до 40 километров. Крупный административный центр виден на расстоянии более 80 километров. При выполнении мероприятий по световой маскировке обнаружить объект труднее. Основные требования к проведению светомаскировки: световая маскировка должна проводиться в населенных пунктах и на объектах экономики, входящих в зону световой маскировки; подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление световой маскировки, должны проводиться заблаговременно; в населенных пунктах и на объектах экономики, не входящих в зону световой маскировки, осуществляются, как правило, только организационные мероприятия по обеспечению отключения освещения и световой маскировки производственных огней при подаче сигнала «Воздушная опасность» («ВО») или «Воздушная тревога» («ВТ»). На территории зон световой маскировки светомаскировочные мероприятия проводятся по двум режимам: частичного и полного затемнения. Режим частичного затемнения вводится по решению правительства и, после его введения, является постоянным режимом освещения населенных пунктов и объектов экономики в темное время суток, кроме времени действия режима полного затемнения. Цель режима – снизить общую освещенность, не нарушая производственной деятельности объектов экономики и транспорта, а также жизнедеятельности населенных пунктов, и создать условия для своевременного введения режима полного затемнения в установленные сроки. Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен проводиться за время не более 16 часов. За этот срок должна быть завершена подготовка к световой маскировке населенных пунктов и объектов экономики, которые продолжают работу в военное время, и выполнены следующие мероприятия. Отключаются: осветительные приборы рекламного и витринного освещения; установки архитектурной подсветки (при этом должна быть исключена возможность их местного включения). Снижаются уровни освещенности: городских и поселковых улиц, дорог, площадей, территорий парков, бульваров, детских, школьных, лечебно-оздоровительных учреждений и других объектов с нормируемыми значениями средней освещенности 4 лк101 и выше, путем отключения до 101 Люкс (единица освещенности) – освещенность поверхности площадью 1 м2 при световом потоке падающего на неё излучения, равным 1 люмен (лм). Люмен (единица светового потока) – световой поток, испускаемый точечным источником в телесном угле один стерадиан (ср) при силе света одна кандела (кд). Стерадиан – телесный угол с вершиной в центре сферы, вырезанный из поверхности, площадь которой равна площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы. Кандела (единица силы света) – сила света, испускаемая с площади 1/600000 м2 сечения полного излучателя в перпендикулярном к этому сечению направлении при t оС излучателя, равной t оС затвердевающей платины (2042 К) при давлении 101325 Па. 102 Производственные огни – это источник светового излучения, возникающего на предприятиях в процессе их технологической деятельности (огни, сопровождающие плавку, разливку и обработку металла; свечение отводимых дымов; огни факелов отходящих газов; огни сварки и т. п.). половины светильников (при этом не допускается отключение двух рядом расположенных светильников); мест производства работ вне зданий, проходов, проездов и территории предприятий до уровней 0,2…0,5 лк; жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий до уровней 0,5 лк для общего освещения и до 5 лк местного освещения. Устанавливаются: маскировочные устройства на световых проемах; маскировочные приспособления на светильниках, знаках и транспортных средствах, предназначенных для работы в режиме полного затемнения. В режиме частичного затемнения не подлежат световой маскировке: производственные огни102, за исключением тех, световая маскировка которых не может быть произведена за время перехода на режим полного затемнения; световые знаки мирного времени (дорожно-транспортные, промышленных предприятий, различные указатели и т. д.); наружные светильники, устанавливаемые над входами (въездами) в здания и сооружения; габаритные огни светового ограждения высотных зданий и сооружений; городской автомобильный транспорт, средства регулирования движения. На территории населенных пунктов и объектов экономики для информации о защитных сооружениях, обозначения въездов на территории объектов, углов зданий, выходов и ориентиров для проходов, габаритов транспортных средств, применяют световые знаки. Проведение светомаскировочных мероприятий осуществляется силами рабочих и служащих объектов экономики, личного состава служб ГО и всего трудоспособного населения. В населенных пунктах и объектах экономики, не входящих в зону светомаскировки, организуется дежурство в темное время суток: на пунктах отключения наружного и внутреннего освещения; в ЖЭКах и домоуправлениях по контролю над отключением освещения в квартирах и помещениях общего пользования. Для контроля над качеством выполненных мероприятий по световой маскировке привлекаются службы светомаскировки и инженерно-технический персонал объектов экономики. Контролю подлежат: уровни освещенности, создаваемые в режиме частичного и полного затемнения осветительными установками внутреннего, наружного освещения и производственными огнями; надежность работы светомаскировочных приспособлений на светильниках, зашторивающих устройствах оконных проемов зданий и сооружений; системы отключения рабочего освещения, а также включения маскировочного освещения; надежность действия экранирующих устройств, технологических способов при маскировке производственных огней; время выполнения светомаскировочных мероприятий при подаче сигнала «ВТ». Контроль качества световой маскировки проводится в два этапа. На первом этапе по мере выполнения светомаскировочных мероприятий осуществляется локальный контроль световой маскировки отдельных помещений, цехов, технологических процессов. В ходе локального контроля должно быть установлено, осталось ли световое излучение, выходящее в верхнюю полусферу и каковы его параметры. На втором этапе, после получения положительных результатов локальной проверки, производится визуальная проверка качества световой маскировки населенного пункта или промышленного объекта с прилегающей к нему территорией в целом с борта самолета (вертолета) или с возвышенностей, находящихся на расстоянии не менее 4 км и высоте не менее 400 м от объекта наблюдения. Режим полного затемнения вводится по сигналу «ВТ» и отменяется по сигналу «Отбой ВТ». Цель режима – снизить уровни освещенности населенных пунктов и объектов экономики до величин, затрудняющих их обнаружение и распознание с воздуха в темное время суток. Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен осуществляться за время не более 3 минут. В отдельных случаях при световой маскировке наружных производственных огней (факелов, горячего шлака, расплавленного металла) допускается, при необходимости, увеличение продолжительности перехода на режим полного затемнения, но не более чем до 10 минут. В режиме полного затемнения: Отключаются: все наружное освещение; внутреннее освещение в жилых зданиях, независимо от пребывания людей; освещение в помещениях общественных, производственных и вспомогательных зданий, в которых не предусмотрено пребывание людей в темное время суток или прекращается работа по сигналу «ВТ»; световые знаки мирного времени, осветительные и сигнальные огни транспорта. Маскируется: наружное освещение в местах проведения неотложных производственных, аварийно-технических и восстановительных работ, также на опасных участках путей эвакуации людей к защитным сооружениям и у входов в них; внутреннее освещение зданий, сооружений или помещений, в которых продолжается работа при подаче сигнала «ВТ» или по условиям производства невозможно безаварийное отключение освещения; огни транспорта, используемого после сигнала «ВТ»; производственные огни промышленных предприятий. Приводятся в действие световые знаки с источниками света малой мощности (рис. 9.1, 9.2). Световой знак МБФ (малогабаритный брызгозащищенный фонарь со сменными цветными светофильтрами) в рабочем положении устанавливается на стойке или без нее (рис. 3.1). Дальность видимости знака в темную ночь до 300 метров, время не- прерывного действия до 40 часов. Расстояние между знаками на местности устанавливается из условия видимости одновременно не менее трех смежных знаков. Световые указатели с электроподсветом действуют на принципе освещения условных обозначений и надписей рассеянным или отраженным светом. Корпус указателя рассеянного света (рис. 9.2а) изготавливают из жести или фанеры и окрашивают внутри белой краской. В верхней части корпуса укрепляют электрическую лампу. Обозначение (надпись) выполняют в виде трафарета, который укрепляют на передней стенке корпуса. В указателе отраженного света (рис. 9.2б) панель с надписью или условным обозначением освещается электрической лампой, расположенной в осветителе, который изготавливают в виде коробки с отверстием и прикрепляют к панели держателем. Указатель рассеянного света более сложен в изготовлении, но обеспечивает более равномерную яркость условных обозначений и надписей в отличие от указателя отраженного света, где верхняя часть надписи всегда ярче, а нижняя темнее. Поэтому надписи указателей рассеянного света читаются легче и с больших расстояний. Мощность ламп и размеры условных обозначений выбирают из условий возможности обнаружения указателей с 300…400 м и чтения надписей с 40…50 м. После выполнения всех мероприятий осуществляется контроль над соблюдением светомаскировочной дисциплины. Световую маскировку населенных пунктов и объектов экономики следует осуществлять электрическим, светотехническим и технологическим способами. Выбор способа или сочетание способов световой маскировки должен производиться в зависимости от характера деятельности населенного пункта или объекта. Электрический способ маскировки заключается в централизованном отключении электроосвещения всего объекта или его части. Применяется для отключения наружного освещения населенных пунктов и территории объектов экономики, а также внутреннего освещения зданий и сооружений, отключаемого в режиме полного затемнения. Управление наружным освещением населенных пунктов предусматривается централизованным – телемеханическим или дистанционным способами. Включение и отключение производится с пунктов управления освещением. Центральный диспетчерский пункт, при его отсутствии, диспетчерский пункт наружного освещения должен иметь прямую связь с пунктом управления МЧС России (района, города) и районным диспетчерским пунктом. Управление наружным освещением территории предприятия необходимо проектировать централизованным. Включение и отключение всех установок наружного освещения должно производиться из одного пункта централизованного управления. С введением режимов затемнения в пункте управления освещением должно быть установлено дежурство (в темное время суток). На предприятиях, протяженность территории которых составляет несколько километров, допускается устройство главного и двух – трех дополнительных пунктов централизованного управления освещением отдельных участков. Главный пункт должен иметь прямую телефонную связь с пунктом управления предприятия и указанными дополнительными пунктами. В систему централизованного управления наружным освещением предприятий рекомендуется включать управление наружным освещением близлежащих подведомственных поселков. Отключение рабочего освещения зданий или отдельных помещений, где продолжается работа при включении маскировочного освещения и по сигналу «ВТ», осуществляется из пунктов центрального управления внутренним освещением. Из этих пунктов допускается осуществлять управление освещением наружных осветительных установок, относящихся к данному зданию или сооружению. При введении режимов затемнения на этих пунктах обязательно наличие дежурного персонала. Светотехнический способ маскировки заключается в снижении освещенности и в оборудовании осветительных и сигнальных установок маскировочными приспособлениями. Он применяется для маскировки наружного и внутреннего освещения, не отключаемого в режиме полного затемнения. Снижение освещенности достигается: установкой ламп пониженной мощности; использованием регуляторов напряжения; заменой газоразрядных ламп высокого давления лампами накаливания и отключением зажигающих устройств; установкой специальных светильников; заменой защитных колпаков, рассеивателей и преломителей, применением светильников с маскировочными приспособлениями. Применяемые в режиме полного затемнения светильники стационарного наружного маскировочного освещения должны иметь защитный угол не менее 15 о, создавать освещенность поверхности не более 0,2 лк и иметь жесткое крепление. Защитный угол светильника определяется углом между горизонтальной плоскостью и линией, касательной к светящемуся телу лампы, проведенной через край отражателя. Светоблокировочные устройства (рис. 9.3) в виде лабиринтов, исключающих возможность распространения прямого света наружу, применяются при затемнении проемов, когда необходимо сохранить возможность открывания дверей и вентиляции помещений. Вентиляционные отверстия сооружений перекрываются светомаскировочными насадками, снабженными жалюзи. Внутренние поверхности светоблокировочных устройств и насадок окрашиваются черной матовой краской. Входы в здания и другие стационарные сооружения в целях светомаскировки оборудуются тамбурами, в которых свет автоматически выключается при открывании наружной двери. Установки местного внутреннего освещения должны создавать освещенность не более 5 лк, площадь светового пятна, создаваемого светильником, не должна превышать 1 м2. Механический способ маскировки состоит в закрытии светящихся объектов светонепроницаемыми материалами или конструкциями. Он применяется для производственных и общественных зданий или отдельных помещений, в которых для продолжения работы в режиме полного затемнения требуются уровни освещенности более 0,5 лк для общего маскировочного освещения и более 5 лк для местного или имеющего производственные огни. Для световой маскировки окон применяются раздвижные и подъемные шторы из полимерных материалов, бумажные и металлические шторы с механическими затворами. На проемах, используемых для проветривания, могут применяться жалюзи различного типа или аэрационные устройства, выполненные по принципу лабиринта. В производственных зданиях и сооружениях для световой маскировки ворот, используемых для проезда транспорта, устраивают тамбуры внутри или снаружи зданий. Затемняющие устройства для сооружений с интенсивными производственными огнями (дуговая сварка и др.) изготавливаются из листового металла или пиломатериалов. В сооружениях с искусственным освещением светомаскировочные устройства помимо указанных материалов могут изготавливаться из черного миткаля, байки, а также из фанеры, брезента, картона или оберточной бумаги, окрашенных сажей, алюминиевой пудрой, мелом или глиной на битумных лаках. В сооружениях с люминесцентным освещением помимо перечисленных материалов затемняющие устройства могут изготавливаться из упаковочной черной бумаги. Ставни для светомаскировки больших оконных проемов изготавливаются из досок и фанеры; они могут быть одно- или двустворчатыми и навешиваться на петлях. Ставни устанавливаются внутри помещений так, чтобы они перекрывали оконные проемы на 5 см в каждую сторону. Шторы для затемнения оконных проемов изготавливаются из бумаги или ткани. Бумажные шторы делаются рулонными, опускающимися сверху вниз. Опущенная штора должна заходить за световой проем на 15…20 см и плотно прилегать к стене. Матерчатые шторы могут быть рулонными или раздвижными. Неподвижные края раздвижных штор прижимаются к стене планками. В: закрытом положении шторы должны заходить одна за другую на 15…20 см. Технологический способ маскировки заключается в проведении мероприятий, в результате которых световое излучение не возникает или снижается до уровней, позволяющих его световую маскировку осуществлять механическим способом. Он применяется для световой маскировки производственных огней путем: выключения или перевода на поддерживающий режим работы технологических агрегатов; изменения технологического процесса работы оборудования; применения прогрессивных технологических установок для утилизации тепла, отходящих газов и т. д.; местного экранирования светового излучения (установки крышек на ковши, горловины печей и конверторов). В каждом конкретном случае световая маскировка производственных огней осуществляется в соответствии с требованиями ведомственных инструкций по световой маскировке. Оптимальный выбор способов по световой маскировке и своевременное выполнение мероприятий частичного и полного затемнения обеспечивается проведением организационно-технических мероприятий, проводимых в мирное время. Организационно-технические мероприятия световой маскировки В целях создания благоприятных условий для введения режимов световой маскировки в населенных пунктах и на объектах экономики, расположенных в зоне светомаскировки, заблаговременно проводятся необходимые организационно-технические мероприятия, а также разрабатываются планы световой маскировки населенных пунктов и объектов экономики, расположенных в зоне световой маскировки. Проведение организационно-технических мероприятий и разработка планов светомаскировки осуществляется на основе единого инженерно-технического решения. Принятию инженерно-технического решения по световой маскировке предшествует анализ условий деятельности населенного пункта или объектов экономики при введении режимов частичного или полного затемнения, систем их энергоснабжения и систем управления осветительными сетями. Инженерно-техническое решение на светомаскировку объектов экономики вырабатывается только для объектов, продолжающих работу в военное время и на которых, хотя бы в отдельных цехах или подразделениях, сохраняется деятельность в темное время суток после сигнала «ВТ». Все объекты, не работающие в темное время суток, или объекты, отключение которых от электроснабжения не вызывает аварийных последствий, подлежат централизованному отключению, а инженерно-технические решения по световой маскировке не осуществляются. Единое инженерно-техническое решение по световой маскировке должно включать вопросы: электроснабжения, управления электроосвещением и обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и объектов экономики в условиях затемнения; порядка разработки средств и способов световой маскировки производственных огней; своевременного введения режимов световой маскировки и осуществление контроля над их соблюдением; обеспечения безопасности населения и обслуживающего персонала, охраны и поддержания порядка на объектах; обеспечения эффективности световой маскировки при минимальных затратах сил и средств на ее проведение. Организационно-технические мероприятия, выполняемые в мирное время на основе единого инженерно-технического решения, включают: определение способов световой маскировки объектов и помещений; выявление объектов, освещение которых должно отключаться в режиме частичного затемнения, мест на территории населенных пунктов и объектов, где необходимо маскировочное освещение в режиме полного затемнения; выявление помещений, в которых отключается освещение в режиме полного затемнения, а также световая маскировка которых производится механическим способом (закрытие световых проемов, устройство тамбуров); определение мощности, типов и мест установки светильников общего и местного маскировочного освещения, и световых знаков; реконструкцию систем электроосвещения, электроснабжения, оборудование пунктов централизованного управления освещением и проверку в действии технических средств по отключению общего и включению маскировочного освещения; изготовление устройств для световой маскировки световых проемов и тамбуров, создание запасов светомаскировочного материала и оборудования. К числу организационных мероприятий относятся: подготовка дежурного персонала диспетчерских пунктов к управлению энергосистемами при быстром сбросе электрических нагрузок по сигналу «ВТ»; разработка и доведение до сведения персонала должностных инструкций и графиков выполнения плана светомаскировочных мероприятий; обучение и тренировка персонала по осуществлению частичного и полного затемнения; обучение водителей городского транспорта действиям по сигналу «ВТ» и другое. Светомаскировочные мероприятия в полном объеме должны отражаться в разделах ИТМ ГО, которые разрабатываются в составе: проектов и схем районной планировки; генеральных планов реконструкции и развития существующих и строительства новых городов и объектов; проектов детальной планировки, проектов застройки жилых и промышленных районов, городов и поселков, расположенных в зонах светомаскировки с режимами частичного и полного затемнения. Решением руководителя ГО области, края (города, района) создается служба световой маскировки ГО, в ряде случаев может создаваться объединенная служба энергетики и светомаскировки. В состав службы должны включаться представители энергообъединений, энергосистем, а также других организаций (предприятий, отделов) по эксплуатации осветительных электросетей. На службу возлагается организация и руководство разработкой единого инженерно-технического решения, планирование и выполнение светомаскировочных мероприятий, разработка плана световой маскировки населенных пунктов и объектов на военное время. План световой маскировки должен включать: перечень организаций, учреждений и объектов, продолжающих работу в режиме полного затемнения, со сведениями о потребляемой мощности электроприемников в этом режиме; принципиальную схему электроснабжения населенного пункта (объекта) на военное время с указанием пункта управления освещением; перечень мероприятий (работ), их объемы, выделяемые силы и средства, сроки выполнения, необходимые для введения режимов светомаскировки и проведения эффективного контроля над их соблюдением. Под руководством служб также проводятся необходимые организационно-технические мероприятия. В ходе проверок, командно-штабных учений и комплексных учений на объектах экономики проверяются в действии технические средства по маскировке производственных огней, отключению освещения, включению маскировочного освещения и т. д. Качественное проведение организационно-технических мероприятий в мирное время обеспечивает выполнение планов световой маскировки на военное время. При угрозе нападения противника должны выполняться мероприятия по введению режима частичного затемнения. По сигналу «ВТ» выполняются мероприятия по введению режима полного затемнения и контроль над соблюдением режимов световой маскировки. Таким образом, рассмотренные организационные и инженерно-технические мероприятия по световой маскировке являются составной частью общих мероприятий ГО. Их выполнение будет способствовать повышению защиты населения и устойчивости работы объектов экономики в военное время. Проводимые мероприятия по световой маскировке также достаточно хорошо согласуются с хозяйственными интересами мирного времени, способствуют техническому совершенствованию и улучшению технологических процессов различных производств, значительной экономии электроэнергии, повышению техники безопасности на производствах, улучшению эксплуатации электросетей. Мероприятия по световой маскировке проводятся, как правило, заблаговременно. Эффективность этих мероприятий будет зависеть от подготовленности органов управления МЧС РФ и взаимодействующих служб к введению режима светомаскировки. |
Указ президента российской федерации О правительстве Российской Федерации, в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения... |
Указ президента российской федерации О правительстве Российской Федерации, в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения... |
||
Российская Федерация Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма... |
Российская федерация федеральный закон о гражданской обороне Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской... |
||
Доклад по результатам указанных публичных обсуждений направлен в... Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года |
В последние годы обеспечение благополучия подрастающего поколения... Проблемы детства и пути их решения обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на... |
||
Об утверждении государственной программы "развитие здравоохранения... В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года n 598 "О совершенствовании государственной политики в... |
По составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской... Утверждаю заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий... |
||
Российская федерация федеральный закон о государственной гражданской службе Фз "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О системе государственной службы Российской... |
«Создание единой информационной среды» Основание для разработки Проекта Федеральный уровень Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года развитие образования |
||
О поддержании сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности В целях реализации статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-фз «О гражданской обороне», для поддержания сил и средств... |
Приказ от 15 декабря 2002 года n 583 Об утверждении и введении в... ... |
||
I. Стратегический анализ социально-экономического положения района и тенденций его развития Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; экспертную... |
Министерство российской федерации по делам гражданской Министерством труда и социального развития Российской Федерации прилагаемые Правила по охране труда в подразделениях Государственной... |
||
Итоги деятельности Главного управления мчс россии по Тюменской области... Организация работы по реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных... |
Группы 2 федеральной целевой программы Развитие фармацевтической... «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» |
Поиск |