Проект «Создание единой информационной среды»
(утвержден Педагогическим советом 24.09.2012 протокол №4)
Наименование Проекта
|
«Создание единой информационной среды»
|
Основание для разработки Проекта
|
Федеральный уровень
- Приоритетный национальный проект "Образование".
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования)
-Письмо Рособразования № 23/02-2/ВК от 17.01.2007г.
-Приказ Минобрнауки России и Министерства связи России от 30 июня 2006 г. №176/85 "Об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа"
- Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях. (Письмо Минобразования России от 13.08.2002 № 01-51-088ин)
- Государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных школах. СанПиН 2.4.2.1178-02
Региональный уровень
|
Заказчик Проекта
|
Администрация МАОУ "Средняя школа № 8"
|
Основные разработчики
|
Проект разработан заместителем директора по УВР Копытовой Т.Н.
|
Назначение проекта информатизации
|
Проект информатизации является составной частью программы развития школы. Исходя из состояния дел и направления развития школы, определяет направление изменений в области использования ИКТ путем формирования образа желаемого будущего и планирования его достижения.
|
Цель и задачи Проекта
|
Основной целью информатизации образовательного пространства является создание информационной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования
В рамках Проекта должны быть решены следующие основные задачи:
Совершенствование образовательного процесса;
Повышение качества образования на основе современных информационных технологий;
Формирование необходимых знаний и навыков в области информационных технологий и общей информационной культуры учащихся и педагогов;
Внедрение в учебный процесс новых средств и технологий контроля и управления качеством образования.
Реализация образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам, учащихся и педагогических работников образовательного учреждения.
Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе.
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Проекта
|
Степень компьютерной грамотности педагогического персонала,
Количество и качество уроков с использованием ИКТ,
Доля учебных кабинетов, оснащенных компьютерами
Число учащихся, приходящее на один школьный компьютер.
|
Сроки и этапы реализации Проекта
|
Сроки: 2012-2014гг
Развитие информационно-управленческой системы
Организация образовательного процесса с использованием информационно- коммуникационных технологий
Повышение квалификации и методическая поддержка учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Информационное взаимодействие внутри образовательного учреждения и с другими образовательными учреждениями
Организация учебной и внеурочной деятельности школьников с применением ИКТ
Совершенствование материально-технической базы
Защита конфиденциальной информации и персональных данных
|
Источники финансирования Проекта
|
Финансирование Проекта осуществляется за счет
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта
|
Компьютерная грамотность учителей (97%) предполагает свободное владение педагогическими программами и технологиями, используемыми в учебном процессе, офисными программами (текстовыми редакторами мастером презентаций, программы интерактивной доски) и эффективную работу в корпоративной и внешней сети. Фактическая в начале выполнения программы, уже на среднем этапе информатизации обязана быть 100-процентной.
Доля учебных кабинетов, оснащенных компьютерами – увеличивающаяся величина, стремящаяся к 100%. Именно оснащенность мультимедиа-оборудованием позволяет проводить яркие и информационно насыщенные уроки, повышая мотивацию учащихся к изучению предмета.
Число уроков, проводимых с использованием ИКТ - основной показатель информатизации учебного процесса. Медленный рост показателя в начале выполнения программы обусловлен недостатком необходимых технических средств. По мере насыщения оборудованием процесс постепенно ускоряется, а затем стабилизируется.
Число учащихся, приходящее на один школьный компьютер - убывающая величина, стремящаяся, по мере выполнения программы, к 8 (показатель стандарта качества- 23).
|
Перечень разделов Проекта
|
Паспорт проекта.
Анализ процесса информатизации МАОУ «Средняя школа№8» .
Мониторинг проекта информатизации
Факторы риска реализации проекта информатизации
Цели и задачи проекта информатизации
Механизм реализации проекта
|
Исполнители мероприятий
|
Педагогический коллектив МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма
|
Анализ процесса информатизации МАОУ «Средняя кола №8»
Техническое оснащение МАОУ «Средняя школа №8» пополнялось за счет средств приоритетного национального проекта образования, комплексного проекта модернизации образования, средств конкурсов и грантов, а также за счет собственных средств. На средства ПНПО были закуплены компьютеры, сканер, принтеры, интерактивные доски, которыми были оборудован кабинет информационных технологий и кабинет математики. На конец 2011-2012 уч. года 35 из 35 учебных кабинетов (100%) оснащены компьютерной техникой.
Техническое оснащение школы на конец 2011-2012 учебного года:
- 159 компьютера, 39 ноутбуков, 32 Macbook, из них 36 компьютеров используется в учебном процессе и 7 – в административных целях;
- 9 интерактивных досок;
- 55 принтеров;
- 153 проекторов;
- компьютеров соединены в школьную локальную сеть и имеют выход в Интернет.
В течение 2008-2012 уч. г. в школе были организованы курсы повышения квалификации педагогов в области ИКТ на базе ММЦ г.Когалыма по программе «ИКТ в деятельности учителя предметника».
На конец 2011-2012 учебного года процент педагогов, владеющих компьютером и компьютерными технологиями составил 97% от всего педагогического коллектива школы.
Мониторинг проекта информатизации
Проект информатизации не может эффективно выполняться без систематического мониторинга тех процессов информатизации, которые были запущены с ее началом. Индикативные показатели процесса информатизации позволяют получить достоверную картину исполнения проекта в реальном времени. В качестве индикаторов выбраны те показатели, которые в наибольшей степени отражают достоверную картину состояния информатизации. Это степень компьютерной грамотности педагогического персонала, доля учебных кабинетов, оснащенных компьютерами, количество уроков с использованием ИКТ, число учащихся, приходящее на один школьный компьютер.
Компьютерная грамотность учителей (%) предполагает свободное владение педагогическими программами и технологиями, используемыми в учебном процессе, офисными программами (текстовыми редакторами мастером презентаций, программы интерактивной доски) и эффективную работу в корпоративной и внешней сети. Фактическая в начале выполнения проекта, уже на среднем этапе информатизации обязана быть 100-процентной.
Доля учебных кабинетов, оснащенных компьютерами – увеличивающаяся величина, стремящаяся к 100%. Именно оснащенность мультимедиа-оборудованием позволяет проводить яркие и информационно насыщенные уроки, повышая мотивацию учащихся к изучению предмета.
Число уроков, проводимых с использованием ИКТ - основной показатель информатизации учебного процесса. Медленный рост показателя в начале выполнения проекта обусловлен недостатком необходимых технических средств. По мере насыщения оборудованием процесс постепенно ускоряется, а затем стабилизируется.
Число учащихся, приходящее на один школьный компьютер - убывающая величина, стремящаяся, по мере выполнения программы, к 8 (показатель стандарта качества-23).
Индикативный показатель
|
2011-2012
(фактич.
показатель)
|
2012-2013
(плановый.
показатель)
|
2013-2014
(плановый.
показатель)
|
Компьютерная грамотность учителей, %
|
97%
|
98%
|
99%
|
Доля учебных кабинетов, оснащенных компьютерами, %
|
100
|
100
|
100
|
Доля уроков с использованием ИКТ
|
|
|
|
Число учащихся на один компьютер
|
9
|
8
|
8
|
Факторы риска реализации проекта информатизации
Достижение поставленных проектом информатизации целей неизбежно сопряжено с риском его невыполнения. Для выявления реальных угроз невыполнения проекта и поиска путей их преодоления необходим анализ всех возможных факторов, которые могут быть отнесены к числу угрожающих.
Внутренние противоречия - субъективные обстоятельства, угрожающие срывом (переносом) сроков выполнения этапов информатизации, низкими индикативными показателями.
Фактор риска
|
Пути преодоления
|
Недостаточный уровень квалификации персонала школы, ответственного за информатизацию
|
Повышение квалификации персонала
|
Недостаточный уровень компьютерной грамотности, технических и методических умений учителей школы
|
Повышение квалификации учителей
|
Недостаточная степень использования имеющихся ИКТ-ресурсов учителями
|
Повышение моральной и материальной заинтересованности
|
Внешние противоречия - обстоятельства, угрожающие срывом (переносом) сроков выполнения этапов информатизации, низкими индикативными показателями, слабо зависящие или не зависящие от исполнителей проекта.
Фактор риска
|
Пути преодоления
|
Обязательные предписания использования программных продуктов, внедрение которых представляет значительные технические трудности
|
Внедрение с пересмотром сроков и показателей проекта
|
Обязательные предписания использования программных продуктов, внедрение которых ставит перед учителями школы значительные трудности в освоении
|
Внедрение с пересмотром сроков и показателей проекта
|
Цели и задачи Проекта информатизации
Основной целью информатизации образовательного пространства является создание информационной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования. Информационная система осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности. Основными участниками и пользователями информационной системы являются педагоги, учащиеся, администрация школы и родители учеников.
В рамках проекта должны быть решены следующие основные задачи:
Совершенствование образовательного процесса;
Повышение качества образования на основе современных информационных технологий;
Формирование необходимых знаний и навыков в области информационных технологий и общей информационной культуры учащихся и педагогов;
Внедрение в учебный процесс новых средств и технологий контроля и управления качеством образования.
Реализация образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам, учащихся и педагогических работников образовательного учреждения.
Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе.
Основные направления деятельности по реализации Проекта информатизации школы.
Развитие информационно-управленческой системы (разработка нормативно-правовой основы внедрения, развития и поддержания ИКТ, ведение электронного документооборота посредством школьной электронной почты, создание базы данных в системе «Сетевой город», создание базы данных для проведения ЕГЭ, создание баз данных в бухгалтерских программах).
Организация образовательного процесса с использованием информационно- коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий; переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе, ведение электронных журналов
Повышение квалификации и методическая поддержка учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (обучающие семинары и практические занятия, обмен опытом, дистанционное обучение).
Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, документооборот по электронной почте, участие в телекоммуникационных проектах, поддержка школьного сайта, ведение электронной переписки с учителями и учащимися других школ).
Организация учебной и внеурочной деятельности школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, участие в сетевых образовательных проектах, олимпиадах и конкурсах, использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьных средств массовой информации - выпуск газеты, оформление стендов и выставок).
Совершенствование материально-технической базы (обслуживание, ремонт, усовершенствование технических средств, приобретение современной компьютерной техники, оснащение компьютерами классов учителей-предметников)
Защита конфиденциальной информации и персональных данных (разработка внутришкольной документации, проведение мер организационного характера, внедрение технических средств защиты информации)
6. Механизм реализации Проекта
|
Основные мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
Результат
|
Развитие информационно-управленческой системы
|
1
|
Разработка и утверждение проекта по информатизации ОУ
|
май – сентябрь 2012г
|
Администрация школы,
зам. директора по ИКТ
|
Проект информатизации МАОУ на 2012-2014 года
|
2
|
Разработка правовой основы внедрения, развития и поддержания ИКТ
|
По мере необходи-мости
|
Зам. директора по ИКТ
|
Приведение в соответствие нормативно-правовой основы внедрения, развития и поддержания ИКТ
|
3
|
Утверждение графика работы в программе АРМ «Директор»
|
Сентябрь
|
Зам. директора по ИКТ
|
Работа в программе по утвержденному графику
|
4
|
Сбор и заполнение данных об учителях и учениках в программе АРМ «Директор»
|
Сентябрь
|
Зам. директора по ИКТ, кл. руководители, секретарь
|
Создание базы данных об учителях и учениках
|
5
|
Создание базы ЕГЭ и ГИА
|
Октябрь
|
Зам. директора по ИКТ, зам. директора по УВР, классные руководители
|
Организация и проведение Единого Государственного Экзамена и Государственной Итоговой Аттестации
|
6
|
Публикация на сайте школы публичного доклада директора МАОУ «Средняя школа №8»
|
Сентябрь
|
Администрация школы,
зам. директора по ИКТ
|
Презентация публичного отчета в сети Интернет
|
7
|
Составление отчетов по КПМО
|
Ежемесячно
|
Зам. директора по УВР, зам. директора по ИКТ, главный бухгалтер
|
Сдача отчетности по КПМО
|
8
|
Составление отчетов по процессу информатизации и внедрения ИКТ в школе
|
Ежекварталь но и по мере необходи-мости
|
Зам. директора по ИКТ
|
Сдача отчетности
|
Организация образовательного процесса
с использованием информационно- коммуникационных технологий
|
1
|
Проведение уроков с применением ИКТ
|
В течение учебного года
|
Учителя- предметники
|
Внедрение новых технологий в учебный процесс
|
2
|
Ведение электронных журналов
|
В течение учебного года
|
Зам.директора по ИКТ, администрация, кл. руководители
|
Отчетность по учебной деятельности в электронном варианте
|
5
|
Пополнение архива фото и видео- данных о школе
|
В течение учебного года
|
Зам. директора по ИКТ, зам. директора по ВР
|
Банк фото и видеоматериалов о школе
|
Повышение квалификации и методическая поддержка учителей
в области использования ИКТ
|
1
|
Проведение обучающих семинаров и практических занятий по работе в локальной сети
|
В течение учебного года
|
Зам. директора по ИКТ
|
Использование ИКТ в учебном процессе
|
2
|
Дистанционное обучение учителей
|
В течение учебного года
|
Зам. директора по ИКТ, учителя-предметники
|
Повышение квалификации учителей
|
3
|
Обмен опытом учителей школы с учителями района, города, края
|
В течение учебного года
|
Зам. директора по ИКТ, учителя-предметники
|
Повышение компетентности учителей в области ИКТ
|
Информационное взаимодействие
|
1
|
Организация постоянного доступа в Интернет
|
Постоянно
|
Зам. директора по ИКТ, лаборант
|
Возможность информационного взаимодействия
|
2
|
Обновление школьного сайта, выставление школьных новостей, документации школы и др.
|
Постоянно
|
Зам. директора по ИКТ
|
Своевременное представление школьной информации в сети Интернет
|
3
|
Участие учителей в сетевых конкурсах и конкурсах по ИКТ
|
В течение учебного года
|
Зам. директора по НМР, зам. директора по ИКТ, учителя
|
Повышение компетентности учителей в области ИКТ
|
4
|
Выступление на семинарах, конференциях и НПК с целью обмена опытом по использованию информационно-коммуникативных технологий
|
В течение учебного года
|
Зам. директора по ИКТ, учителя-предметники
|
Обмен опытом, повышение компетентности учителей в области ИКТ
|
Организация учебной и внеурочной деятельности школьников
|
1
|
Вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием ИКТ
|
В течение учебного года
|
Зам. директора по УВР, зам. директора по ИКТ, учителя
|
Повышение компетентности учеников в области ИКТ и Интернет-технологий
|
2
|
Привлечение учащихся к участию в сетевых конкурсах, олимпиадах, конференциях и
т. п.
|
В течение учебного года
|
Зам. директора по УВР, зам. директора по ИКТ, учителя
|
Участие учеников в Интернет- проектах
|
3
|
Дистанционное обучение учеников
|
В течение учебного года
|
Ученики, учителя-предметники, зам.директора по ИКТ
|
Получение образовательных услуг в других учебных заведениях
|
4
|
Использование ИКТ в работе школьных средств массовой информации - выпуск газеты, оформление стендов и выставок
|
В течение учебного года
|
Зам директора по ВР, учителя
|
Оформление газеты, стендов, выставок
|
Развитие МТБ школы
|
1
|
Проведение инвентаризации установленного ПО на ПК школы 2 раза в год
|
Декабрь, июнь
|
Зам. директора по ИКТ, лаборант
|
Лицензионное ПО на всех компьютерах
|
2
|
Вывод из эксплуатации морально и физически устаревшей техники
|
Май
|
Зам. директора по ИКТ, зам. директора по АХР
|
Списание старой техники
|
3
|
Оснащение кабинетов учителей- предметников средствами ИКТ
|
В течение года
|
Директор
|
Использование ИКТ в учебном процессе
|
4
|
Расширение и поддержка школьной локальной сети
|
По мере необходи-мости
|
Лаборант
|
Создание единого информационно-образовательного пространства школы
|
5
|
Обслуживание и ремонт компьютеров и комплектующих
|
По мере необходи-мости
|
Лаборант
|
Поддержание уровня оснащенности учебных кабинетов в рабочем состоянии
|
Защита конфиденциальной информации и персональных данных
|
1
|
Разработка внутришкольной документации (приказы, инструкции и др.)
|
по мере необходимости
|
Заместитель директора по ИКТ
|
Организационные меры защиты КИ и ПД
|
2
|
Внедрение технических средств защиты информации
|
По мере финанси-рования
|
Директор
|
Защита КИ и ПД техническими средствами защиты
|
3
|
Ведение журналов по информационной безопасности
|
Постоянно
|
Заместитель директора по ИКТ, секретарь, библиотекарь
|
Организационные меры защиты КИ и ПД
|
4
|
Проведение инструктажей по информационной безопасности
|
По мере необходи-мости
|
Заместитель директора по ИКТ
|
Организационные меры защиты КИ и ПД
|
7. Ожидаемые результаты
В результате выполнения Программы достигается:
Для ученика:
- повышение информационной культуры в целом;
- доступ к мировым информационным ресурсам;
- повышение интереса к изучаемым предметам;
- приобретение практических навыков жизни в информационном обществе (получение информации, интерактивное общение, подача документов для поступления в учебные заведения и пр.);
- получение новых электронных средства обучения;
- использование компьютерных технологий в самостоятельной и внеклассной работе;
- участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях
Для учителя:
- повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
-создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий;
- получение принципиально новых возможностей своевременного доступа к информации, необходимой для организации и осуществления учебного процесса;
- повышение качества преподавания, в том числе и за счет использования средств мультимедиа;
- повышение квалификационной категории учителей;
- распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно- методических и научно–практических семинарах, конференциях, публикации, в том числе в Интернет- формах;
- создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;
Для администрации школы:
- создание единого информационного пространства
- повышение эффективности образовательного процесса;
- автоматизация организационно- распорядительной деятельности школы;
- повышение оперативности и качества управленческих решений;
- обеспечение прямого доступа к нормативным правовым актам и организационно-распорядительной документации органов управления образования;
- повышение роли семьи в учебно-воспитательном процессе за счет информированной открытости образовательного процесса.
Для родителей:
- получение информации о школе, проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы;
- Интернет-общение с руководством школы и учителями;
- Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.
|