Анализ работы
МБОУ « Средняя школа №13» за 2012-2013 учебного года в ГИК
Главным условием для достижения гарантированного результата на уроке становится включение каждого ребенка в деятельность на каждом занятии с учетом его возможностей, способностей, уровня подготовки. Коллектив школы работал над темой «Совершенствование структуры урока с целью повышения его эффективности»
Приоритетным направлением деятельности школы является проектирование и перепроектирование урока с целью оптимизации его структуры и наращивания качества урока
Основной задачей управленческой команды и членов проблемной группы является :
вовлечение педагогов, вновь прибывших, в перемены
предупреждение и преодоление недостатков и затруднений педагогической деятельности учителей;
.диагностика и анализ деятельности учителя.
проектирование урока с точки зрения системно- деятельностного подхода. Результатом можно считать:
Процент включенности по использованию оргдиалога в системе практически остается стабильным . Из 28 педагогов 3 ч вновь прибывшие, 3 педагога совместители ( русский, биология, химия) опытные, компетентные применяющие оргдиалог, .1ч представлял наработки для коллег школ через открытый урок.( работа над словом через кластер) Учитель биологии, к сожалению, не использует оргдиалог, вновь прибывший учитель анг. языка пробует оргдиалог в начальном звене и 5 классах. Учитель нач. классов включилась сразу. Учитель русского языка работает с февраля., за ней закреплен наставник (делает пробы).
доля учителей, включенных в работу комплекса от общего числа учителей ОУ
|
на 01сентября 2012
|
на 25 мая 2013
|
%
|
чел
|
%
|
чел
|
82% включены
В системе применяют 65%
34% требуют методической поддержки
|
23ч всего
15ч в системе
Эпизодически -8ч
|
82% включены
В системе применяют 65%. 34% требуют методической поддержки
|
23ч всего
15ч в системе
Эпизодически -8ч
|
|
|
|
|
Основной целью работы было наращивание качественности урока.
Являясь участником ГИК «Оптимизация урока на основе оргдиалога», педагогический коллектив продолжил вносить изменения в содержание собственной деятельности и методической работы.
Следует отметить, что в педагогическом коллективе сформировано четкое понимание того, что изменение структуры урока, а именно использование парной организационной формы, позволит управлять мыслительной деятельностью ученика через организованный диалог.
Анализ работы показал, что педагоги (как молодые, так и «стажисты») испытывают трудности в системно - деятельностном подходе как методологии ФГОС .
В результате работы проблемной группы разработан проект «карты» наблюдения на уроке с точки зрения системно- деятельностного подхода, памятка для учителя о возможных видах работ, направленных на формирование и развитие общеучебных универсальных действий. . Для снятия этого пересмотрен план работы предметных ШМО. Усилена практическая и индивидуальная работа с педагогами. Так как прошло « движение» среди педагогов школы (вновь прибывшие учителя из других школ города -3ч, 3 педагога- молодые специалисты) действует система наставничества. С такими педагогами проводится дифференцированная методическая работа, проведены обучающие семинары, организовано взаимопосещение уроков, проектирование и перепроектирование уроков
Изменения произошли и в методической работе (отказ от традиционных форм). Увеличилась активность педагогов в работе ШМО, МС, семинаров, педагогических советов. Педагоги стали активнее работать в «цепочке», охотно вместе перепроектируют уроки, появилось « здоровое соперничество», заметна активизация взаимопосещения уроков.
Проведен педагогический совет и педагогическая мастерская по разработке уроков с использованием технологических приемов повышения эффективности обучения, планирование диалогов на разных этапах урока. Демонстрация опыта работы учителем физики Морозовой М.М. , Голохваст О.В, учителя математики
Выдержки из « Педагогической мастерской» Морозовой М.М.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Выдам памятку со структурой уроков, основанных на СДП.
Структура уроков ведения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 3.. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
4. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
7.Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности.
Представленный опыт работы помогает, на наш взгляд, учителю найти такой способ организации диалога, который позволит повысить включенность детей. Результатом работы можно считать участие в профессиональном конкурсе «Учитель города» учителя физики Морозовой М.М., в системе работающего в рамках ГИК.В этом году активизировалась работа проблемных групп учителей –предметников города
( руководитель Волынкина В.Э), куда входят и педагоги нашей школы.
В течение года были даны открытые урока для учителей школы с использованием парной организационной формы (6 уроков) Разработки уроков, материал педагогического совета и педмастерской выставлялись на сайте школы. Изменился и внутришкольный контроль: посещение уроков административным составом на предмет обязательного использования парной организационной формы, наличие плана урока с триединой целью на ожидаемый результат обучения, делегирование части контроля руководителям ШМО.
Рассматривая вопрос изменения структуры урока (планирование ожидаемого результата) отметим, что процент учителей, работающих в контрольном 9 классе и включающих в свое учебно-тематическое планирование компонент макро- и микроумений повысился на 16% по сравнению с началом учебного года
Включение организованного диалога в план урока отмечаем у 65% педагогов. Немаловажным результатом является сохранение количества ударников в 10 классе и в целом по школе за учебный год.
Результативный блок по предметам.
Динамика качества обучения в классах , в которых оргдиалог используется в системе.
Предмет
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
2012-2013
|
|
8 класс
|
9 класс
|
10 класс
|
11 класс
|
Русский
|
43
|
48/ ГИА 42
|
75
|
|
литература
|
56
|
75
|
92
|
|
математика
|
47
|
45/ГИА 34
|
60
|
|
география
|
64
|
65
|
100
|
|
история
|
75
|
75
|
75
|
|
химия
|
52
|
42
|
82
|
|
физика
|
52
|
45
|
60
|
|
иностранный
|
47
|
47
|
78
|
|
биология
|
54
|
56
|
96
|
|
Предмет
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
2012-2013
|
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
10 класс
|
Русский
|
32
|
27
|
45 /ГИА 75
|
53
|
литература
|
46,6
|
47
|
48
|
63
|
математика
|
26
|
26
|
34/ ГИА53
|
45
|
география
|
45
|
45
|
47
|
65
|
история
|
48
|
48
|
52
|
65
|
химия
|
|
54
|
54
|
56
|
физика
|
45
|
45
|
47
|
53
|
иностранный
|
52
|
52
|
52
|
56
|
биология
|
63
|
63
|
67
|
78
|
Предмет
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
2012-2013
|
|
6класс
|
7класс
|
8 класс
|
9 класс
|
Русский
|
75
|
75
|
78
|
|
литература
|
80
|
83
|
86
|
|
математика
|
54
|
58
|
49
|
|
география
|
87
|
87
|
64
|
67
|
история
|
69
|
70
|
73
|
76
|
химия
|
|
34
|
30
|
45
|
физика
|
65
|
66
|
48
|
48
|
иностранный
|
65
|
66
|
56
|
57
|
биология
|
89
|
83
|
73
|
78
|
|
Предмет
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
2012-2013
|
|
|
3а
|
4а
|
5а
|
Русский
|
|
42
|
42/ ККР 41
|
57
|
литература
|
|
75
|
81/ КРР 34
|
80
|
математика
|
|
45
|
43/КРР 24
|
43
|
Наблюдается подтверждение качества на итоговой аттестации за последние два года.
Анализ итоговой аттестации в 2012-2013 учебном году (ГИА), позволяет говорить о том, что используя в системе оргдиалог, учителя русского языка добиваются 100% успеваемости и качества 75%, математики 85 % успеваемости и 53 % качества.
Проблемно- ориентированный анализ МР.
Направления
работы
|
Содержание
работы
|
Полученный
результат
|
Положительное в
содержании
методической работы
|
ДЕФИЦИТЫ
|
Обеспечение управления методической работой
|
Проведен анализ исходной ситуации работы в ГИК ШМО, ВТГ, реализация программы по включению педагогов в ГИК.
Корректировка НПБ.
|
Скорректирована работа по основным направлениям учебной и методической работы.
Внесены изменения в модель методической работы.
Для реализации задач ГИК были внесены изменения в нормативную базу, регулирующю новые требования к педагогической деятельности:
1.корректировка Программы развития школы:
2.положение о структуре урока; 3.приказы об утверждении рабочих программ; 4.приказы об утверждении плана работы;
5.внесены изменения в должностные инструкции учителя, завуча;
6.внесены дополнения в Положение о стимулирующих надбавках, что является механизмом стимулирования педагогов.
Изменился ВШК: посещение уроков административным составом на предмет обязательного использования оргдиалога, целеполагание
|
1. Система работы ВТГ
2. Тематические педагогические советы.
3.Методический совет
4.Методические объединения учителей.
5.Работа учителей над темами самообразования.
6.Открытые уроки.
7.Творческие отчеты.
8.Методические недели.
9.Работа творческих микрогрупп.
10.Работа с молодыми специалистами.
11.Методические семинары.( практико- ориентированные семинары)
12.Консультации по проектированию и перепроектированию уроков.
По результатам работы в конце года каждый готовил самоанализ, где учитель показывал, что нового появилось в результате работы над темой, какие активные формы и методы работы использовались в учебно-воспитательном процессе по предмету, показывал на конкретных примерах, как повысились результаты, какие задачи ещё не определены, высказывалось мнение об эффективности проводимой работы, даны рекомендации по внедрению сделанных наработок в практику,
|
1.Корректировка системы ВШК в режиме управления.
2. Изменение содержания работы ШМО
3. Корректировка критериев эффективной системы стимулирования педагогов.
|
Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителей
|
1. Составление и утверждение индивидуальных планов по « Совершенствованию структуры урока ».
2.Индивидуальныеконсультации по постановке операциональной цели и ожидаемого результата.
3.Практикум по проектированию урока с учетом включения предметно- логических операций, памяток, инструкций, рекомендаций.
|
Организована работа в минигруппах попроектированию и перепроектированию уроков.
Проведение аналитических практикумов, направленных на оказание методической помощи.
Мониторинг затруднений педагога, какая методическая помощь ему необходима.
Претерпели изменения в содержательной части:
1. ВТГ
2. Тематические педагогические советы.
3.Методический совет
4.Методические объединения учителей.
5.Работа учителей над темами самообразования.
6.Открытые уроки.
7.Творческие отчеты.
8.Методические недели.
9.Работа творческих микрогрупп.
10.Работа с молодыми специалистами.
11.Методические семинары.
12.Консультации по проектированию и перепроектированию уроков
|
1.Динамика в прохождении курсовой подготовки.
2.Преодоление недостатков и затруднений в деятельности учителя.
3. Расширение форм МР.
4.Участились запросы педагогов в зависимости от степени затруднений.
5. Совместный просмотр съемок уроков с последующим анализом
|
Процент включенности педагогов, желающих вступить в диалог на семинарах, педагогических советах.
34% педагогов еще не в системе применяют оргдиалог.
Мониторинг за выполнением рекомендаций после посещения уроков.
|
Информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность.
|
Создание банка информационных материалов.
|
1.Представление опыта работы учителя химии , биологии, физики, физической культуры, начальные классы.
2.Участие в городском Дне открытого урока.
3.Выставление информации на школьном сайте.
4.Разработаны памятки для педагогов, собран аналитический и дидактический материал
|
1.Написаны педагогические эссэ : Рудова Е.Н., Морозова М.М. Гордиенко Р.И. Голохваст О.В.
2. Участие педагогов в городском конкурсе « Учитель города» с применением оргдиалога на уроке.
3.Обобщение опыта работы на педагогическом совете Морозовой
4.Демонстрация опыта работы в Методических днях.
5.Проведение методических диалогов.
6.Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен педагогическими находками;
7.Сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;
|
1. Портфолио учителя требует системности пополнения.
2. Написание самоанализа педагогов.
3. Обобщение опыта работы .
4. Требуется система в сборе информационного материала.
|
Обеспечение контрольно- аналитической экспертизы.
|
Аналитическая экспертиза деятельности педагога, проектирование и перепроектирование уроков).
|
1. Написание самоанализа педагогом.
2. Выстраивание проблемного поля, выявление собственных пробелов и выстраивание индивидуальной программы на следующий год.
3.Разработка карты показателей качества урока.
|
По результатам работы в конце года каждый готовил отчет, где учитель показывал, что нового появилось в результате работы над темой, показывал на конкретных примерах, как повысились результаты, какие задачи ещё не определены, высказывалось мнение об эффективности проводимой работы, даны рекомендации по внедрению сделанных наработок в практику, проводились открытые уроки.
|
1.Мониторинг эффективности ( качества ) урока.
2. Создание и реализация программы индивидуального сопровождения учителя
|
Выводы.
Методическая работа строилась на основе анализа УВП, результатах диагностики работы учителей, направлена на повышение профессионального уровня педагогов и на достижение оптимального результата обучения. Использование на уроке речевой формы посредством введения оргдиалога и целеполагания с точки зрения ожидаемого результата позволило:
отследить продвижение каждого учащегося в предмете;
создавать проект урока в зависимости от достигнутых детьми результатов.
внести коррекцию в проект урока.
Применение оргдиалога позволило снять факторы, тормозящие общение с детьми: повысило восприимчивость учащихся к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение другого ( т.е. срабатывает на построение коммуникации ), дает возможность развивать творческие способности ребенка, развивает речь, дает возможность менять формы деятельности, является средством получения прочных знаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Показатели повышения эффективности преподавательской деятельности и их анализ.
В итоговом анкетировании приняли участие 25 педагогов из 25 по списку.( 100%)
Итоги анкетирования педагогов на конец года позволили сделать вывод :
- применение оргдиалога повлияло положительно на эффективность урока — 23ч( 92%).
Оценили эффективность урока с точки зрения:
а) операциональности цели- 82%
б) актуализации опорных знаний и способов действий- 75%
в) подготовка к восприятию- 75%
г) сочетание организационных форм - 86%
е) включенности учащихся в учебный процесс- 85%
ж) организации диалога учащихся - 95%
з) средств организации диалога - 93%
к) инструкции по организации диалога - 93%
л) рефлексии- 46%
н) результативности самостоятельной работы- 87%
м) использование методических приемов.- 89%
Эффективный урок :
Самооценка: Оценка администрации
высокий уровень -8ч -32 % 6ч- 24%
средний уровень-17ч-68% 17ч- 68%
низкий уровень- 0ч- 0% 2ч -8%
В итоговом анкетировании среди учеников приняли участие из 364ч 174 ч (48%).
Результаты анкетирования показали :
1) при подготовке дом. заданий используют клише, алгоритмы , схемы, инструкции иногда 35%, всегда -56% ; никогда -9%
2) участвуют в разработке цели урока: -59%
3) на уроке несколько раз проговариваю материал- 89 %
4) работаю в паре- 80%
5) самостоятельно - 65 %
6) со всем классом- 95%
7) не работаю- 5%
8) лучше усваиваю материал работая в паре -95%
9)на каких уроках несколько раз проговариваю материал : русский- 89% , математика -47%, физика-66% история-18%, литература 6 %, химия 89%, география 35%, иностранный язык- 18%
10). могу самостоятельно выполнить задание на уроке-65%
11) могу оценить свою работу на уроке- 12%
4. Результатом годичной работы в ГИК можно считать:
1. Вовлечение педагогов в преобразования;
2.Сформировано понимание того, что изменение структуры урока, а именно использование оргдиалога, позволит управлять мыслительной деятельностью ученика;
3.Процент учителей , применяющих оргдиалог в системе, повысился по сравнению с прошлым годом на 64 %
4.Произошли количественные изменения в демонстрации опыта работы ( открытые уроки, участие в работе ВТГ, участие в проблемно- ориентированных семинарах) с 47 % до 85%.
5.Охвачены курсовой переподготовкой с 48% на 68%
6. Сохранение количества ударников на 1-2 ступени. Повышение качества за год на 2%
7. Увеличение % качества по учебным предметам.
8. Использование оргдиалога повлияло на результаты ГИА в 9б классе. Подтверждение отметок 4-5 на 85 %. Снижение с «3» на «2» - 2 ч.
9. Повысилось качество в 5 классе, 7а классе, где есть система в использовании оргдиалога на уроках математики, русского языка, английского, истории, природоведения..
7. Повысилась активность учащихся на уроке, возрос уровень выполнения домашних заданий.
Несмотря на полученный результат, есть ряд проблем, необходимых решить педагогическому коллективу.
Организация «второй» волны обучения на курсах.
Отсутствие системы мониторинга.
Требуется наращивание качества урока.
Методическое сопровождение учителя ( конкретность, адресность) ,а следовательно, усиление ВШК.
Диссеминация опыта ( самоанализ деятельности, описание способов , приемов работы.
Основные задачи
работы школы в рамках ГИК на следующий учебный год:
Вовлечь учителей в разработку системы мониторинга по учебным предметам путем введения листа достижений.
Продолжить освоения и применения учителями школы оргдиалога с целью повышения качества образования обучающихся ;
Формирование системы работы учителя по оптимизации урока, ее развитие и результативность;
Тиражировать полученный опыт работы.
Использовать сетевое взаимодействие как ресурс методического сопровождения учителя –предметника.