Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2


Скачать 243.26 Kb.
Название Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2
страница 1/3
Тип Решение
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Решение
  1   2   3

90

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ

Глава 2. Процесс решения задач и проблем

91


Факторы, влияющие на успешность процесса решения

Поиск факторов, влияющих на результативность или ус­пешность, — самый распространенный вид эксперименталь­ных исследований процессов решения. В результате многих со­тен разноплановых работ сложились представления о двух ти­пах таких переменных: «личностных» и «ситуативных» (Оlеrоп, 1963). Граница между ними — предмет острых дискуссий.

Мы будем придерживаться следующего разграничения. К «личностным» факторам относятся все постоянно присут­ствующие особенности личности и познавательной сферы ре­шателя, которые так или иначе могут повлиять на успешность или динамику мыслительного процесса. К «ситуативным» от­носятся те переменные, которые непосредственно связаны с задачей или проблемой (содержанием, формулировкой, спо­собом предъявления и т.д.) и с ситуацией, в которой развора­чивается решение. Кроме того, все факторы могут быть услов­но разделены на приближающие к решению («подсказки») и мешающие его достижению («барьеры»). Таким образом, ока­зывается возможным классифицировать все выявленные фак­торы по двум критериям: « личностный — ситуативный» и «способствующий нахождению решения — препятствующий этому» (см. таблицу 2).

Таблица 2

Классификация факторов, влияющих на успешность процесса решения

Факторы

Способствующие на­хождению решения

Препятствующие на­хождению решения

Ситуативные

1

2

Личностные

3

4

Начнем анализ с ситуативных, то есть детерминирован­ных задачей или проблемой переменных (клетки 1 и 2 табли­цы 2). Тонкость заключается в том, что большинство извест­ных факторов, влияющих на успешность решения, были выяв­лены при изучении процесса решения задач. Сведения же о проблемах носят отрывочный характер, хотя существует дос-

92

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ

Глава 2, Процесс решения задач и проблем

93







--♦— Количество ошибок

Ш— Общее время решения

д.... Время обследования одной части

5 6 7 8 9 10 11

Число частей задачи

Рис. 4. Влияние количества материала на параметры решения (по Johnson, Lincoln, Hall, 1961)

таточно большое количество доказанных аналогий между эти­ми двумя областями. Ряд существенных отличий в факторах будет оговорен особо.

В состав ситуативных переменных обычно включают сле­дующие явления:

1. Количество материала, составляющего проблемную ситуацию.
В самых разных исследованиях было показано, что число

элементов (например, входящих в состав головоломки) прямо пропорционально связано с количеством ошибок, затрачен­ным временем и числом действий испытуемого, необходимых для нахождения решения. Например, в исследовании Д. Джон­сона, Р. Линкольна и Э. Халла (Johnson, Lincoln, Hall, 1961) были выявлены четкие зависимости между количеством частей (эле­ментов) числовой задачи, от которых непосредственно зави­село нахождение решения, с одной стороны, и количеством ошибок, временем обследования каждой части задачи и об­щим временем решения — с другой (см. рис. 4). Особенно по­казательно здесь практически линейное нарастание общего времени решения.

По оси ординат — средние по группе испытуемых коли­чественные показатели (частота встречаемости для нижней кривой ошибок; минуты — для двух других) в логарифмичес­ких единицах.

2. Исходная структурированность материала проблемной си­
туации.

Расхожее представление о том, что чем лучше или проще исходно организован (например, описан) материал задачи или проблемы, тем легче они решаются, находят строгое экспери­ментальное подтверждение.

Испытуемым предлагались для решения анаграммы, кото­рые в «легких» случаях были более структурно похожи на зага­данное слово, чем в «сложных». Например, при задуманном клю­чевом слове «мастер» варианты заданий: «мстаер», «стамер», «сам-тер» отгадывались в среднем быстрее, чем «рсеатм», «асмтре», «ермтса» (Maltzman, Morrisett, 1952)8. Еще одним вариантом струк­турированности здесь выступает произносимость анаграммы, что также снижает время решения (Dominowski, 1969).

3. Сложность формулировки условий проблемной ситуации. Чем сложнее сформулированы условия задачи или про­блемы, тем больше времени при прочих равных она требует для своего решения (и, следовательно, больше трудностей вы­зывает). В очень простом и показательном исследовании Д. Кац (Katz, 1949) предлагал взрослым испытуемым посчи­тать сумму числового ряда от одного до девяти, написанного на картонной карточке. Однако, в одних случаях числа предъяв­лялись по возрастанию — от наименьшего к наибольшему, а в других — беспорядочно (причем мера беспорядка варьирова­лась). Результаты, как и ожидалось, подтвердили сформулиро­ванное правило: чем проще (то есть ближе к привычному числовому ряду от одного до девяти) была проблемная ситу­ация, тем быстрее находился правильный ответ.

Надо отметить, что очень похожие факторы, влияющие на успешность решения, описали, используя другую терминоло­гию, Г. Саймон, К. Котовски и Дж. Хейс в известной статье «По­чему некоторые задачи трудны?» (Kotovsky, Hayes, Simon, 1985). Они экспериментально показали, что количество правил, со­ставляющих задачу, их сложность правил и формулировки от­рицательно влияют на успешность решения — делают задачу «трудной». Кроме того, ими было выделено еще два фактора: новизна условий задачи и их контринтуитивность. Особенно

8 Понятно, что в оригинальном исследовании использовались английские слова.

94 ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ

Глава 2. Процесс решения задач и проблем

95


интересен и поучителен последний из них: если условия зада­чи противоречат здравому смыслу или прошлому опыту испы­туемого, это делает задачу для него очень трудной.

4. «Функциональная фиксированность».

Это явление впервые экспериментально было обнаруже­но К. Дункером (Дункер, 1965; Duncker, 1926). Его суть заключа­ется в том, что определенные функции предметов, составляю­щих проблемную ситуацию, оказываются жестко закреплен­ными, «фиксированными» для испытуемого, что значительно затрудняет нахождение правильного решения. Обычно в каче­стве функционально фиксированного выступает «обычное», упроченное привычкой, а часто и специальными упражнени­ями использование какой-либо вещи.

Один из экспериментов К. Дункера включал в себя раз­личные предметы, с которыми испытуемые, безусловно, стал­кивались в повседневной жизни (ящики, плоскогубцы и т.д.). Сначала они использовались в их обычной функции (Fl), a затем в рамках той же проблемной ситуации — в другой, нео­бычной функции (F2). Выбор основного предмета, наиболее подходящего для решения, осуществлялся каждый раз из мно­жества вещей, которые в беспорядке лежали на столе.

Инструкция для испытуемых была следующей: «Вам будет предъявлено несколько небольших технических задач. Для их решения необходимы предметы, которые можно найти среди лежащих на столе. Все, что находится на столе, в вашем распоря­жении. Можете использовать любую вещь так, как вам захочет­ся. Старайтесь во время эксперимента думать вслух».

В качестве примера можно привести использованную в данном эксперименте задачу с буравчиком: испытуемому го­ворили, что к деревянной планке нужно подвесить рядом три шнура («для экспериментов на восприятие пространства»). На столе, кроме прочих вещей, лежали два крючка с винтовой нарезкой и основной предмет — буравчик. Решение задачи состояло в том, что для подвешивания третьего шнура необ­ходимо было использовать сам буравчик. Задача предлагалась в двух вариантах: (а) испытуемый должен был самостоятель­но просверлить отверстия для крючков; (б) отверстия были

сделаны заранее. Таким образом, в данном случае F1 — ис­пользование буравчика в его основной функции, a F2 — в качестве крючка, к которому можно подвесить шнур.

Для оценки результатов подсчитывалось количество решен­ных задач типа а и б. Считалось, что задача решена правильно, если для решения использовался именно основной предмет, ко­торый был наиболее пригоден (в приведенном примере — бу­равчик). Задача считалась нерешенной, если в течение двух-трех минут испытуемый не выдвигал каких-либо предложений.

Полученные результаты показали, что объект, который не является фиксированным, находится почти в два раза легче, чем фиксированный: задачи типа б решались практически в два раза успешнее, чем задачи типа а. О влиянии функциональ­ной фиксированности говорят и косвенные данные. Когда пос­ле решения задачи а испытуемых спрашивали: «Почему вы не использовали этот предмет?», — указывая на буравчик, ответ часто был таким: «Но это же инструмент, а не крючок».

5. Психологическая «доступность».

Прямой противоположностью функциональной фиксиро­ванности выступает доступность предметов или, точнее, их функций и свойств, необходимых для решения (в терминоло­гии К. Дункера (1965) этот феномен носит название «рыхлос­ти» тех или иных аспектов проблемной ситуации).

Чтобы изучить роль данного явления, были проведены специальные эксперименты. Две группы испытуемых получа­ли для индивидуального решения задачу на облучение9. В обоих случаях задача была сформулирована одинаково и снабжена одними и теми же рисунками; лишь две фразы, которые дол­жны были пояснить непригодность прямого «решения» зада­чи, были словесно оформлены для первой группы одним, а для второй — другим способом.

Группа I получила такую формулировку: «При этом лучи разрушили бы и здоровые ткани. Как можно было бы не до-

9 Надо найти прием для уничтожения неоперируемой опухоли желудка специальными лучами, которые при достаточной интенсив­ности разрушают органические ткани. При этом окружающие опу­холь здоровые части тела не должны быть разрушены (Дункер, 1965).

96 ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ

Глава 2. Процесс решения задач и проблем

97


пустить, чтобы лучи причинили вред здоровым тканям?» Груп­па II получила вместо этой такую формулировку: «При этом и здоровые ткани были бы разрушены. Как можно было бы сделать так, чтобы здоровые ткани не были разрушены луча­ми?» То есть одна и та же мысль была выражена один раз в действительном залоге, а другой раз — в страдательном. В пер­вом случае акцент поставлен на лучах, во втором — на здоро­вых тканях (Дункер, 1965).

Чтобы установить, повлияло ли такое различие в ударе­нии на направление решения, в обеих группах были подсчи­таны протоколы, в которых интенсивность лучей так или ина­че являлась исходным пунктом решения (сюда, очевидно, от­носятся все решения на основе вариации «интенсивности» лучей). Результаты показали, что интенсивность лучей была использована в три раза большим количеством испытуемых первой группы (43%), чем второй (14%). <�…>
9. Перенос.

Использование уже существующих знаний и опыта для решения новых проблемных ситуаций носит название «пере­носа» (знаний, опыта, средств или способов решения). Это яв­ление имеет настолько важное теоретическое и практическое значение для процесса решения задач и проблем, что мы об­судим его более подробно, чем другие ситуативные факторы.
Перенос может служить не только важным плюсом, но и серьезным затруднением на пути к решению. Типичное про­явление проблемы переноса состоит в том, что после значи­тельных усилий, приведших к успеху, решатель обнаруживает, что необходимый способ уже был ему знаком, использовался им ранее, но почему-то не «всплыл» в памяти в нужный мо­мент, и его пришлось искать или открывать заново. Такого рода издержки еще более очевидны в условиях коллективно­го решения проблем (особенно слабоструктурированных и крупномасштабных), когда затраты на повторные поиски от­вета могут быть громадны. Но особенно наглядны негативные последствия переноса в ситуации неуспеха: когда решатель упорно придерживался известного ему приема решения, ко­торый не годился для данной задачи.

Д. Пойа писал по этому поводу: «Здесь совершенно ясно следующее: еще недостаточно обладать требуемыми знаниями в некотором потенциальном состоянии; мы должны вспомнить о них, когда это становится необходимым, оживить их, мобилизо­вать, сделать пригодными для достижения нашей цели, приспо­собить к нашей задаче, организовать их» (Пойа, 1976, с. 265).

Теоретические и прикладные аспекты проблемы переноса уже в течение долгого времени служат предметом специальных исследований и разработок, в ходе которых накоплен существен­ный опыт понимания и использования этого сложного явления (вплоть до технологических рецептов) (см. раздел 5.3)".
О переносе говорят в случае ис­пользования одного и того же навыка, способа решения, эмо­циональной реакции и т.д. в различных проблемных ситуаци­ях, которые характеризуются чертами или элементами подо­бия. Сам перенос характеризуется чертами неуправляемости, спонтанности или даже «случайности». Его средства не рефлексируются субъектом, и знание их не выступает необходи­мым условием обнаружения сходства. При этом источником переноса служит только индивидуальный опыт.

Наиболее последовательное и узкое определение перено­са принадлежит гештальтпсихологам: это есть перенесение целостного способа решения на структурно подобную задачу. При этом, с их точки зрения, сам перенос может выявлять и оформлять такое подобие.

Данную и подобные дефиниции мы будем называть опре­делениями переноса в узком смысле слова.
  1   2   3

Похожие:

Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Уроке химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию...
В химии и других естественных науках тренировка сводится к решению задач. При решении стандартных задач используется определенный...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Виктор Борисович Шапарь. Занимательная психология
Научно-популярная литература в этой области выполняет очень важную роль — она не только доносит до широкого круга читателей в популярной...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова...
Истоки и современное содержание уголовной политики в области здравоохранения: актуальные вопросы теории и практики
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Разработка системы "Автоматизированное решение задач механики"
В данном дипломном проекте рассмотрены вопросы автоматизированного решения задач механики. Было рассмотрено решение четырех типов...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Общая психодиагностика
В. С. Аванесов глава 2 ( 2,1). В. С. Бабина глава 6 ( 4). Е. М. Борисова глава В. Б. Быстрицкас глава 7 ( 1). А. В. Визгина глава...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Учебное пособие общая психодиагностика
В. С. Аванесов глава 2 ( 2,1). В. С. Бабина глава 6 ( 4). Е. М. Борисова глава В. Б. Быстрицкас глава 7 ( 1). А. В. Визгина глава...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon П. Радищев Глава Цели оу глава Обеспечение условий для реализации задач образования
Соответствие деятельности оу законодательству в области образования, нормативным правовым актам
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon «Шестнадцать личностных факторов» опросник
...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Мужчина+Женщина: познать и покорить Глава "Психология женщины и психология мужчины"
И они не только во внешних отличительных признаках пола. Оказывается, одноименные внутренние органы у мужчин и женщин действуют несколько...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Психология
К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства,...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Методические указания к выполнению дипломного проекта для студентов...
Целью дипломного проекта может являться изучение, решение и исследование как общетеоретических проблем, так и задач, имеющих прикладное...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Инструкция к выполнению задания «Исследование продуктивного мышления...
Перед тем как проводить эксперимент необходимо прочитать текст К. Дункера «Структура и динамика процессов решения задач». Для правильного...
Психология мышления. Решение задач и проблем глава 2 icon Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное...
Коммуникативная политика на практике представляет реализацию такого элемента комплекса маркетинга, как promotion («продвижение»)....

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск