Проект
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования
городской округ Армянск Республики Крым на период до 2025 года
I.Вступление
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. №147 и с учетом результатов общекрымского референдума, состоявшегося 16 марта 2014 г., Республика Крым признана суверенным и независимым государством.
18 марта 2014 г. подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании Республики Крым и города федерального значения Севастополя как новых субъектов Российской Федерации.
В административно-территориальном устройстве Республики Крым город Армянск является городом республиканского подчинения, при этом город Армянск, как муниципальное образование, имеет статус городского округа, в состав которого входят населенные пункты: город Армянск, село Суворово, село Волошино, село Перекоп.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года №1398-р городской округ Армянск включен в Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), а именно в категорию 2, определенную как монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения.
Включение Армянска в Перечень моногородов обусловлено нахождением на его территории Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции» - «Крымский Титан», который является бывшим предприятием ЧАО «Крымский Титан» (далее по тексту – предприятие «Крымский Титан»), основным градо- и бюджетообразующим предприятием города, доля производства химической продукции которого составляет 99,7% в общем объеме производства промышленной продукции города и около 75% работающего трудоспособного населения города занято на этом предприятии.
В связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации, Армянск фактически стал приграничным городом, что создает новые условия экономического и социального развития города.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Армянск на период до 2025 года (далее по тексту – Стратегия) является документом стратегического планирования, который разработан на основе целей и приоритетов развития Российской Федерации и Республики Крым.
Стратегия разработана во исполнение распоряжений головы города Армянска от 15.05.2013г. №103, от 10.07.2013г. №162 и городской целевой программы «Разработка Стратегии экономического и социального развития г. Армянска», утвержденной решением сессии Армянского городского совета от 18.06.2013г. №296.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципального образования городской округ Армянск в новых экономических условиях и для интегрирования экономики региона в экономическое пространство Российской Федерации требуется осуществление анализа и оценки существующего социально-экономического развития муниципального образования, выявление его основных проблем, определение перспектив развития, основных направлений, приоритетов, целей и задач развития на период до 2025 года в новом экономическом и законодательно-правовом поле Российской Федерации, что возможно в рамках разработки Стратегии.
Правовой основой для разработки Стратегии является Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Крым, Федеральный Закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Республики Крым от 21 августа 2014 года №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Федеральный Закон от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В основу стратегического планирования городского округа Армянск заложены приоритетные задачи развития Российской Федерации и задачи социально-экономического развития Республики Крым определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года №790 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года».
Стратегия рассматривается как составная часть общероссийского стратегического планирования и стратегического управления, поэтому в ходе разработки были учтены значимые для городского округа Армянск положения законодательных и нормативно-правовых стратегических документов федерального уровня, а именно:
Федеральный закон от 29 ноября 2014г. №377-ФЗ «О развитии крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. №941-р;
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537;
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, составленный Министерством экономического развития Российской Федерации;
Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года.
Стратегия разработана в соответствии с положениями законов и нормативных правовых актов Республики Крым, в том числе:
Концепция демографического развития Республики Крым, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года №305;
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.10.2014 г. №423;
Государственная программа Республики Крым «Программа модернизации здравоохранения Республики Крым на 2014-2015 годы», утвержденная постановлением Совета Министров Республики Крым от 11.09.2014 г. №335;
Государственная программа развития образования и науки в Республике Крым, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Крым от 30.12.2014г. №651;
Государственная программа Республики Крым «Доступная среда» на 2015 год, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Крым от 30.12.2014г. №649;
Государственная программа Республики Крым «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым» на 2015-2017 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014г. №543;
Государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2017 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014г. №542;
Государственная программа содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014г. №541.
Ранее, до разработанной Стратегии, развитие Армянска осуществлялось в соответствии со Стратегическим планом экономического развития города Армянска, утвержденного решением XXIV сессии 5-го созыва Армянского городского совета от 14.08.2008г. №373.
Стратегия разработана с целью определения стратегического видения, целей, направлений, приоритетов и задач, необходимых для обеспечения устойчивого долгосрочного социального и экономического развития городского округа Армянск на период до 2025 года, с учетом существующей ресурсной базы территории, потребностей и интересов городского округа Армянск.
Основными задачами Стратегии являются:
оценка существующей ситуации социально-экономического развития;
обоснование выбора Стратегии развития муниципального образования, возможных сценариев развития;
определение приоритетов, целей, задач и направлений социально-экономического развития;
определение механизмов реализации Стратегии;
определение основных показателей достижения целей, ожидаемых результатов реализации Стратегии;
определение основных этапов реализации Стратегии;
разработка плана мероприятий по реализации Стратегии.
Базовой стратегической целью, определенной в ходе разработки Стратегии, является существенное улучшение качества жизни жителей города, создание среды комфортной и безопасной для проживания, условий для гармоничного развития человека на основе устойчивого и сбалансированного экономического роста территории, диверсификации видов экономической деятельности.
Реализация базовой стратегической цели будет осуществляться в рамках следующих стратегических направлений муниципального направления:
активизация развития экономики и бизнес среды;
создание среды благоприятной для жизни;
создание условий для развития территории, жилищно – коммунальной сферы и транспортно-логистической сферы города;
обеспечение экологической безопасности окружающей среды города.
Стратегия разработана на основе принципов:
единства и целостности системы стратегического планирования;
разграничения полномочий;
преемственности и непрерывности;
внутренней сбалансированности;
результативности и эффективности функционирования;
ответственности участников стратегического планирования;
прозрачности (открытости);
достоверности и реалистичности;
ресурсной обеспеченности;
измеряемости целей;
соответствия показателей целям;
программно-целевого принципа.
Разработанная Стратегия имеет следующие особенности:
комплексное планирование стратегического развития осуществляется для всей территории муниципального образования городской округ Армянск и населенных пунктов города Армянска и сел Суворово, Перекоп и Волошино;
определяется приоритетность социально-экономического развития города в отличие от одновременного охвата всех аспектов жизнедеятельности города;
определеляется приоритетность экономической составляющей для решения вопросов повышения качества жизни жителей Армянска в отличие от «социологизации» экономики города;
определяется влияние приграничного статуса города Армянска на его социально-экономическое развитие;
создаются условия для активного участия в развитии городского округа частного капитала в рамках государственно-частного партнерства, различных субъектов предпринимательской деятельности, жителей города, создание частных объектов в социальной сфере и их интеграцию в общую систему города в отличие от ставки только на бюджетные ресурсы в решении социально-экономических вопросов жизнедеятельности города.
Реализация Стратегии связана с достижением прогнозируемого уровня показателей по всем приоритетным направлениям развития города.
Стратегия является плановым документом наивысшего уровня в городском округе, ее реализация требует сосредоточения соответствующих ресурсов. Ожидается, что усилия органов местного самоуправления города, депутатского корпуса, общественности будут направлены на успешную реализацию предусмотренных Стратегией стратегических направлений, приоритетов и задач.
Реализация Стратегии экономического и социального развития муниципального образования городской округ Армянск может быть успешной при выполнении следующих условий:
постоянной работы созданной Рабочей группы по разработке, проведению мониторинга и оценки реализации Стратегии;
ежегодного мониторинга качества и степени выполнения поставленных задач и проведения мероприятий в соответствии со стратегическими целями, стратегическими направлениями, приоритетами и задачами;
проведения ежегодной корректировки Стратегии и плана мероприятий по ее реализации после оценки достигнутых результатов и анализа необходимости внесения изменений в документ;
поэтапный расчет основных показателей социально-экономического развития города.
Реализация разработанной Стратегии создаст условия для дальнейшего экономического роста города путем снижения экономических рисков монопрофильности города, развития новых направлений экономической деятельности и обеспечения ускоренного роста качества жизни жителей муниципального образования.
Стратегический анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития муниципального образования городской округ Армянск.
Общие методы оценки текущей ситуации.
Оценка текущей ситуации в регионе была осуществлена с использованием следующих методов:
проведения полевых исследований, из которых использованы результаты экспертных интервью членов Рабочей группы по разработке Стратегии, результаты проведения отраслевых фокус – групп, результаты анкетных опросов населения
использования вторичных источников информации, к которым относятся: материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (далее – Крымстат), статистические, отчетные и аналитические материалы исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Армянск, общественных и профессиональных организаций муниципального образования, материалы средств массовой информации и иные информационные материалы, полученные из открытых источников информации.
-
Общая характеристика территории городского округа Армянск.
История
Важное географическое и стратегическое положение Перекопского перешейка и Перекопского вала способствовало тому, что здесь находился крупный центр средневековой торговли. Рядом с крепостью Ор-Капу находился город Перекоп, а южнее крепости еще в XVII веке существовал перевалочный торговый пункт. Сюда в 30-е годы XVIII века расселилась значительная часть жителей Перекопа, преимущественно армяне и греки. В 1736г. это селение назвали Армянским Базаром. Позже оно стало крупным центром сбыта овчин, шерсти, соли.
Датой возникновения Армянска считается именно1736 год.
В 1789 году в Перекопе вместе с Армянским Базаром насчитывалось 1190 жителей, большинство которых занималось торговлей, а также добычей и транспортировкой соли.
После установления советской власти Армянский Базар стал центром уезда, а с осени 1921 года – центром района. С этого времени населенный пункт именуется Армянском. В 1925 году Армянск вошел в состав Джанкойского, а с 1930 г. стал центром Ишунского района.
В 1935 году Ишунский район был переименован в Красноперекопский и Армянск стал его центром.
После Великой Отечественной войны практически полностью разрушенный Армянск начал отстраиваться заново.
Интенсивное развитие Армянска связано со строительством Северо-Крымского канала и завода двуокиси титана. На орошаемых землях интенсивно развивается сельское хозяйство. Для сооружения завода здесь в 1965г. было создано строительное управление №28 «Перекопхимстрой».
В 1968г. Армянск был отнесен к категории поселков городского типа.
14 октября 1993 г. Армянску присвоен статус города республиканского подчинения, что предоставило ему возможность самостоятельно решать свои проблемы и формировать городскую инфраструктуру.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Крыма от 4 июля 1996 г. №867-1 близлежащие к городу села Волошино, Перекоп и Суворово были выведены из административного подчинения Красноперекопского районного совета и включены в состав Армянского городского совета.
С целью преодоления экономического кризиса в 1995 году в административных границах г. Армянска, г. Красноперекопска и Красноперекопского района была создана первая в Украине Северокрымская экспериментальная экономическая зона «Сиваш». Благодаря установленному льготному налоговому режиму, удалось сохранить химические гиганты, в частности, ГАК «Титан».
Общий объем производства предприятий региона достиг к 2001 году 23% республиканского объема, доля субъектов СЭЭЗ «Сиваш» в котором составляла 98,8%, при этом отчисления предприятий зоны в бюджет Автономной Республики Крым составляли около 30% бюджета республики.
Гордостью Армянска и Крыма в целом, является развитая химическая промышленность, представленная Армянским филиалом ООО «Титановые инвестиции» - «Крымский Титан». Ранее это было предприятие ЧАО «Крымский Титан», созданное на базе целостного имущественного комплекса государственной акционерной компании «Титан». Это крупное специализированное предприятие выпускающее двуокись титана, серную кислоту, другую химическую продукцию; предприятие является градообразующим и бюджетообразующим предприятием города, а также ведущим предприятием промышленности в экономике Крыма.
В 2014 году после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации ЧАО «Крымский Титан» осуществило передачу основных производственных фондов в аренду ООО «Титановые инвестиции» г. Москва и стало называться Армянский филиал ООО «Титановые инвестиции – «Крымский Титан».
-
Географическое положение и природно-климатические условия.
Географическое положение.
Населенные пункты Армянского городского округа расположены в северной части Республики Крым на Перекопском перешейке: длина перешейка составляет 30 км, ширина на севере – 9,2 км, а на юге – 2,3 км.
Перешеек омывается в западной части Черным морем – Перекопским (Каркинитским) заливом, а в восточной части Азовским морем – его заливом Сиваш.
Армянск находится в 140 км от столицы Республики Крым Симферополя на пересечении дорог северо-западного направления, ведущих в Крым.
Через город проходят железнодорожный и автотранспортный пути, обеспечивающие транзитные транспортные коммуникации Крыма с городами Украины.
В связи с вхождением Крыма в состав Российской Федерации, Армянск стал фактически приграничным городом; рядом с городом на расстоянии 5 км и 10 км в настоящее время проходит новый участок российско-украинской границы, где расположены два пропускных пункта, обеспечивающие прохождение контроля при пересечении границы автотранспортом, и один железнодорожный, в которых функционируют структуры Крымской таможни Федеральной таможенной службы и Россельхознадзора.
Через город проходит государственная автомобильная дорога общего пользования международного значения М 17 Киев – Херсон – Джанкой – Феодосия – Керчь, совпадающая с частью Европейского автомобильного маршрута Е-97 Херсон – Новороссийск – Поти.
На северной окраине Армянска автодорога М-17 сливается с автодорогой Новая Каховка – Армянск.
В северо-восточной части города на железнодорожной ветке Джанкой-Херсон расположена железнодорожная станция г. Армянска; расстояние от нее до станции Красноперекопск – 18,2 км, а до станции Вадим Херсонской области – 16 км.
Рядом с городом проходит Северо-Крымский канал, ранее обеспечивающий водоснабжение Крыма.
Географические координаты расположения города 46°06´ 26 ̋ с.ш. и 33°41´36 ̋ в.д.
На рисунке ниже представлено расположение города на Крымском полуострове.
Расстояние от границы города до Каркинитского залива 3 км, до Сивашского залива 4 км.
Город Армянск имеет вытянутую форму: ширина его достигает 2,0 км, а длина 24 км.
Город имеет компактную планировочную структуру и условно делится на восточный и западный районы.
В 10-ти км от города расположен северный промышленный район, где расположено предприятие «Крымский Титан».
Площадь территории города Армянск составляет 0,162 тыс. км или 0,62% от площади Республики Крым.
По площади территории город занимает 5-е место среди городов Республики Крым.
Расстояние от г. Армянск до г. Симферополь по автодороге составляет 140 км, до г. Ялта – 225 км, до г. Джанкой – 80 км, до Красноперекопска – 16 км.
Таким образом, город Армянск имеет выгодное географическое расположение, является «северными воротами Крыма» и приграничным городом. Через город проходит международная трасса, соединяющая его с другими регионами Крыма, Украины и странами СНГ. Это является особенностью и одним из основных преимуществ города, которое целесообразно использовать для активизации экономического и социального развития города, а также для привлечения инвестиций в его развитие.
Природно-климатические условия.
Территория муниципального образования городской округ Армянск расположена в ландшафтной зоне сухих степей и относится к степному климатическому району. Несмотря на близость больших водных массивов, климат региона континентальный с умеренно мягкой зимой и жарким сухим летом. Для региона характерны значительные годовые и суточные колебания температур, поэтому скорость постоянных ветров бывает очень большой.
Среднегодовая температура воздуха составляет +10 С.
Наиболее теплые месяцы года июль и август (+22С), а холодные – январь и февраль (—4С).
Среднегодовое количество осадков составляет 360мм.
В целом, Армянск имеет благоприятные природно-климатические условия с учетом вышеназванных особенностей.
Административно-территориальное устройство. Местное самоуправление.
Муниципальное образование город Армянск наделен статусом городского округа.
В состав городского округа Армянск входят: город Армянск, село Суворово, село Волошино, село Перекоп.
Армянск является городом республиканского подчинения.
На территории муниципального образования городской округ Армянск осуществляется местное самоуправление в структуру которого входят:
представительный орган муниципального образования – городской совет, состоящий из 22-х депутатов, избранных на муниципальных выборах;
|