Пояснительная записка 3 4 Урок №1


Скачать 1.71 Mb.
Название Пояснительная записка 3 4 Урок №1
страница 1/14
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Обухово, 2017

Обуховские страницы истории Вятского края. Машкина В.Л. - Обухово, 2017. – 136с., фото

Учебное пособие предназначено для школьников 7 – 9 классов, которые интересуются историей и культурой родного края. Также она будет полезна всем односельчанам, интересующимся историей своей малой родины. В основу учебного пособия положен краеведческий материал, собранный местными краеведами, который носит не только хронологический подход, но и проблемно – тематический.

Содержание

Пояснительная записка 3 - 4

Урок №1 Древние удмурты, марийцы и коми – 5 - 12

коренные жители Вятского края.

Начало славянской цивилизации.

Урок 2. История села Обухово. 13 - 18

Урок 3. Были и у нас предприимчивые люди. 18 - 22

Урок №4. Исторические места Обуховского поселения. 22 – 30

Урок 5. Мифы и легенды Обуховской стороны 31- 36

Урок№6 Крестьянская кухня. Урок - практикум 36

Урок №7. Какую одежду носили в будни и праздники. 37

Урок - практикум

Урок 8 . История Обуховской коммуны 37 - 64

Уроки 9 - 11. Земляки – участники Великой 64 - 94

Отечественной войны

12.1. Брестская крепость 64 - 67

12.2. Три брата – три судьбы 68 - 75

12.3. У победы женское лицо 75 - 82

12.4. Учителя – защитники Отечества 82 - 88

12.5. Как встречали Новый 1942 год 88 - 91

12.6. С.С. Репин – Герой Советского Союза 91 - 92

12.7. История памятника 92 - 94

Урок 12. Мне снятся ангелы Павловских дворцов 94 - 112

Урок 13. Родина славит тех, кто трудится для всех 112 - 120

15.1. Нить жизни бабушки Аделаиды

Урок 14 - 15. СПК «Ленинец» сегодня 121 - 128

15.1 Председатели колхоза «Ленинец»

15.2. Производство СПК «Ленинец». Урок – экскурсия 128

Урок 16. История Обуховской школы 129 - 135

Урок №17 . Не хлебом единым жив человек 135

17.1 Стихи Репиной Т.П

17.2 Стихи Сысоева С.М.

17.3 Стихи Шариной В.И

17.4 Гармонист

17.5 Народные умельцы

17.6 Цветоводы. Лучшие усадьбы с. Обухово

17.7 Обуховские диалекты


Введение

Обухово – наша малая родина. Первое упоминание о селе Липово датируется 1640 годом. Обуховское сельское поселение находится на северо – востоке Пижанског района Кировской области. Занимает территорию кв километров. Проживает человек. Градообразующее предприятие СПК – колхоз «Ленинец».

Изучение русской национальной культуры сегодня – важнейшая задача учёных и школьников, краеведов и учителей. Деревня в значительной мере продолжает оставаться хранительницей древних обрядов и и обычаев, старинного костюма и языка. Именно поэтому обращение к культуре русской деревни представляется нам вполне оправданным и необходимым. В сёлах и деревнях к 2000 году проживает лишь четверть населения страны.

Изменилась одежда и стиль речи, пища и семейные праздники. Россия раскрестьянилась. Ушёл в прошлое самый многочисленный и самый культурный слой русского общества. Сейчас даже население, проживающее в сёлах и деревнях утратило многие крестьянские традиции в быту и образе жизни. Поэтому необходимо изучать сегодня изучать мир русской деревни во всей её полноте. Многие ценности прошлого: бережное отношение к природе, умение видеть красоту в ручном труде, полнота чувств и гармония ощущений – остро необходимы и нам.[1]

Учебное пособие «Обуховские страницы истории Вятского края» предназначено обучающимся 7 – 9 классов основной школы. Раскрывает особенности истории и быта с. Обухово XIX – XX веков.

Особенности данного учебного пособия:

- является первым учебным пособием по истоии своего края;

- поможет учителю развить интерес к истории вообще через изучение истории и культуры своей малой родины, осознанию роли личности в истории.

Учебное пособие состоит из введения, 6 глав и заключения. Оно может быть использовано учителем истории для ведения полугодового курса (0,5 часа в неделю) в рамках регионального компонента.


Урок №1 Древние удмурты, марийцы и коми – коренные жители Вятского края. Начало славянской цивилизации.

Изучаемые вопросы:

1.Хозяйство древних удмуртов, марийцев, коми.

2.Бурыгинское городище и кочергинская культура.

3.Легенда о Чимбулате.

4.Ушкуя – лёгкая ладья.

1.Хозяйство древних удмуртов, марийцев, коми.

Во второй половине I тысячелетия основу экономики южных удмуртов и горных марийцев составляли мотыжное земледелие и скотоводство. В земледелии преобладала подсечно-огневая система, требующая постоянной вырубки леса, т. е больших затрат труда. Но уже начинался переход к паровой системе земледелия с использованием старопахотных участков: люди возвращались к разработанной ранее и заброшенной земле, которая за несколько лет успевала "отдохнуть" и вновь давала хороший урожай. Выращивали полбу, просо, ячмень, овес, лен. В скотоводстве основное внимание уделялось лошади, это было универсальное животное: верховое, вьючное, тягловое, конина употреблялась в пищу. Разводили также крупный рогатый скот, домашнюю птицу, в меньшей степени - овец и свиней.

У северных удмуртов, коми и луговых марийце в основу хозяйства составляли охота, бортничество, собирательство. Это определялось особенностями природно-климатических условий. Археологам известны специальные стрелы для охоты на белку - с тупым концом – тупики. С их помощью белку оглушали, а шкурка оставалась целой.

Все народы Вятского края имели развитое домашнее ремесло, занимались ткачеством, выделкой кожи и меха, деревообработкой, гончарным делом, металлообработкой. Сырьем для выплавки железа служили болотные руды, распространенные в бассейнах Вятки и Камы, и древесный уголь. Повсеместно изготовлялись изделия из кости, украшения из бисера, в зоне лиственных лесов - предметы домашнего обихода из бересты. Можно говорить и о специализации ремесел: появились мастера-гончары, кузнецы, металлурги, литейщики, скорняки, ювелиры, ткачи и другие.

На рубеже I - II тысячелетий появилось очень важное технологическое новшество в металлургии - сыродутный горн. Благодаря ему стало возможно изготовлять крупные предметы из железа. Теперь при обработке земли начали применять двурогую соху - начинается переход от мотыжного земледелия к пашенному. Прогрессивные изменения коснулись и скотоводства: появилась коса-горбуша, люди смогли заготавливать впрок большое количество сена и содержать домашних животных зимой в стойлах. За счет этого выделилось молочное направление скотоводства, а коневодство со временем отступило на второй план.

К концу I тысячелетия Вятско-Камский регион входил в экономическое пространство, сложившееся на территории Восточной Европы. Местная пушнина высоко ценилась на мировом рынке. Известно, что Приуралье было открыто восточными купцами не позднее VI века. Народы Вятского края, прежде всего удмурты к марийцы, устанавливали торговые связи с Русью, Волжской Булгарией, Хазарским каганатом. Продавали, помимо пушнины, мед, воск, а взамен получали оружие, изделия из серебра, шелковые ткани. В основном торговля носила меновой характер, но часть расчетов производилась с помощью серебряных монет, которые затем, как правило, зарывались в виде кладов. Среди ученых распространено мнение, что люди зарывали клады главным образом во время экономических, военных и политических осложнений. Местное население Вятско-Камского региона, таким образом, являлось конечным потребителем монетного серебра: и арабских дирхемов, и западно-европейских денариев, и новгородских серебряных слитков.

В VIII - Х веках часть марийских племен испытывала сильное давление со стороны Хазарского каганата. Время от времени им приходилось платить дань. После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом в 965 г. марийцы выплачивать дань перестали, но вскоре оказались в сфере влияния Волжской Булгарии. Эта же участь постигла удмуртов, живших на правом берегу Камы.[2]
2. Бурыгинское городище и кочергинская культура

Советский район в археологическом плане уникальный регион. Здесь немало интересных памятников эпохи мезолита, средневековья и современности. Едва ли не первые археологические исследования в Вятском крае были проведены именно на этой земле.

В 1860 – е годы П.В. Алабин произвёл раскопки на Пижемском и Бурыгинском городищах. На Пижемском городище удалось разобрать полузаваленный колодец со стенками, выложенными крупными каменными глыбами правильной формы. По преданию, здесь был подземный ход, связывающий городище со слободой Кукарка.

Результаты исследования Бурыгинского городища на р. Немде оказались скромнее: найдены фрагменты бронзовых украшений, костяные наконечники стрел, железное шило.. Вместе с другими артефактами, обнаруженными П.В. Алабиным, эти находки составили основу археологического собрания Вятского публичного музея, созданного по его же инициативе в 1866 году. Так было положено начало изучения древнейшей истории Вятского края по материалам вещественных источников.

Исследователи не раз возвращались к изучению упомянутых городищ и во второй половине 19 века и на протяжении 20 века. Удалось установить, что Пижемское городище интересно не только находками ананьевской эпохи (8 – 3 века до н. э.). Обнаруженные здесь артефакты древнерусского времени дали основание ижевскому археологу Л.Д. Макарову предполагать, что здесь находился русский форпост и центр волости 12 – 13 вв., который предположительно можно отодождествлять с городком Кокшаговым, описанным в «Повести о стране Вятской».

Некоторые археологические памятники, изученные на территории Советского района, имеют определяющее значение для выделения целых археологических культур. Например, Кочергинский могильник эпохи Средневековья. В929 – 930 годы здесь был исследовано всего ять погребений, но эти исследования дали настолько богатый и яркий матерниал, что в будущем поселения и могильники, содержащие подобные орудия труда и украшения, стали относить к кочергинской культуре. При этом этническая принадлежность носителей этой культуры и в настоящее время до конца не выяснена. Часть учёных относит их к предкам современных удмуртов, другая – к предкам марийцев.

Кроме поселений и могильников Советский район известен и своими культурными местами.. Одним из наиболее известных является Чембулатское мольбище, расположенное на скалистом левом берегу Р. Немды. Уникально оно тем, что представляе

Т собой целый комплекс почитаемых объектов как природного, так и искусственного происхождения. Светилище это было посвящено легендарному марийскому князю Чембулату, жившему по легендам, в 12 веке и после смерти мифологизированному.

Первые письменные известия об этом объекте относятся к 30 –м годам 17 века и содержатся в труде известного немецкого учёного и путешественника Адама Олеария. В святилище марийцы издавна проводили регулярные трапезы и приносили жертвы (Коня или жеребёнка, а позже птиц и щук) Чембулатское мольбище выделяется среди других культовых мест, почитаемых в позднее средневековье в бассейне р. Вятки, тем, что этот уникальный археологический и природный памятник сохранил своё значение крупного религиозного центра традиционной марийской веры. Религиозные обряды здесь были возобновлены в 1993 году и продолжаются до сих пор, что свидетельствует об огромно м значении этого культурного места для истории и культуры марийского народа. Мы имеем редкую возможность перебросить своеобразный мостик от древности к современности и на практике проследить различные аспекты культовой обрядности финно – угорского населения Вятского края.

Это небольшая доля тех памятников древности, которые известны на территории современного Советского района и на основании которых археологи восстанавливают страницы истории далёкого прошлого Вятского края. Все они нуждаются не только в изучении, но и в охране, для того, чтобы сохранить для будущих поколений свидетельства событий многовековой давности[3]
3.Легенда о Чимбулате

В давно минувшие времена на территории Советского района и соседнего Пижанского района были большие поселения черемисов (мари). Жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чимбулат. Человек он был простой, трудолюбивый и в обычное время тихий, но как только враги из Казанского ханства нападали на его родные места, богатырь поднимался на их защиту. Верхом на буром коне с косматой белой гривой, вооружённый с головы до ног, Чимбулат выступал впереди своего народа, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокрушал врагов и обращал их в бегство.

Долго жил богатырь на свете, оберегая свою родину, но пришла пора и ему умирать. Собрались вокруг него марийцы, плакали и скорбели о нём, а он утешал их.

- не бойтесь. Я и мёртвый не дам вас в обиду. Когда придётся трудно и самим вам не справиться, подойдите к моей могиле и скажите громким голосом: «Вставай Чимбулат! Враги у ворот!». С этими словами богатырь умер.

Торжественно похоронили его в полном вооружении вместе с конём на каменном крутом берегу реки Немды (Советский район). Справили потом богатые поминки, на которых оплакивали своего героя.

Шло время. Всё было благополучно, и мало – помалу стали забывать о Чимбулате. И забыли бы о нём, как вдруг воины Казанского ханства стали их теснить со всех сторон. Вспомнили тогда мари о своём богатыре, побежали на крутой берег реки Немды к могиле Чимбулата и стали громко звать:

- Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!

И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, и появился из тёмной расщелины Чимбулат на своём коне, в кольчуге, шлеме, с щитом на руке, копьём на стремени, с мечом над головой. Бросился он на чужаков, колол, рубил, топтал конём и быстро обратил в бегство неприятельское войско.

А когда битва была закончена Чимбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале, снова замкнулась она за ним и поглотила вместе с конём.

Много времени прошло. Всякий раз, когда наступала беда, Чимбулат выручал марийцев от врага.

Подсмотрели один раз ребятишки, как старшие вызывали себе на помощь Чимбулата. Начали они играть в войну, подбежали к скале и стали звать богатыря:

- Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!

Снова дрогнула скала. Выехал Чимбулат на коне в полном вооружении, а неприятеля нет. Ни направо, ни налево нет никого. Повернулся обратно к горе богатырь и исчез в ней.

Ребятишкам это понравилось, ведь сколько было страху, а потом хохоту и рассказов!

Стали опять играть в войну и опять звать Чимбулата.

Выехал он снова на их зов. Не видя врага, он нахмурился и повернул обратно.

Мало и этого показалось ребятне. Они в третий раз вызвали богатыря:

- Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!

Затряслась земля. Со страшным грохотом разверзлась она, выехал оттуда разгневанный Чимбулат, с мечом над головой. Конь с пеной у рта взвился на дыбы. Только нет нигде врагов, лишь люди сбежались на грохот. Увидел их Чимбулат и крикнул:

- Не цените вы моих трудов! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить. Моё слово такое: ухожу теперь от вас навсегда.

Опустил Чимбулат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.

Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, и некому было заступиться за марийцев, и вскоре победили враги.

А скалу на берегу Немды прозвали живым камнем, потому что в людях жила вера, что когда – нибудь богатырь проснётся и выручит их.

Марийцы населяли наши места с 8 –го века. В 1555 году их земли были присоединены к Русскому государству. Предания о героях, каким был Чимбулат, в устной форме переходили из поколения в поколение. К могиле Чимбулата приходили в определённые дни марийцы и поклонялись ему. В 18 -19 веке шло насаждение православия, и власти всячески препятствовали коренному населению посещать могилу богатыря, считая это проявлением язычества. Министр внутренних дел России 20 августа 1830 года своим предписанием потребовал от вятского губернатора: «Камень, находящийся в Колянурской волости, на берегу Немды, боготворимый марийцами, под именем Чимбулат взорвать секретно от населения, без предварительного оглашения». В октябре 1830 года губернатору доложили, что камень взорван. Но предание о Чимбулате живёт и сейчас: сотни людей посещают эти заповедные места. [4]
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Урок на тему: «Наша Земля- магнит»
Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный...
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии»
Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы»
Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Пояснительная записка аооп пояснительная записка к адаптированной...
Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного,...
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Пояснительная записка Раздел: Пояснительная записка к проекту свода...
«Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» выполнен авторским коллективом в составе
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Урок Типы ясновидения Урок Тренинг по развитию ясновидения
Урок Простейшие способы задать вопрос и получить ответ из Информационного поля
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Языки программирования»
Пояснительная записка к курсовой работе содержит 67 страниц, 7 источников литературы, 15 рисунков, 6 приложений и 1 таблицу
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Пояснительная записка 
Существенные аспекты Учетной политики и представления информации в бухгалтерской отчетности 8
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Пояснительная записка
Целевой раздел пояснительная записка
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос...
Педагог не только признает право учащегося на собственное суждение, но и заинтересован в нем
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Урок; limb
Корум получает урок и теряет руку; to learn — учиться, узнавать; to learn a lesson /from/ — извлекать урок; limb — конечность
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Урок; limb
Корум получает урок и теряет руку; to learn — учиться, узнавать; to learn a lesson /from/ — извлекать урок; limb — конечность
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Урок по теме «Белки»
Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты...
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Пояснительная записка к курсовому проекту на тему: "Защита информации...
Пояснительная записка содержит описание разработанной программы и руководство по ее использованию. Также в ней приводится описание...
Пояснительная записка 3 4 Урок №1 icon Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция»
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» за 2011 год,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск