ПРОГРАММА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В 1-9 КЛАССАХ
Пособие разработано и рекомендовано к изданию Министерством народного образования и Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Составители: Комышев В.Н., Люхин В.А., Жаркова Т.А., Гильмутдинова М.М.
Уроки по правилам дорожного движения в 1-9 классах. – Пособие для учителей.- 2010г.
В пособии даны рекомендации по проведению уроков по Правилам дорожного движения курса «Основы безопасной жизнедеятельности». Особое внимание уделено формированию навыков наиболее безопасного поведения детей в различных дорожных ситуациях, истории развития автомототранспорта и правил дорожного движения, поведению детей в дорожно-транспортных происшествиях; основам оказания доврачебной помощи; ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Предназначено преподавателям средних общеобразовательных учреждений.
Введение.
В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
Только в РК за последние пять лет на дорогах и улицах погибло 283 и травмировано 3400 детей и подростков.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым дети гибнут и получают травмы, являются:
- внезапный выход на проезжую часть;
- переход перед близко идущим транспортом;
- игра на проезжей части или рядом с ней;
- переход в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в школах элементарной дорожной грамоты.
В этом пособии даны рекомендации учителям к проведению занятий по ПДД. Эти уроки помогут учащимся в изучении правил дорожного движения и усвоении навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, научат правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии, будут способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.
Темы уроков соответствуют программе курса по изучению Правил дорожного движения, рекомендованной МНО и УГИБДД МВД РБ.
При этом основное содержание курса желательно не изменять. А учебный материал распределять равномерно в течении учебного года (раз в месяц). Некоторые уроки рекомендуется проводить в конце четверти в виде урока-инструктажа о поведении детей на улицах и дорогах в период каникул.
Занятия организуются не реже одного раза в месяц. Продолжительность их 45 минут. Но короткие беседы необходимо проводить чаще, например, в начале учебного года или перед уходом детей на каникулы. В 1-3 классах ведет занятия классный руководитель в соответствии с планом внеклассной работы, утвержденным директором школы.
Для подготовки к занятиям и проведения отдельных бесед, экскурсий, мероприятий учитель может привлекать работников милиции, общественных инспекторов безопасности дорожного движения, внештатных сотрудников милиции, водителей транспорта.
Занятия в 1-3 классах проводят в тех же классных комнатах, где учатся дети, используя наглядные пособия и игры из уголка (кабинета) по правилам движения. Занятия с учащимися 5-8 классов целесообразно проводить в помещении, где оборудован уголок (кабинет) по правилам движения.
Изучение правил дорожного движения в 1-3 классах проводится в форме рассказа, объяснения учителя с использованием рабочей тетради по ПДД.
Занятия с учащимися рекомендуется проводить в специально оборудованном классе (кабинете), на специальной площадке (во дворе школы или физкультурном зале) с использованием наглядных учебных пособий, дорожной разметки (проезжей части, пешеходных переходов и перекрестков), временно или постоянно установленных средств регулирования (дорожные знаки, светофоры) и транспортных средств для детей и подростков (велосипеды, мопеды, микроавтомобили).
Для учета занятий и степени усвоения материала в классном журнале отводится специальная страница. Учитель отмечает даты проведения занятий, экскурсий, игр, соревнований. Он ведет учет посещаемости, оценивает усвоение учебного материала, выполнение заданий, количество и темы проведенных бесед (с младшими школьниками, в детском саду) и т.п.
Контроль за планированием, организацией и проведением занятий осуществляет администрация школы и органы народного образования. Могут привлекать для этой цели работников Государственной инспекции безопасности дорожного движения и других общественных организаций.
На каждом занятии после рассмотрения нового материала, необходимо с помощью контрольных вопросов, заданий и дорожных задач проводить проверку усвоения учащимися Правил. Желательно на каждом уроке проводить разбор ДТП, совершенных в городе (районе) за месяц, пользуясь сводками ГИБДД, материалами газет, радио и телевидения.
В данном пособии используются следующие сокращения:
ПДД – правила дорожного движения,
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения,
ДТП – дорожно-транспортное происшествие,
ДДТТ – детский дорожно-транспортный травматизм,
МНО – Министерство народного образования,
ЮИД – юные инспекторы движения.
Содержание.
Введение.
1 класс.
Урок 1. Это должны знать все.
Урок 2. Улица полна неожиданностей.
Урок 3-4. Как правильно переходить дорогу и наиболее безопасный путь в школу.
Урок 5. Наши верные друзья.
Урок 6. Мы знакомимся с дорожными знаками.
Урок 7. Мы пассажиры.
Урок 8. Мы учимся соблюдать правила дорожного движения.
Урок 9. Экскурсия по городу (поселку).
Урок 10. Контрольная работа по ПДД.
2 класс.
Урок 1. Правила поведения на улицах и дорогах.
Урок 2. Где на улице опасно.
Урок 3. Дорожные знаки.
Урок 4. Разметка проезжей части улиц и дорог.
Урок 5. Сигналы регулирования дорожного движения.
Урок 6-7. Будьте внимательными и осторожными.
Урок 8. Экскурсия по городу (району).
Урок 9. Игры и соревнования по ПДД.
Урок 10. Контрольная работа по ПДД.
3 класс.
Урок 1. Соблюдай правила дорожного движения.
Урок 2. Движение по тротуарам и обочине.
Урок 3. Перекрестки и их виды.
Урок 4. Движение пешеходов по загородным дорогам.
Урок 5. Дорожная разметка и дорожные знаки.
Урок 6. Сигналы регулирования дорожного движения.
Урок 7. Сигналы транспортных средств.
Урок 8. Переход улиц и дорог, правила поведения на улице.
Урок 9. Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта.
Урок 10. Контрольная работа по ПДД.
5 класс.
Урок 1. Улицы и движение в нашем городе (районе).
Урок 2. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Урок 3. Правила пользования транспортом.
Урок 4. Основные понятия и термины ПДД.
Урок 5. Элементы улиц и дорог.
Урок 6. От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге.
Урок 7. На железной дороге.
Урок 8. Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах).
Урок 9. Езда на велосипеде.
6 класс.
Урок 1. Причины ДТП.
Урок 2. Где и как переходить улицу?
Урок 3. Перекрестки и их виды.
Урок 4. Сигналы светофора с дополнительной секцией.
Урок 5. Знаки для пешеходов и для водителей.
Урок 6. Движение транспортных средств.
Урок 7. Оказание медицинской помощи при ДТП.
Урок 8. Движение по загородным (сельским) дорогам.
Урок 9. Дополнительные требования к движению велосипедистов.
7 класс.
Урок 1. Как мы знаем правила дорожного движения.
Урок 2. Дорожные «ловушки».
Урок 3. Поведение участников и очевидцев ДТП.
Урок 4. Светофоры для пешеходов.
Урок 5. Сигналы регулировщика.
Урок 6. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.
Урок 7. Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах.
Урок 8. Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание.
Урок 9. Движение групп велосипедистов. Велоэстафета.
8 класс.
Урок 1. История дорожных знаков.
Урок 2. Разметка проезжей части улиц и дорог.
Урок 3. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.
Урок 4. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика.
Урок 5. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
Урок 6. Остановочный путь автомобиля.
Урок 7. Черепно-мозговые травмы при ДТП.
Урок 8. Контрольная работа на знание ПДД.
Урок 9. Велосипед с подвесным двигателем и мопед.
9 класс.
Урок 1. Ответственность за нарушение ПДД.
Урок 2. История автомототранспорта и предпринимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Урок 3. Правила дорожного движения и история их создания.
Урок 4. Перевозка грузов.
Урок 5. Предупредительные сигналы водителей.
Урок 6. Движение в темное время суток.
Урок 7. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.
Урок 8. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Урок 9. Контрольная работа (экзамен) по ПДД.
1 класс.
Урок 1. Это должны знать все.
Цель урока: Ознакомить учащихся для чего служат Правила дорожного движения, почему их нужно соблюдать, научить движению по тротуару.
Учебно-наглядные пособия: Рабочая тетрадь по ПДД – стр. 3-5, комплект плакатов «Это правила для всех», брошюра по ПДД, видеокассета по ПДД.
Рекомендации к проведению урока.
Урок начинается с рассказа о том, что называется ПДД и для чего они нужны детям. Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Выполнять правила дорожного движения обязаны все- водители, пассажиры, пешеходы.
Для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам, в узких местах – уступать дорогу взрослым. Транспорт движется по проезжей части улиц (мостовой). Место пересечения улиц называется перекрестком.
Необходимо объяснить учащимся, что нужно соблюдать осторожность, проходя по тротуару мимо ворот, арок, выездов из дворов, потому что может внезапно выехать транспорт. Нужно соблюдать осторожность при движении по тротуару мимо стоящего или подъезжающего к краю тротуара транспорта: пассажиры транспорта могут внезапно открыть дверь кузова легкового автомобиля или кабины грузового автомобиля и ударить пешехода.
Необходимо привести цифры статистики детского дорожного травматизма, примеры ДТП, связанных с детьми по вашему району, школе (по материалам ГИБДД). Объяснить детям, что такое тротуар, транспортное средство, регулировщик, пешеход, велосипедист. Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделанный от нее газоном. Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Регулировщик – сотрудник милиции, имеющий соответствующее удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак). Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не проводящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипеда, везущие санки, тележку, детскую коляску. Велосипедист – человек, управляющий транспортным средством, имеющим два или более колеса, приводимых в движение мускульной силой.
Урок 2. Улица полна неожиданностей.
Цель урока: Научить школьников правильному поведению на улице, где и как организованно переходить проезжую часть, где можно играть кататься на санках и т.д.
Учебно-методические пособия: Рабочая тетрадь – стр. 6-7, видеофильм по ДДТТ, набор плакатов «Это правила для всех», макет перекрестка, модели транспортных средств.
Рекомендации к проведению занятий.
Преподаватель рассказывает о роли автомобильного транспорта в жизни населения, промышленности, сельского хозяйства. Обращает внимание на рост количества транспорта, и повышения интенсивности его движения. ( По итогам 1998 года в Республике Башкортостан насчитывается 468 тысяч легковых автомобилей, 113 тысяч грузовых автомашин, 16 тысяч автобусов.) Разъясняет, что одним из важных условий обеспечения безопасности движения пешеходов на улице является строгое соблюдение ими ПДД. Приводит примеры о последствиях нарушений ПДД и о том, какой вред приносят нарушители этих правил. Объясняет, где и как надо ходить, играть, кататься на санках и как правильно ходить группами. Группы детей на улице разрешается водить только по тротуарам и не более чем по два человека в ряд, только в присутствии взрослых и в разрешенных местах перехода улиц. Коляски и санки с детьми можно водить только по тротуарам. Нельзя устраивать игр на проезжей части улиц или на прилегающей к ней территории. Категорически нельзя кататься на санках с горок, которые расположены рядом с проезжей частью улиц и дорог.
Следует показать сюжеты видеофильма, плакаты, относящиеся к данной теме. Поработать с макетом перекрестка и рабочей тетрадью по ПДД.
В конце занятия провести опрос учеников по данному уроку.
Урок 3-4 . Как правильно переходить дорогу и наиболее безопасный путь в школу.
Цель урока: Научить детей правильно переходить улицу и дорогу, помочь каждому школьнику выбрать наиболее безопасный путь в школу.
Учебно-методические пособия: макет микрорайона школы, модели транспортных средств, фигуры пешеходов, схемы перекрестка, рабочая тетрадь по ПДД – стр. 8-11, видеофильм по ДДТТ.
Рекомендации к проведению занятия.
Преподаватель объясняет, как надо переходить проезжую часть улицы.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии, на перекрестках, по линии тротуаров или обочине.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходит дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулирования или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигналом светофора (регулировщика).
При переходе улицы или дороги идти надо только шагом. Прежде чем переходить улицу, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы – направо. Убедившись, что транспорта нет, можно закончить переход улицы.
Используя макет местности микрорайона или его схему, необходимо помочь каждому ученику выбрать кратчайший и наиболее безопасный путь в школу и обратно.
В обязательном порядке нужно проделать с учащимися правильные повороты головы и повторить в это время хором: «Я смотрю налево, я не вижу автомобиль, я иду к середине улицы, я смотрю направо, не вижу автомобиль, заканчиваю переход улицы».
В ходе второго урока необходимо посмотреть видеофильм по ДДТТ и провести занятие по рабочей тетради.
Занятие закончить опросом учащихся по данной теме.
|