Организуем педагогическую деятельность
История - один из популярных учебных предметов государственной итоговой аттестации, выбираемый на добровольной основе обучающимися, освоившими основные общеобразовательные программы среднего общего образования. Это не случайно: история как предмет входит в перечень вступительных испытаний в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. Авторы статьи рассказывают о том, как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена по одному из самых сложных предметов.
Е.В. Губанова,
канд. лед. наук, проф. каф. экономики образования ГАОУВПО «Московский институт открытого образования»,
Н.И. Соколова,
зам. директора по УВР АННОО «Учебно-воспитательный комплекс "Лучик"», г. Москва
Организационно-педагогические аспекты подготовки к ЕГЭ по истории
|
История нашей огромной страны - это не просто увлекательное, интересное и насыщенное событиями повествование о прошлом, это еще и сложнейшая наука, которая изучает закономерности развития народа и государства, позволяет дать точный анализ настоящего и осветить перспективы будущего. И очевидно, что постижение истории - очень нелегкое дело.
Существует достаточно стойкое мнение в обществе, у родителей и даже педагогов, что в школе, в частности на уроках истории, должны и/или обязаны готовить обучающихся к сдаче единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), с чем мы категорически не согласны. Наша позиция заключается в следующем - образовательная организация (далее - ОО) должна создать условия для качественного освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования, что позволит обеспечить готовность выпускников 11-х классов к сдаче государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Для этого на уровне 00 необходимо выстроить соответствующую работу с участниками образовательных отношений через:
грамотное и рациональное планирование работы структурны разделений (школьного методического объединения /кафедры лей истории и обществознания; школьного методического объединения/кафедры классных руководителей; психолого-педагоги1 службы и т. п.), родителей (законных представителей) и обучающихся;
выполнение учебного плана по предмету;
совершенствование методики преподавания с позиции владения тестовыми технологиями контроля в рамках урочной и внеурочной деятельности;
опережающий контроль деятельности педагогов, в т. ч. и через предметный мониторинг и др.
Прежде чем говорить об организационно-педагогических аспект деятельности в ОО более подробно, остановимся на некоторых важных моментах.
|
Объекты контроля учебных достижений обучающихся
|
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню под выпускников для проведения ЕГЭ по истории включает в себя следующие объекты контроля учебных достижений обучающихся:
Знание:
основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории;
периодизации всемирной и отечественной истории.
Умение:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника; время, обстоятельства, цели его создания; степень достоверности);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;
- формулировать и обосновывать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
|
Уровни сложности экзаменационных заданий
|
ЕГЭ по истории разрабатывается с соблюдением эквивалентности содержания вариантов контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ). Они располагаются по принципу нарастания от простых в части А к наиболее сложным в части С: часть А содержит задания базового уровня, часть В - повышенного уровня, часть С - высокого уровня сложности.
Обратим внимание, что анализ результатов выполнения заданий С1-С6 показывает: наибольшие сложности вызывает задание С6 - историческое сочинение, поэтому необходимо на уроках истории уже с 5-го класса давать подобные устные задания - охарактеризовать историческую личность по определенному плану, тогда алгоритм сформируется и выпускникам будет легче писать сочинение.
Экзаменационная работа носит комплексный характер. В нее включены задания не только разной степени сложности, но и предполагающие разные виды деятельности, что позволяет проверить все виды элементов подготовки школьников по истории, названные в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования* (далее - ФГОС).
Отметим, что в 2012 и 2013 гг. КИМ ЕГЭ по истории претерпели серьезные изменения, а в 2014 г. - остались без изменений.
|
Требования
к уровню подготовки
выпускников по истории
|
Администрация ОО и учитель истории должны помнить, что требования, предъявляемые к уровню подготовки обучающихся 11 -х классов по истории (табл. 1), определены требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФКГОС), утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089, естественно, с учетом настоящих тенденций - переход на деятельностную парадигму образования
|
Таблица 1
Требования к уровню подготовки выпускников 11-х классов по истории
Планируемые результаты изучения истории
|
Базовый уровень
|
Профильный уровень
|
Ученик знает/понимает
|
- Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
|
Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
принципы периодизации всемирной истории;
важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной региональной, национальной и локальной истории
|
Ученик умеет
|
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
•представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии
|
- Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
■ классифицировать исторические источники по типу информации
• использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
• различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
• использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
• систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
• формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы,
определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
• участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи организовывать работу группы;
• представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта публичной презентации
|
Ученик использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
|
• Для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России
|
Для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
• учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
• осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, граждан России
|
ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10,2009 № 373,
ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897,
ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413
Повышение профессионального мастерства педагога
|
Выполнение требований, предъявляемых ФКГОС по истории к учащимся 11-х классов, зависит во многом от организации урочной и внеурочной деятельности, что, в свою очередь, определяется профессионализме учителя истории.
Повышение профессионального уровня есть требование времени - современный учитель должен быть готов к происходящим изменениям в различных сферах/отраслях экономики, к новым требованиям государства, общества, что может быть обеспечено через непрерывное образование - формальное, неформальное, информальное.
Поясним:
• формальное образование завершается выдачей общепризнанного: диплома или аттестата;
неформальное образование обычно не сопровождается выдачей документа, осуществляется в ОО или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий (в т. ч. с тьютором);
информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер*.
Непрерывное повышение квалификации позволит педагогу в совершенстве владеть (или стремиться к этому):
знанием теории и практики своего предмета;
методикой/технологией преподавания предмета, обеспечивающей качественный результат;
современными образовательными технологиями, в т. ч. позволяющими эффективно работать в режиме индивидуального и индивидуально-группового обучения.
|
Планирование
работы
с участниками
образовательных
отношений
|
Для достижения вышеобозначенного необходима системная работа администрации ОО совместно с руководителями научно-методического (далее - НМС) методического совета (далее - МС), структурными подразделениями школы в целом и со структурным подразделением учителей истории и обществознания в частности.
Естественно, вся работа и рассматриваемые освещаемые вопросы проблемы должны быть разделены, чтобы не происходило их дублирование на заседаниях обозначенных выше профессиональных объединений.
Вопросы проблемы подготовки, организации ЕГЭ и т. п., имеющие системный и/или общий характер, рассматриваются/обсуждаются на заседании (-ях) НМС/МС (табл. 2).
|
Таблица 2
План работы научно-методического/методического совета
(фрагмент)
Рассматриваемый вопрос/проблематика
|
Дата
|
Исполнитель
|
Ответственный
|
Анализ:
• организации и проведения ЕГЭ в 20__ уч. г.;
• результатов ЕГЭ по обязательным предметам и предметам по выбору
|
Ноябрь
|
Руководители структурных подразделений
|
Заместитель директора по УВР
|
Утверждение плана работы ОО по подготовке к ЕГЭ в 20_/_ уч. г.
|
|
|
|
Формирование базы данных обучающихся 9-х, 11-х классов
|
Январь
|
Заместитель директора по УВР
|
Директор
|
Круглый стол «Эффективные формы работы с обучающимися и родителями по обеспечению готовности к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ»
|
Март
|
Руководители структурных подразделений: истории, классных руководителей, психолого-педагогической службы
|
Заместитель директора по УВР
|
* Фрумина ЕЛ. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 274-292. – прим. Автора
|
На заседании(-ях) структурного подразделения учителей истории и обществознания рассматриваются/обсуждаются вопросы, имеющие частный, локальный характер и/или узкую, специфическую направленность, связанные как с особенностями предмета, так и с работой педагогов, основанные на анализе результатов предметного мониторинга, репетиционных экзаменов/тренировочных контрольных работ/диагностических контрольных работ, государственной итоговой аттестации и пр.
В таблице 3 представлен фрагмент плана работы структурного подразделения учителей истории.
|
Таблица 3
План работы структурного подразделения учителей истории
(фрагмент)
Рассматриваемый вопрос/проблематика
|
Дата
|
Исполнитель
|
Ответственный
|
Разработка рабочих программ на 20 __ уч. г.:
- эффективное планирование предметного содержания в 11-х классах;
- ____________________________
|
Март-апрель
|
Учитель (-я) истории, работающий (-ие) в 10-х классах
|
Руководитель структурного подразделения
|
Анализ результатов ЕГЭ по истории в 20___/___ уч. г.
|
Август
|
Руководитель структурного подразделения
|
Заместит ректора г
|
Обновление перечня учебной литературы и материалов по подготовке к ЕГЭ
|
Определение ключевых тем/вопросов для индивидуальных и/или индивидуально-групповых занятий обучающихся 10-11-х классов, выбравших историю для сдачи ЕГЭ
|
Ноябрь
|
Учитель (-я) истории, работающий (-ие) в 10-11 -х классах
|
Руководители структурных подразделений
|
Составление расписания индивидуальных и/или индивидуально-групповых занятий по подготовке к ЕГЭ обучающихся 10-11-х классов
|
Представление:
• информационного стенда «Единый государственный экзамен» для обучающихся и родителей;
• графика информирования участников образовательных отношений через Интернет;
- _____________________
|
Анализ результатов за I полугодие;
• предметного (-ых) мониторинга (-ов);
• тренировочных/диагностических контрольных работ;
• образовательных достижений обучающихся 10-11-х классов, выбравших историю для сдачи ЕГЭ;
• прохождения программного материала по истории;
• результатов внутришкольного контроля;
|
Январь
|
Руководитель структурного подразделения
|
Заместитель директора по УВР
|
Анализ результатов:
• пробного экзамена по истории;
• предметного (-ых) мониторинга (-ов);
• тренировочных/диагностических контрольных работ
|
Март
|
Учитель (я) истории, работающий (-ие) в 10-11-х классах
|
Руководитель структурного подразделения
|
Обмен опытом по применению современных образовательных технологий, обеспечивающих хороший результат
|
|
Как мы отметили выше, успех обучающихся будет зависеть от целенаправленной работы не только учителей истории, но и других участников образовательных отношений - родителей, самих обучающихся. Для этого в ОО определяются соответствующие направления деятельности (табл.4)
|
Таблица 4
План работы с родителями и обучающимися по подготовке к ЕГЭ по предметам обязательной части учебного плана
(фрагмент)
|
Мероприятия
|
Исполнитель/ ответственные
|
Работа с обучающимися
|
Сентябрь
|
Классный час «Подготовка к ЕГЭ-20__»:
• цели, содержание и особенности подготовки и проведения ЕГЭ;
• знакомство с инструкцией по подготовке к ЕГЭ;
• правила поведения на ЕГЭ;
• КИМ;
• нормативная база;
• официальные сайты ЕГЭ
|
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, классный руководитель
|
Собеседование с выпускниками: уточнение состава участников ЕГЭ и выбора экзаменов
|
Классный руководитель
|
Выявление направлений подготовки/перечня специальностей, на которые планируют поступать обучающиеся
|
Сбор копий документов, удостоверяющих личность выпускников
|
Сбор разрешений на использование персональных данных
|
Работа с родителями
|
Родительское собрание:
• участие обучающихся школы в ЕГЭ;
• информирование о результатах ЕГЭ 20__/__ уч. г.;
• информационные порталы ЕГЭ;
• планирование работы по подготовке к ЕГЭ в ОО
|
Заместитель руководителя по УВР, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог
|
Индивидуальные консультации родителей
|
Октябрь
|
Работа с учащимися
|
Работа по тренировке заполнения бланков ЕГЭ
|
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники
|
Информационная работа по следующим вопросам:
• ознакомление с графиком работы консультационных пунктов по подготовке к ЕГЭ;
• цели, содержание и особенности подготовки и проведения ЕГЭ;
• знакомство с Порядком приема граждан в государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования и Порядком приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования;
• информационная поддержка обучающихся и родителей в выборе предметов ЕГЭ для поступления в вуз;
• знакомство с инструкцией по проведению ЕГЭ;
• обучение технологии работы с бланками ответов «А» «В» и «С»;
• необходимость участия в пробном ЕГЭ
|
Заместитель руководителя по УВР, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог
|
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся (с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ)
|
Педагог-психолог, классный руководитель
|
Проведение тренировочных контрольных работ
|
Учителя-предметники
|
Составление планов участия обучающихся во всех предметных олимпиадах по профилю выбранных экзаменов
|
Ответственный
за проведение олимпиад
в ОО, учителя-предметники
|
Работа с родителями
|
Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанным с ЕГЭ
|
Директор, заместитель директора по УВР, педагог-психолог, учителя-предметники
|
Индивидуальные беседы с родителями обучающихся, показавших низкие результаты на диагностических контрольных работах
|
Ноябрь
|
Работа с учащимися
|
Контроль успеваемости и посещаемости обучающихся 11-го класса
|
Заместитель директора
по УВР, классный руководитель
|
Психологическая подготовка к ЕГЭ. Индивидуальное консультирование обучающихся
|
Педагог-психолог, классный руководитель
|
Работа с заданиями различной сложности.
|
Учителя-предметники
|
Работа с бланками: сложные моменты
|
Проведение тренировочных контрольных работ
|
Информирование обучающихся о возможности участия в пробных ЕГЭ на базе вузов, организация участия в этих мероприятиях
|
Заместитель директора
по УВР, классный руководитель, учителя-предметники
|
Работа с родителями
|
Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанным с ЕГЭ
|
Директор, заместитель директора по УВР, педагог-психолог, учителя-предметники
|
Выполнение учебного плана ОО по предмету
|
Согласно часам, определенным учебным планом, учитель истории получает нагрузку по предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности соответственно, разрабатывает рабочую (-ие) программу(-ы).
При этом необходимо понимать, что объем содержания по учебному предмету «История», который надо разобрать, усвоить, понять, большой и его надо так структурировать и преподнести, чтобы уложиться в отведенное количество часов согласно уровню преподавания - базовому или ному.
Существует достаточно подходов к структурированию материала, позволяющих результативно изучать предмет. Так, например, можно предложить блочно-тематический принцип, который максимально приближен к вузовскому обучению и отвечает возрастным особенностям обучающихся 10-11-х классов (табл. 5).
|
|