СЛОВАРЬ ЕГЭ
по материалам сайта http://www.ege.edu.ru
А
Аппеляция
Апелляция – это процедура, призванная защитить интересы участника ЕГЭ в случае выявления нарушений процедуры проведения ЕГЭ или несогласия с результатами ЕГЭ, основанной на предположении о наличии технических или экспертных ошибок при оценивании работы экзаменуемого. Заявление об апелляции подается в письменной форме вконфликтную комиссию субъекта Российской Федерации.
Б
Бланки ЕГЭ
Специальные, утвержденные Рособрнадзором, бланки для оформления ответов на задания ЕГЭ. Существует 4 вида бланков ЕГЭ: бланк регистрации, бланк ответов №1 для заданий типа А и В,бланк ответов №2 для заданий типа С, дополнительный бланк ответов №2. В бланк регистрации участник ЕГЭ вписывает свои личные данные. Ответы на экзаменационные задания вписываются в бланки ответов №1и №2 и, если понадобится, в дополнительный бланк ответов №2 в строгом соответствии с образцом, правилами заполнения и инструкциями в КИМ.
Бланки регистрации
Бланк регистрации предназначен для внесения участником индивидуальных данных.
В верхней части бланка регистрации расположены: вертикальный штрихкод, горизонтальный штрихкод с его цифровым номером, образец написания символов при заполнении бланка.
Поля в верхней части бланка нужны для указания следующей информации: код региона, код образовательного учреждения, в котором обучался участник ЕГЭ – выпускник текущего года (для выпускников прошлых лет или поступающих в ссуз/вуз – код образовательного учреждения, в котором участник получил пропуск на ЕГЭ), номер и буква класса (не заполняется участником ЕГЭ – выпускником прошлых лет или поступающим в ссуз/вуз), код пункта проведения ЕГЭ, номер аудитории в пункте проведения ЕГЭ, дата проведения ЕГЭ, код предмета, название предмета, поля для служебного использования.
В средней части бланка регистрации указываются сведения об участнике ЕГЭ: фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер документа, удостоверяющего личность, пол. Также там расположены поля для служебного использования, краткая инструкция по определению целостности индивидуального комплекта участника ЕГЭ, поле для подписи участника ЕГЭ.
Участник ЕГЭ заполняет соответствующие поля верхней и средней частей бланка, кроме полей для служебного использования, и ставит в отведенном поле бланка свою подпись.
В нижней части бланка регистрации расположены поля, заполняемые ответственным организатором в аудитории в случаях, если участник удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ЕГЭ или не закончил экзамен по уважительной причине, а также поле для подписи ответственного организатора.
Бланк ответов № 1
Бланк ответов № 1 предназначен для записи ответов на задания типа А с выбором ответа из предложенных вариантов и записи результатов выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме (слово или число). Записывать ответы надо в строгом соответствии с инструкцией, которые дается к заданиям в КИМ.
Также на этом бланке расположены вертикальный и горизонтальный штрихкоды, строка с образцами написания символов, поля для заполнения участником ЕГЭ, а также поле для служебного использования. Информация для заполнения полей о коде региона, коде и названии предмета должна быть продублирована с информации, внесенной в бланк регистрации.
Бланк ответов № 2
Бланк ответов № 2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом. Поля для ответов на задания располагаются на титульной и обратной стороне бланка. В верхней части бланка ответов № 2 расположены вертикальный и горизонтальный штрихкоды, поля для рукописного занесения информации участником ЕГЭ, при этом вносимые, код региона, код и название предмета, должны соответствовать информации, внесенной в бланк регистрации и бланк ответов № 1
Дополнительный бланк ответов № 2
Дополнительный бланк ответов № 2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом. Дополнительный бланк ответов № 2 выдается организатором в аудитории по требованию участника ЕГЭ в случае нехватки места для записи развернутого ответа.
В верхней части дополнительного бланка ответов № 2 расположены вертикальный штрихкод, горизонтальный штрихкод и его цифровым номером, поля («Код региона», «Код предмета» и «Название предмета») заполняемые участником экзамена.
Информация для заполнения полей верхней части бланка должна полностью совпадать с информацией основного бланка ответов № 2.
Поля «Следующий дополнительный бланк ответов № 2» и «Лист №» заполняет организатор в аудитории. При выдаче дополнительного бланка ответов № 2 вносится порядковый номер листа работы участника ЕГЭ (при этом листом № 1 является основной бланк ответов № 2, который участник ЕГЭ получил в составе индивидуального комплекта).
Г
ГВЭ
Государственный выпускной экзамен проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования; для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
ГИА выпускников 11-х классов
Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI (XII) классов – это форма государственного контроля (оценки) освоения выпускниками основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ГИА выпускников XI (XII) классов проводится в форме ЕГЭ, а также в форме государственного выпускного экзамена. Для нескольких категорий выпускников допускается сочетание обеих форм ГИА
ГЭК
Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации, которая создаётся в каждом субъекте Федерации. В нее входят представители органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, ОУ, других организаций. Персональный состав ГЭК утверждается Рособрнадзором. ГЭК организует, координирует и контролирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта, утверждает на своем заседании результаты проведения ЕГЭ, а также принимает решения об их отмене.
Д
Демоверсии
Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена, которые находятся в открытом доступе и предназначены для тренировки будущих участников ЕГЭ. Задания, включенные в демоверсию, никогда не использовались и не будут использованы на ЕГЭ, но они аналогичны заданиям экзамена. Они созданы и опубликованы специально для того, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ составить представление о структуре и содержании будущих экзаменационных заданий, их количестве, форме, уровне сложности.
Доставочный пакет
Это запечатанный пакет, в котором индивидуальные комплекты ЕГЭ доставляются в ППЭ. Несанкционированное вскрытие доставочного пакета запрещено. Технологии ЕГЭ позволяют выявить все факты преднамеренного нарушения герметичности упаковки доставочного пакета. Организаторы ЕГЭ в ППЭ обязаны убедиться в сохранность доставочных пакетов перед их вскрытием непосредственно в аудиториях в ППЭ, а наблюдатели – контролировать эту процедуру, убедившись в отсутствии механических или иных повреждений.
Е
ЕГЭ
Единый государственный экзамен – одна из форм государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения. ЕГЭ проводится по единым правилам, с использованием заданий стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ. На сегодняшний день утверждены 14 общеобразовательных предмета (включая четыре иностранных языка), по которым можно сдать ЕГЭ. Участники ЕГЭ получают свидетельство о результатах ЕГЭ, в которое вписываются только положительные результаты сданных экзаменов. Результаты всех экзаменов и данные о выданных свидетельствах хранятся в федеральной базе данных.
И
Измерение
Формализованный процесс оценивания (см.), который завершается количественной оценкой; в случае педагогического измерения это оценка уровня образовательных достижений.
Индивидуальный пакет
Индивидуальный комплект участника ЕГЭ. Это запечатанный конверт формата А-4+, который выдается каждому участнику экзамена. Имеет средства защиты информации, в частности, два штрихкода с цифровыми номерами. В конверте находятся следующее: экзаменационные материалы (КИМ), бланк регистрации, бланк ответов №1, бланк ответов №2, лист для сверки соответствия номера и штрихкода конверта с номером и штрихкодом его содержимого, а так же дополнительные материалы, если их наличие предусмотрено на данном экзамене. ИК выдается участнику ЕГЭ непосредственно перед началом экзамена. ИК и его содержимое запрещено к несанкционированному копированию.
К
КИМ
Контрольные измерительные материалы – экзаменационные материалы различных видов (тексты, задания и др.), которые выдаются участникам ЕГЭ на экзамене. КИМы разрабатываются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Разработкой КИМ занимаются специалисты ФГНУ ФИПИ.
Кодификатор
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ – один из документов, регламентирующих разработку КИМ. Он представляет собой перечень элементов обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базового и профильного уровней по каждому предмету.
Конфликтная комиссия
Конфликтные комиссии, создаваемые в каждом субъекте РФ, призваны обеспечивать объективность оценивания экзаменационных работ и разрешении спорных вопросов, возникающих при проведении ЕГЭ.
М
Методика шкалирования
Математическая модель, с помощью которой первичные баллы переводятся в тестовые. Благодаря методике, при одинаковых первичных баллах участники тестирования получают одинаковые тестовые баллы вне зависимости от того, какой из вариантов КИМ они выполняли, и большему первичному баллу соответствует больший тестовый балл.
О
Общественные наблюдатели
Лица, привлекаемые для усиления контроля за ходом проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования. Деятельность общественных наблюдателей регулируется Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2011 г. N 2235«Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования».
П
Первичный балл
Первичный балл – это предварительный балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, каждый из которых имеет определенный коэффициент. Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается количеством баллов от 1 до 6. Максимальное количество первичных баллов за все задания КИМ по разным предметам колеблется от 37 до 80. Первичные баллы ЕГЭ преобразуются в тестовые с помощью методики шкалирования.
ППЭ
Пункт проведения единого государственного экзамена – специальное помещение, в котором проводится ЕГЭ. ППЭ размещаются в ОУ или других зданиях, отвечающих необходимым для этого требованиям. В каждом регионе РФ ежегодно утверждается своя схема расположения ППЭ. Схемы расположения ППЭ в основные и дополнительные сроки могут отличаться друг от друга. В одном ППЭ, как правило, располагается несколько аудиторий для сдачи экзамена.
Предметная комиссия
Создается в каждом субъекте Российской Федерации по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ, в целях организации и осуществления проверки заданий с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов №2.
Р
РИС
Региональная информационная система обеспечения проведения единого государственного экзамена. Правила её формирования и ведения устанавливаются соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации.
РЦОИ
Региональный центр обработки информации является структурой, осуществляющей организационно-технологическое и информационное сопровождение ЕГЭ в субъекте РФ. С учетом административно-территориальных и демографических особенностей субъекта, в эту структуру может входить один или несколько ППОИ.
Сфера ответственности РЦОИ:
формирование и ведение баз данных субъекта РФ об участниках и результатах ЕГЭ;
обеспечение взаимодействия с федеральными базами данных об участниках и результатах ЕГЭ;
обработка экзаменационных работ участников ЕГЭ, в том числе бланков регистрации участников ЕГЭ на базе ППОИ (в случае их создания);
информационное обеспечение работы ГЭК, предметных комиссий, конфликтной комиссии региона, органов исполнительной власти и местного самоуправления субъекта РФ, осуществляющих управление в сфере образования, а также образовательных учреждений в части организации и проведения ЕГЭ
С
Спецификация
Документ, определяющий структуру и содержание КИМ по учебному предмету. Спецификация описывает назначение экзаменационной работы, устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровню сложности, утверждает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются КИМы.
Сроки сдачи ЕГЭ
Сроки сдачи ЕГЭ по всем предметам, единые для всех субъектов РФ, ежегодно устанавливает Рособрнадзор.
Т
Тестовые баллы
Окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале в результате процедуры шкалирования, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года. Тестовые баллы отличаются от первичных баллов.
У
Участник ЕГЭ
Выпускник школы, учащийся образовательного учреждения начального профессионального образования (ПТУ, профессиональный лицей и др.), среднего профессионального образования (техникум, колледж и др.), а также абитуриент, поступающий в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.
Ф
ФИПИ
Федеральный институт педагогических измерений – учреждение, отвечающее за организацию разработки контрольных измерительных материалов ЕГЭ.
ФИС
Федеральная информационная система обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования. Правила её формирования и ведения устанавливаются соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации.
ФЦТ
Федеральный центр тестирования – учреждение, отвечающее за технологическое обеспечение ЕГЭ, а так же обработку результатов ЕГЭ на федеральном уровне.
Ш
Шкалирование
Процесс формирования тестовых шкал по правилам начисления тестовых баллов по результатам тестирования на основе статистических данных.
Э
Экзаменационные материалы
Контрольные измерительные материалы различных видов (тексты, задания и др.), которые выдаются участникам ЕГЭ на экзамене. Экзаменационные материалы или КИМ разрабатываются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Разработкой экзаменационных материалов или КИМов занимаются специалисты ФГНУ ФИПИ.
Эксперты
Специалисты-преподаватели по определенному предмету, которые привлекаются к обработке результатов ЕГЭ для оценивания заполненных бланков по заданиям части 3 (тип С). Эксперты работают под руководством председателей предметных комиссий регионов и собираются на несколько дней в период проведения ЕГЭ на базе одного из ППОИ или на базе РЦОИ.
|