Интегрированные уроки и
внеурочная деятельность
эколого-биологического
содержания
СОДЕРЖАНИЕ
Методические разработки интегрированных уроков…………..
Теплякова Н. П. «Времена года в поэзии Ф.И. Тютчева» (5 класс). 40
Александрова В. П., Теплякова Н. П., Копылова Е.В. Природные сообщества (6 класс) 24
Короткова О. К., Александрова В.П. Сквозь волшебный прибор Левенгука (6 класс) 43
Александрова В.П., Малютина И. С., Копылова Е.В. Кругосветное путешествие Ч. Дарвина (7 класс) 24
Теплякова Н. П. Путь к родному дому (по лирике С. Есенина) (7 класс). .
Александрова В. П., Малютина И. С. Биосфера как глобальная экосистема (9 класс). 37
Александрова В.П., Мануйлова Т.С. Строение и функции белков (10 класс). 30
Александрова В.П., Короткова О. К. «Природа: храм или мастерская?» (10 класс). 28
Малютина И. С., Александрова В.П. Природа и Человек (урок-суд) (10 класс). 28
Александрова В.П., Короткова О. К. «Генетика совести» (нравственный выбор человека) (10 класс). 28
Методические разработки внеурочных мероприятий…………..
Малютина И. С., Гусакова И. Б. «Весна – красна!» (1 - 9 классы). 40
Александрова В. П., Теплякова Н. П., Копылова Е.В. Природные сообщества (6 класс) 24
Александрова В.П. Интеллектуально-познавательная игра «День птиц» (7 класс) 43
Теплякова Н. П. «Свет родного дома» (7 класс) 43
«ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА»
Теплякова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы.
Предмет (направленность): литература, экология.
Возраст детей: 5 класс.
Цель: через постижение особенностей художественного мира поэзии Ф.И. Тютчева способствовать формированию у учащихся представления о природе как универсальной ценности для человека.
Задачи:
• пробуждение у учащихся интереса к личности и поэзии Ф.И. Тютчева;
• расширение знаний о творчестве поэта;
• развитие творческих способностей;
• воспитание ценностного отношения к природе и культурному наследию;
• формирование экологического мышления.
Тип урока: интегрированный урок.
Оборудование: портрет поэта, репродукции картин художников-пейзажистов, выставка поэтических сборников, раздаточные материалы, музыкальное сопровождение – «Времена года» П.И. Чайковского, экспозиция школьного музея «Наследие», «Экскурсия по Троицкому» - электронная версия.
Вступительное слово учителя (эта часть урока проводится с использованием материалов экспозиции литературно-краеведческого музея «Наследие», а также с демонстрацией виртуальной экскурсии по усадьбе Троицкое, созданной учащимися школы).
Тема нашего урока не случайна, 5 декабря по новому стилю (23 ноября по старому) – день рождения замечательного русского поэта Ф.И. Тютчева. В 2003 году все поклонники творчества поэта отмечали 200-летие со дня его рождения. Интерес и любовь к поэзии Тютчева не угасают. Первым, кто высоко оценил талант молодого, никому неизвестного поэта был А.С. Пушкин, опубликовавший 24 стихотворения Тютчева в своем журнале «Современник» за несколько месяцев до гибели, в конце 1836 года. На смерть Пушкина
Тютчев отозвался искренними, полными любви к поэту стихами: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» Эти строки знает сейчас каждый русский человек.
Современники назвали Тютчева «жемчужноустом». С восторгом отзывались о его творчестве выдающиеся русские писатели и поэты И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.
Молодой Толстой был поражен «величиной» творческого таланта Тютчева. Познакомившись же позднее со всем его поэтическим наследием, он сказал проникновенно просто: «Без Тютчева нельзя жить».
А ведь юность Ф.И. Тютчева прошла в тех местах, где живете и вы. И, быть может, вы гуляете по тем же самым тропинкам, по которым когда-то бродил юный поэт, слагая свои первые стихи. Детство и юность поэта неразрывно связаны с подмосковной усадьбой Троицкое. Это был прекрасный мир, одаривший будущего поэта парком с вековыми липами, дубравой, живописными прудами и огромным беспредельным небом. К усадьбе относилась деревенька Верхние Теплые Станы, на землях которой сейчас находится район Теплый Стан и наша школа.
К сожалению, от усадьбы Троицкое сейчас мало что осталось, не сохранился барский дом, нет и деревни. Но как и прежде поражает своей одухотворенной красотой Храм Живоначальной Троицы, давший название усадьбе. Каскадные пруды отражают плывущие по небу облака; шумит листвой дубрава, многократно воспетая Тютчевым; живы липовые аллеи, жив и двухсотлетний дуб, могучий и величественный «свидетель былого». Стихи поэта и память о нем оказались долговечней камня.
Вы можете побывать в этих местах, и, возможно, вам станут понятны чувства поэта, признававшегося: «Должно быть, в этой местности заключается нечто родственное моей природе».
Сохранилось свидетельство С.Е. Раича, друга и наставника Тютчева: «Бывало, весной и летом, живя в подмосковной, мы вдвоем с Федором Ивановичем выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием или кем-нибудь из отечественных писателей и, усевшись в роще, утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений поэзии!»
Вот так красота русской природы с детских лет вошла в сердце поэта, стала для него постоянным источником вдохновения.
Поэзию Ф.И. Тютчева невозможно представить без лирики природы. Он неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. И сегодня мы вслушаемся в стихотворения поэта, всмотримся в картины русской природы, чтобы еще раз насладиться этой красотой и проникнуться чувством любви и признательности к родной земле. А музыкальным сопровождением урока будут пьесы из цикла «Времена года» замечательного русского композитора П.И. Чайковского.
Звучит пьеса «Апрель».
• Догадались, о каком времени года эта миниатюра? Какие картины вы представляли, когда слушали пьесу?
• С каким чувством мы ждем приближения весны? Почему радуемся?
В ранних стихотворениях Тютчева царит весна. «Прелестью года» называл ее поэт. Весна царит в мире и душе поэта, везде она символ обновления, начала жизни. Стихи наполнены чувством душевного восторга перед картиной обновления природы. Послушаем одно из стихотворений Тютчева о весне.
«Весенние воды».
• Каким настроением проникнуто стихотворение? Что вы чувствовали, когда слушали его? Какие весенние звуки слышны в стихотворении (звуки природы поэт умеет передать самим звучанием стихов? (Мы слышим праздничные трубы природы, в которые трубят ее глашатаи - первые весенние ручьи).
• А на какой картине мы видим то же время года, то же состояние природы? (И. Левитан «Большая вода»). Но если художник рисует картины красками и кистью, то поэт рисует картины с помощью слов. И у него есть помощники – изобразительно-выразительные средства.
• С помощью какого поэтического приема передается в стихотворении, что весна – время пробуждения в природе? (Олицетворение – ручьи названы «гонцами» весны, они «бегут», «гласят», «блещут», они будят «сонный брег», а за ними уже толпится «румяный хоровод» майских дней).
• Только ли о весне это стихотворение? ( Перед нами картина пробуждения жизни, обновления мира, расцвета всех жизненных сил в природе и человеке, которые показаны в стихотворении как единое целое).
Ф.И. Тютчев очень любил весну и в своих стихотворениях показал все ее приметы: от первых листьев до первой майской грозы.
Послушаем еще одно стихотворение Тютчева о весне: «Весенняя гроза».
• Каков главный образ этого стихотворения? Как показана гроза? (Гроза – праздник в природе, праздник веселья, игры, ликования).
• Проведем небольшой лингвистический эксперимент. Какие звуки повторяются в 1 строфе? Что напоминает их звучание? (Гром – резвясь – играя – грохочет – гремят).
Все пространство стихотворения занято звуками грозы. Удары грома раскатываются по строчкам, а потом сменяются шумом дождя. Гроза закончилась, и мы видим лес, омытый дождем и освещенный лучами солнца. Самим звучанием стиха Тютчев рисует картины природы. Этот прием называется аллитерация (один из видов звукописи) – повторение одинаковых согласных звуков. Мы сегодня находимся в мастерской поэта и учимся у него понимать язык поэзии.
• Какая картина нарисована в 4 строфе? О каком мифе напоминает нам поэт? (Тютчевская мифология живет, прежде всего, не в именах античных богов, а в образном постижении им Природы. Поэт не подразумевает сравнения природы со смеющимся человеком, но рассматривает ее как первоисточник радости и наделяет способностью улыбаться, петь, ликовать).
Но вот отгремели майские грозы, и на смену весне приходит лето – время расцвета природы. Включите воображение, представьте день в конце июля, лучезарный полдень, медленно плывущие по небу облака. Все это мы видим, слушая стихотворение Тютчева.
«В небе тают облака».
• Как бы вы передали чувства лирического героя этого стихотворения? (Восхищение, восторг, преклонение перед величием, красотой, многообразием природы).
• Найдите в стихотворении эпитеты. В чем их своеобразие?
( Ф.И. Тютчев необычайно чувствителен к красоте природы– «чудный», «дивный», «прелестный» - излюбленные тютчевские эстетические определения).
• Слушая предыдущее стихотворение, мы обратили внимание на музыкальность стихов Тютчева, а сейчас поговорим о его таланте живописца.
• Найдите в стихотворении слова, передающие цветовую палитру (река «в искрах» катится, она «лучистая», облака «тают», река «словно зеркало стальное», поля «белеющие»).
• Какой цвет безраздельно главенствует в этом стихотворении? (Не синий, не зеленый, а белый, в разных своих проявлениях. И это не случайно, потому что красота природы для Тютчева – это блаженство. И все живое в этом мире красоты должно нежиться и блаженствовать. Светом, блеском залиты стихи поэта о природе. Они необычайно живописны).
• Как вы понимаете последнюю строфу? В чем назначение человека в этом мире красоты? ( Красота природы вечна, неизбывна, а человеку дано удивительное право – любоваться этой красотой и беречь ее).
Но вот леса расцвечиваются яркими красками, и на дорогу слетает первый желтый лист. Наступает время осени.
Особенностью поэтического взгляда Тютчева на природу является его необычайная наблюдательность и внимание даже к отдельным минутам ее жизни. Более всего человеческое ощущается Тютчевым в осенней природе.
В сопровождении пьесы «Октябрь» звучит стихотворение
«Есть в осени первоначальной».
• Какое чувство вызвали музыка и стихотворение? ( Осень – время увядания, но и оно проникнуто особой грустной прощальной красотой).
• Как называет это время года в стихотворении поэт? («Дивная пора»).
• Какие тонкие наблюдения из жизни природы делает лирический герой?
Многие восхищались красотой и загадочностью этого тютчевского стихотворения. Всех тайн мы не раскроем, но хотя бы к одной прикоснемся.
• Найдите в стихотворении эпитеты. В чем их необычность? Какой из них вам кажется самым выразительным?
Хрустальный (день) – чистый, прозрачный.
Лучезарные (вечера) – сверкающие, сияющие.
Бодрый (серп) – полный сил, деятельности, энергии.
Праздная (борозда) – ничем не занятая, пустая, без дела, без полезных занятий.
• Почему поэт так часто прибегает к приему олицетворения?
Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. Словно живое мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Она разговаривает с человеком, но не каждый способен ее услышать. Тютчев, как никто, умел понимать язык природы. И мы с вами в этом убедимся, послушав еще одно стихотворение Тютчева.
Стихотворение «Листья».
• Чей голос слышится в этом стихотворении?
• Кому себя противопоставляют листья? (Мы все не раз слышали шелест осенних листьев. Но только такой поэт, как Ф.И. Тютчев, наделенный удивительной наблюдательностью, чуткий к языку природы, смог понять, о чем шепчут они друг другу, эти листья-непоседы, мечтающие путешествовать вместе с перелетными птицами).
Мы совершили годовой круг и возвращаемся в зиму. Сейчас декабрь, конец года, и вся природа погрузилась в дивный волшебный сон. Но и в этом сне она удивительно прекрасна.
Звучит стихотворение «Чародейкою зимою…»
• Почему зима названа в стихотворении чародейкою? (Подберите однокоренные слова – чары, чаровать, очаровать, чародей).
• Прислушайтесь к музыке стиха. Она завораживает, помогает представить магическое действие чародейки, которая чертит волшебные круги, очаровывая, заколдовывая, погружая в сон природу.
• Какая репродукция может служить иллюстрацией к этому стихотворению?
(И.И. Шишкин «Зима»). Чем они схожи по настроению? И говорят они об общем – красоте, загадочности, таинственности, сказочности заснеженного леса. Какими строчками из стихотворения можно было бы подписать эту картину?
От этого стихотворения веет не холодом, а теплом, ожиданием нового возрождения природы.
Каждое время красиво по-своему. И у всех ликов красоты одно название – родная природа.
- Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке?
-Стала ли вам понятнее, ближе поэзия Тютчева?
Любовь к Родине, родной природе, способность сильно чувствовать, зорко видеть то, что скрыто от равнодушного взгляда, в высшей степени были присущи поэзии Тютчева.
Его стихи воспитывают доброго, чуткого, внимательного читателя, учат понимать язык поэзии и язык природы, радоваться общению с миром красоты. Как завещание потомкам звучат слова поэта:
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык». (Ф.И.Тютчев).
Если человек сохранит в себе чуткое, внимательное, незамутненное восприятие природы и нежное, заботливое к ней отношение, если он будет стараться глубже постигать окружающий его мир, проникать в его тайны, этот мир не останется равнодушным, он обязательно откликнется, именно в природе человек обретает своего самого отзывчивого, чуткого собеседника.
- Как вы думаете, написал бы поэт с той же уверенностью о величии и непреходящей красоте природы в наши дни? Приведите примеры того, как сегодня уничтожается прелесть цветущей земли, расскажите о том, какая опасность нависла над Землей и ее природой.
«ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА»
Александрова Вера Павловна, учитель биологии,
Теплякова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы,
Копылова Елена Владимировна, учитель изобразительного искусства.
Предмет (направленность): биология, литература, ИЗО.
Возраст детей: 6 класс.
Курс изучения биологии в 6-ом классе завершается темой «Природные сообщества», и, как показывает практика, эти уроки в большинстве школ проходят не очень интересно. Учитель занят выставлением оценок и подведением итогов учебного года, а учащиеся в преддверии летних каникул не очень мотивированы к серьёзному изучению нового материала, поэтому последние уроки по предмету, как правило, проходят формально, а учебный материал данного раздела зачастую сокращается или изучается самостоятельно. Мы предлагаем вам методическую разработку интегрированного урока по теме «Природные сообщества», который может быть очень интересным для учащихся и полезным для учителей-предметников. Данный урок можно провести как праздник «Прощание с ботаникой!». Организация подготовки и проведения данного урока придаст окончанию учебного года праздничное настроение, сделает его ожидаемым и желанным.
Урок «Природные сообщества» проводится на основе интеграции учебного материала по предметам Биология, Литература и ИЗО. Причём, материал по литературе и ИЗО также соответствует учебному плану по предметам в 6-ом классе. По курсу литературы проводится обобщение темы «Произведения М.М. Пришвина о природе», по курсу ИЗО - повторение и обобщение темы «Пейзаж». Преимуществом интегрированного подхода в изучении объектов природы является формирование природоохранных навыков у школьников на основе ведущих форм восприятия информации: эмоционально-нравственной, естественно-научной и эстетической.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подхода.
|