Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»


Скачать 219.01 Kb.
Название Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Тип Рабочая учебная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая учебная программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт фундаментального психолого-педагогического образования

Кафедра анатомии, физиологии и валеологии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»

для ОПОП «44.03.01 Педагогическое образование»
(профиль «Информатика»)




Екатеринбург 2016

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2016. – 17 с.
Составитель: Чернов Даниил Евгеньевич, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ, канд. пед. наук.


Петрова Людмила Григорьевна, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ, канд. пед. наук.


Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ
Протокол № 6 от 14.01.2016 г.



Зав. кафедрой С.Н. Малафеева


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Наименование дисциплины (модуля).

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование» (профиль «Информатика») (уровень бакалавриата) дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» реализуется в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата.
1.2. Цель и задачи курса:

Вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства приобретают все большее значение. Содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях обитания, при этом решается триединая задача, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания, принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьёзную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, концептуальных схем, теоретических положений, аксиом, методов исследований, учитывающих существенные особенности действительности, т.е. содержит компоненты общей науки о безопасности.

Структурно программа состоит из трех содержательных линий: теоретические основы дисциплины, чрезвычайные ситуации социального характера и проблемы национальной и международной безопасности России.

Дисциплина является комплексной, так как включает социальные, медико – биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.

В программе реализованы требования федеральных законов «О защите населения», «Об обороне», «Концепция национальной безопасности» и других.
Цель дисциплины

Формирование у студентов знаний, умений и навыков, по обеспечению безопасности в повседневной жизни, в экстремальных, угрожающих и чрезвычайных ситуациях; на воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; на по­лучение студентами основополагающих знаний и умений, которые позволят им не только распознавать и оценивать опасные ситуации, факторы риска среды обитания, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей.

Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

- ознакомиться с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни и трудовой деятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

- освоить правила и навыки защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- понять причины возникновения и масштабы новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;

- сформировать и развить навыки оценки обстановки и принятия целесообразных решений.
Курс осуществляет следующие функции:

- образовательную (вооружение студентов системой знаний, навыков и умений);

- воспитательную (формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции);

- развивающую (формирование творческого мышления);

- психологическую подготовку к успешной деятельности в современной техносоциальной среде.

Основными методами изучения курса являются: лекции, активный диалог с группой, семинарские занятия, консультации и самостоятельная работа студентов, написание и защита реферативных работ.
1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП:

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование» (профиль «Информатика») (уровень бакалавриата) дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» реализуется в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата

Для усвоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимы знания, умения, компетенции, полученные студентами в средней общеобразовательной школе. Студенты должны иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью. Владение математическим аппаратом решения задач имеет значение успешности усвоения материала при изучении таких вопросов безопасности жизнедеятельности как «Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях». Знания основ экономики необходимо при изучении социально-экономических последствий воздействия опасных и вредных факторов среды обитания, оценке страховых рисков.

Пререквизитом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является курс школьных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология»

Дисциплина предназначена для студентов 1 курса, изучается в 2-ом семестре.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы:

Процесс изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование следующих компетенций:

– способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

– готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).

1.5. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
1.6. Особенности реализации дисциплины (модуля).

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ведется на русском языке.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1 Учебно – тематический план очной формы обучения




Наименование раздела, темы

Всего трудоем-

кость

Лекции

Практи-

ческие

Самост. работа

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Цель, задачи предмета. Концепция национальной безопасности. Основные законы

15

2

1

12

2

Классификация ЧС мирного времени. Российская система редупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

6

2

1

3

3

Классификация ЧС естественного (природного) происхождения

6

2

1

3

4

Классификация ЧС техногенного происхождения

6

2

1

3

5

Основы пожарной безопасности

6

2

1

3

6

Криминогенная опасность. Правила поведения. Зоны повышенной опасности

6

1

1

4

7

Социальные ЧС. Толпа. Паника. Правила безопасного поведения

6

1

1

4

8

Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения

6

1

1

4

9

Экономическая, продовольственная, информационная безопасность

6

1

_

5


10

Гражданская оборона и ее задача

15

2

_

13

11

Организация защиты населения в мирное и военное время. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Коллективные защитные сооружения (КЗС). Организация ГО в ОУ

7

1

1

5

12

Общественная опасность терроризма и экстремизма. Антитеррористическая безопасность в ОУ. Действия педагогов и учащихся

7

1

1

5




ИТОГО

108

20

28

60


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (БЖ). Цель, задачи предмета. Концепция национальной безопасности. Основные законы

Содержание, цель и задачи предмета безопасность жизнедеятельности Актуальные проблемы на современном этапе. Концепция национальной безопасности и основные законодательные акты БЖ. Значение и место предмета БЖ в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.

Теоретическое обоснование содержания предмета БЖ. Аксиома о потенциальном, негативном воздействии в системе «человек – среда обитания». Интегральный показатель безопасности жизнедеятельности. Вредные и опасные факторы. Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: безопасность труда, техника безопасности, охрана труда, производственная санитария.

  1. Классификация ЧС мирного времени. РСЧС

Понятия: чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа. Причины, особенности и характер развития аварий и катастроф на объектах экономики. Пять стадий развития ЧС. Прогнозирование аварий и катастроф. Классификация ЧС по следующим признакам: степень внезапности, скорость распространения, масштаб распространения, продолжительность действия, характер ЧС. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

  1. Классификация ЧС естественного (природного) происхождения

ЧС естественного (природного) происхождения: метеорологически опасные явления, тектонические и теллурические, топологические и космически опасные явления, защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Контрольные вопросы, выполнение практических и тестовых заданий, сообщения студентов.

  1. Классификация ЧС техногенного происхождения

ЧС техногенного происхождения: аварии на радиационно – опасных объектах, аварии на химически – опасных объектах, транспортные аварии, аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах, аварии на бактериологически опасных объектах, аварии на энергетически – опасных объектах, аварии на гидродинамически опасных объектах и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Контрольные вопросы, выполнение практических и тестовых заданий, сообщения студентов.

  1. Основы пожарной безопасности

Пожаро – взрывоопасные объекты. Виды пожаров. Опасные факторы пожара, поражающие факторы взрыва, средства тушения пожаров и их применение. Способы прекращения горения: охлаждение, разбавление, изоляция, химическое торможение реакции горения. Действия при пожаре. Профилактика возникновения взрывов и пожаров.

Контрольные вопросы, выполнение практических и тестовых заданий, сообщения студентов.

  1. Криминогенная опасность. Правила поведения. Зоны повышенной опасности

Виктимология – наука о жертвах. Причины преступлений, жертвы преступлений. Правила поведения при встрече с преступником. Зоны повышенной опасности.

Контрольные вопросы, выполнение практических и тестовых заданий, сообщения студентов.

  1. Социальные ЧС. Толпа. Паника. Правила безопасного поведения

Толпа, ее виды. Паника. Массовые погромы. Массовые зрелища и праздники. Правила безопасного поведения.

Контрольные вопросы, выполнение практических и тестовых заданий, сообщения студентов.

  1. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения

Городской транспорт. Воздушный, железнодорожный и водный виды транспорта. Основные причины происшествий на транспорте.

Контрольные вопросы, выполнение практических и тестовых заданий, сообщения студентов.

  1. Экономическая, продовольственная, информационная безопасность

Контрольные вопросы, выполнение практических и тестовых заданий, сообщения студентов.

  1. Гражданская оборона и ее задача

Цель и задачи ГО, ее предназначение. Организация управления ГО. Структура управления и органы управления ГО. Характеристика опасностей военного времени, характерные особенности современных войн. Современные средства поражения.

  1. Организация защиты населения в мирное и военное время. СИЗ. КЗС. Организация ГО в ОУ

Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация ГО общеобразовательного учреждения. План ГО общеобразовательного учреждения.

Контрольные вопросы, выполнение практических и тестовых заданий, сообщения студентов.

  1. Общественная опасность терроризма и экстремизма. Антитеррористическая безопасность в ОУ. Действия педагогов и учащихся

Терроризм и его сущность. Виды террористических актов и способы их осуществления. Министерства и ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.

Контрольные вопросы, выполнение практических и тестовых заданий, сообщения студентов.
3.1. Перечень тем лекционных занятий

1. Теоретические основы предмета «Безопасность жизнедеятельности».

2. Классификация ЧС мирного времени. РСЧС.

3. Классификация ЧС техногенного происхождения.

4. Классификация ЧС естественного (природного) происхождения.

5. Основы пожарной безопасности.

6. Криминогенная опасность. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

7. Социальные ЧС.

8. Транспорт и его опасности.

9. Экономическая, продовольственная, информационная безопасность.

10. Гражданская оборона и ее задача.

11. Организация защиты населения в мирное и военное время.

12. Общественная опасность терроризма и экстремизма.
3.2. Перечень тем семинарских занятий

1 Классификация ЧС мирного времени. РСЧС. Классификация ЧС естественного (природного) происхождения.

2. Классификация ЧС техногенного происхождения. Основы пожарной безопасности.

3. Криминогенная опасность. Социальные ЧС.

4. Транспорт и его опасности. Экономическая, продовольственная, информационная безопасность.

5. Гражданская оборона и ее задача. Организация защиты населения в мирное и военное время.

6. Общественная опасность терроризма и экстремизма.
Образовательные методики (формы проведения занятий)

  • Лекции с опорой на самостоятельно проработанные источники информации по проблеме

  • Семинары с применением активных форм обучения

  • Самоподготовка

  • Индивидуальные и групповые консультации

  • Круглый стол

  • Работа в малых группах, групповые обсуждения


4. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной формы обучения.
1. Теоретические основы предмета «Безопасность жизнедеятельности».

2. Классификация ЧС мирного времени. РСЧС.

3. Классификация ЧС естественного (природного) происхождения.

4. Классификация ЧС техногенного происхождения.

5. Основы пожарной безопасности.

6. Криминогенная опасность. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

7. Социальные ЧС.

8. Транспорт и его опасности.

9. Экономическая, продовольственная, информационная безопасность.

10. Гражданская оборона и ее задача.

11. Организация защиты населения в мирное и военное время.

12. Общественная опасность терроризма и экстремизма.
Перечень тестовых заданий

1. ЧС естественного происхождения.

2. ЧС техногенного происхождения.

3. Криминальные ЧС.

4. Транспортные ЧС.

5. Терроризм.

6. Гражданская оборона.

7. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

8. ЧС социального характера.

9. Проблемы национальной и ме6ждународной безопасности.

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)



Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Устный опрос (УО)

  • УО-1 – собеседование,

  • УО-2 – коллоквиум,

  • УО-3 – зачет.


Письменные работы (ПР)

  • ПР-1 - тесты,

  • ПР-2 - контрольные работы,

  • ПР-3 - эссе,

  • ПР-4 - рефераты,

  • ПР-6 - научно-учебные отчеты по практикам,

  • ПР-7 - отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС).


Технические формы контроля.

  • ТС-1 - программы компьютерного тестирования,

  • ТС-2 - учебные задачи,

  • ТС-3 - комплексные ситуационные задания и т.д.


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Методологические основы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

  • Принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в раз­личных условиях и чрезвычайных ситуациях (ЧС).

  • Понимать сущность и значение информационных процессов, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

  • Государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

  • Права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

  • Российскую систему предупреждения и действий в ЧС, ее структуру и зада­чи.

  • Характеристики опасностей природного, техногенного и социального про­исхождения.

  • Формы и методы работы по патриотическому воспитанию молодежи.


Уметь:

  • Организовать взаимодействие с детьми и подростками и взрослым населением в локальных опасных и чрезвычайных ситуациях. Применять своевременные меры по ликвидации их последствий.

  • Владеть методикой формирования у учащихся психологической устойчиво­сти поведения в опасных ЧС.

  • Грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе, повседневной жизни; организовывать спасательные работы в условиях ЧС различного характера.


Владеть:

  • Правилами защиты детей, подростков и населения в различных чрезвычайных ситуациях (аварии, катастрофы, стихийных бедствиях, террористических актов и т.д.).

  • Приемами профилактики опасных ситуаций (природного и криминального характера).

  • Приемами оказания первой медицинской помощи.

  • Средствами индивидуальной защиты.


«Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях «Возрастной физиологии и здорового образа жизни (ЗОЖ)» и может быть использована при изучении дисциплин связанных с социальными, медико-биологическими, экологическими, технологическими, правовыми и междуна­родными аспектами.
Студенты должны иметь представление:

- о современных теориях и практике обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях ЧС природного, техногенного и социального происхождения;

- о теории и факторах, обусловливающих возникновение ЧС природного, техногенного и социального происхождения;

- о прогнозировании ЧС и их последствий, об основных способах, средствах и методах индивидуальной и коллективной защиты в ЧС.
Студенты должны знать:

- государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

- права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

- Российскую систему предупреждения и действий в ЧС, ее структуру и задачи;

- характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения;

- принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и ЧС;

- формы и методы работы по патриотическому воспитанию молодежи.
Студенты должны уметь:

- оценивать возможный риск появления локальных опасных и ЧС, применять своевременные меры по ликвидации их последствий;

- владеть методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных ЧС;

- грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе, повседневной жизни;

- организовывать спасательные работы в условиях ЧС различного характера.

Темы рефератов

1. Организация структуры органов защиты населения и территорий при ЧС мирного и военного времени.

2. МЧС и ГО – современный период и взгляд в будущее.

3. Терроризм: психологические и политические аспекты.

4. Почему продолжаются террористические акты в России?

5. Идеология глобализма и судьба мирового сообщества.

6. Терроризм – глобальная проблема мира.

7. Терроризм, его виды и методы борьбы с ним.

8. Терроризм как угроза безопасности.

9. Современный терроризм.

10. Организация антитеррористических мероприятий.

11. Терроризм – угроза обществу и каждому человеку.

12. Предупреждение терроризма.

13. Терроризм и его место среди проблем международной и национальной безопасности.

14. Правовые аспекты борьбы с терроризмом.

15. Ядерный терроризм в современном мире.

16. Общественная опасность терроризма.

17. ЧС вызванные выбросом аварийно – опасных химических веществ.

18. Средства индивидуальной защиты и медицинские средства защиты.

19. Система ГО РФ: задачи, структура, силы и средства.

20. История российской ГО. ГО в современных условиях.

21. Проблемы международной и национальной безопасности РФ.

22. Поражающие факторы ядерного оружия и способы защиты от них.

23. Виды оружия массового поражения. Характеристика очагов поражения.

24. Ядерный взрыв, его последствия и влияние на человека.

25. Чернобыль: время, события. Факты.

26. Атомные электростанции и их опасность.

27. Бактериологическое оружие.

28 .Характеристика современных средств поражения и последствия их применения.

29. Пожарная безопасность.

30. Как не стать жертвой воров и мошенников.

31. Безопасность жилища.

32. Темная улица криминальна.

33. Не дайте поживиться вору.

34. Введение в информационную безопасность.

35. Безопасность информационных технологий.

36. Сущность и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации», «информационная безопасность».

37. Природные катаклизмы.

38. Виды стихийных бедствий.

39. Правила поведения и действия населения при ЧС естественного происхождения.

40. Транспортные аварии.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Безопасность жизнедеятельности (Текст): уч. для студентов вузов /под ред. Э. А. Арустамова. – М.: Дашков и К., 2001. – 678 с. , 9 экз.

  2. Сергеев, В. С. Защита населения и территорий в ЧС (Текст): уч. пособие для студентов вуза /Моск. откр. соц. ин-т - М.: Акад. Проект, 2003. - 432 с., 4 экз.

  3. Куперман, А. И. Безопасность дорожного движения (Текст) : уч. для проф. уч. завед. /А. И. Куперман, Ю.В. Микрюков. – М.: Высш. Шк.: Академия, 1999. – 320 с., 40 экз.

  4. Микрюков, В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности (Текст): уч. пособие в 2 – х кн. /В. Ю. Микрюков. Кн. 1: Личная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. – 479 с., 2 экз.

  5. Микрюков, В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности (Текст): уч. пособие в 2 – х кн. /В. Ю. Микрюков. Кн. 2.: Коллективная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. –333 с., 1 экз.

  6. Хван, Т. А, Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности (Текст): уч. для вузов /Т. А. Хван, П. А. Хван. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005. – 416 с., 1 экз.

  7. Репин, Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (Текст): уч. пособие для педагогич. вузов / Ю. В. Репин. – М.: Дрофа, 2005. - 158 с.. 1 экз.

  8. Безопасность жизнедеятельности (Текст): уч. для студентов вузов /Под общ. ред С. В. Белова. – М.: Высш. шк., 2005, - 191 с., 246 экз.

  9. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при ЧС (Текст): уч. пособие для студентов вузов /В. В. Денисов, И. А. Денисова, В. В. Трутнев, О. И. Монтвило, под. ред. В. В. Денисова. - М.: Март, Ростов н / Д., 2000. – 608 с., 4 экз.

  10. Безопасность жизнедеятельности (Текст): уч. пособие для вузов /Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, А. Л. Михайлова Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 302 с., 1 экз.


Дополнительная литература

  1. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности (Текст) /Сост. Б. И. Мишин. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 287 с., 1 экз.

  2. Некляев, С. Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы /С. Э. Некляев. – М.: Владос, 2004. – 240 с., 1 экз.

  3. Безопасность жизнедеятельности (:Текст): уч. пособие для вузов /под ред. Л. А. Муравья. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 431 с., 1 экз.

  4. Репин, Ю. В. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях (Текст): уч. пособие / Ю. В. Репин, Р. А. Шабунин, В. А. Середа; Урал. гос. пед. ун – т. – Екатеринбург: [б. и.], 1999, - 108 с., 89 экз.

  5. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности (:Текст): уч. пособие для студентов всех специальностей /О. Н. Русак, К. Р. Малоян, Н. Г. Занько. – СПб.:Лань омега, 2005. – 448 с., 29 экз.

  6. Хван, Т. А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности. Экзаменационные ответы для студентов вузов (Текст): /Т. А. Хван, П. А. Хван. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 320 с., 1 экз.

  7. Баринов, А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них (Текст): уч. пособие для студентов вузов /А. В. Баринов. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003, - 496 с., 1 экз., 1 экз.

  8. Емельянов, В. М. Защита населения и территорий в Чрезвычайных ситуациях (Текст): уч. пособие для студентов вузов /В. М. Емельянов, Н. И. Коханов, П. А. Непра. – 2 изд. М.: Акад. Проект, 2004, - 480 с., 1 экз.

  9. Занько, Н. Г. Медико – биологические основы безопасности жизнедеятельности (Текст): уч. для студентов вузов /Н. Г. Занько, В. М. Ретиев. М.: Академия, 2004, -288 с., 1 экз.

  10. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (Текст): уч. пособие для студентов вузов по всем направлениям и специальностям в профессиональном образовании /В. А. Анимов и др. – М.: Высшая шк., 2006, - 592 с., 1 экз.

  11. Пожарная безопасность в Образовательном учреждении: (норм. докум., инструкции) (Текст) /сост. О. В. Павлова. Волгоград.: Учитель, 2006. – 153 с., 1 экз.

  12. Ильичев, А. А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях (Текст) /А. А. Ильичев. – М.:Эксмо – Пресс, 1992. – 488 с., 1 экз.

  13. Гафнер В.В. Информационная безопасность (Текст):учеб. Пособие/ В.В.Гафнер, Урал гос. пед ун-т. – Екатеринбург: Ч.1, - 2009. – 155 с.

  14. Гафнер В.В. Информационная безопасность (Текст):учеб. Пособие/ В.В.Гафнер, Урал гос. пед ун-т. – Екатеринбург: Ч.2, - 2009. – 196 с.

  15. Гафнер В.В.Опасности социального характера и защита от них.(Текст):учеб. Пособие/ В.В.Гафнер, С.В.Петров, Л.И.Забара; Урал гос. пед ун-т. – Екатеринбург: - 2010. – 264 с.


6.2. Информационное обеспечение дисциплины

  1. http://www.refcity.ru /content/ 2383. html

  2. www. e-journal.ru /p-euro-st-3.htlm

  3. http://www.proflicenzia.ru


В процессе освоения дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья используется специальное техническое и программное обеспечение, а также электронные образовательные ресурсы.

Оборудование:

  • два компьютера с тактильным дисплеем Брайля PAC Mate 20, большой программируемой клавиатурой IntelliKeys USB

  • универсальный мобильный лестничный подъемник «ПУМА-УНИ-130»

Программное обеспечение:

  • программа экранного доступа JAWS for Windows версия 13.0. Pro;

  • программа синтеза речи “Infovox 4”.

Электронные ресурсы:

  • лекции в виде презентаций по всем темам курса (входят в состав электронного УМК по дисциплине).



7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

- таблицы, схемы,

- тестовые задания и контрольные вопросы,

- материалы электронного учебника, пособия.


8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Чернов Даниил Евгеньевич

Канд. пед. наук

Доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ

Петрова Людмила Григорьевна

Канд. пед. наук

Доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ





Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ) изучается студентами на третьем курсе. Студенты по окончанию курса сдают...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки
«Безопасность жизнедеятельности»: Рабочая программа дисциплины / О. Г. Турлыбекова. – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Таможенное право»
Марзак Г. А. Рабочая учебная программа по дисциплине «Таможенное право» / Г. А. Марзак; мрсэи. – Видное, 2014. – 47 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности», основной образовательной программы основного общего образования мбоу сош №194
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины б. 27 Безопасность жизнедеятельности...
Заведующий кафедрой регионального и муниципального управления, к с н., доцент Т. Е. Зерчанинова
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Курс лекций и материалы к занятиям на семинарах по дисциплине «безопасность...
Введение (Глава 01) из учебника: «Безопасность жизнедеятельности»: учебник для вузов под ред. Белова С. В. М.: Высшая шк., 2004 –...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Администратор гостиницы
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Минтранс россии) федеральное агентство воздушного транспорта (росавиация)...
Безопасность жизнедеятельности: Программа, методические указания по изучению дисциплины и задания на контрольную работу / Университета...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Направление подготовки (специальность) 04. 03. 02 «Химия, физика и механика материалов»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Психодиагностика» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» icon Безопасность жизнедеятельности учебное пособие
В настоящем учебном пособии впервые рассматривается прикладная направленность дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в сфере...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск