Согласовано
Глава Сеготского сельского поселения Пучежского муниципального района
Ивановской области
___________________Г.В. Сорокина
«_____»_______________ 2014 г.
|
Согласовано
Директор
ООО «ЭнергоКапитал»
___________________ С.А. Комарова
«_____»_____________ 2014 г.
|
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ сеготского СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПУЧЕЖСКОГО муниципального района ИВАНОВСКОЙ области
ОГЛАВЛЕНИЕ
СОКРАЩЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ........................................................................3
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................7
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГОТСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПУЧЕЖСКОГОРАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ..........................................................................................................................................12
1.1. Общие сведения..........................................................................................................................12
1.2. Краткая историческая справка .................................................................................................14
1.3. Природно-климатическая характеристика ..............................................................................15
1.4. Социальная ситуация. Перспективы развития ........................................................................20
2. СУЩЕСТВУЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ............................................26
2.1. Общие положения ......................................................................................................................26
2.2. Современное состояние уровня загрязнения исследуемой среды ........................................27
2.3. Существующее состояние летней и зимней уборки ...............................................................28
2.4. Организация сбора и удаления отходов....................................................................................29
2.4.1. Нормы накопления и объемы образующихся бытовых отходов........................................ 29
2.4.2. Существующая система сбора и вывоза отходов ................................................................ 30
Основные проблемы и недостатки системы санитарной очистки ................................................32
Пути решения проблем в сфере санитарной очистки.....................................................................32
3. ПРЕДЛАГАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ..............33
3.1. Организация сбора и удаления отходов потребления ............................................................33
3.2. Прогноз изменения количества образующихся ТБО...............................................................35
3.3. Определение необходимого количества спецавтотранспорта для вывоза отходов потребления ........................................................................................................................................36
3.4. Организация системы приема вторичного сырья ....................................................................39
3.5. Размещение и обезвреживание бытовых отходов ...................................................................41
3.6. Порядок обращения с ртутьсодержащими отходами .............................................................42
3.7. Обращение с безнадзорными животными ...............................................................................44
3.8. Санитарно-защитные зоны ........................................................................................................50
3.9. Структура затрат на осуществление процесса обращения с отходами ...............................51
3.10. Разработка системы отчетности в сфере обращения с отходами ........................................53
3.11. Совершенствование нормативно-правового обеспечения мероприятий в сфере обращения с отходами.......................................................................................................................55
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ЛЕТНЕЙ И ЗИМНЕЙ УБОРКЕ.................................................58
4.1. Технология летнего содержания дорог ....................................................................................58
4.2. Технология зимнего содержания дорог ...................................................................................59
4.3. Расчет потребности в машинах для уборки территорий населенных пунктов ……............65
4.3.1. Летние уборочные работы...................................................................................................... 66
4.3.2. Зимние уборочные работы ...............................................................................................66
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ..............................................................................................71
Сокращения, термины и определения
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселения.
Вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве.
Вторичные материальные ресурсы (ВМР) - отходы производства и потребления образующихся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.
Вторичные ресурсы - материальные накопления сырья, веществ, материалов и продукции, образованные во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодные для повторного использования в народном хозяйстве для получения сырья, изделий и/или энергии.
Дворовая, внутриквартальная территория - территория, расположенная за границами линий автомобильных дорог внутри квартала (микрорайона), включая въезды на территорию квартала (микрорайона), сквозные проезды, а также тротуары, газоны и другие элементы благоустройства.
Домовладение - совокупность принадлежащих гражданину на праве частной собственности жилого дома, подсобных хозяйственных построек (гаража, сарая, теплиц и др.), расположенных на отдельном земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства в пределах действующих норм в зависимости от размера жилого дома и местных условий.
Благоустроенные домовладения - домовладения, подключенные к централизованным системам газо-, тепло-, энерго- и водоснабжения и канализации.
Договор на вывоз мусора - письменное соглашение, имеющее юридическую силу, заключенное между заказчиком и подрядной специализированной организацией на вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора.
Жидкие бытовые отходы - нечистоты, собираемые в неканализованных домовладениях.
Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышает установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Контейнер - стандартная емкость для сбора отходов.
Контейнерная площадка - ровное асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном (0,02%) в сторону проезжей части дороги, имеющее ограждение (кирпичное, бетонное, сетчатое и т.п.), на котором располагаются контейнеры.
Компостирование - биологический способ переработки органических отходов жизнедеятельности людей и животных, в том числе и навоза в почвенный компонент и биогумус.
Крупногабаритные отходы (КГО) - отходы, по габаритам не помещающиеся в стандартные контейнеры вместимостью 0,75 м .
Мощность полигона - количество отходов, которое может быть принято на полигон в течение года в соответствии с проектными данным
Неблагоустроенные домовладения - домовладения с местным отоплением на твердом топливе, без канализации.
Несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Норматив накопления отходов - экономический или технический показатель, предусмотренный проектом или иным документом, значение которого ограничивает количество отходов конкретного вида, накапливающихся в определенном месте при указываемых условиях в течение установленного интервала времени.
Обезвреживание отходов - обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения.
Обращение с отходами - виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно- технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.
Объекты размещения отходов - полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Отходы потребления (коммунальные отходы) - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.
Охрана окружающей среды (при утилизации отходов) - система государственных, ведомственных и общественных мер, обеспечивающих отсутствие или сведение к минимуму риска нанесения ущерба окружающей среде и здоровью персонала, населения, проживающего в опасной близости к производству, где осуществляются процессы утилизации отходов.
Переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве сырья, энергии, изделий и материалов.
Пищевые отходы - продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства в процессах их производства, переработки, употребления или хранения.
Полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Рациональное природопользование - эффективное, целевое использование природных ресурсов, осуществляемое с соблюдением публичных интересов, с учетом экологических связей в окружающей природной среде и в сочетании с охраной природы как основы жизни и деятельности человека.
Ресурсоэнергосбережение - производство и реализация конечных продуктов с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла и с наименьшим воздействием на человека и природные экосистемы.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - территория между границами промплощадки и территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта, границы которой устанавливаются расчетным образом.
Сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
Свалка отходов (захламление территории) - несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом или отдельно расположенными очаговыми навалами отходов объемом более 10 м3 на площади более 200 м2.
Твердые бытовые отходы (ТБО) - к твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых зданиях, включая отходы от текущего ремонта квартир, отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий и крупные предметы домашнего обихода.
Транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения.
Утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.
ВВЕДЕНИЕ
Схема санитарной очистки территории Сеготского сельского поселения разработана в соответствии с постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 152 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации».
Необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов определена Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).
Схема санитарной очистки представляет собой комплекс природоохранных, научно-технических, производственных, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в системе санитарной очистки населенных мест в муниципальном образовании.
Она определяет очередность осуществления мероприятий, объем работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления и обезвреживания отходов, необходимое число контейнеров, количество мусоровозов, целесообразность организации объекта обезвреживания ТБО (полевого компостирования), укрупненные показатели капиталовложений. Генеральная схема очистки разработана в составе генерального плана сельского поселения на срок до 5 лет с выделением первой очереди мероприятий, а прогноз охватывает срок до 10-15 лет.
По представлению заказчика генеральная схема очистки утверждается органами местного самоуправления.
Генеральная схема очистки содержит:
общие сведения о сельском поселении и природно-климатических условиях;
материалы по существующему состоянию и развитию сельского поселения на перспективу;
данные по современному состоянию системы санитарной очистки и уборки;
материалы по организации и технологии сбора и вывоза бытовых отходов;
расчетные нормы и объемы работ;
методы обезвреживания отходов;
технологию механизированной уборки улиц, дорог, площадей, тротуаров и обособленных территорий;
расчет необходимого количества спецмашин и механизмов по видам работ;
организационную структуру предприятий системы санитарной очистки и уборки;
Основные положения по составу Генеральных схем очистки
Необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов определена Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).
Задание на разработку генеральной схемы очистки составляется, как правило, администрацией сельского поселения совместно с проектными организациями, органами санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и утверждается местными органами самоуправления.
Проектирование и строительство сооружений системы санитарной очистки производится в соответствии с утвержденной генеральной схемой и требованиями Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-095). 12
При необходимости улучшения экологического и санитарного состояния, допускается одновременная разработка генеральной схемы очистки и проектирование объектов по обезвреживанию отходов.
Заказчик генеральной схемы очистки представляет разработчику основные исходные данные по существующему состоянию системы санитарной очистки и уборки.
Содержание основных разделов схемы
Краткая характеристика объекта и природно-климатические условия
В разделе приводят материалы по местоположению сельского поселения, его административному и промышленно-экономическому значению, расчленению территории реками, железнодорожными и автомобильными магистралями на обособленные территории.
Характеристика природно-климатических условий, влияющих на организацию работ по очистке и уборке, должна учитывать климат, среднегодовую температуру, направление господствующих ветров, количество осадков, число дней с гололедом, высоту снежного покрова, рельеф, геологическое строение почв, уровень стояния грунтовых вод.
Существующее состояние и развитие сельского поселения на перспективу
В разделе приводят данные по благоустройству сельского поселения как объекта очистки:
Существующую и расчетную численность населения сельского поселения; данные по ведомственной принадлежности жилого фонда, его этажности и степени благоустройства (оборудование водопроводом, канализацией, Центральным отоплением), обеспеченность объектами инфраструктуры (детсады и ясли, школы, больницы, поликлиники, торговые учреждения, предприятия общепита, зрелищные учреждения, предприятия бытового обслуживания и т.п.);
Показатели по улично-дорожной сети (протяженность, типы дорожных покрытий); материалы по загрязнению окружающей среды.
Современное состояние системы санитарной очистки и уборки
В разделе приводят данные и анализ материалов, характеризующих современное состояние системы санитарной очистки и уборки: организационная структура предприятий по очистке и механизированной уборке территорий; охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза бытовых отходов, сменность и периодичность вывоза, существующие нормы накопления, объемы работ и применяемые методы сбора и вывоза, наличие и состояние мусоропроводов и контейнерных площадок, тип и количество эксплуатируемых мусоросборников, организация их мойки и дезинфекции, действующие тарифы по вывозу бытовых отходов; санитарное состояние сооружений по обезвреживанию отходов, их размещение, мощность, площади участков, инженерное оборудование, виды принимаемых отходов, тариф на обезвреживание, возможность дальнейшей эксплуатации; площадь дорожных покрытий убираемых механизированным способом в летнее и зимнее время, организация работ, методы уборки, размещение, техническое состояние пунктов по заправке водой поливомоечных машин с указанием используемой воды (хозяйственно-питьевая, техническая или из водоемов), места складирования снежно-ледяных образований, размещение и состояние пескобаз, применяемые противогололедные материалы, ежегодный объем заготовки; количество и техническое состояние парка спецмашин и механизмов по всем видам очистки и уборки, размещение, вместимость, площадь, оснащение специализированных баз по содержанию и ремонту техники, их соответствие санитарным и техническим требованиям, возможность расширения и реконструкции.
Твердые бытовые отходы
Раздел должен содержать данные по нормам накопления, предложения по системам и методам сбора и удаления, расчетным объемам работ, определению необходимого количества мусоровозного транспорта и инвентаря, обезвреживанию твердых бытовых отходов.
В основу расчета объема накопления твердых бытовых отходов должны приниматься нормы накопления по жилому фонду и от отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых, культурно-бытовых и коммунальных учреждений и т.д., утвержденные органами местного самоуправления.
Для обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, улучшения охраны окружающей природной среды и эффективного использования парка мусоровозного транспорта, сбор и удаление твердых бытовых отходов следует предусматривать по централизованной планово-регулярной системе.
При выборе методов сбора и удаления отходов необходимо учитывать уровень благоустройства жилищного фонда населенных пунктов, климатические условия и типы серийно выпускаемого мусоровозного транспорта.
В генеральной схеме очистки должны быть приведены решения по конструкции мусоропроводов и контейнерных площадок, требования по их эксплуатации, обеспечивающие нормальную работу мусоровозного транспорта.
Необходимо предусматривать мероприятия по мойке и дезинфекции мусоросборников и мусоровозного транспорта.
Определение необходимого количества мусоровозного транспорта и мусоросборников следует проводить по общепринятым нормам и формулам.
Содержание и уборка придомовых и обособленных территорий
В генеральной схеме очистки должны быть определены: объемы, методы и технология работ по комплексной уборке дорожных покрытий в летнее и зимнее время; потребное количество технологических материалов, спецмашин и оборудования, тип и расположение сооружений по механизированной уборке (водозаправочные пункты, базы по приготовлению и хранению противогололедных материалов, места складирования снежноледяных образований и т.п.).
В объем работ следует включать уборку максимальной площади улиц и дорог с усовершенствованными типами покрытий, так как они допускают применение всех видов уборки с применением средств комплексной механизации.
Порядок, способ и периодичность механизированной уборки уличных территорий определяются в зависимости от категории улиц и их значимости, при этом следует учитывать интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, а также характер уличной застройки.
В разделе приводится перечень подготовительных работ и организационных мероприятий, направленных на качественную работу, спецмашин и достижению необходимой чистоты территорий.
Основные положения по утверждению Генеральных схем очистки
Организации, которым направлены схемы на согласование, должны в месячный срок с момента представления им материалов согласовать их или сообщить свои заключения заказчику. При неполучении замечаний в указанный срок, схема считается согласованной.
По представлению заказчика генеральная схема очистки утверждается органами местного самоуправления.
|