Министерство образования и науки Хабаровского края
КГБ ПОУ ХПЭТ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для самостоятельной работы студентов
для студентов 1 курса
Дисциплина: «История»
Хабаровск 2015
Уважаемый студент!
Данная рабочая тетрадь поможет вам лучше усвоить курс «История», станет хорошим помощником при подготовке к сдаче экзаменов и зачётов. Эта рабочая тетрадь является учебным пособием, каждый студент, выполняя задания, отвечая на вопросы, с помощью опорных конспектов и с использованием контурных карт легче усваивает теоретический материал по курсу «История XX век».
В тетради содержатся тестовые задания, таблицы, контурные карты. Все разделы взаимосвязаны и последовательны. Материал излагается логично, научно, доступно, имеются иллюстрации, схемы, таблицы.
Такое средство обучения как рабочая тетрадь очень эффективно в усвоении теоретического материала.
Большинство заданий требуют от вас наблюдательности, смекалки и умения применять полученный теоретический материал.
Здесь вы встретите не только вопросы на повторение и закрепление материала, но и задания, требующие творческого подхода, размышлений, привлечения дополнительной информации.
Желаю вам успехов в изучении проблем общественно-политической жизни!
Инструкция по работе с тетрадью.
При работе с контурными картами необходимо пользоваться цветными карандашами. При выполнении задания лучше заранее продумать, как на карту будут наноситься значки по всем его пунктам, а затем приступить к работе.
Примеры выполнения заданий
Тест выбора
Отметьте верное утверждение
1. Верное утверждение
2. Неверное утверждение
3. Верное утверждение
Тест группировки
Отметьте цифрами текст, относящийся: 1 – к эпохе А,
2 – к эпохе Б.
1 1. Текст относящийся к эпохе А
2 2. Текст относящийся к эпохе Б
Тест соотнесения
Соотнесите событие и дату.
Б 1. Событие 1 А. Дата события 5
Г 2. Событие 2 Б. Дата события 1
В 3. Событие 3 В. Дата события 3
Д 4. Событие 4 Г. Дата события 2
А 5.Событие 5 Д. Дата события 4
Установление последовательности
Расставьте события в хронологическом порядке.
Событие 2
Событие 3
Событие 5
Событие 1
Событие 4
Тема 1. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЯ
Заполните пропуски в схеме
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
____________
Духовенство
Купечество
____________
____________
____________
Укажите органы управления, действовавшие в России
в начале XX века.
Государственный Совет
Дворянская ассамблея
Святейший Синод
Министерство народного просвещения
Государственный комитет по развитию науки и техники
Комитет министров
Военное министерство
Совет народного хозяйства
Задание к карте «Российская империя в начале XX века».
Отметьте красной точкой на карте и напишите на карте название столицы Российской империи
Отметьте синими точками и напишите на карте названия не менее десяти губернских центров
Обозначьте буквами в кружках: А – Хивинское ханство, Б – Бухарский эмират,
В – территория империи, сохранявшая автономию. Напишите название этой территории:______________________________
Обозначьте римской цифрой I территорию, ставшую в 1914 г. Протекторатом России. Напишите её название:________________________________________
Отметьте цифрами государства, граничившие с Россией: 1 – Швеция , 2 – Китай, 3 – Османская империя, 4– Германия, 5 – Австрия, 6 – Монголия, 7 – Иран, 8 – Афганистан, 9 – Япония, 10 – Корея.
Контурная карта «РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»
|
Отметьте особенности экономики России в конце XIX –
начале XX века
Подверженность экономики кризисам
Массовая безработица
Многоукладность хозяйства
Активное проникновение иностранного, прежде всего западноевропейского капитала российскую экономику
Более высокие, чем в большинстве европейских стран, темпы развития промышленности
Отставание России от развитых капиталистических стран в производстве товаров на душу населения
Превращение всех помещичьих хозяйств в фермерские
Создание монополий в промышленности
Массовый приток рабочей силы из стран Заппадной Европы
Издание правительством антимонопольных законов
Соотнесите термины и определения
1.Модернизация
2. Хозяйственный уклад
3. Протекторат
4. Община
5.Сословие
|
А. Форма объединения людей, для которой характерно наличие общего имущества и самоуправление. Б. Процесс изменения, усовершенствования различных
сторон общественной жизни.
В. Тип хозяйства, отличающийся определённой формой
собственности и отношениями в процессе
производства
Г. Социальная группа, обладающая закрепленными
в обычае или законе и передаваемыми по наследству
правами и обязанностями.
Д. Форма зависимости одного государства от другого, при которой зависимая сторона сохраняет некоторую самостоятельность во внутренних делах.
|
Задание к карте «Экономическое развитие Европейской части
России в начале XX века»
Красными точками отметьте не менее пяти городов, в которых находились крупные предприятия металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Напишите на карте названия этих городов.
Синими точками отметьте не менее пяти центров текстильной промышленности и напишите их названия.
Жёлтой точкой отметьте город, ставший центром нефтедобывающей промышленности Закавказье, и напишите его название
Коричневой линией обведите район угледобычи на юге страны. Напишите его название: ________________________________________
Зелёным цветом обозначьте железные дороги, связавшие район угледобычи с крупнейшими индустриальными центрами.
Контурная карта «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»
Соотнесите между собой имена государственных деятелей и их
высказывания.
1. С.Ю. Витте
2. Николай II
3. В.К. Плеве
|
А. «Я убежден, что обновить Россию по плечу только исторически сложившемуся у нас самодержавию».
Б. «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».
В. «Отчего могли подумать, что я буду либералом? Я терпеть
не могу этого слова».
|
в
1.8. Укажите верный вариант продолжения фразы.
1. Главным военным союзником России в конце XIX – началеXX в. была…
2. Созванная по инициативе российского императора международная конференция по вопросам разоружения состоялась в…
3. Главным противником России в борьбе за влияние на Балканах была…
4. По соглашению с Китаем Россия получила в аренду на 25 лет…
5. В ходе борьбы за усиление своих позиций в Северном Китае Россия столкнулась с…
6. В 1907 г. в Петербурге договор о разделе сфер влияния в Персии и Афганистане подписали Россия и…
7. Военно-политический союз, в который входила Россия, назывался…
|
А. Германия
Б. Франция В. Италия
А. Гааге
Б. Брюсселе
В. Хельсинки
А. Австро-Венгрия
Б. Германия В. Болгария
А. свободную
экономическую зону в Шанхае Б. остров Тайвань В. Ляодунский полуостров
А. Японией
Б. США В. Германией
А. Индия
Б. Англия
В. Германия
А.Лига Наций
Б. Тройственный союз В. Антанта
|
1.9. Соотнесите события русско-японской войны и их даты.
1. Высадка японцев в Корее
2. Оборона Порт-Артура
3. Сражение под Мукденом
4. Портсмутский мир
5. Сражение под Ляояном
6. Гибель флагманского броненосца «Петропавловск», на котором находился командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С. О. Макаров
7. Нападение японцев на русские корабли в порту Чемульпо, гибель крейсера «Варяг»
8. Сражение в Цусимском проливе
|
А. 27 января 1904 г.
Б. 31 марта 1904 г.
В. Февраль 1904 г.
Г. Август 1904 г.
Д. Август-декабрь1904 г.
Е. Февраль 1905 г
Ж. Май 1905 г
З. 23 августа 1905 г.
|
1.10. Контурная карта «АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИВ НАЧАЛЕ XX ВЕКА»
|
Красными точками отметьте не менее пяти промышленных центров Сибири и напишите их названия.
Синей точкой обозначьте крупнейший российский порт в Приморье и напишите его название.
Зелёной линией обозначьте Транссибирскую железнодорожную магистраль.
Жёлтой линией покажите Китайско-Восточную железную дорогу.
Коричневой линией обведите границы территории, потерянной Россией в результате войны с Японией.
|
1.11. Контурная карта «РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА»
Подпишите на карте названия стран, ставших арендой русско-японской войны
Синим цветом покажите нападение японцев на русский флот 1904г., зелёным – действия японской армии на суше.
Обозначьте красной точкой и напишите название города, который русские войска обороняли с мая по декабрь 1904 г.
Чёрным треугольником обозначьте место Цусимского сражения.
Красной линией покажите положение русских войск к концу войны.
1.12. Заполните схему, используя термины: Государственный Совет,
император, Государственная дума, Совет министров,
императорская канцелярия
СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ в 1906-1917гг.
1.13. Обозначьте цифрами, о ком идет речь в тексте: 1 – П. А.
Столыпин; 2 – С. Ю. Витте; 3 – С. В. Зубатов; 4 – А. И. Путилов.
Родился в обедневшей дворянской семье. В 1889 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Отказавшись от профессорской карьеры, в 1890 г. поступил помощником юристконсульта в Министерство финасов, а в 1905 г. стал товарищем министра финансов, управляющим Крестьянским и Дворянским земельными банками. В 1905 г. перешел на службу в частные банки, стал крупным финансистом и промышленником. Являлся директором-распорядителем крупнейшего в государстве Русско-Азиатского банка, председателем англо-русского нефтяного общества, председателем правления акционерного общества механических и трубных заводов «Промет», членом правлений табачных фабрик «Лаферм», «Асмолов», «Дукат», Глузорских и Чудовских цементных заводов, ряда железных дорог и речных пароходств, вагоностроительных, металлургических заводов и др.
Родился в семье крупного чиновника. В 1866 г. поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1869г. начал государственную службу, специализировался в коммерческой области железнодорожного дела. В 1890 г. по распоряжению Александра III, минуя все иерархические ступени, был назначен директором департамента, а в 1892 г. – министром финансов. Был фактическим руководителем российской экономики. В 1897 г. он говорил: «В России происходит теперь то, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Россия должна перейти на него. Это мировой непреложный закон». Был инициатором финансовой реформы 1897 г., добился от Китая аренды Порт-Артура, провел ряд экономических преобразований. В 1903 г. был назначен председателем Комитета министров.
В годы учебы в гимназии был членом нелегальных кружков. Под угрозой высылки из Москвы согласился сотрудничать с московской охранкой. Быстро сделал карьеру, став в 1889 г. помощником, а в 1896 г. начальником Московского охранного отделения. В борьбе с революционными организациями широко использовал метод провокаторства. В 1901 г. под надзором полиции начал создавать легальные рабочие организации. Однако эта политика потерпела крах. С одной стороны, правительство не шло на реформы в области рабочего законодательства, в другой – предприниматели были недовольны полицией,
которая вмешивалась в их отношения с рабочими. Он не смог предотвратить
участия своих агентов в забастовочном движении и в 1903 г, получив отставку, был выслан во Владимир. Узнав о свержении монархии в 1917 г., покончил жизнь самоубийством.
Родился в старинной дворянской семье. В 1881 г. окончил Виленскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Крупный помещик, убежденный монархист, он после окончания университета служил в Министерстве государственных имуществ, в 1899 г. был назначен ковенским губернским предводителем дворянства, в 1902 г. – гродненским губернатором, в 1903 г. – губернатором в Саратове. В апреле 1906 г. стал министром внутренних дел, а в июле одновременно председателем Совета министров. Являясь защитником «твердой власти», выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на модернизацию России. Считал, что прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина-собственника, мелкого землевладельца, и когда эта задача будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. На него было подготовлено 11 покушений. Был смертельно ранен 1 сентября 1911 года.
1.14. Расставьте в хронологическом порядке события первой
российской революции.
1. Стачка рабочих в Иваново-Вознесенске
2. «Кровавое воскресенье»
3. Учреждение «Булыгинской» думы
4. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»
5. Всероссийская Октябрьская стачка
6. Выборы в первую Государственную думу
7. Вооруженное восстание в Москве.
1.15. Укажите верный вариант продолжения фразы.
1. I Государственная дума начала свою работу в…
2. В выборах в I Государственную думу не участвовали…
3. Право избирать и быть избранным имели…
4. Выборы проводились по…
5. Председателем I Думы был избран…
|
А. октябре 1905 г. Б. декабре 1905 г. В. апреле 1906 г.
А. кадеты
Б. меньшевики
В. эсеры
А. все сословия без ограничений
Б. все мужчины в возрасте От 25 лет
В. все мужчины и женщины, кроме
солдат и студентов
А. куриям
Б. сословиям
В. классам
А. М.В. Родзянко
Б. С.А. Муромцев
В. Ф.А. Головин
|
1.16. Отметьте положения, характеризующие аграрную реформу П. А.
Столыпина.
1. Пополнение государственного бюджета за счет восстановления подворного
Налогообложения в деревне
2. Ликвидация «земельного голода» в губерниях Европейской части России
3. Создание слоя крестьян-собственников за счет разрушения общины
4. Создание образцовых хозяйств на основе обобществления крестьянских наделов
и коллективного труда.
5. Расширение товарно-денежных отношений в аграрном секторе экономики
6. Постепенная ликвидация помещичьего землевладения путем организации
земельных аукционов
7. Освоение земель Сибири и Дальнего Востока за счет осуществления
переселенческой политики
8. Ослабление социальных противоречий между крестьянством и помещиками
1.17. Соотнесите названия партий, имена их лидеров и основные
пункты программы.
-
1. «Союз 17 октября»
2. РСДРП(б)
3. ПСР
4. Консти- туционно- демокра-тическая партия
5. «Союз русского русского
|
I. В.И. Ленин
II. П. Н. Милюков
III. А. И. Гучков
IV. А. И. Дубровин
V. В. М. Чернов
|
А. Создание парламентской конституционной монархии английского типа и реализации принципа разделения властей; введение всеобщего избирательного права и демократических свобод; дарование всем народам России право на культурное самоопределение, Польше и Финляндии – политическую автономию; расширение крестьянских наделовелов за счет помещичьих земель с выплатой владельцам вознаграждения из государственной казны
Б. Введение в России конституционной монархии с Государственной думой; представление населению гражданских свобод, свободы торговой и промышлен- ной деятельности; возвращение отрезков крестьянам, в крайнем случае – за счет выкупа помещичьих земель; отрицание права культурной автономии народов Российской империи, лозунг «единой и неделимой России»
В. Сохранение в России неограниченной монархии; идеологическая программа – «самодержавие, православие, народность»; разделение народов на «дружественные» и «враждебные», антисемитизм;
отказ признать уступки царизма обществу,
выраженные в «Манифесте 17 октября»
Г. Ликвидация самодержавия и созыв Учредительного собрания на основе всеобщего и равного избирательного права; построение социализма на основе крестьянской общины; уравнительное распределение земли между крестьянами; введение в национальных окраинах автономии областей и общин на федеративных началах, признание за ними права на самоопределение.
Д. Свержение самодержавия и замена его демо- кратической республикой; предоставление
русскому населению гражданских прав и свобод;
введение широкого самоуправления, реализация права наций на самоопределение и отделение от России; отмена выкупных платежей за землю, возвращение ранее выплаченных сумм и крестьянских отрезков; затем – совершение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата в России, построение социалистического общества
|
1.18. Соотнесите имена поэтов и художественные направления, к
которым они принадлежали.
-
-
В. Хлебников, И. Северянин, В. В. Маяковский
2. Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам
3. В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус
|
А. Символизм
Б. Футуризм
В. Акмеизм
|
1. 19. Соотнесите имена художников и названия творческих
объединений, к которым они принадлежали.
-
-
1. И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. В.В.Верещагин, В. М. Васнецов
2. П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян,
Н. Н. Сапунов
3. К. А. Коровин, В. А. Серов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих,
Е. Е. Лансере, К. А. Сомов
|
А. «Мир искусства»
Б. Товарищество пердвиж-
ных художественных выставок
В. «Голубая роза»
|
1.20. Отметьте, о ком идет речь в тексте.
Он родился в Новгороде, получил образование в Санкт-Петербурге. Сблизившись со столичными художниками, стал издавать журнал «Мир искусства», с помощью которого стремился не только познакомить публику с художественной культурой прошлого, но и способствовать развитию
современного искусства в России.
Его деятельность охватывала различные области искусства: в 1901 г. он организовал в Санкт-Петербурге музыкальные вечера, в 1905 г. – выставку живописи, а в 1906 г. – выставку русского искусства в Париже. Затем он начал проведение «Русских сезонов»: в 1908 г. представил французской публике «Бориса Годунова» М. Мусоргского с Ф. Шаляпиным в главной роли, в 1909 г. в театре «Шатле» впервые выступила труппа «русского балета», триумфальные представления которой продолжались до 1929 года. Одна из современниц писала об этом человеке: «Он был существом и обобщением своего времени. Он вобрал в себя и представил своим совре-
менникам сосредоточие художественных ценностей, как бы отраженных
в призме.
1. К. С. Станиславский
2. С. Т. Морозов
3. С. П. Дягилев
Отметьте цифрами произведения, созданные художниками: 1 – И.Е. Репиным, 2 – М.В. Нестеровым, 3 – К.С. Петровым-Водкиным, 4 – М. Шагалом, 5 – Н.К. Рерихом, 6 – К.С. Малевичем.
1.22. Отметьте цифрами, в каком стиле построены здания :
1 – неорусский, 2 – модерн, 3 – неоклассицизм
-
А.В.Щусев. Церковь Покрова Богородицы в Москве.
|
Ф.Н.Лидваль. Азовско-Донской банк.
|
В.А.Покровский. Усыпальница в Новодевичьем монастыре.
|
Ф.О. Шехтель.
Особняк С.П.Рябушинского в Москве
|
В.Д.Адамович и В.М.Маят. Особняк Н.А.Второва в Москве
|
Л.Н.Кекушев. Особняк И.А.Миндовского в Москве
|
И.Е.Бондаренко. Старообрядческая церковь Покрова Богородицы в Москве
|
|