Мастерство педагога как показатель результативности педагогической деятельности
Сборник статей педагогов дополнительного образования ГБУ ДО Центр творчества «На Вадковском»
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «НА ВАДКОВСКОМ»
2018
Оглавление
Авдеев С.П.
Об организации работы с подростками в оркестрово-ансамблевом классе Эстрадно-джазовой студии 4
Способы развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования. 8
Опыт проведения этюдной практики в изостудии с учащимися младшего школьного возраста 12
Палитра - дом для всей семьи 15
(из опыта работы с семьёй) 15
Керамика как средство развития творческой активности детей 17
(из опыта работы объединения «Керамика») 17
О звуке с первых шагов юного пианиста 21
Психология традиционного народного пения 29
Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС). 34
Мастер-класс в технике «Витраж» 34
Короткая Т.В., 34
Творческая мастерская 34
«Изображаем мир своими руками» 34
Музыкальный театр как средство повышения эффективности 39
обучения английскому языку на примере деятельности 39
объединения английского языка «Up to the Top» 39
Музыкальное воспитание ребенка с расстройством аутистического спектра в учреждении дополнительного образования. Из опыта работы в классе фортепиано. 43
Музей как средство духовного развития в контексте создания творческого проекта 47
Продольнова Н.В., 47
Мастерская «Очень Умелые ручки» 47
ПУТЬ К УСПЕХУ НАЧИНАЮЩЕГО МУЗЫКАНТА 52
Использование игр - лабиринтов как средства развития логического мышления 55
Семейный туристский клуб как площадка для взаимопомощи, взаимоподдержки, духовного обогащения, оздоровления и социальной адаптации семей с детьми 58
Инклюзивное музыкальное обучение в Студии музыкального творчества «Торжество муз» 61
Об организации работы с подростками в оркестрово-ансамблевом классе Эстрадно-джазовой студии
Авдеев С.П.,
педагог дополнительного образования,
объединение «Эстрадно-джазовая студия»
Ключевые слова: музыкальные способности, эстетическое развитие личности, психологическое состояние подростков.
Аннотация: в статье представлен опыт практической работы с подростками в эстрадно-джазовой студии, дана характеристика учебно-репетиционного процесса в оркестрово-ансамблевом классе.
Развитие музыкальных, творческих способностей и эстетическое развитие личности ребенка, особенно в подростковом возрасте, является на сегодняшний день одной из главных задач обучения и воспитания многогранной личности.
В «Эстрадно-джазовой студии» Центра творчества «На Вадковском» четвертый год реализуется дополнительная общеразвивающая программа «ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВАЯ СТУДИЯ», в программу обучения которой входят предметы: специальный инструмент, теория музыки (сольфеджио), инструментальный ансамбль.
К важнейшим аспектам обучения детей подросткового возраста в эстрадно-джазовой студии мы причисляем классы инструментального ансамбля, поскольку занятия в ансамблевом классе позволяют обучающимся на практике применять исполнительские умения и навыки, полученные на занятиях по индивидуальному инструменту, и теоретические знания, приобретённые на сольфеджио.
Отметим, что коллективное музицирование, не подавляя индивидуальное, творческое начало ребенка, развивает имеющиеся у подростка музыкальные природные задатки, формирует и развивают эстетические интересы, потребности и предпочтения учащегося, и, что особенно важно, самодисциплину, чувство коллективизма и ответственности перед собой и коллективом за проделанную учебную и творческую работу. Помимо этого, именно оркестрово-ансамблевый класс помогает максимально полно осуществить поставленные Студией задачи освоения подростками различных современных эстрадно-джазовых стилистических направлений, овладения базовыми основами джазовой импровизации, развития музыкально-творческих способностей, самоактуализации и самореализации личностного потенциала, воспитания сценической и артистической культуры, социализации личности подростка в успешной концертно-сценической деятельности.
Известно, что при создании сплочённого творческого коллектива возникает много организационных сложностей. На сегодняшний день это связано с повышенной школьной загруженностью старшеклассников. Помимо Эстрадно-джазовой студии, ребята занимаются либо в других объединениях по интересам, либо посещают предметные курсы, либо имеют дополнительные занятия с преподавателями школьных дисциплин. Поэтому важной составляющей организационной работы руководителя коллектива является составление максимально удобного расписания занятий, максимально точное планирование учебного репертуара, максимально скрупулёзная подготовка к каждому репетиционному занятию. Помимо этого, руководителя не могут не заботить такие проблемы как подготовка класса к занятиям, настройка аппаратуры и коммутация оборудования, создание аранжировок.
Рассмотрим систему работы с подростками, сложившуюся в оркестрово-ансамблевом классе Эстрадно-джазовой студии.
Условия приёма обучающихся в Студию позволяют принимать детей и различного возраста и разного уровня владения музыкальными инструментами. Ввиду этого, работа по формированию нового ансамбля и/или доукомплектованию уже имеющихся коллективов начинается с прослушивания как вновь принимаемых учащихся, так и занимающихся в студии не первый год. Некоторые приходят учиться в студию с «нуля», т.е. не имея музыкального образования, и получают знания в классах студии. Другие - имеют за плечами ДМШ, ДШИ, другие музыкальные студии и т. д. Без сомнения, важно при комплектовании нового учебного ансамбля точно подобрать состав не только по музыкальным способностям и профессиональным возможностям, но и верно учесть возрастные, психологические и личностные характеристики каждого из них. Это в дальнейшем отразится на судьбе вновь организованного ансамбля: останется ли он на уровне учебного коллектива, возможно вовсе «распадётся» или со временем дорастёт до нового концертного коллектива студии, который будет представлять студию на различных концертных площадках, конкурсах и фестивалях.
После формирования состава ансамбля, начинается подбор и подготовка учебного репертуара к работе. Известно, что у каждого музыкального инструмента есть, так называемые, «удобные» тональности: для клавишных – это C dur, для гитары – e moll, для духовых – тональности с минимальным количеством знаков при ключе. Поэтому, при выборе произведений, соответствующих уровню детей, определяется удобная для всех исполнителей тональность. В том случае, когда в составе ансамбля входит вокалист, как правило, предпочтение отдаётся той тональности, в которой удобно петь и наиболее выигрышно звучит голос солиста.
Следующий этап работы – инструментовка и аранжировка репертуара под конкретный инструментальный состав ансамбля. Каждая аранжировка уникальна, поскольку составы ансамбля не регламентируются строгими правилами, а следуют требованиям наличия групп инструментов. Традиционно инструменты эстрадно-джазовых ансамблей разделяют на две группы: ритм и духовые. Реже, но может добавляться и вокальная группа. Ритм группа, как правило, имеет в составе ударную установку, перкуссию, клавишные инструменты, бас-гитару и электрогитару, при этом, клавишные и электрогитара могут удваиваться. В духовую группу могут входить флейта, кларнет, саксофон (сопрано, альт, тенор, баритон), труба (корнет, флюгельгорн), тромбон. Аранжировка выполняется либо педагогом, либо заказывается у аранжировщика.
Современные музыкальные технологии позволяют сегодня осуществлять то, что ещё несколько десятилетий назад не могли делать композиторы, аранжировщики, исполнители, а именно, услышать произведение в электронной версии звучания (MIDI) до начала его разучивания и живого сценического исполнения. Следует заметить, что детям предлагается просматривать и прослушивать партитуру не только той версии, которую будет исполнять ансамбль, но и другие версии, записанные различными исполнителями в разное время и в различных стилях. Без сомнения, это развивает музыкальную наблюдательность детей, обогащает их музыкально-слуховой багаж, расширяет представления и знания о палитре эстрадных и джазовых стилей.
Наступает важный момент учебно-репетиционного процесса — это посадка коллектива. Известно, что это зависит от комфортности помещения, т.е. от его объема, формы, расположения окон и двери, что, в свою очередь, влияет на расстановку аппаратуры в учебном кабинете. Существует два вида посадки ансамбля: концертная и репетиционная. Концертная посадка копирует сценическое расположение инструментов и исполнителей - лицом к залу. Репетиционная посадка отличается тем, что дети садятся таким образом, чтобы хорошо видеть не только руководителя, но и коллег по коллективу и слышать каждого участника ансамбля.
Следует отметить один из самых важных аспектов в работе любого музыкального коллектива – это интонационная и динамическая настройка инструментов ансамбля. Известно, что понятие «ансамбль» происходит от французского слова ensemble — совокупность, стройное целое, т.е. согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. Из чего следует, что верная интонационная настроенность каждого инструмента даёт ту согласованность звучания, которая и приводит к стройному гармоническому целому. Все инструменты должны быть настроены и динамически таким образом, чтобы не выделяться на фоне других инструментов громкостью.
После настройки высоты и силы звука следует непосредственно «сыгрывание» коллектива, в процессе которого дети привыкают к звучанию ансамбля, к манере исполнения на инструментах своих коллег, акустическим особенностям помещения и аппаратуры. Для достижения наилучшего результата в слаженности звучания ансамбля используются специальные упражнения и несложные пьесы, как правило, кантиленного характера. В процессе «сыгрывания» ансамбля проводятся групповые репетиции по ансамблевым группам: духовые инструменты, ритм группа, вокальная группа, в течение которых дети привыкают к звучанию инструментов своей группы: медные духовые (труба, флюгельгорн, тромбон), деревянные духовые (саксофон, кларнет, флейта).
Во время групповых репетиций исполнителям поясняются особенности штриховой культуры, культуры исполнения стилистических особенностей различных произведений. В случае наличия в составе ансамбля/оркестра вокальной группы и сложной полифонической инструментовки, с группами, помимо руководителя, работают концертмейстеры студии.
Когда ансамбль сыгран, можно приступать к работе над репертуаром. Данная работа предполагает репетиции полным составом ансамбля, с привлечением концертмейстеров, педагогов по специальным инструментам. Одной из важнейших тем занятий является стилистически правильное исполнение произведений. В Эстрадно-джазовой студии изучается и исполняется музыка не только зарубежных, но и отечественных композиторов различных стилей и жанров, таких как классика, классика в современной (джазовой, рок и поп) обработке, поп-музыка, рок-музыка, джазовая музыка и др. Мы уверены, что детям необходимо не только объяснять, как правильно играть в определенной стилистике, но и пояснять, чем же отличается один стиль от другого, демонстрировать их различия, предоставлять возможность для аудио прослушивания и видео просмотра записей из фоно- и видеотеки, анализировать нотные примеры.
Когда репертуар выучен, наступает следующий серьёзный момент в работе с коллективом - подготовка к концертным выступлениям. Начинается знакомство студийцев с правилами поведения на сцене во время концертных номеров, т.е раскрываются секреты сценической культуры поведения: как правильно выйти на сцену, как подготовить инструмент к концертному номеру, как правильно стоять на сцене в различных ситуациях. Особенно выделяются нестандартные ситуации, такие как: проблемы со сценической аппаратурой, ожидание объявления, проблемы со светом, звуковым оборудованием, внезапная неисправность инструментов.
Известно, что сценическому выступлению предшествует акустические репетиции в большом зале, как правило, это концертные залы, в которых проходят концерты, конкурсы, фестивали. Непривычная обстановка, нестандартное оборудование, особенности акустики залов и разный объем помещений не дают возможности в полном объеме отрепетировать всё в учебном кабинете. Поэтому крайне необходимо проводить предконцертные репетиции в зале для привыкания к нестандартным условиям звучания и приближенной, к концерту, обстановке.
Отдельное место в подготовке к выступлению занимает, наравне с исполнительской подготовкой, подготовка концертного костюма. Внешний вид очень важен не только с точки зрения зрителя и эстетики выступления, но и с точки зрения комфортности во время исполнения для юных артистов. Поскольку репертуар студии в основе своей составляет эстрадная и джазовая музыка, концертный костюм не обязательно должен быть строгим (черный низ - белый верх и бабочка). Это может быть одежда свободного стиля, подчеркивающая индивидуальность исполнителей. Главное, чтобы костюм был опрятным, не выбивался из общего стиля коллектива и был комфортным.
Особенного внимания требует психологическое состояние подростков, выходящих на сцену. Волнуются все! Как начинающие музыканты, так и «бывалые» музыканты, имеющие большой опыт выступлений, независимо от возраста и уровня владения инструментом. Для нас важно правильно подготовить детей к выступлению, смоделировать несколько возможных ситуаций, объяснить, как правильно бороться с волнением и страхом, помочь с настройкой инструмента. Мы не забываем и то, что подростки особо ранимы и часто не уверены в своих силах. Поэтому морально подержать учащихся как перед выходом на сцену, так и после выступления особенно важно.
Все разборы ошибок выступления делаются только на занятиях в классе в спокойной обстановке. И никогда! не делаются в день концерта и сразу после него. Мы уверены и строго следуем такому правилу, что после концерта нужно похвалить и успокоить детей, сказать слова поддержки. Для нас важно, чтобы дети ушли окрылённые своим выступлением, чтобы они были замотивированы на преодоление трудностей и достижение новых побед!
Напрашивается вывод, что, с одной стороны, работа педагога в оркестрово-ансамблевом классе очень сложна, многогранна, многофункциональна и затрагивает такие аспекты его деятельности как педагогика, психология, музыкальная педагогика и психология, оркестрово-ансамблевое музицирование, аранжировка, компьютерная аранжировка, звукорежиссура, сценическое и актерское мастерство, инструментоведение, чтение и анализ партитур и другие. С другой стороны, участие в музыкальном ансамбле позволяет подросткам плодотворно использовать полученные на занятиях по специальности и теории музыки умения и навыки, тем самым успешно реализовывать себя в статусе начинающего эстрадно-джазового музыканта, повысить свой статус среди учителей и сверстников, приходящих на концерты коллектива, доставить радость и гордость своим близким, занять своё свободное время полезной позитивной деятельностью, что, в свою очередь, является эффективной профилактикой отклоняющегося поведения подростков, продуктивного развития личности подростка, его успешной социализации, возможно, будущего профессионального самоопределения.
Литература:
1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — М.: Музыка, 1974. — 336 с.
Блох О.А. Педагогика и психология музыкального творчества: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2012. – 232 с.
Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968. — 567с.
Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных и вокально-инструментальных ансамблей: - М.: Музыка, 1983, - 237с.
Докшицер Т. Трубач на коне. - М., Издательство «Композитор», 2008. - 232с.
Иванов В. Д. Словарь музыканта-духовика: — М.: Музыка, 2007. — 128 с.
Соколов А. Практическое руководство любительскими эстрадными и джазовыми оркестрами: Учебное пособие. - М.: Мелограф, 2004.-120 с.
|