Приложение № 6
к Техническому заданию на выполнение опытно-конструкторской работы и создание опытного образца систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город"
Требования
к подсистеме поддержки принятия решений1
ПППР предназначена для информационно-аналитического обеспечения процессов подготовки вариантов возможных управленческих решений по предупреждению и ликвидации последствий КСП и планов их реализации, формирования соответствующей аналитической и статистической отчетности.
Требования к архитектуре ПППР
Данная подсистема должна строиться по централизованной архитектуры "клиент-сервер", состоять из следующих основных компонентов:
сервера ПППР;
расчетных и прогнозных модулей;
АРМ "Специалиста ПППР";
АРМ "Администратора ПППР";
АРМ "Руководителя ПППР".
и обеспечивать посредством обмена УКИО соответствующие удаленные запросы на поддержку принятия решений от рабочих мест пользователей АПК "Безопасный город" в ЕДДС следующих подсистем опытного образца:
подсистемы приема и обработки обращений;
подсистемы обеспечения координации и взаимодействия;
подсистемой комплексного мониторинга;
подсистемой комплексного информирования и оповещения.
Требования к унификации обработки данных ПППР
ПППР должна обеспечивать унифицированные возможности ввода, вывода, хранения, редактирования и анализа данных по оперативной обстановке, по объектам транспортной инфраструктуры, по промышленно опасных объектов и социально-значимые объекты, а также других данных, требующихся для функционирования АПК "Безопасный город", в том числе:
реестр нормативных правовых актов Омской области и муниципальных образований Омской области, включая планирующие документы, в том числе:
планы действий в кризисных ситуациях;
планы реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций;
разделы инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и ЧС;
специальные технические условия инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и ЧС;
планы создания и содержания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
планы реализации мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий кризисных ситуаций;
реестр документов в сфере комплексной безопасности, разрабатываемых для:
потенциально опасных объектов в соответствии с требованиями нормативных и методических документов, принятых во исполнение Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
гидротехнических сооружений и накопителей промышленных отходов в соответствии с требованиями нормативных и методических документов, принятых во исполнение Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
реестр паспортов безопасности территорий муниципальных образований и региона в целом, разрабатываемых в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 25 октября 2004 года № 484 (регистрация в Минюсте РФ от 23 ноября 2004 года № 6144).
Конкретный перечень данных по оперативной обстановке, по объектам транспортной инфраструктуры, по промышленно опасных объектов и социально-значимые объекты, унифицированные возможности ввода, вывода, хранения и редактирования которых должны обеспечиваться ПППР, определяются Исполнителем на этапе разработки эскизно-технического проекта по согласованию с Государственным заказчиком.
Хранимая информация должна быть классифицирована в соответствии с требованиями справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах. Используемая система классификаторов должна обеспечивать предоставление информации в сфере комплексной безопасности в следующих разрезах:
административно-территориальное деление;
проблемная область;
отрасль;
государственная программа.
Критерии классификации информации ПППР и конкретные требования к справочникам информации ПППР определяются Исполнителем на этапе разработки эскизно-технического проекта по согласованию с Государственным заказчиком.
Общие требования к классификаторам ПППР
Используемая система классификаторов должна обеспечивать предоставление географических данных в сфере комплексной безопасности, в том числе:
схемы территориального планирования территорий муниципальных образований и территории Омской области в целом с требованиями нормативных и методических документов, принятых во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации";
генеральные планы (планирование развития застраиваемой и близлежащей территории);
размещение групп новых промышленных предприятий и отдельных категорированных объектов (план "красных линий");
размещение объектов заинтересованности Омской области, включая промышленно-опасных объектов, критически важных объектов и объектов особой важности на территории региона с указанием режима их функционирования, сменности и наибольшая рабочая смена, в том числе:
схемы с обозначением на них объектов;
иные планы и схемы.
размещение оконечных устройств систем мониторинга обстановки;
размещение оконечных устройств систем оповещения и информирования населения;
размещение сил и средств аварийно-спасательных формирований и иных подразделений оперативного реагирования на территории Омской области;
зоны ответственности подразделений оперативного реагирования.
Конкретный перечень географических данных в сфере комплексной безопасности в ПППР определяется Исполнителем на этапе разработки эскизно-технического проекта по согласованию с Государственным заказчиком.
Требования к информации о КСП
ПППР должна обеспечивать ввод информации о КСП, угрозах их возникновения. Информация о КСП должна включать в том числе:
источник информации о КСП;
классификация КСП, включая определение проблемной области, отрасли, ведомственной подчиненности, административно-территориальной принадлежности и соотнесение с конкретной территорией/объектом;
географическая привязка (место происшествия) КСП;
временные показатели КСП;
набор исходных данных для прогнозирования зон возможного поражения и оценки возможного ущерба;
набор исходных данных для планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий КСП, оповещению и информированию населения, эвакуации и первичному жизнеобеспечению населения;
социальный ущерб от КСП;
перечень объектов, оказавшихся в зоне поражения в результате КСП;
ранжирование КСП по степени опасности;
Решение на мероприятия по разрешению КСП;
паспорт территории/объекта (ссылка на соответствующий документ);
иные описательные документы КСП (ссылки на соответствующие документы).
Конкретный перечень информации о КСП в ПППР определяется Исполнителем на этапе разработки эскизно-технического проекта по согласованию с Государственным заказчиком.
ПППР должна обеспечивать нанесение объектов на электронную карту и сохранение данных оперативной обстановки в зоне КСП.
ПППР должна обеспечивать возможность выполнения географической привязки как существующих, так и вновь добавляемых данных.
Требования к базам данных ПППР
ПППР должна обеспечивать возможность ведения баз данных по следующим категориям объектов:
объекты транспортной инфраструктуры:
автомобильный транспорт, включая:
автомобильные дороги;
транспортные сооружения;
придорожная инфраструктура;
опасные участки;
силы и средства прикрытия;
железнодорожный транспорт, включая:
железные дороги;
железнодорожные сооружения;
опасные участки;
железнодорожные переезды (регулируемые и нерегулируемые);
силы и средства прикрытия;
воздушный транспорт, включая:
аэропорты и аэродромы;
вертолетные площадки;
водный транспорт, включая:
причалы;
внутренние водные пути;
паромные переправы;
постоянно действующие органы;
органы повседневного управления;
координирующие органы;
силы и средства, включая:
зоны ответственности, с отображением в ГИС;
информацию по численности и укомплектованности личного состава;
информацию по технической оснащенности подразделений;
потенциально-опасные объекты, включая:
радиационно-опасные объекты;
химически-опасные объекты;
биологически опасные объекты;
пожаро- и взрывоопасные объекты;
гидродинамически опасные объекты;
социально-значимые объекты, включая:
объекты здравоохранения (с учетом категории электроснабжения);
объекты образования;
объекты культуры;
спортивные сооружения;
туристические объекты;
объекты теплоснабжения;
объекты электроснабжения;
объекты водоснабжения;
объекты газоснабжения;
объекты промышленности;
гидротехнические сооружения;
водные ресурсы;
лесное хозяйство;
сельское хозяйство;
объекты нефтегазового хозяйства, включая:
газопроводы и нефтепроводы;
нефтегазохранилища;
объекты нефтегазопереработки.
объекты массового отдыха вблизи водных объектов, включая:
пляжи (официальные и несанкционированные зоны отдыха);
места зимней ловли рыбы.
Перечень и категории объектов, ведение которых будет осуществляться в базах данных ПППР, может уточняться Исполнителем на этапе разработки эскизно-технического проекта по согласованию с Государственным заказчиком.
Требования к прогнозированию последствий КСП
ПППР должна обеспечивать прогнозирование последствий КСП, с привязкой к геоинформационной подсистеме с нанесенными слоями потенциально опасных объектов и учетом модели рельефа местности для следующих типов КСП:
газопаровоздушных смесей;
пылевоздушных смесей;
конденсированных взрывчатых веществ;
сжатых газов, а также сжиженных горючих и негорючих газов.
пожары проливов легко воспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей;
аварии на магистральных нефтепроводах;
аварии на магистральных газопроводах;
лесные (природные) пожары (с учетом рельефа местности, естественных и искусственных препятствий для распространения, а также взаимовлияния рядом распространяющихся пожаров);
аварии на радиационно опасных объектах;
выбросы (выливы) ОХВ:
выбросы (выливы) ОХВ на подстилающую поверхность;
попадание ОХВ в водотоки (водоемы);
биолого-социальные ЧС;
разливы нефти, в том числе с попаданием в водоемы;
аварии на ГТС с разрушением напорного фронта;
аварии на объектах инфраструктуры, связанные с нарушением связности, в том числе:
энерго-, водо-, тепло-, газоснабжения и водоотведения;
линий связи;
связности дорог;
наводнения и затопления;
землетрясения.
Перечень документов, в соответствии с которыми должно осуществляться прогнозирование и оценка последствий КСП, указан в таблице № 1 настоящих Требований.
Перечень типов КСП, в отношении последствий которых должно осуществляться прогнозирование в ПППР, и методик осуществления прогнозирования может уточняться Исполнителем на этапе разработки эскизно-технического проекта по согласованию с Государственным заказчиком.
Таблица № 1. Перечень документов, в соответствии с которыми должно осуществляться прогнозирование и оценка последствий КСП
Наименование документа
|
Параметры прогнозирования/оценок
|
1
|
2
|
Техногенные ЧС
|
Аварии на радиационно-опасных объектах
|
ПНАЭ В-19-202-89. Методика оценки радиационной обстановки при разрушении ядерного реактора на атомной электростанции
|
Размеры зон защитных мероприятий;
Размеры зоны экстренной эвакуации;
Размеры зоны йодной профилактики;
Структура потерь персонала радиационно-опасных объектах;
Количество населения, подлежащего эвакуации;
Потребности в жизнеобеспечении населения;
Расчет сил и средств для дезактивации местности;
Количество нарушений на коммунально-энергетических сетях
|
СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)"
|
Основные пределы доз
Допустимые уровни монофакторного воздействия (для одного радионуклида, пути поступления или одного вида внешнего облучения), являющиеся производными от основных пределов доз:
пределы годового поступления (ПГП);
допустимые среднегодовые объемные активности (ДОА);
среднегодовые удельные активности (ДУА);
другие производные пределы доз;
|
Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий. Ч. I. Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных аварий/ под общ. ред. В.А. Владимирова – М., 2005
(ISBN 5-98749-001-4)
|
Оценка радиационной обстановки при разрушении ядерного реактора на атомной электростанции.
Планирование мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий.
|
1
|
2
|
Выбросы (выливы) ОХВ
|
РД 52.04.253-90. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте
|
Оперативная методика.
Единственный сценарий – мгновенное полное разрушение емкости.
Глубина, угловые размеры и площадь зоны химического заражения при 4-часовой экспозиции;
Статистическая стратификация поражений (25/40/35).
|
МУ 2000/218. Прогнозирование медико-санитарных последствий химических аварий и определение потребности в силах и средствах для их ликвидации
(утв. зам. Министра здравоохранения РФ Г.М. Петровым 9.02.2011)
|
Глубина, угловые размеры и площадь зоны химического заражения;
Стратификация зон по степени поражения;
Количество и структура пораженных;
Потребные медицинские силы и средства.
|
РД 03-418-01 Методические указания по оценке последствий аварийных выбросов опасных веществ (ТОКСИ-2) (согл. Госгортехнадзором России, утв. директором НТЦ "Промышленная безопасность" В.И. Сидоровым)
|
Глубина и площадь зоны химического заражения;
Поле концентраций;
Поле токсодоз;
Индивидуальный риск поражения по пробит-функции.
|
РД 03-26-2007 Методические указания по оценке последствий аварийных выбросов опасных веществ (ТОКСИ-3) (утв. директором ФГБУ НТЦ "Промышленная безопасность" В.И. Сидоровым, УДК 658.382.3:331.461.2)
|
Глубина и площадь зоны химического заражения;
Поле концентраций;
Поле токсодоз;
Индивидуальный риск поражения (пробит-функция);
Количество ОВ, участвующее во взрывных превращениях (от 0,5 нижнего концентрационного предела воспламенения до верхнего концентрационного предела воспламенения).
|
Методика прогнозной оценки загрязнения открытых водоисточников аварийно химически опасными веществами в ЧС, ВНИИ ГОЧС, 1997
|
Прогноз распространения АХОВ в открытых водоисточниках:
глубина распространения примеси;
скорость распространения примеси.
|
Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий. Ч. II. Методические рекомендации по ликвидации последствий химических аварий/ под общ. ред. В.А. Владимирова – М., 2005
(ISBN 5-98749-001-4)
|
Оценка химической обстановки при аварии на химически опасных объектах.
Планирование мероприятий по ликвидации последствий химических аварий.
Расчет потребных сил и средств при выбросах (выливах) ОХВ.
|
1
|
2
|
Аварии на пожаровзрывоопасных объектах
|
РБ Г-05-039-96. Руководство по анализу опасности взрывов и оценке их мех. воздействия (Приложения 3,4)
|
Параметры воздушно-ударной волны для конденсированных взрывчатых веществ, топливно-воздушных смесей, физических взрывов, взрывов в подземных резервуарах;
Кинематические параметры осколков;
Параметры сейсмовзрывных волн;
Оценка разрушений в зданиях и сооружениях
|
Порядок оценки последствий аварий на объектах по хранению и переработке конденсированных взрывчатых веществ // Методические рекомендации по определению количества пострадавших при ЧС техногенного характера, утвержденные Первым заместителем МЧС России Р.Х. Цаликовым от 1
сентября 2007 года № 1-4-60-9-9
|
Параметры воздушно-ударной волны для топливно-воздушных смесей;
Оценка разрушений в зданиях и сооружениях (радиусы поражений);
Количество и структура поражений (радиусы поражений).
|
РД 03-409-01. Методика оценки аварийных взрывов топливно-воздушных смесей
|
Параметры воздушно-ударной волны для топливно-воздушных смесей;
Оценка разрушений в зданиях и сооружениях;
Оценка поражений людей (пробит-функция).
|
НПБ 105-03 МЧС. Определение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности
|
Избыточное давление взрыва для горючих газов, паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих пылей;
Мощность теплового потока;
Индивидуальный риск;
Категорирование помещений по взрывопожарной опасности.
|
ГОСТ Р12.3.047-98. Пожарная безопасность технологических процессов (Приложения А-Ж)
|
Избыточное давление взрыва для горючих газов, паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих пылей;
Мощность теплового потока;
Расчет размеров зон, ограниченных нижним концентрационным пределом воспламенения;
Индивидуальный риск;
Расчет социального риска.
|
СТО Газпром 2-2.3-351-2009. МУ по проведению оценки риска для опасных производственных объектов газотранспортных предприятий ОАО "Газпром", утвержденный распоряжением ОАО "Газпром" от 30 марта 2009 года № 83 взамен СТО РД 39-1.10-084-2003
|
Статистические и фактологические данные по авариям;
Сценарии развития аварий;
Параметры воздушно-ударной волны и мощности теплового потока;
Оценка поражений человека, оборудования, окружающей среды;
Расчет потенциального, индивидуального, коллективного и социального рисков
Приемлемые показатели социального риска;
Оценка экономического ущерба.
|
1
|
2
|
Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах, утвержденный приказом ОАО "АК "Транснефть от 30 декабря 1999 года № 151 и согласовано письмом Госгортехнадзора России от 7 июля 1999 года № 10-03/418
|
Статистические и фактологические данные по авариям;
Сценарии развития аварий;
Оценка частот утечек;
Расчет рисков и объемов утечек;
Оценка показателей экологического ущерба.
|
Методика оценки инженерной обстановки после воздействия обычных средств поражения в городе и на объектах народного хозяйства. – М.: Штаб ГО СССР, 1993
|
Оценка инженерной обстановки в городе и на объектах народного хозяйства после воздействия ударной волны от обычных средств поражения
Определение объема и потребного количества сил и средств для выполнения спасательных работ
|
Аварии на гидротехнических сооружениях
|
Методика прогнозирования и оценки обстановки при прорывах плотин гидротехнических сооружений – М.: в/ч 52609 и НИИ "Гидропроект" им. С.Я. Жука, утверждена Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу и Начальником Федерального горного и промышленного надзора России В.М. Кульечевым (совместный приказ МЧС России и Гостехнадзора от 15 августа 2003 года № 482/175а) и согласована с Минэкономразвития России (письмо от 14 марта 2003 года № МЦ-234/23)
|
Прогноз и оценка обстановки при прорывах плотин гидротехнических сооружений:
параметры прорана
параметры волны прорыва
время подхода волны прорыва
|
Методика оперативного прогнозирования инженерных последствий прорыва гидроузлов, ВНИИ ГОЧС, 1997
|
Прогноз инженерной обстановки при катастрофическом затоплении от разрушений гидротехнических сооружений
|
Инженерная обстановка при катастрофическом затоплении от разрушений гидротехнических сооружений. Сборник методик, ВНИИ ГОЧС, 1994
|
Прогноз инженерной обстановки при катастрофическом затоплении от разрушений гидротехнических сооружений
|
Методика расчета сил и средств для выполнения АСДНР при наводнениях и катастрофических затоплениях //Приложение 3 к Наставлению по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС. Часть 3. – М.: в/ч 52609, 2001., утверждена приказом МЧС России от 25 мая 2001 года № 231
|
Расчет сил и средств для выполнения АСДНР при наводнениях и катастрофических затоплениях
|
1
|
2
|
Биолого-социальные ЧС
|
Методика прогнозирования эпидемий, эпизоотий и эпифитотий – М.: ВНИИ ГОЧС, 1993 – 118 с.
|
Количество и структура пораженных, в зависимости от типа заболевания, иммунопрофилактики и профилактики с использованием медикаментов;
Динамика распространения заболевания.
|
Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. - М.: 1995 г., 439 с.
(УДК..616-036.22 "363")
|
Характеристика эпидемических районов;
Содержание и организация противоэпидемических мероприятий.
|
Методика оценки санитарно-эпидемического состояния в зонах катастроф, расчет санитарных потерь в эпидемических очагах
(Г.Г.Онищенко, Н.А.Шапошников, В.Г.Субботин и др. Обеспечение биологической, радиационной и химической _безопасности при террористических актах. – под ред. Г.Г. Онищенко. М.: "МП _Гигиена", 2005. – 431с.)
|
Количество и структура пораженных, в зависимости от типа заболевания, иммунопрофилактики и профилактики с использованием медикаментов
|
Природные ЧС
|
Природные пожары
|
Методика оценки последствий лесных пожаров//Сборник методик МЧС России, Книга 2, ВНИИ ГОЧС, 1994
|
Прогнозирование развития лесных пожаров
|
Опасные метеорологические явления
|
Методика оценки последствий ураганов // Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. Прогнозирование ЧС природного характера, ВНИИ ГОЧС, 1995
|
Оценка возможных последствий ураганов
|
Методика расчета сил и средств для ведения АСДНР при оползнях, обвалах, селях, снежных лавинах,
ураганах, тайфунах и смерчах // Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС. Часть 4 "Организация и технология ведения АСДНР при оползнях, обвалах, селях, снежных лавинах, ураганах, тайфунах и смерчах", утверждена приказом МЧС России от 12 февраля 2003 года № 69
|
Определение объема и потребного количества сил и средств для выполнения АСДНР
|
1
|
2
|
Опасные гидрологические явления
|
Методика прогнозирования паводкового наводнения // Обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций (под общей редакцией Шойгу С.К.), МЧС России, 1998; Часть 2 "Инженерное обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций", Книга 2 "Оперативное прогнозирование инженерной обстановки в чрезвычайных ситуациях", Глава 3 "Прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера"
|
Расчет максимального расхода воды в створе;
Расчет сил и средств, необходимых для проведения аварийно-спасительные работы.
|
Методика прогнозной оценки инженерной обстановки в зонах катастрофических затоплений и динамического воздействия прорывной волны при заторных наводнениях – М., ВНИИ ГОЧС, 2003
|
Оценка зоны возможного затопления при заторном наводнении;
Оценка инженерной обстановки в зоне возможного затопления;
Оценка количества пострадавших.
|
Методика оценки и расчетов по определению потребного количества сил и средств, необходимых для проведения прогнозирования и разведки зон ЧС, спасательных работ, эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения, населения, пострадавшего в зонах катастрофических наводнений, инициированных ледовыми заторами – М., ВНИИ ГОЧС, 2003
|
Расчет сил и средств, необходимых для проведения прогнозирования и разведки зон катастрофических наводнений, инициированными ледовыми заторами;
Расчет сил и средств, необходимых для проведения эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в зонах катастрофических наводнений, инициированных ледовыми заторами.
|
Методика расчета сил и средств для выполнения АСДНР при наводнениях и катастрофических затоплениях // Приложение 3 к Наставлению по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС. Часть 3. – М.: в/ч 52609, 2001. Утверждена приказом МЧС России от 25 мая 2001 года № 231)
|
Определение объема и потребного количества сил и средств для выполнения АСДНР.
|
1
|
2
|
Методика расчета сил и средств для ведения АСДНР при оползнях, обвалах, селях, снежных лавинах, ураганах, тайфунах и смерчах // Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС. Часть 4 "Организация и технология ведения АСДНР при оползнях, обвалах, селях, снежных лавинах, ураганах, тайфунах и смерчах". Утверждена приказом МЧС России от 12 февраля 2003 года № 69
|
Определение объема и потребного количества сил и средств для выполнения АСДНР.
|
Опасные геологические явления
|
Методика прогнозирования последствий землетрясений, ВНИИ ГОЧС, 2000
|
Расчет инженерной обстановки в зоне ЧС;
Расчет количества и структуры пораженных
|
Прогнозирование процесса движения и трансформации селевого потока// Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. Прогнозирование ЧС природного характера, ВНИИ ГОЧС, 1994
|
Прогнозирование процесса движения и трансформации селевого потока.
|
Расчет основных параметров лавин // Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. Прогнозирование ЧС природного характера, ВНИИ ГОЧС, 1994
|
Прогноз основных параметров лавин.
|
Прогнозирование оползней // Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. Прогнозирование ЧС природного характера, ВНИИ ГОЧС, 1994
|
Прогноз основных параметров оползней.
|
Методика расчета потребности сил и средств для ведения АСДНР при землетрясениях // Приложение 1 к Наставлению по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС. Часть 2. – М.: в/ч 52609, 2000. Утверждена приказом МЧС России от 8 августа 2000 года № 419
|
Оценка инженерной обстановки в зоне ЧС;
Расчет сил и средств.
|
|