МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
д.м.н., профессор Н.В.Ярыгин
_____________________________
«_____» ______________ 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Направление подготовки
39.03.02 Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Москва 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные теории социального благополучия» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39.03.02, утвержденным ректором Московского государственного медико-стоматологического университета О.О.Янушевичем 15 ноября 2010 года.
Составитель: Е.Н.ПОДДУБНАЯ, доцент кафедры социальной медицины и социальной работы, кандидат социологических наук
Рецензенты: М.А. Королев, старший преподаватель кафедры социальной медицины и социальной работы МГМСУ О.Н.Краснова, доцент кафедры «Обществознание» РГУТиС, кандидат политических наук.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы
« 28 » марта 2014 года Протокол № 8
Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»
«_31___»___ 03___ 2014 года Протокол № _2_
Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор
___________________ А.В.Мартыненко
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ
«____»_______________2014 года Протокол № ____
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор
_____________________Э.В. Луцевич
Цели и задачи освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Современные теории социального благополучия» являются:
– углубление теоретических представлений студентов о процессах функционирования и развития социальных систем, формирования личности, эволюции взаимоотношений общества и человека.
– формирование способности к критериальному анализу социального благополучия отдельных групп населения в историко-культурном контексте на основе изучения теоретических представлений о феномене социального благополучия.
Задачами учебной дисциплины «Современные теории социального благополучия» являются:
– формирование общекультурных и профессиональных компетенций, умений и навыков применения теории социального благополучия для успешной деятельности в системе социальной защиты и социального обслуживания населения, прежде всего в социально-технологической, исследовательской и социально-проектной деятельности;
– анализ особенностей социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.
Место дисциплины в структуре ООП
Настоящий курс разработан для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».
Изучение курса «Современные теории социального благополучия» представляет большую значимость для будущих специалистов социальной сферы и составляет важнейший исследовательский компонент их профессиональной подготовки. Дисциплина «Современные теории социального благополучия» входит в базовую часть профессионального цикла Б 3. и изучается на 3 курсе (6 семестр). В рамках дисциплины предусматривается изучение основ современных теорий социального благополучия, качества жизни, физического, психического и социального здоровья, основных технологий обеспечения социального благополучия, социально-экономических механизмов обеспечения благополучия человека, социально-уязвимых групп населения и общества в целом.
Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Способность понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического
|
(ОК -18)
|
Способность исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере представителей различных национально - этических и половозрастных, а также социально-классовых групп
|
(ПК-13)
|
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ
|
• основы теорий социального благополучия;
• содержание понятий «социальное благополучие», «социальное благополучие человека», «социальное благополучие общества», «социальное благополучие семьи», «социальная обеспеченность человека», «социальная безопасность личности», «социальная безопасность общества», «социальное положение человека», «социальные права гражданина», «социальный институт обеспечения социального благополучия человека и общества», «социальные девиации общества», «уровень жизни», «качество жизни»;
• основные детерминанты социального благополучия общества, семьи и личности;
• основные программы обеспечения социального благополучия в современной России;
• правовые основы модернизации социальной политики, социальной защиты и социального обслуживания в условиях преодоления кризиса и пост реформенной стабилизации социально-экономического, культурного и духовного развития страны;
• место и роль социальной работы в обеспечении социального благополучия личности, семьи и общества;
• регуляторы взаимодействия личности и социальной среды.
|
УМЕТЬ
|
• применять знания для анализа состояния социального благополучия общества, семьи и личности;
• разрабатывать региональные и местные программы обеспечения социального благополучия в контексте реализации социальной политики и ее механизмов социальной защиты и социального обслуживания населения; • организовывать изучение проблем социального благополучия и неблагополучия различных категорий населения и отдельной личности, используя различные теоретические подходы и методы познания;
• разрабатывать современные технологии обеспечения социального благополучия семьи и личности, используя теорию и опыт социальной работы;
• измерять и оценивать эффективность деятельности социальных служб в области обеспечения социального благополучия.
|
ВЛАДЕТЬ
|
• концептуальными основами и теоретическим аппаратом в области социального благополучия;
• системно-целостным методом анализа и научного обеспечения
решения проблем социального благополучия человека, семьи и общества;
• владеть навыками принятия самостоятельных профессиональных
действий, направленных на достижение социального благополучия
семьи и личности;
• владеть методиками оценки эффективности деятельности органов управления соцзащиты населения и социальных служб в области обеспечения социального благополучия отдельного человека, социальной группы(семьи), в целом общества и среды (степень стабильности и гуманности);
• владеть интегрированной характеристикой, отражающей
взаимодействие объекта социальной работы, окружающей среды и связывающих их регуляторов, обеспечивающих баланс или согласование интересов личности и государства, семьи и общества.
|
БЫТЬ
КОМПЕТЕНТНЫМ
|
• в области применения знания и опыта социальной работы для обеспечения социального благополучия клиентов социальных служб и органов социальной защиты, уровня и качества жизни клиентов;
• в определении научной и практической ценности решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия.
|
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Количество часов по учебному плану (очная форма обучения)
Всего 72 часа
Аудиторные занятия 45 часов, лекции – 15 часов, групповые занятия – 30 часа, из них интерактивных занятий 18 часов.
Самостоятельная работа 27 часа.
№
п/п
|
Тема
|
Виды учебной работы,
трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
всего
|
Самост-ная работа
|
Аудиторные занятия
|
всего
|
Лекцион.
|
Групповые (семинары, практич.)
|
Лабораторные
|
Контр. раб.
|
Реферат/ доклад
|
Курс. Раб./проект
|
Расчетно-графич.
|
зачет
|
экзамен
|
Контр.точки по мод.-рейтинг
|
|
1
|
Тема 1. Объект и предмет учебной дисциплины «Теория социального благополучия». Типы теорий социального благополучия личности, общества и среды
|
10
|
4
|
6
|
2
|
4
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
2
|
Тема 2. Основные детерминанты социального благополучия личности, семьи, социальных групп и общества
|
10
|
4
|
6
|
2
|
4
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
3
|
Тема 3. Научные подходы к объяснению и решению проблем социального благополучия в России.
Социальное здоровье общества. Социальные девиации общества и пути их преодоления
|
11
|
6
|
5
|
1
|
4
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
4
|
Тема 4. Социальная политика и социальная защита населения как важнейшие факторы обеспечения социального здоровья и благополучия населения страны
|
5
|
2
|
3
|
1
|
2
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
5
|
Тема 5. Место и роль социальной работы в обеспечении социального благополучия социального объекта, субъекта и окружающей среды
|
6
|
3
|
3
|
1
|
2
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Тема 6. Место и роль социального образования в формировании высокой социальной культуры населения и объединении социальных субъектов, окружающей среды и связывающих их регуляторов
|
6
|
2
|
4
|
2
|
2
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
7
|
Тема 7. Место и роль общественных, неправительственн-ых и церковных организаций в обеспечении социального здоровья граждан России
|
8
|
2
|
6
|
2
|
4
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
8
|
Тема 8. Современная модернизация общества как основа формирования социального благополучия на уровне общества, личности и семьи. Система показателей социального благополучия как основа управления качеством жизни
|
8
|
2
|
6
|
2
|
4
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
9
|
Тема 9. Становление социального благополучия общества как социального института. Институционализация социального благополучия в современной России
|
8
|
2
|
6
|
2
|
4
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
Итого:
|
72
|
27
|
45
|
15
|
30
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|