Скачать 0.75 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава РФ Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии по специальности «Лечебное дело» Протокол №___ от «___»________201__г. Председатель д.м.н., профессор Г.Г.Багирова МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ, РЕАНИМАЦИЯ, ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ» Методическое обеспечение утверждено на заседании кафедры анестезиологии и реаниматологии Протокол №___ от «___»________201__г. Зав.кафедрой анестезиологии и реаниматологии доцент, к.м.н. В.В.Приходько
Методические разработки лекций Модуль 1. Анестезиология. Лекция №1.
В лекции представлены определения основных понятий анестезиологии – «ноцицепции, боли, фазы ноцицептивного ощущения, нейронной цепи», характеристика нейронной цепи с разбором видов волокон и особенностей проведения болевого импульса по ним. Так же представлены классификации по данным понятиям. Подробно рассматриваются механизмы острой и хронической боли, классификация, разделение на клинические типы хронической боли и подробное рассмотрение их. Представлены способы градации интенсивности боли, схемы отличия нейропатической и соматической болей. Далее в лекции рассматриваются принципы преодоления операционной боли. Дается определение общей анестезии, понятие ее элементов и компонентов. Представлены исторические данные развития анестезиологии, эфирный наркоз. Рассматриваются основные современные принципы общей анестезии, принципы и теории действия различных групп современных анальгетиков, пути введения анальгетиков и таким образом определение и подробное рассмотрение видов анестезий. Рассмотрение современных ингаляционных анестетиков, механизмы действия, пути поступления, плюсы и минусы применения тех или иных анестетиков. Фармакокинетика внутривенных анестетиков, рассмотрение основных современных представителей и рисков, связанных с их применением. Осложнения и наиболее распространенные ошибки при применении современных ингаляционных и неингаляционных анестетиков. Области применения различных видов анальгетиков.
1). Организационный момент: Объявление темы, цели лекции - 5 минут Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на лекции – 5 минут 2). Разбор первой половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 35 минут 3). Перерыв – 5 минут 4). Разбор второй половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 30 минут 5). Обсуждение вопросов, возникших у слушателей, объявление темы следующей лекции – 10 минут.
Лекция №2
В лекции представлено определение анестезии – это обратимое угнетение всех видов чувствительности. Местные анестетики - выключение болевой и других видов чувствительности при болезненных манипуляциях. Также в этой лекции рассказывается о том, что боль – это функция контроля целостности тканей. Рассматриваются 2 группы травмирующих факторов: 1. прямые экзогенные разрушающие факторы - острая эпикритическая боль с четкой локализацией – механорецепторы (в поверхностных слоях кожи, оболочек суставных сумок, мышц) - импульс по миелинизированным А-дельта волокнам (быстрые). 2. обменные факторы, нарушающие питание клеток - протопатическая боль, четко не дифференцируется по локализации, имеет грубый, тупой характер - генерируется в более глубоких слоях кожи и других тканей и передается по немиелинизрованным С-волокнам (медленные). Механизм действия местных анестетиков: блокада натриевых каналов плазматических мембран нервных волокон, вследствие чего увеличивается порог возбуждения и уменьшается величина ПД. Эта презентация по медицине рассказывает о некоторых препаратах, применяемых в местной анестезии: Препараты слабой обезболивающей активности и кратковременного действия - прокаин и хлоропрокаин. Препараты промежуточной обезболивающей активности и средней продолжительности действия - лидокаин, мепивакаин и прилокаин. Препараты высокой обезболивающей активности и большой продолжительности действия - тетракаин, бупивакаин и этидокаин.
1). Организационный момент: Объявление темы, цели лекции - 5 минут Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на лекции – 5 минут 2). Разбор первой половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 35 минут 3). Перерыв – 5 минут 4). Разбор второй половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 30 минут 5). Обсуждение вопросов, возникших у слушателей, объявление темы следующей лекции – 10 минут.
Модуль 2. Реанимация. Лекция №1.
1). Организация службы анестезиологии-реаниматологии. 1. Нормативная база. 2. Приказ МЗ СССР № 841 – 86 г. «О дальнейшем совершенствовании …» 2). Терминальные состояния. 1. Преагония. Агония. 2. Клиническая смерть. Биологическая смерть. 3.Смерть мозга. Приказ МЗ РФ №950-2012 г. «Инструкция по констатации…» 3). Юридические аспекты в реанимационных мероприятиях 4). Заключение
В лекции дано определение реаниматологии, как науки - наука, изучающая механизмы развития критических состояний (в том числе терминального) и разрабатывающая методы их предупреждения и лечения. Рассмотрена нормативная база, регламентирующая работу анестезиолого-реанимационной службы в РФ, включает в себя: Правовые документы Федерального уровня (Конституция РФ, Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, Сопутствующие законы РФ, принятые Государственной Думой (УК РФ, ТК РФ, о трансплантации органов, об обороте психоактивных веществ и др.)), нормативные документы Федерального уровня (уровень исполнительной власти), приказ МЗ СССР № 841 от 11.06.86 г. «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», сопутствующие приказы, инструктивные письма, методические указания, разъяснения и т.д. МЗ СССР и РФ, касающиеся аспектов деятельности анестезиолого-реанимационной службы. В лекции рассматривается история зарождения и становления анестезиолого-реаниматологической службы в Оренбургской области, история кафедры анестезиологии и реаниматологии, как основы теоретической подготовки специалистов города и области. Далее представлены виды и характеристики с определениями терминальных состояний. Определение биологической смерти и смерти мозга. Подробно изучается Приказ МЗ РФ № 950 от 20 сентября 2012 года о правилах прекращения реанимационных мероприятий и определения смерти мозга. Затрагивается тема юридических аспектов в реанимационных мероприятиях.
1). Организационный момент: Объявление темы, цели лекции - 5 минут Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на лекции – 5 минут 2). Разбор первой половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 35 минут 3). Перерыв – 5 минут 4). Разбор второй половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 30 минут 5). Обсуждение вопросов, возникших у слушателей, объявление темы следующей лекции – 10 минут.
Лекция №2.
1. Определение критических и терминальных состояний, интенсивной терапии и реанимации. 2. История развития реанимационных мероприятий. Роль отечественных ученых в развитии реаниматологии. 3. Классическая схема реанимации по П. Сафару. Российский протокол СЛМР (2004 г.), современные принципы проведения СЛМР.
В лекции раассматривается клиническая характеристика этапов умирания организма, принципы их диагностики. Дается краткая историческая справка о развитии методов реанимации организма, отражена роль отечественных исследователей В.А.Неговского, Н.Л.Гурвича в развитии реаниматологии. В лекции представлена классическая схема реанимационных мероприятий предложенная П.Сафаром в 60-х годах ХХ века и ее коррекция началу XXI века. Подробно рассматривается принцип «ранней электрической дефибрилляции сердца», принцип максимальной непрерывности закрытого массажа сердца, соотношение частоты вентиляции и компрессий грудной клетки, возможности медикаментозной терапии в условиях реанимации. Предлагается в качестве стандарта Российский протокол СЛМР(2004 г.) с изменениями и коррекцией на основе рекомендаций Европейского конгресса (2005 г.). Формулировка постреанимационной болезни как нозологической единицы была предложена коллективом НИИ общей реаниматологии под руководством академика В.А.Неговского. В лекции рассматриваются последовательные процессы развивающиеся в организме после успешно проведенной реанимации которые принято рассматривать как самостоятельное заболевание - постреанимационная болезнь, сущность которой заключается в совокупности процессов возникающих в пережившем ишемию организме под влиянием рециркуляции и реоксигенации. Дается характеристика основных видов постреанимационной патологии: - ошибки и несовершенство реанимационного вмешательства; - нарушения структурной и функциональной организации мозга и систем жизнеобеспечения. Oсобое внимание уделено стадийности течения постреанимационной болезни с подробным рассмотрением клинических проявлений, характерных для каждой из стадий (нестабильности жизненноважных функций, временной стабилизации, повторного ухудшения, шоковых органов, функционального восстановления или прогрессивного ухудшения систем, остаточных явлений или гибели больного). При этом анализируются неблагоприятные признаки в течение всех стадий ПРБ и возможность адекватного жизненного и социального прогноза для пациента. В лекции рассматриваются наиболее часто развивающиеся осложнения в течении ПРБ: - ранние осложнения до 1 суток, - нарушения функций паренхиматозных органов ОППН, ОДН, - воспалительные и нагноительные местные и генерализованные процессы. На основании рассматриваемых вопросов в лекции представлены основные принципы интенсивной терапии больных с постреанимационной болезнью, методы контроля за функцией жизненно-важных органов, пути профилактики осложнений ПРБ.
1). Организационный момент: Объявление темы, цели лекции - 5 минут Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на лекции – 5 минут 2). Разбор первой половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 35 минут 3). Перерыв – 5 минут 4). Разбор второй половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 30 минут 5). Обсуждение вопросов, возникших у слушателей, объявление темы следующей лекции – 10 минут.
Модуль 3. Интенсивная терапия в неотложных ситуациях. Лекция №1.
1.Понятие о коллоидно-осмотическом гомеостазе, его клиническое значение. 2.Механизмы регуляции КОД и осмоляльности плазмы крови. 3.Варианты нарушений обмена воды и электролитов. Методы коррекции их нарушений. 4.Принципы составления программ инфузионно-трансфузионной терапии и парентерального питания. 5.Характеристика основных групп инфузионно-трансфузионных сред.
В лекции даются современные представления о коллидно-осмотическом гомеостазе организма, его составляющих (осмоляльности, КОД плазмы крови, системе осморегуляции). Рассматриваются методики прямой осмометрии и онкометрии с возможностью использования расчетных методов определения осмоляльности и КОД плазмы крови (формулы Dorwart, Fabri, таблица Torrijos) в условиях многопрофильного стационара и ЦРБ. Представлена многоступенчатая система осморегуляции (осморецепторы гипоталамо-гипофизарной области, их периферические аналоги, эндокринная система, почки) основанная на поддержании баланса воды и осмотически активных частиц. Аналогичным образом характеризуются механизмы поддежки КОД плазмы крови. В лекции подчеркивается клиническое значение осмотического рановесия и постоянства КОД плазмы крови, их роль в регуляции волемического гомеостаза, значение нарушений данных параметров в патогенезе отека легких, острого набухания и отека мозга, острой почечной недостаточности, несостоятельности анастомозов и др. Подробно рассматриваются варианты нарушений водно-электролитного обмена во взаимосвязи с осмотическим состоянием плазмы крови, гипо- и гиперосмоляльные синдромы. Дается классификация нарушений КОД плазмы крови (нормоонкия, компенсированная нормоонкия, декомпенсированная гипоонкия, гиперонкия). Одновременно с анализом вариантов нарушений осмоляльности и КОД плазмы крови в лекции рассматриваются пути коррекции нарушений, влияние инфузионно-трансфузионной терапии коллоидными и кристаллоидными растворами на вышеназванные показатели. Дается характеристика осмолярности и КОД наиболее широко используемых в клинической практике инфузионных сред. На основании рассматириваемых вопросов предлагается методика оптимизации интраоперационной и послеоперационной инфузионной терапии.
1). Организационный момент: Объявление темы, цели лекции - 5 минут Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на лекции – 5 минут 2). Разбор первой половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 35 минут 3). Перерыв – 5 минут 4). Разбор второй половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 30 минут 5). Обсуждение вопросов, возникших у слушателей, объявление темы следующей лекции – 10 минут.
Лекция №2.
1.Определения и классификации шоковых состояний. 2.Клинические критерии шока. Патогенетические механизмы развития шоковых реакций, их последовательность при различных видах шока. 3.Принципы интенсивной терапии кардиогенного, гиповолемического, септического и анафилактического шоков. 4.Принципы профилактики и ИТ СПОН.
В лекции даются современные представления об этиопатогенезе шока на основе классических представлений Р.Н.Лебедовой, В.Д.Малышева, А.П.Зильбера. Рассматриваются различные классификации шоковых состояний (на основе шокогенного фактора, уровня повреждения сердечно-сосудистой системы и др.). Особое внимание уделено методам мониторного контроля за состоянием систем кровообращения и дыхания при шоке. Изложен алгоритмический подход к интенсивной терапии различных видов шока с обоснование роли и места адекватной аналгезии, инфузионно-трансфузионной терапии, инотропной и респираторной поддержки, современных инвазивных методов стабилизации гемодинамики при шоке. Рассматриваются основные положения гемотрансфузионной терапии.
1). Организационный момент: Объявление темы, цели лекции - 5 минут Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на лекции – 5 минут 2). Разбор первой половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 35 минут 3). Перерыв – 5 минут 4). Разбор второй половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 30 минут 5). Обсуждение вопросов, возникших у слушателей, объявление темы следующей лекции – 10 минут.
Лекция №3.
1. Понятия о ядах и антидотах. Понятие и концепция эндотоксикоза. 2.Механизм развития экзо- и эндогенной интоксикации. 3.Диагностика. Общие принципы интенсивной терапии экзо- и эндогенной интоксикаций. 4.Методы экстракорпоральной детоксикации.
В лекции даются современные представления об эндотоксикозе, возможных механизмах, запускающих патологический процесс. Рассматриваются методы контроля за развитием патологических реакций через мониторинг показателей ЛИИ, МСМ, продуктов катаболизма и метаболизма. На клинических примерах (травма, кишечная непроходимость, острая печеночно-почечная недостаточность) обосновывается система подходов к выбору параметров для мониторного контроля и его методов. Значительное внимание уделяется механизмам детоксикации и широко применяемым современным методам экстракорпоральной детоксикации (сорбция, плазмоферез, гемодиализ, ультрафильтрация, ксеноселезенка и др.). На основании рассмотренных вопросов представлены основные принципы интенсивной терапии эндотокискоза.
1). Организационный момент: Объявление темы, цели лекции - 5 минут Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на лекции – 5 минут 2). Разбор первой половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 35 минут 3). Перерыв – 5 минут 4). Разбор второй половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 30 минут 5). Обсуждение вопросов, возникших у слушателей, объявление темы следующей лекции – 10 минут.
Лекция №4.
1. Понятия о физиологии и патофизиологии КОР и ВЭО. 2.Механизм развития, этиология и патогенез КОС и ВЭО. 3.Диагностика. Современные принципы. 4. Основы коррекции нарушений этих состояний.
В лекции даются современные представления о физиологии и патофизиологии кислотно-основного равновесия, водно-электролитного обмена, возможных механизмах, запускающих патологический процесс. Рассматриваются методы контроля за развитием патологических реакций через мониторинг показателей. Рассмотрены современные принципы диагностики нарушений КОС и ВЭО, нормальные показатели. На клинических примерах (травма, кишечная непроходимость, острая печеночно-почечная недостаточность) обосновывается система подходов к выбору параметров для мониторного контроля и его методов. Значительное внимание уделяется разбору причин, механизма развития состояний, которые могут привести к нарушению ВЭО и КОС. Подробно рассматриваются основы коррекции нарушений этих состояний. На основании рассмотренных вопросов представлены основные принципы интенсивной терапии.
1). Организационный момент: Объявление темы, цели лекции - 5 минут Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на лекции – 5 минут 2). Разбор первой половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 35 минут 3). Перерыв – 5 минут 4). Разбор второй половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 30 минут 5). Обсуждение вопросов, возникших у слушателей, объявление темы следующей лекции – 10 минут.
Лекция №5.
1. Определение понятия сознание. 2. Виды нарушения сознания. 3.Современные качественные методы оценки уровня сознания. Диагностические шкалы – Глазго, шкала ком FOUR. 4. Этиология, патогенез и интенсивная терапия различных коматозных состояний. 5. Диабетические комы. Дифференциальная диагностика.
В лекции даются современные определения понятия сознания. Рассматриваются виды нарушения сознания: оглушение, сопор, комы. Дается понятие о патологических состояниях, которые могут приводить к данным нарушениям, критерии оценки. Рассматриваются современные качественные методы оценки уровня сознания. Диагностические шкалы – Глазго, шкала ком FOUR. Опыт применения, плюсы и минусы каждой шкалы, диагностика уровня сознанию у пациентов с афазией и пациентов, находящихся на аппаратной ИВЛ. Подробно излагается этиология, патогенез и интенсивная терапия различных коматозных состояний. Значительное внимание уделяется диабетическим комам, их дифференциальная диагностика, лечение и основы коррекции этих состояний.
1). Организационный момент: Объявление темы, цели лекции - 5 минут Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на лекции – 5 минут 2). Разбор первой половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 35 минут 3). Перерыв – 5 минут 4). Разбор второй половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 30 минут 5). Обсуждение вопросов, возникших у слушателей, объявление темы следующей лекции – 10 минут.
Лекция №6.
1.Синдром ОДН. Этиология, классификация, клиника. 2.Синдром ОПЛ/РДСВ. Определение, диагностика, принципы ИТ. 3.Особенности выбора режимов ИВЛ при ИТ РДСВ. 4. Тактика анестезиолога-реаниматолога при профилактике РДСВ.
В лекции представлены определение «острая дыхательная недостаточность», рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза, классификация данного синдрома. Уделено внимание современным методам мониторного контроля функции дыхания. Подробно рассматриваются патофизиологические механизмы развития синдрома острого повреждения легких» или «респираторного дистресс-синдрома взрослых», клиническая картина РДСВ с позиции стадийности развития нарушений. Предлагается алгоритмический подход к лечению РДСВ. Рассматриваются вопросы выбора адекватных режимов ИВЛ, роль терапии сурфоктантом. Дается характеристика мероприятий по профилактике РДСВ.
1). Организационный момент: Объявление темы, цели лекции - 5 минут Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на лекции – 5 минут 2). Разбор первой половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 35 минут 3). Перерыв – 5 минут 4). Разбор второй половины вопросов, вынесенных в теме лекции с применением мультимедийного проектора – 30 минут 5). Обсуждение вопросов, возникших у слушателей, объявление темы следующей лекции – 10 минут.
|
Программа межфакультетского курса «Разумное финансовое поведение» Понятие инфляции. Почему нужно или инвестировать или сберегать. Общая концепция инвестирования. Понятие финансового посредничества.... |
Рода деятельности Развивать умение определять понятие и подводить под понятие (логическое действие «обобщение») |
||
Теоретические вопросы: Общая характеристика организационных звеньев... Общая характеристика организационных звеньев (понятие, цели, функции). Формирование целевых подсистем |
1 Понятие "потребительских свойств": понятие, классификация 4 Классификация и ассортимент игрушек по воспитательному (педагогическому) назначению. 8 |
||
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова юридический факультет спорт и право Понятие спортивного права. Предмет спортивного права. Методы правового регулирования. Субъекты спортивно-правовых отношений. Понятие... |
№1 «Понятие, общая классификация специальной техники, направления,... Тема №1 «Понятие, общая классификация специальной техники, направления, правовые и организационные основы ее применения» |
||
Теоретические основы налога: понятие, объект, субъект Понятие налога |
Предмет, метод, система, принципы и источники банковского права Межбанковские расчеты на территории Российской Федерации. Понятие и виды клиринга. Договор об оказании услуг платежного клиринга.... |
||
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности... Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и... |
Перечень тем к комплексному экзамену «диагностика и лечение в хирургии»... Асептика, понятие, цель, задачи, основоположники. Источники и пути распространения инфекции. Современные приказы и СанПин мз РФ по... |
||
Тема Понятие, предмет, источники, система налогового права Налоговая... В рамках этой деятельности значительную роль играет процесс формирования бюджетов: федерального, субъектов федерации и бюджетов муниципальных... |
Программа образовательного курса «Интернет магазин своими руками» Варианты доставки (почта России и ems, курьер, постоматы, другие курьерские службы), Импорт баз данных товаров (готовые и «самописные»... |
||
1. Понятие гражданско-правового договора, его значение, принципы... Аннотация к учебно-методическому комплексу дисциплины "Особенности составления гражданско-правовых договоров" |
Теоретические вопросы: Общая характеристика организационных звеньев... Формальные организационные звенья. Типы строения формальных организационных звеньев |
||
Вопрос Понятие хозяйственного учета. Требования, предъявляемые к... Вопрос Понятие хозяйственного учета. Требования, предъявляемые к хозяйственному учету |
План ответа: Основные конструктивные элементы корпуса судна. Понятие... Чертёж растяжки наружной обшивки судна, его назначение и применение; разбивка наружной обшивки на поясья и палубного настила на листы.... |
Поиск |