Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014

Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014


Скачать 291.16 Kb.
Название Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014
страница 1/3
Тип Учебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

Кафедра экономики, управления и права
Е.В. ЕВПЛОВА


Навыки эффективной коммуникации: тренинги и упражнения
Учебно-методическое пособие


Челябинск, 2014

Евплова, Е.В. Навыки эффективной коммуникации: тренинги и упражнения [Текст] / Е.В. Евплова. – Челябинск, 2014. – 57 с.

Пособие включает в себя подробное описание навыковых тренингов и упражнений, направленных на развитие коммуникативной компетентности.

Информации, представленной в настоящем издании достаточно, чтобы провести тренинги и упражнения не обращаясь к дополнительной литературе.
Настоящее издание может быть полезно для педагогов средней школы, учреждений профессионального и дополнительного образования, а также студентов, проходящих педагогическую практику.



© Е.В. Евплова, 2014



Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзепюри

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………………

6


Тренинг «Белые апельсины» ……………………………………………


11

Тренинг «Донорское сердце» ..………………………………………….

18

Тренинг «Спасение человека» ………………………………………….

20

Тренинг «Кораблекрушение» …………………………………………...

23

Тренинг «Рисование фигур» ……………………………………………

25

Тренинг «Перефразирование» ………………………………………….

27

Тренинг «Разыгрывание ситуаций» ……………………………………

29

Тренинг «Пересказ» ……………………………………………………..

32

Тренинг «Деловой разговор по телефону» ………………………….....

35

Тренинг «Дебаты по форме ПОПС» …………………………………...

36


Упражнение «Игра слов» ……………………………………………….


38

Упражнение «Как дела?» ………………………………………………..

40

Упражнение «Составление рассказа» ………………………………….

42

Упражнение «Дослушай до конца» …………………………………….

44

Упражнение «Упал нож – придет мужчина» …………………………..

47

Упражнение «Глухой телефон» ………………………………………...

49

Упражнение «Реклама» …………………………………………………

51


Рекомендуемые фильмы по искусству коммуникации ………………...


52


Заключение …………………………………………………………………..


54


Список используемой литературы ………………………………………..


57



ВВЕДЕНИЕ
В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями.

Пифагор

Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми.

Теодор Рузвельт

Эффективная коммуникация – это словосочетание мы слышим все чаще и чаще... Навыки эффективной коммуникации требуют при приеме на работу, о ней говорят с телеэкранов и много пишут про нее в интернете. Способность к коммуникации стала неотъемлемым условием безопасности любого специалиста (защищенность в сфере труда, защищенность в личностной сфере и т.д.) и, как следствие, условием безопасности социальной сферы. Не случайно существует выражение: «Язык до Киева доведет». Следовательно, чтобы достичь личностной, профессиональной, социальной безопасности необходимо еще на этапе подготовки будущего специалиста уделять особое внимание развитию его коммуникативной компетентности.

По проблеме развития коммуникативной компетентности написан не один десяток кандидатских и докторских диссертаций, наработано большее количество теоретического материала, однако практический аспект настоящей темы зачастую страдает.

Не вдаваясь в теоретические дебри, посвятим данное издание описанию весьма интересных и эффективных навыковых тренингов и упражнений для развития коммуникативной компетентности.

В настоящей публикации будет представлены описание навыковых тренингов по развитию коммуникативной компетентности – «Белые апельсины», «Донорское сердце», «Спасение человека», «Караблекрушение», «Рисование фигур», «Перефразирование», «Разыгрывание ситуаций», «Деловой разговор по телефону», «Дебаты по форме «ПОПС», а также ряда небольших упражнений, посвященных решению данной проблемы – «Игра слов», «Составление рассказа», «Дослушай до конца», «Как дела?», «Пересказ», «Глухой телефон», «Упал нож – придет мужчина».

При апробации данных тренингов и упражнений было отмечено, что они всегда проходят активно и интересно, участники получают хорошие коммуникативные навыки и определяют сильные и слабые стороны своих коммуникаций.

Тренинги и упражнения, представленные в настоящем издании, направлены на развитие словарного запаса обучающихся, навыков вербальной креативности, моделирование социальных ситуаций и способов поведения в них, развитие умения слушать и слышать собеседника, закрепления навыка культуры делового общения, навыка ведения переговоров, навыка пересказывать информацию, демонстрируют на практике степень влияния коммуникативных барьеров на эффективность общения, формирует навык осуществить просьбу, объяснять и правильно формулировать свои мысли, способствуют диагностике лидерства, отработке командного взаимодействия и многому другому.

Эффективность тренингов и упражнений будет выше, если после их проведения осуществить рефлексию с высказыванием мнений, обсуждением проблем и т.д.

Представленной в настоящем издании информации достаточно, чтобы провести вышеперечисленные тренинги и упражнения не обращаясь к дополнительной литературе.
Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.

Джон Леббок

ТРЕНИНГ «БЕЛЫЕ АПЕЛЬСИНЫ»

Правила тренинга: участники делятся на пять или шесть команд – команду плантаторов, врачей, исследователей, наркодельцов, торговцев оружием и псевдоплантаторов. Последнюю команду можно не вводить в тренинг. При этом участникам тренинга не стоит заранее объявлять название команд. В зависимости от количества участников, одна команда может состоять из 1–4 человек.

После распределения участников по командам, тренер раздает письменные инструкции и озвучивает правила тренинга.

Правила тренинга весьма просты: после раздачи инструкций дается 10 минут на первоначальные переговоры внутри команд, на выработку стратегии и тактики ведения переговоров. Игра состоит из пяти раундов по 10 минут и перерывов между ними длительностью в пять минут. Каждый раунд – это день переговоров. Каждый перерыв – это ночное время, которым участники могут распоряжаться по своему усмотрению, например, выходить из аудитории, совещаться в командах, вызывать кого-то из других команд на переговоры и т.д. Команды могут самостоятельно решать присутствовать им на переговорах или нет, какую позицию занимать, что говорить и что делать во время тренинга.

Главное правило, которое необходимо озвучить ведущему: все что не запрещено, то разрешено. При этом запрета всего два: команды не могут полностью или частично показывать свои инструкции участникам других команд, а также командам запрещено брать деньги в кредит, продавать свое имущество, брать ссуду/отсрочку и тому подобное.

Ведущий тренинга может вмешиваться в ход игры и в перерывах вызывать участников команд на разговор для разъяснения правил взаимодействия или корректировки их поведения в интересах тренинга.

Далее размещены инструкции для команд. Каждая команда получает одну из нижепредставленных инструкций.

Инструкция для команды плантаторов. Только в одном месте в мире растут белые апельсины. Это уникальный фрукт, обладающий набором волшебных свойств. Вы – монополисты на рынке выращивания и продажи белых апельсинов. Цена за ваш товар – 300 млн. долларов за урожай. Ваша цель – продать весь товар как можно по более высокой цене на полезные и добросовестные нужды. В процессе торгов вы можете снижать цену в диапазоне от 300 до 200 млн. долларов в ответ на аргументы, которые показались вам наиболее убедительными. Помните, что срок хранения сорванных апельсинов – пять суток. Если вы не продадите апельсины за пять суток, то они испортятся, и вы потеряете годовой доход. Кроме того, у вас есть подтвержденная информация, что никаких денежных средств, кроме имеющихся, ваши партнеры по переговорам получить не смогут.

Инструкция для команды врачей. Только в одном месте в мире растут белые апельсины. Это уникальный фрукт, обладающий набором волшебных свойств. Вы – команда врачей, создающих вакцину от птичьего гриппа, который угрожает всему населению планеты, особенно жителям вашего района. Вы узнаете, что кожура белых апельсинов содержит вещества, из которых возможно получить эту вакцину. Вы узнаете, где они растут, получаете деньги от государства в размере 150 млн. долларов и едете в эту отдаленную страну за партией урожая. Приехав, вам становится известно, что к плантатору, владельцу рощи белых апельсинов, отправилась банда наркодельцов, которые собираются закупить урожай белых апельсинов для производства добавки к наркотикам. Ваша задача – уговорить плантатора продать апельсины именно вам.

Инструкция для команды исследователей. Только в одном месте в мире растут белые апельсины. Это уникальный фрукт, обладающий набором волшебных свойств. Вы – команда исследователей, которая создает препарат, способный продлить жизнь человека в три раза. Вы узнаете, что мякоть белых апельсинов содержит вещества, из которых можно создать этот препарат. Вы узнаете, где они растут, получаете деньги от своего института в размере 50 млн. долларов и едете за партией урожая. Приехав, вы узнаете от местных жителей, что к плантатору, владельцу рощи белых апельсинов отправилась банда торговцев оружием, которые собираются закупить урожай белых апельсинов для производства нового вида взрывчатки. Ваша задача – уговорить плантатора продать апельсины именно вам.

Инструкция для команды наркодльцов. Вы – команда наркодельцов, выдающих себя за врачей, создающих вакцину от птичьего гриппа. Вам необходимо произвести дорогой и сильнодействующий наркотик из кожуры белых апельсинов. В вашем распоряжении – 150 млн. долларов. Ваша задача – уговорить плантатора продать апельсины именно вам.

Инструкция для команды торговцев оружием. Вы – команда торговцев оружием, выдающих себя за исследователей, которые создают препарат, способный продлить жизнь человека в три раза. Вам необходимо произвести дорогое и эффективное средство для улучшения работы оружия из мякоти белых апельсинов. В вашем распоряжении – 60 млн. долларов. Ваша задача – уговорить плантатора продать апельсины именно вам.

Инструкция для команды псевдоплантаторов. Вы – команда псевдоплантаторов, которые хотят произвести незаконную сделку по продаже белых апельсинов, используя поддельные документы. Назначенная вами цена за урожай – 200 млн. долларов. В процессе торгов вы можете снижать цену в диапазоне от 200 до 150 млн. долларов. Ваша цель – продать несуществующий товар более высокой цене.

Отметим, что данный тренинг считается завершенным, если состоялась сделка по купле-продаже белых апельсинов. Сделка считается состоявшейся, если команды подпишут импровизированный коллективный договор (таблица 1) и скрепят факт подписания договора дружеским рукопожатием. При этом победителями считаются те группы, которые достигли поставленной перед ними цели. Еще раз перечислим цели команд и акцентируем внимание на некоторых особенностях.

Цель команды «Плантаторы» – продать весь товар по как можно более высокой цене на полезные и добросовестные нужды. Для этого команде плантаторов необходимо вычислить псевдоврачей и/или псевдоисследователей, продав свой урожай настоящим врачам и исследователям на добросовестные цели. Иногда целесообразно намекнуть об этом команде «Плантаторов», однако, не стоит говорить, что есть недобросовестные команды. Пусть они догадаются до этого самостоятельно. Отметим, что плантаторам необходимо реализовать всю партию, группе врачей или исследователей или каждой группе по частям.

Важно, чтобы группы врачей и исследователей догадались, что им необходимы разные части белого апельсина (врачам – кожура, исследователям – мякоть). Однако акцентировать на этом внимание ведущему тренинга заранее не стоит. Интереснее, если команды самостоятельно догадываются до этого и найдут пути выхода из сложившейся проблемы. При этом, если к завершению 3–4 раунда ведущий понимает, что команды не догадались о данном нюансе, то есть необходимость поочередно вызвать членов команд для разъяснения особенностей.

Цель команды «Врачи» и «Исследователи» приобрести партию апельсинов у плантаторов по стоимости не выше имеющейся в их распоряжении суммы.

Командам «Наркодельцы» и «Торговцы оружием» также необходимо приобрести партию апельсинов у плантаторов по стоимости не выше имеющейся в их распоряжении суммы. Однако, ко всему прочему, им необходимо выдавать себя за реальных врачей или исследователей и доказать свою правдивость.

При этом три и более команды не могут поделить партию между собой, т.к. каждой команде нужна кожура или мякоть от целой партии.

Команде «Псевдоплантаторов» необходимо продать несуществующий товар как можно по более высокой цене. При этом интерес вызывает тот факт, что псевдоплантаторы, в отличие от реальных плантаторов, могут продать свой несуществующий товар любой из групп, вне зависимости от направления их деятельности и добросовестности или не добросовестности их цели.

Отметим, что данный тренинг можно проводить неоднократно в одной и той же группе, поскольку даже у студентов, знакомых с особенностями тренинга, вызывает интерес участие в других ролях и разоблачение псевдогрупп.

Таблица 1
Договор


Команда/ы

Цена


Итого:





Дата

Подписи

Общение работает для тех, кто работает на него.
Джон Пауэлл
  1   2   3

Похожие:

Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие Челябинск 2013 удк 29(07) ббк 74. 268....
Денисов, А. М. «Основы православной культуры» в школе: проектирование педагогического процесса [Текст]: учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие Часть 1 Самара 2014 удк 02 ббк 78. 36я7
С – 56 Стратегия формирования фондов публичных библиотек [Текст]: учебно-методическое пособие. Часть 1 /Сост. Г. П. Кузьминова; ред....
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие по планированию, организации и обучению...
Отдел формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое...
Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2014 Авторы: Морозов...
Учебно-методическое пособие предназначено для повышения квалификации преподавательского состава умц по го чс и пб санкт-Петербурга...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы...
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие
...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Организация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006
Учебно-методическое пособие предназначено инструкторам детско-юношеского и спортивного туризма с целью повышения уровня знаний и...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по курсу «Основы кристаллооптики»
Практическое руководство по работе с поляризационным микроскопом для исследования петрографических объектов: Учебно-методическое...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие организация инженерной защиты населения
Учебно-методическое пособие разработано применительно к Программе обучения слушателей на курсах гражданской защиты Копейского городского...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144 «Дошкольное образование»
Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста. Вып. 4, Ч. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие для студентов пм. 04.(07.) «Выполнение...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по...
Учебно-методическое пособие Челябинск, 2014 icon Учебно-методическое пособие санкт-Петербург 2009г. Автор: Г. П. Подвигин...
Учебно-методическое пособие предназначено для должностных лиц, специалистов го и рсчс организаций

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск