Программа повышения квалификации специалистов
Тема: «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития»
Разработчики: Серова А.В., Кацай И. В., Коровко А.В., Буланов С.Б.,
Лебедева М.Б., Шилова О.Н.
Москва, 2008
Пояснительная записка
Сегодня уже невозможно себе представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом. К сожалению, зачастую этот потенциал не реализуется или реализуется не в должной мере из-за отсутствия у работников образования знаний и опыта в области работы с такими технологиями и средствами телекоммуникации; приходится признать, что современные школьники, студенты и даже родители оказываются более осведомленными и «продвинутыми» в этой сфере, нежели педагоги, психологи, школьные администраторы. С учетом приоритетов и целей, поставленных в программных документах по развитию системы российского образования, возникают проблемы с освоением и использованием новых средств организации образовательного процесса, инструментов педагогического общения и выстраивания процесса профессионализации работников образования.
Данная программа предназначена для обучения различных категорий работников образования (педагогов, администраторов, школьных психологов, социальных педагогов) работе с социальными сервисами Интернет, различными инструментами, в сети социально-педагогических сообществ с учетом современных образовательных технологий и учебных материалов нового поколения. Программа носит модульный характер и может быть использована специалистами институтов повышения квалификации работников образования как целостно, так и в виде отдельных модулей, в зависимости от потребностей обучающихся.
Целевая установка: создание условий для развития у работников образования специальных компетенций, связанных с использованием социальных сервисов Интернет, учебных материалов и инструментов организации образовательного процесса нового поколения в профессиональной деятельности.
Задачи обучения:
Знакомство с различными Интернет-сервисами и инструментами социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) и подготовка к осуществлению их осознанного выбора в целях эффективной реализации задач педагогического общения, педагогического действия, организации образовательного процесса.
Развитие готовности использовать различные Интернет-сервисы для профессионального роста и самообразования.
Развитие способности инициировать и принимать участие в работе профессиональных сообществ, реализовать сетевые проекты, в том числе учебные, ученические.
Развитие готовности к "несинхронной" работе с другими людьми.
Развитие умения совместно вырабатывать правила и нормы сетевого поведения в определенных сообществах, способности модерирования с учетом соблюдения (в т.ч. личного) этих норм при работе в сети.
Создание условий для экспертирования продуктов и объектов собственной и чужой деятельности, размещенных в сети.
Создание условий для развития готовности к использованию различных форм Интернет-активности учащихся для достижения актуальных образовательных результатов.
Достижение поставленных целей и задач обучения предполагается в течение 72 часов, в очной, в заочной (дистанционной) и очно-заочной (дистанционной) формах.
Программа строится на принципах субъект-субъектного взаимодействия, интерактивного и открытого характера обучения, практической направленности, при обучении используются личностно-деятельностный, компетентностный и средовой подходы. Каждый модуль предполагает обязательное время на индивидуальную или групповую рефлексию, осуществляемую с помощью изучаемых инструментов и сервисов Интернет (блог, вики-страница, журнал курсов, рефлексивный форум и т.д.); для преподавателя итоги рефлексии группы становятся основой для корректировки методов обучения и дают возможность осуществления обратной связи с обучающимися. Оценивание прохождения курса осуществляется по заранее определенным и известным слушателям (опубликованным) критериям, предполагающим не только экспертное мнение преподавателя, но и некоторые объективные показатели, дающие возможность произвести самооценку.
Программа включает в себя как инвариантную часть, предназначенную для обучающихся вне зависимости от того, к какой целевой группе они относятся, и вариативную часть, состоящую из модулей, отражающих специфику профессиональных интересов различных целевых групп. Инвариантная и вариативная части рассчитаны на 36 часов каждая.
Инвариантная часть включает 4 модуля:
1. Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0. (wiki-wiki, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, индивидуальные поисковики и т.п.); работа в профессиональных форумах; технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru).
2. Идеология социальных сетей и обзор существующих сообществ.
3. Основы поведения в сети: нетикет, сетевая безопасность, психологические особенности и трудности виртуального общения, конструктивное общение в сети.
4. Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
Каждый модуль рассчитан на 9 часов (8 часов обучения и 1 час рефлексии). В зависимости от уровня ИКТ-компетентности обучаемых, время на первый – «технологический» модуль может быть увеличено за счет дополнительной самостоятельной работы.
Вариативная часть представляет собой сочетание двух модулей – обучающего и проектировочного, рассчитанных на 18 часов каждый. В зависимости от целевой группы1 обучающихся, сочетания модулей имеют несколько вариантов:
1. Для педагогов-предметников:
1.1. Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога.
1.2. Проектирование профессионального сообщества/ сетевых активностей в существующем сообществе учителей конкретного предмета (образовательной области).
2. Для школьных администраторов:
2.1. Школа как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации и управления школьной жизнью.
2.2. Проектирование школьного сетевого сообщества.
3. Для школьных психологов:
3.1. Основы виртуального консультирования или Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
3.2. Проектировочный модуль «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач психолога –педагога».
4. Для социальных педагогов:
4.1. Основы виртуального консультирования или Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
4.2. Проектировочный модуль «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социального педагога».
5. Для педагогов дополнительного образования:
5.1. Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
5.2. Проектировочный модуль «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога дополнительного образования».
6.Для классных руководителей:
6.1. Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
6.2. Проектирование сетевых активностей учащихся с использованием известных сервисов Интернет и существующих сообществ образовательной направленности2.В целях лучшего освоения изучаемых сервисов и инструментов, а также практики конструктивного сетевого общения, проектировочный модуль должен быть организован как групповая работа. Лучше, если группы будут составлены по межрегиональному принципу, что легко достичь при дистанционной форме обучения; для групп, обучающихся очным образом, необходимым условием должно стать наличие единомышленников (сотрудников) из другого/других регионов: например, реализация межрегионального ученического проекта или привлечение в свое сообщество учителей из других населенных пунктов, областей.
Освоение программы в целом связано с изучением, практическим применением и анализом разнообразных средств и новообразований социального Интернета (Веб 2.0), которые потенциально могут быть использованы в профессиональной работе обучающихся. Предполагается значительная доля самостоятельного выбора ими средств для реализации поставленных задач, рефлексивные отклики. Обучение предполагает индивидуальную работу, работу в микрогруппах и в больших группах, что позволит в ходе обучения оценивать преимущества и недостатки осваиваемых средств коммуникации.
Планируемые результаты обучения:
-
Обучающиеся познакомятся и будут иметь представление о:
образовательном потенциале различных сервисов и инструментов социального Интернета;
значении сетевого взаимодействия в профессиональном развитии педагога;
существующих профессиональных сообществах педагогов и социальных сетях, сообществах образовательной и педагогической направленности, их особенностях;
цифровых и сетевых образовательных ресурсах и возможностях их использования в профессиональной деятельности;
принципах безопасности при работе в социальных сетях.
-
Обучающиеся получат опыт:
выбора среды (сред) и инструментов сетевого взаимодействия;
работы в существующих сообществах образовательной и педагогической направленности;
анализа и экспертизы представленных в сети образовательных ресурсов, работы сообществ, сервисов и инструментов относительно задач педагогического общения и педагогического действия;
совместной выработки норм и правил сетевого взаимодействия;
модерации сетевого взаимодействия;
применения отдельных сервисов социального Интернета в профессиональной деятельности, инициирования сетевых активностей для решения профессиональных задач;
профессиональной рефлексии относительно собственного продвижения и образовательных полученных результатов.
-
Обучающиеся будут уметь:
применять некоторые основные сервисы и инструменты Web2.0 (создавать вики-страницу, вести блог, участвовать в форуме, создавать анкету или опрос с использованием специальных сервисов, настраивать поисковые системы под индивидуальные задачи, применять классификацию и т.п.);
организовать личное профессиональное пространство в Интернет (в т.ч. создавать электронное портфолио в соответствии с задачами его использования);
принимать участие в работе профессиональных сетевых сообществ, организовать обсуждение профессиональных вопросов и инициировать сетевые активности учащихся с использованием инструментов и сервисов Web2.0.
Средства организации обучения:
Для очной формы обучения:
Компьютеры с выходом в Интернет и возможностью просмотра и использования сайтов социальных сервисов Интернет – по числу обучающихся в группе, социальных сетей; видеопроектор.
Для дистанционной формы обучения:
Персональный компьютер, Интернет, сайты социальных сервисов Интернет, социальных сетей, сайт для организации обучения (www.openclass.ru, http://wiki.iot.ru или другой сайт/сайты, с возможностями для коллективной деятельности по созданию текстов, организации фотогалерей, публикации видео, организации обсуждений, ведения блогов).
Учебный план
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
|
Инвариантная часть
|
|
1
|
Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0:
социальный сектор Интернета; сервисы Web2.0: wiki-wiki, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, индивидуальные поисковики и т.п.); работа в профессиональных форумах; технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru).
|
9
|
2
|
Идеология социальных сетей и обзор существующих сообществ:
история возникновения социальных сетей и профессиональных сообществ в сети; социальная сеть и виртуальное сообщество; обзор существующих проектов социальных сетей и профессиональных сетевых сообществ.
|
9
|
3
|
Основы поведения в сети:
нетикет, сетевая безопасность, психологические особенности и трудности виртуального общения, конструктивное общение в сети.
|
9
|
4
|
Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Общественная экспертиза образовательных ресурсов:
Возможность применения сервисов для решения профессиональных задач работников образования, в т.ч. удобство применения в условиях образовательного учреждения. Дефициты существующих сервисов и социальных сетей, с точки зрения задач образования. Виды образовательных ресурсов в сети. Единая национальная коллекция ЦОР. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
|
9
|
|
ИТОГО
|
36
|
|
Вариативная часть
|
|
5
|
Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога:
Задачи профессионального развития педагога и возможности сетевой коммуникации при их решении; личное и коллективное профессиональное пространство в Интернет; портфолио как инструмент профессиональной рефлексии и построения индивидуальной траектории профессионализации.
|
18
|
6
|
Школа как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации и управления школьной жизнью.
Школа как субъект социальных отношений; инструменты организации и управления образовательным процессом; сетевые инструменты организации школьной жизни; приемы стимуляции активности различных целевых групп в школьном сообществе.
|
18
|
7
|
Основы виртуального консультирования:
особенности виртуальной коммуникации («человек-компьютер-человек»); позиции консультанта в виртуальном консультировании; алгоритм фасилитации и техники активного восприятия при виртуальном консультировании; модерирование групповой консультации.
|
18
|
8
|
Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
Обзор детских сетевых активностей, их образовательный потенциал и дефициты; психологические особенности Интернет-коммуникации школьников разного возраста; обеспечение безопасности при работе школьников в Интернет; особенности реализации сетевых учебных и социальных проектов школьников.
|
18
|
9
|
Проектировочный вариативный модуль
|
18
|
|
ИТОГО для каждой из целевых групп
|
36
|
|
ИТОГО по двум частям
|
72
|
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Модуль 1. Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0. работа в профессиональных форумах; технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru).
Тематическое планирование
1.1 Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0.
Возникновение Web2.0 и идеология социального Интернета. Работа в среде wiki-wiki: идеология совместной работы; создание и редактирование вики-страницы, просмотр последних правок. Примеры региональных Вики образовательной направленности.
Блоги: регистрация блога, комментирование, создание группы «друзей» (frends). Примеры профессиональных блогов. Видеоблоги.
Работа с сервисами закладок. «Народная классификация» (фолксономия). Тэги.
Видеосервисы и фотосервисы, создание и хранение индивидуальных и групповых фотоальбомов.
Практическая деятельность: создание и правка вики-страницы, создание блога, комментирование блога, создание закладок по определенной тематике, присваивание тегов материалам коллег и материалам, найденным в сети; создание фотоальбома по курсу, анализ образовательного потенциала освоенных сервисов.
1.2. Технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru).
Регистрация; виды создаваемого контента: сообщение, форум, объявление, сообщество, опрос, ссылка; присоединение к существующим сообществам; комментирование. Личный кабинет пользователя, поиск и виды контактов с другими пользователями. База знаний.
Практическая деятельность: знакомство с устройством обучающей среды и сайта «Открытый класс» по курсу, настройка личного кабинета, установление контактов с другими пользователями; создание сообщения, объявления, участие в опросе; анализ материалов существующих на сайте профессиональных сообществ.
1.3. Работа в профессиональных форумах.
Особенности форума и чата. Примеры профессиональных обсуждений в форумах. Создание темы в форумах сообществ на www.openclass.ru.
Практическая деятельность: создание форума или ветки форума в существующих сообществах сайта «Открытый класс», его модерация; знакомство с наиболее популярными темами профессиональных форумов и анализ их содержания с точки зрения полноты обзора обсуждаемой темы, соответствия теме, активности участников.
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
В т.ч. для очной формы обучения
|
Лекции и демонстрации
|
Практич. работы (включая самостоятельную)
|
1.1
|
Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0.
|
3
|
1
|
2
|
1.2
|
Технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru).
|
3
|
1
|
2
|
1.3
|
Работа в профессиональных форумах.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
1.4
|
Профессиональная рефлексия продвижения.
|
1
|
|
1
|
|
Итого
|
9
|
2,5
|
6,5
|
Модуль 2. Идеология социальных сетей и обзор существующих сообществ.
Тематическое планирование
2.1. История возникновения социальных сетей и профессиональных сообществ в сети.
Всемирная паутина как платформа общения людей. Особенности сетевых сообществ: самоорганизация, децентрализация, эмерджентность. Первые виртуальные сообщества: WELL, «сообщества практики»: Денверский проект, Сообщество Червя, MOOSECrossing, Скретч.
2.2. Социальная сеть и виртуальное сообщество. Обзор популярных проектов социальных сетей:
«Май спейс»(«Мой круг»), «Ю-Тьюб» («Ру-Тьюб»), «Фликр», «Ласт ФМ», «ИМХО-клаб», «Википедия», «В контакте».
Практическая деятельность: знакомство с сервисами и возможностями каждой из представленных сетей, сравнительный анализ образовательного потенциала.
2.3. Обзор интересных профессиональных сообществ и сообществ образовательной направленности:
Родительские сообщества на сайтах «Мой круг» Mail.ru, VKontakte.ru, др.: возможности и сервисы, предлагаемые пользователю; основные интересы и особенности сообществ. Педагогические сообщества: особенности, преимущества в реализации, ограничения («Сеть творческих учителей», «Летописи.ру» и др.).
Практическая деятельность: регистрация в выбранных профессиональных сообществах, участие в активностях данных сообществ (создание статьи и/или ветки обсуждения в форуме и
/или комментария и т.д.); групповая работа по выработке критериев сравнения сообществ и созданию предложений для развития одного из сообществ.
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
В т.ч. для очной формы обучения
|
Лекции и демонстрации
|
Практич. работы (включая самостоятельную)
|
2.1
|
История возникновения социальных сетей и профессиональных сообществ в сети.
|
2
|
2
|
0
|
2.2
|
Социальная сеть и виртуальное сообщество. Обзор популярных проектов социальных сетей.
|
2
|
1
|
1
|
2.3
|
Обзор интересных профессиональных сообществ и сообществ образовательной направленности.
|
4
|
1
|
3
|
2.4
|
Профессиональная рефлексия продвижения.
|
1
|
|
1
|
|
Итого
|
9
|
4
|
5
|
Модуль 3. Основы поведения в сети.
Тематическое планирование.
3.1. Нетикет:
Основные принципы и понятия. Примеры неконструктивного поведения в сети: флуд, флейм, офф-топики. Сетевой флеш-моб. Выработка правил сетевого поведения в соответствии с принципами нетикета.
Практическая деятельность: знакомство с примерами правил нетикета некоторых сообществ; выработка правил нетикета для своей группы.
3.2. Сетевая безопасность:
Правила физической безопасности при работе в сети. Правила психологической безопасности при сетевом общении. Размещение личной информации в сети: проблема ответственности; Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных». Верификация информации, размещенной в сети.
Практическая деятельность: сравнительный анализ достоверности предложенных сетевых источников.
3.3. Психологические особенности и трудности виртуального общения:
Асинхронное общение, общение он-лайн. Инициирование контакта. Виртуальная «самореализация» или виртуальное хамство? Ники и аватары как способ самовыражения и защиты.
Практическая деятельность: анализ сложных случаев сетевого общения и выбранных путей выхода из них; презентация от группы выработанных правил психологически комфортного общения в сети.
3.4. Конструктивное общение в сети:
Практикум модерации и решения конфликтных и сложных ситуаций сетевого общения.
Практическая деятельность: модерация собственной темы обсуждения в форуме; групповая работа с кейсами сложных и конфликтных случаев сетевого общения.
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
В т.ч. для очной формы обучения
|
Лекции и демонстрации
|
Практич. работы (включая самостоятельную)
|
3.1
|
Нетикет.
|
2
|
1
|
1
|
3.2
|
Сетевая безопасность.
|
2
|
1
|
1
|
3.3
|
Психологические особенности и трудности виртуального общения.
|
2
|
1
|
1
|
3.4
|
Конструктивное общение в сети.
|
2
|
|
2
|
3.5
|
Профессиональная рефлексия продвижения.
|
1
|
|
1
|
|
Итого
|
9
|
3
|
6
|
Модуль 4. Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
4.1. Возможность применения сервисов для решения профессиональных задач работников образования, в т.ч. удобство применения в условиях образовательного учреждения:
Итоговый обзор освоенных сервисов Web2.0 с точки зрения образовательного потенциала и удобства использования для решения профессиональных задач различных целевых групп.
Практическая деятельность: на основании проведенного в ходе изучения предыдущих модулей анализа и выработанных критериев сравнения оценка удобства использования сервисов Web2.0 и сетевых ресурсов с точки зрения различных участников образовательного процесса; презентация итоговых выводов групп относительно пригодности того или иного сервиса для решения профессиональных задач.
4.2.Дефициты существующих сервисов и социальных сетей с точки зрения задач образования.
Задачи образования, относительно которых потенциал социальных сетей и сетевых сообществ мог бы быть оценен как значительный. Дефициты сервисов и сетевых сообществ для решения этих задач.
Практическая деятельность: определения перечня задач; коллективная выработка недостающих алгоритмов действий или предложений для сбора методических материалов.
4.3. Виды образовательных ресурсов в сети. Единая национальная коллекция ЦОР:
Возможные классификации образовательных ресурсов сети по происхождению, задачам и целям использования, целевым группам, содержанию, форме. Достоинства и проблемы использования ресурсов разных видов. Образовательные сайты и порталы (Единое окно входа). Единая национальная коллекция ЦОР и ее региональные хранилища как площадка для хранения, размещения и обсуждения образовательных ресурсов.
Практическая деятельность: определение образовательного ресурса по выбранной классификации; поиск ресурса по заданной теме в Единой национальной коллекции ЦОР и в одном из региональных ранилищ.
4.4. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
Практикум экспертизы образовательных ресурсов по выбранным критериям.
Практическая деятельность: выработка в группе критериев проведения экспертной оценки ЦОР; индивидуальная и групповая экспертиза заданных образовательных ресурсов; публикация экспертного мнения на сайте «Открытый класс».
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
В т.ч. для очной формы обучения
|
Лекции и демонстрации
|
Практич. работы (включая самостоятельную)
|
4.1
|
Возможность применения сервисов для решения профессиональных задач работников образования, в т.ч. удобство применения в условиях образовательного учреждения.
|
1
|
|
1
|
4.2
|
Дефициты существующих сервисов и социальных сетей с точки зрения задач образования.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
4.3
|
Виды образовательных ресурсов в сети. Единая национальная коллекция ЦОР.
|
4
|
1
|
3
|
4.4
|
Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
|
1
|
|
1
|
4.5
|
Профессиональная рефлексия продвижения.
|
1
|
|
1
|
|
Итого
|
9
|
1,5
|
7,5
|
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Модуль 5. Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога. Предпочтительная целевая группа: педагоги-предметники
|