Аттестация педагогов-дефектологов Демонстрационный вариант 2012
Приложение №25 к распоряжению
Департамента общего образования
Томской области
№555 от 27.08.2012г
Демонстрационный вариант
Квалификационное испытание на
соответствие занимаемой должности
педагогов-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Подготовлен областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Томск 2012
Пояснения к демонстрационному варианту 2012 года
Контрольно измерительных материалов квалификационного испытания для педагогов-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на соответствие занимаемой должности
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольно-измерительных материалов, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Задания демонстрационного варианта не отражают всех вопросов содержания, которые могут быть включены в контрольно-измерительные материалы в 2012 году. Структура работы приведена в спецификации квалификационного испытания для педагогов-дефектологов.
Варианты контрольно-измерительных материалов, система оценивания, спецификация помогут педагогу-дефектологу выработать стратегию подготовки к квалификационному испытанию.
Приведенные критерии оценивания позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности решений.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение квалификационного испытания даётся 2 часа (120 минут). Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами.
Правильное решение каждого из заданий типа А1 – А17 и В1 – B15 оценивается 1 баллом
Полное правильное решение задания С1 оценивается 3 баллами.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Максимальный балл за выполнение всей работы – 35.
Работа содержит 4 раздела, 33 задания.
Раздел 1 («Дефектология») включает
-
7 заданий с выбором ответа (А1 – А7). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный;
5 заданий с кратким ответом (В1 – В5). Ответы к этим заданиям записываются в виде слов или словосочетаний (в именительном падеже).
9 заданий на определение соответствия (B6 – B14). В таблице на одной строке необходимо поставить цифру и букву, соответствующих между собой понятий, принципов и их определений.
1 задание (С1) с развернутым ответом
-
Раздел 2 («Педагогика и психология») включает
4 задания (А8 – А11). К каждому из них даны 3 или 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
-
Раздел 3 («Информационные технологии») включает
3 задания (А12 – А14), к каждому из них предложены 4 варианта ответа, из которых только один правильный;
1 задание (В15). Ответом на это задание является последовательность цифр.
-
Раздел 4 («Государственная политика в области образования») включает
3 задания (А15 – А17). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если у вас останется время
Желаем успеха!
Спецификация работы
|
Содержание заданий
|
Баллы
|
А1 –
А 7
|
Знание клинических основ специальной педагогики: происхождения, механизмов формирования нервно-психических расстройств и нарушений развития, особенностей психического дизонтогенеза
|
1
|
А8 – А11
|
Психолого-педагогические компетенции в области выбора наиболее эффективного решения в проблемной ситуации воспитательно-образовательного процесса
|
1
|
А12
|
Знание основных принципов и приемов обработки информации средствами текстовых редакторов
|
1
|
А13
|
Знание технологии обработки информации в электронных таблицах
|
1
|
А14
|
Знание адресации в сети интернет (адрес ресурса, адрес электронной почты)
|
1
|
А15
|
Знание положений стратегических документов государственной политики в системе общего образования.
|
1
|
А16
|
Знание основных принципов государственной политики в системе общего образования.
|
1
|
А17
|
Знание организационных основ функционирования образовательного учреждения.
|
1
|
В1-
В5
|
Знание основных понятий, терминов использующихся в дефектологии, названий нарушений развития
|
1
|
В6-
В14
|
Знание особенностей организации системы специального (коррекционного) образования, основных принципов и методов обучения и воспитания детей с ОВЗ, их психолого-педагогической диагностики, специфики образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе.
|
1
|
B15
|
Знание принципов адресации в сети Интернет (адрес ресурса, IP-адрес, адрес электронной почты).
|
1
|
С1
|
Принципы и задачи коррекционно-развивающей работы
|
3
|
Список использованной литературы
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков: Уч. пособие. Кострома, 1994.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2001.
Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. – М., 2002.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. – С-Пб., 2007.
6.Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1985.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1985.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2001.
Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. - М., 1973.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001.
Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермяк В.А. Дети с нарушениями умственного развития. - Иркутск, 1992.
Медведева Е.Л., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред., и высш. пед. учеб.заведений. - М., 2001
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. – М., 2001.
Основы олигофренопедагогики: Учебное пособие / В.М. Мозговой. ИМ. Яковлева, А.А. Еремина. – М., 2006.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? Учебно-методическое пособие. - М., 1998.
Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. – М., 2006.
Современные формы и методы организация психогигиенической и психопрофилактической работы. Сборник работ. Л., 1985.
Специальная психология: Учебное пособие / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2006.
Нормативно-правовые и программные документы
Доклад Правительства Российской Федерации «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году». М. 2012 г. / сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – URL: http://old.mon.gov.ru/files/materials/9355/12.03.20-nnsh2011.pdf;
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012) «Об образовании» / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132509;
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271) / сайт информационно-правового портала «Гарант». – URL: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm;
Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 (ред. от 13.07.2012) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы")» / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132968;
Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97481;
Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121669;
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123482;
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110255;
Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100130;
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» (/ сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116278;
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601;
Распоряжение Администрации Томской области от 15.07.2011 № 669/1-ра «Об утверждении комплексной программы «Обеспечение доступности дошкольного образования в Томской области на 2011 – 2013 годы»;
Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 N 1507-р (ред. от 05.12.2011) «О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (вместе с "Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы")» / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=127706;
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110982;
Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» / сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129346
Демонстрационный вариант квалификационного испытания на соответствие занимаемой должности
для педагогов-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Раздел 1. Дефектология
При выполнении заданий А1 – А7 в бланке ответов под номером выполняемого задания поставьте знак «х», в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
А1. Проявления психического дизонтогенеза обнаруживаются у детей и подростков:
еще до рождения ребенка
в период полового созревания
на всех возрастных этапах развития детей
в раннем возрасте
А2. Задержка психического развития у детей может возникать:
в результате социальной депривации и микросоциальной запущенности
как проявление раннего органического поражения головного мозга
при наследственной предрасположенности
в результате действия всех вышеперечисленных факторов
А3. Интеллектуальный коэффициент (IQ) при глубокой умственной отсталости соответствует:
IQ: 50 – 69
IQ: 35 – 49
IQ: 20 – 34
IQ: менее 20
А4. Преимущественным в клинической картине неосложненного психического инфантилизма является
нарушения устной и письменной речи
незрелость эмоционально-волевой сферы
слабое развитие пространственного мышления
расстройства сна
А5. Клиническим выражением задержанного развития как варианта психического дизонтогенеза является:
ранний детский аутизм
психопатия
психический инфантилизм
деменция
А6. У детей раннего возраста преимущественным возрастным синдромом является:
синдром уходов и бродяжничества
синдром невропатии
истерический синдром
параноидный синдром
А7. Основными клиническими проявлениями олигофрении являются:
нарушения памяти
низкая работоспособность
низкий уровень интеллектуального развития и личности в целом
расстройства поведения
Ответ на задания В1 – В5 надо записать в бланк ответов справа от номера задания, начиная с первой клеточки: каждую букву или знак в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами (слова и словосочетания записываются в именительном падеже).
В1. Как называлась в прежней классификации средняя степень умственной отсталости?
В2. Как называется отсутствие голоса при сохранной шепотной речи?
В3. Как называется состояние крайнего эмоционального напряжения, сопровождающееся снижением способности контролировать свое поведение?
В4. Как называется особая форма слабоумия, в основе которого лежит наследственно обусловленное нарушение белкового обмена?
В5. Как называется конституциональная нервность (повышение возбудимости, нарушения сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства, наклонность к тикам, заиканию)?
При выполнении заданий В6 – В14 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры и буквы по установленному соответствию
В6. Установите соответствие между нарушениями психической сферы и методами педагогической коррекции.
1) сенсорная дислексия
|
А) методы воспитания, направленные на развитие личности ребенка, его самостоятельности, формирование регулятивных действий
|
2) недостаточность функций контроля
|
Б) щадящий режим обучения, физкультминутки на уроках, методы повышения учебной мотивации
|
3) нарушение работоспособности на фоне психической истощаемости
|
В) методика П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой, упражнения по развитию внимания и саморегуляции
|
4) эмоционально-волевая незрелость
|
Г) развитие звуко-буквенного анализа
|
В7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
1) компенсация
|
А) процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт
|
2) коррекция
|
Б) целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий
|
3) воспитание
|
В) система педагогических мер, направленная на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей
|
4) социализация
|
Г) замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма
|
В8. Установите соответствие между этапами и задачами обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
1) первый этап
|
А) развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений; дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи; расширение и активизация словаря; развитие умения правильно выражать в устной форме свои мысли; освоение школьников простейших видов письменной речи; практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил
|
2) второй этап
|
Б) углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия; исправления недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов; выработка первоначальных навыков чтения и письма; уточнение и развитие словарного запаса; формирование умений строить простые предложения
|
3) третий этап
|
В) совершенствование техники чтения, формирование навыка беглого чтения; расширение возможности в осознании читаемого материала, овладение различными формами пересказа, последовательно и грамотно излагать свои мысли; освоение элементарных грамматических понятий и связанными с ними правилами правописания
|
В9. Соответствие между названиями методов исследования и их определениями:
1) наблюдение
|
А) научно-поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях, применяемый с целью установления связей и зависимостей явлений при активном вмешательстве исследователей
|
2) тестирование
|
Б) целенаправленное стандартизированное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях с целью объективного измерения изучаемых характеристик педагогического процесс
|
3) эксперимент
|
В) специально организованное восприятие изучаемого объекта, процесса, явления в естественных условиях
|
В10. Установить соответствие между обобщенным названием форм обучения и их разновидностями в специальной (коррекционной) школе
1) нетрадиционные формы обучения
|
А) урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа
|
2) сопутствующие (дополнительные) занятия
|
Б) ритмика, лечебная физкультура, логопедические занятия, социально-бытовая ориентировка
|
3) специальные коррекционные занятия
|
В) консультации, дополнительные индивидуальные занятие, факультативы группы выравнивания
|
4) традиционные
|
Г) уроки-соревнования, викторины, конкурсы, игры, концерты, праздники, театрализованные уроки и др.
|
В11. Установите соответствие между формами физического воспитания и их характеристиками
1) физкультпауза
|
А) комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно до начала уроков
|
2) физкультурные минутки
|
Б) небольшой по времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений
|
3) утренняя гимнастика
|
В) подвижная или спортивная игра, которая проводится на большой перемене в течение 10-20 минут
|
В12. Установить соответствие между наименованиями и определениями видов педагогической запущенности
1) интеллектуальная
|
А) несформированность понимания того, что хорошо и что плохо, что можно делать и говорить, а чего нельзя, девиации в поведении
|
2) социально-нормативная
|
Б) неразвитость познавательных психических функций; слабая сформированность познавательной потребности; неразвитость речи
|
3) учебная
|
В) неумение контролировать свое поведение, эмоциональные реакции в соответствии с требованиями ситуации
|
4) эмоционально-волевая
|
Г) несформированность знаний умений и навыков, соответствующих возрасту
|
В13. Установите соответствие между тестами и исследуемыми функциями
1) копирование геометрических рисунков пространственно-ориентированных
|
А) исследуется динамическая организация двигательного акта
|
2) узнавание перечеркнутых изображений
|
Б) исследуются слухомоторные координации
|
3) воспроизведение ритмов по образцу
|
В) исследуется зрительный гнозис
|
4) тест на смену трех положений кисти (кулак, ребро, ладонь)
|
Г) конструктивный праксис
|
В14. Установите соответствие между методами, формами, средствами эстетического воспитания и педагогическими приемами, способами организации деятельности учащихся
1) средства эстетического воспитания
|
А) беседа; лекция на эстетические темы; кинолектории; встречи за круглым столом и др.
|
2) методы эстетического воспитания
|
Б) разъяснение; анализ произведений искусства, предметов и явлений; упражнения в искусстве; поощрение
|
3) формы эстетического воспитания
|
В) познание, труд; игра; искусство; литература; общение; природа; бытовая обстановка
|
Для записи ответа на задания С1 используйте обратную сторону бланка ответов.
С1. Перечислите психолого-педагогические принципы организации коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития.
|