ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете приказом директора
Протокол № 1 от 28.08.2015г. МБОУ «Каменногорский ЦО»
№ 156-од от «31»08.2015г.
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Филиала «Поселок Пруды»
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Каменногорский центр образования»
дошкольное отделение
п. Пруды 2015г.
1
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Целевой раздел
Пояснительная записка……………………………………………………………………….3-5
Цели и задачи реализации ООП ДО……………………………………………………….5
Принципы и подходы к формированию ООП ДО…………………………………...……5-8 1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:
Общие сведения об учреждении………………………………………………………….8
Общие сведения о коллективе…………………………………………………………….9
Общие сведения о семьях воспитанников……………………………………………….9- 10
Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста……………………….10-19
Планируемые результаты освоения Программы:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования…………………………………………………………………………………………..20-22
Планируемые результаты освоения ООП ДО по коррекции нарушения речи …………22-23
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения парциальной Программы………..23
2. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
воспитанников…………………………………………………………………………………..24-106
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы………………107
Методы и приемы организации обучения в ДОУ……………………………………109-111
Распределение различных видов детской деятельности ранний возраст………………………………………………………………………………….111-112
Распределение различных видов детской деятельности дошкольный возраст………………………………………………………………………………….113-114
Формы работы по образовательным областям………………………………………114-137
Особенности образовательной деятельности разных видов
культурных практик………………………………………………………………………….137-140
Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка………………………………………………………………………………….140-142
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………………………………142-146
2.5.Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения речи………………………………………………………………………………………………146-153 2.6. Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений………………153-161
3. Организационный раздел
Организация жизни и деятельности детей…………………………………………………...162-164
Проектирование воспитательно-образовательного процесса……………………………...164-165
Традиционные события, праздники, мероприятия…………………………………………..165-166
3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды………………………………………………………………………………………………….166-169
3.5.Материально-техническое условия реализации ООП ДО…………………………………..169 3.6. Обеспеченность Программы методическими материалами……………………………….170-176
Приложения……………………………………………………………………………………177-193
2
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования филиала «Поселок Пруды» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменногорский цент образования» дошкольное отделение (далее – Программа) – разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в РФ:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014
№ 08-249;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в
действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 -13);
Основная общеобразовательная Программа филиала «Поселок Пруды» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменногорский центр образования» дошкольное отделение разработана с целью психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное разностороннее развитие детей, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Филиале «Поселок Пруды» МБОУ «Каменногорский ЦО» дошкольное отделение и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
3
Основная идея Программы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа учитывает:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Программа разработана с учетом:
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Содержание коррекционной части Программы разработано с учетом:
-«Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под ред. Н.В.Нищевой.
Отличительные особенности Программы
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Патриотическая направленность Программы
Воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение
старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения
образованию как одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
4
Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности, так и в формах и способах взаимодействия с ребенком.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: Обеспечение разностороннего развития детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по освоению образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (программы дошкольного и начального общего образования);
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:
Поддержка разнообразия детства: сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей, педагогических работников ДОУ и детей).
Уважение личности ребенка.
5
4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного
образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, индивидуализация дошкольного образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей;
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Реализация целей и задач программы опирается на систему психолого-педагогических принципов, подчеркивающих значение дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка:
а) Личностно- ориентированные принципы:
Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. Принцип педагогики диалога: ребенок со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями.
б) Культурно- ориентированные принципы:
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
6
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно - ориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Обязательная часть Программы разработана с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией В.Е Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
Программа:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, что соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
7
-
допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
|