Тема: «Загадки природы. Вулканы»


Скачать 105.28 Kb.
Название Тема: «Загадки природы. Вулканы»
Тип Конспект
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Конспект
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Загадки природы. Вулканы»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы - извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении - извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

4. упражнять детей в чтении схем-моделей.

Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Словарная работа: лава, магма, кратер, жерло.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Предварительная работа:

1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. Ю. Соколова

2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

3. Беседы о видах вулканов.

4. Изготовление макета вулкана.

Материал и оборудование:

Минералы вулканического происхождения (камни и пемза); макет вулкана; лупы; емкость с водой; пластилин; схемы (по количеству детей); шкатулка; цветные краски 12 цв. (по количеству детей); тонированная бумага; кисти; баночки с водой; салфеточки; сода; вода красного цвета; уксус; моющее средство для посуды; ложки для каждого вещества; бумажные полотенца; пластиковые стаканчики; карточки красного и зеленого цвета (по количеству детей); проектор, мешочек ощущений.

Ход НОД

Сюрпризный момент

В: - Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- А сейчас прозвенит звонок, и вы тихонечко сядете на стульчики.

- Ребята посмотрите у меня для вас сюрприз - вот эта шкатулка, а что находится в ней - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять,

В пыли на дороге не нужным лежать

Кто может предмет по приметам узнать?

(ответы детей: Камни)

В: Правильно - это камни. А как вы догадались?

(ответы детей: камни могут быть большими, маленькими, тяжелыми, легкими, грязными)

В: А вы любите путешествовать? (Да) Мы сегодня с вами отправимся путешествовать в страну камней. И первая остановка в стране камней называется «Мастерская». Но перед тем, как мы пройдем в «Мастерскую» и будем изучать камни - разомнем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(руки виз, встряхнуть кистями).

В: Молодцы! Теперь пройдем ко мне в «Мастерскую». Посмотрите у меня на столе мешочек ощущений. В этом мешочке много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни, которые я сейчас в неё положу.

(детям задать вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?

ответы детей: гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

В: А теперь в другую руку возьмите пластилин, который лежит на столе. Сожмите обе ладони. Что вы почувствовали? Что произошло с пластилином? Почему?

Что произошло с камнем? Почему?

(ответы детей: пластилин изменил форму, а камень остался таким же по форме, т.к. камень крепкий, а пластилин мягкий)

В: Посмотрите, у нас есть емкость с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим

(ответы детей: Камень утонул, потому что тяжелы)

В: Ребята у меня для вас есть необычные камни. Возьмите их в руки и рассмотрите с помощью луп. Что вы можете сказать про этот камень? Чего много у этого камня?

Ответы детей: он легкий у него много дырочек.

- А как вы думаете, эти дырочки пустые? (ответы детей: нет, там есть воздух)

- А если мы опустим его в воду, что с ним произойдет? (ответы детей: он утонет, он не утонет)

- Давайте проверим.

- Что произошло с камнем? (ответы детей: он не тонет) Как вы думаете почему? (ответы детей: у него много дырочек)

В: - Он не утонул, как другие камни, потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким.

- Может из вас знает, как он называется? (ответы детей: пемза)

В: Этот камень называется пемза. И мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.

- Мы побывали с вами в мастерской и узнали, какие бывают камни.

- Расскажите, какие они бывают? (ответы детей: гладкие, тяжелые, шероховатые, с дырочками и др.)

Молодцы!

Основная часть

В: А теперь следующая наша остановка «Познавай-ка». Садитесь на стульчики перед экраном. Продолжаем наше путешествие.

- Ребята, хотите ли вы стать настоящими учеными и провести эксперимент? (слайд 1) Тогда послушайте загадки, и подумайте о чем пойдет речь?


«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Снежная гора,

Вверху - дыра, внутри - жара!

Иногда пускает лаву,

На нее не найти управу! (Вулкан)

В: - Как вы думаете, что такое вулкан? (ответы детей: вулкан - это гора, из которой идет лава)

- Да, вулкан - это гора, с отверстием на вершине, через которое поднимается дым, летят пепел, камни и изливается лава. Посмотрите на экран (слайд 2).

- На что похож вулкан? Какой он формы? (ответы детей: треугольник, конус, пирамида)

В: - Ребята, кто-нибудь знает, как называется верхушка вулкана? (ответы детей: кратер)

В: - Верхушка вулкана называется кратер (слайд 3). А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава.

Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что твердые камни превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни (слайд 4) – мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза.

- Ребята, как вы думаете, как, образуется вулкан? (ответы детей: лава извергается наружу, на землю из вулкана-горы)

В: - Давайте теперь, посмотрим фильм о том, как образуется вулкан. Смотрим внимательно и запоминаем, что, там говорят (слайд 5 с фильмом).

(просмотр фильма про вулкан)

В: - Ребята, посмотрев фильм, скажите, что же выходит из вулкана? (Ответы детей: пепел, вылетают камни).

- Как образуется вулкан? Ответы детей: Лава вытекает из жерла вулкана и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает, затвердевает и превращается в твердую породу.

- Какие вы узнали виды вулканов?

1. Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.

2. Потухшие - не извергающие лаву.

3. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
В: Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые.

- Ребята как зовут этих ученных? (ответы детей: вулканологи)

Этих ученых называют вулканологами (слайд 6). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда проснется.

В: - А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу? (ответы детей: да, там хорошая земля)

- Да, ребята, вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана:

1. Там плодородная почва.

2. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Физкультминутка «Вулкан»

Стихотворение

Движения

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -


Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.


Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Повторить - 2 раза.

В: - Немного отдохнули. Следующая остановка «Лаборатория открытий». Здесь мы попробуем оживить вулкан, научимся делать раствор, чтоб понаблюдать за процессом извержения лавы.

- Но прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить знаете ли вы правила безопасности в лаборатории? Итак, вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов.

(ответы детей:

1. Надеть специальную одежду.

2. Внимательно слушать и ничего не трогать пока вас об этом не попросят.

3. Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.

4. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

В: теперь наденем фартуки и пройдем в лабораторию к моему столу для проведения эксперимента.

Экспериментальная деятельность:

Осознание проблемы

В: - Как вы думаете, какая тема нашего эксперимента?

Д: - Тема нашего эксперимента «действующий вулкан».

Формулирование задачи

В: - Тему определили. Давайте подумаем, а что мы будем делать, чтоб наш эксперимент получился? Назовите задачи нашего эксперимента. (Ответы детей: научиться делать раствор, чтоб вулкан начал действовать)

- Начинаем работу в лаборатории. Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш вулкан (в готовый раствор капаю уксус).

Наблюдаем «извержение» вулкана.

Выслушивание инструкции

- А хотите, я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать? (да)

- Посмотрите внимательно на свой стол и скажите мне из чего можно сделать макет горы для вашего вулкана? (из конуса)

- Предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик с окрашенной в красный цвет водой под № 1.

Помещаем в стакан под №1- 2 чайные ложки соды из стаканчика № 2, 5 капель моющей жидкости из стаканчика №3.

А теперь внимание! Этот стаканчик у меня с особым знаком, это значит самому пользоваться нельзя. Там у меня уксус, и его наливать можно только взрослому. Это буду делать я.

В: - Подсказками, как действовать вам будут служить карточки-схемы. Расскажите по карточке последовательность работы (закрепление).

(Ответы детей: в стаканчик с красной водой под № 1 добавляем 2 ложки соды из стакана № 2, после добавляем одну ложечку жидкости из стакана № 3, перемешиваем, затем ставим стаканчик № 1 в конус-вулкан и поднимаем карточку зеленого цвета).

– Кому, что не понятно?

Выполнение работы

Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.

Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте красной карточкой.

– А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к проведению эксперимента.

Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

В: - Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

Формулирование выводов

В: Ребята, что мы сейчас делали в лаборатории?

(Ответы детей: Учились делать раствор, чтоб посмотреть, как выглядит действующий вулкан)

Продуктивная деятельность:

Теперь вам предстоит интересная и очень ответственная работа нарисовать вулкан. Прежде чем приступить, давайте немного взбодримся.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

- А теперь вспомним, как можно нарисовать вулкан?

- Какой формы вулкан? (конусной, треугольной)

- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей огненной лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного).

А сейчас я предлагаю вам нарисовать свои вулканы. А потом мы их рассмотрим, и вы расскажите, какой у кого получился вулкан.

(Дети рисуют вулканы. Рисунки вывешиваются на доске, и дети кратко рассказывают про свой вулкан).

Итог:

В: - Ребята, напомните мне тему нашего исследования. Получилось ли у нас в лабораторных условиях пронаблюдать извержение вулкана. Какой вывод можем сделать?

Д: - При извержении вулкана лава с большим напором вырывается из жерла и заполняет собой все вокруг.

Рефлексия: Что нового вы сейчас узнали? (камни бывают разные: тонут - не тонут, которые не тонут это пемза. Пемза – это застывшая лава)

- На что похож вулкан? (на конус, треугольник)

- Что извергается из вулкана? (лава, дым, пепел, огненные камни)

- Как называется застывшая лава? (пемза)

- Чем опасны вулканы? (они разрушают и уничтожают все перед собой)

- Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают? (вулканологи, они могут определить, когда может начаться вулкан)

Ребята, вы все молодцы, хорошо работали на занятии. Я приготовила для вас сюрпризы – раскраски, которые вы можете раскрасить в свободное время. А еще я приготовила для вас медали, так как вы сегодня очень старались при проведение эксперимента, были как настоящие ученые-исследователи.

(Воспитатель отмечает каждого ребенка словами: Ты так хорошо отвечал на вопросы; У тебя получился замечательный вулкан; Твои выводы при проведении эксперимента меня очень поразили; Ты так старался сегодня, когда мы изучали камни; Ты проявил сегодня смекалку, отвечая на вопросы; Меня очень порадовало, что ты самый первый сделал раствор для опыта).

Похожие:

Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon Вспомните, пожалуйста, какую оболочку мы с вами изучаем?
Действительно тема урока Вулканы, и рядом с ними им обычно образуются горячие источники (гейзеры)
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon Экологический мониторинг в быстринском кластере природного парка...
Согласно Положению природного парка «Вулканы Камчатки» одними из важнейших задач являются
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon О проведении областного очно-заочного смотра-конкурса уголков живой...
Конкурс) проводится ежегодно в целях повышения значимости организованного экологического пространства (уголок живой природы, мини-музей...
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon Урока географии 5 класс по фгос класс: 5 Тема: Вулканы
Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании географии
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon «Вулканы». Я выбрал эту тему потому, что, однажды, прочитал книгу...
Усть-Удинская общеобразовательная школа №2 п. Усть-Уда, Иркутская область, Усть -удинский район
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon Инструкция по технике безопасности при работе в школьном уголке живой природы
Деятельность Уголка живой природы направлена на изучение природы, Сбор, обработка и распространение обширной экологической информации,...
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon Новогодние игры для детей и взрослых дома Загадочные флажки
Во время праздника снимите гирлянду, раздайте флажки ребятам и проведите «Угадай-ку» (если дети не умеют читать — прочитайте загадку)....
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon Новогодние игры для детей и взрослых дома Загадочные флажки
Во время праздника снимите гирлянду, раздайте флажки ребятам и проведите «Угадай-ку» (если дети не умеют читать — прочитайте загадку)....
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon И публицистической литературы человек и природа
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу чело­века)
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon А. В. Брюханов летопись природы
Отчет «Летопись природы национального парка «Зюраткуль» за 2002 год» содержит 187 стр., включая 6 таблиц и 5 приложений. Список использованной...
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon «Вулканы Земли»
Обучающие : Организовать деятельность учащихся по узучению образования и строения
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon В. А. Проскурнин Перспективы образования
Нового Университета как надинституциальной Инстанции Природы Всего, сущностно сродственной Миру Духа, а также Церкви. Концепция задает...
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку...
Много сил и средств сегодня тратится на защиту природы от неблагоприятных влияний со стороны человека, неизбежных в ходе научно-технического...
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon Тема «Географические особенности природы и народов Земли» (С3)
В результате проведённой недавно масштабной модернизации «цбк «кама» был практически построен заново, и он вновь становится лидером...
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon Рудольф Штейнер Духовные существа в небесных телах и царствах природы...
Об обучении Заратустры. Развитие солнца и неподвижных звезд. Эфирное тело планетной системы. О кометах. Следующие подробности о деятельности...
Тема: «Загадки природы. Вулканы» icon Тема Основные термины и понятия дисциплины 4 Тема Информация и бизнес 8
Тема Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры 30

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск