Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета № Директор МБОУ СОШ п.Сидима
от «__» __________ 20__ г. _______ Л.И.Зенова
от «__» __________ 20__ г.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
1. Деятельность Уголка живой природы направлена на изучение природы, Сбор, обработка и распространение обширной экологической информации, а также информации о природе, животных и растениях, развитие в детях чувства прекрасного.
2.Уголок живой природы должен содействует прогрессивному формированию личности и развитию социально важных свойств и функций.
3.Растения или животные должны быть доступны для детей и не должны представлять опасности для окружающих.
4. Коллекции, представленные в Уголке должны расширять кругозор знаний у обучающихся об окружающем мире.
5.Живая природа должна быть достаточно разнообразной и интересной.
6. Уголок должен соответствовать следующим критериям:
- чистота, аккуратность его хозяев;
- эстетичность оформления стендов, уголков, другого классного интерьера;
- наличие особенной обстановки, отличающих Уголок от всех других.
7. Участники Уголка живой природы должны проводить исследовательскую работу.
Инструкция по технике безопасности
при работе в школьном уголке живой природы
|
1. Уголок живой природы следует размещать в специальном помещении, желательно вблизи от кабинета биологии.
2. В кабинете биологии, а значит и в уголке, не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай).
3.В школьном уголке живой природы, расположенном в помещении школы, допустимо содержать аквариумных рыбок, моллюсков, гидр, рачков, дождевых червей, черепах, ужей, ящериц - последних в террариуме, птиц в клетках. Млекопитающих - кроликов, хомяков, морских свинок и др. - рекомендуется содержать в особом помещении, расположенном вне здания школы, т.к. они издают неприятный запах.
Все животные уголка живой природы должны быть проверены ветврачом. Содержание диких хищников, хищных птиц, ядовитых животных в живом уголке природы запрещается.
4. При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за животными учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками;
5. При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками;
6. Для борьбы с насекомыми - вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами;
7. За животными в уголке живой природы устанавливается постоянный ветеринарный надзор во избежание возникновения инфекций, которые могут передаться людям;
8. Учащимся, осуществляющим уход за животными в уголке живой природы, крольчатнике и т.п., учитель должен показать и объяснить, как брать каждое животное в руки, чтобы избежать укуса. Особое внимание нужно обратить на инструктаж по уходу за самками, недавно принесшими потомство, так как они, охраняя детенышей, становятся в это время агрессивными;
9. В случае заболевания какого-либо животного надо немедленно вызвать ветеринара. Если болезнь заразна для людей, больное животное немедленно устраняется, а остальные животные подвергаются карантину по указанию ветеринарного врача;
10. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание воздуха учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) в полость рта ученика. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, соединенной с трубкой сифона;
11. Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе в уголке живой природы вывешивается в его помещении и в кабинете (лаборатории) биологии.
Уголок живой природы
Уголок живой природы – это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью.
Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Растения уголка живой природы подбираются в соответствии с учебной программой. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения. Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. Наиболее распространенные комнатные растения: аспидистра, аспарагус, алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов, кипарис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия. В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды, бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.
Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума; для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб (карася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи); тепловодных (меченосца, макропода, гурами и др).
Из класса пресмыкающихся в школе содержатся черепахи. Для уголка живой природы можно приобрести среднеазиатскую черепаху. Содержание черепахи для начальных классов не представляет трудностей. Местом для обитания черепахи является террариум или даже ящик. Ставить его лучше на деревянную подставку или какое-либо возвышение ближе к батарее.
Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой природы, необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного количества певчих птиц, которые могут содержаться в неволе, для школы рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугаи, канарейки. Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому необходимо научить школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами.
В уголке живой природы содержат ограниченное количество млекопитающих. Свободно переносят неволю белки, хомяки, ежи, а также белые мыши и морские свинки.
Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя приносить в школу случайных животных. Для создания нормальных условий животным в уголке живой природы необходимо соблюдать самые элементарные правила: проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только лица, имеющие отношение к их уходу и выращиванию; с целью обеспечения техники безопасности на окнах в уголке живой природы должна быть металлическая сетка; в помещении должна быть вода; форточки необходимо ежедневно открывать для проветривания; растения и животные должны периодически дезинфицироваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры, инвентарь.
Уголок живой природы для школы имеет важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе. В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естествознания и географии.
Содержание маленьких неприхотливых животных (мелкие грызуны, рептилии, аквариумные рыбки, птицы, насекомые) может дать обширный материал для исследований.
Главные вопросы, которые нужно решить, при организации уголка живой природы (по степени важности):
потребности животного;
потребности человека, ухаживающего за животным;
потребности публики, которая прейдет смотреть животное.
Для надлежащей постановки дела необходимо создать условия обитания, как можно более близкие к природным. Для растений это: состав почвы и воздуха, режимы освещенности и полива. Для животных это: клетка образующая необходимую животному территорию, с убежищем, где обитатель может укрыться для отдыха; устраивающие данное животное партнер или партнеры; надлежащий корм: привлекательный на взгляд животного и питательный на ваш взгляд; Возможно меньше поводов для скуки, другими словами, клетка должна быть щедро “обставлена”, желателен один два соседа, с которыми можно в своё удовольствие поцарапаться и повздорить без кровопролития.
Необходимо определить какой цели служит данная коллекция животных и растений. Цель может быть – исследовательская, учебная, просветительская и развлекательная, желательно совмещение целей.
Исследование начинается с изучения материалов по биологии и содержанию объекта. Далее создаются необходимые условия содержания. На каждый объект уголка живой природы заводится карточка или тетрадь, в которую ежедневно заносится вся информация, лучше пусть она будет избыточной, чем упущены какие то моменты. В карточку заносится: возраст, дата поступления, физическое состояние, присваивается номер (при желании дается имя), размеры, вес, окрас, описывается поведение, заносятся все изменения.
Научить ведению исследовательской деятельности, и есть учебная цель. Углубленное изучение объектов, теоретическое совместно с практическим, под руководством специалиста дает лучшие результаты.
Уголок живой природы может выполнять большую просветительскую работу. Экскурсии, подробные рассказы о биологии и поведении животных, привлечение к уходу за ними являются очень эффективным средством для этого.
Желательно чтобы коллекция была комплексной, то есть гармонично представлены растения, насекомые, рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие.
Растения – необходимый элемент уголка живой природы. Они создают естественный природный фон и являются прекрасными объектами для изучения и исследований.
Насекомые интересны, как своим поведением и неприхотливостью в содержании, так и коротким жизненным циклом. Это могут быть различные палочники, жуки, бабочки и т. д.
Аквариум – превосходная модель уголка живой природы, его обитателей легко наблюдать и изучать.
|
|
Направления деятельности :
Ошибки в уходе
|
Недостаток света, отсутствие свежего воздуха, чрезмерная его сухость, сквозняк, резкий перепад температуры, пересушка почвы или чрезмерный полив, недостаток или избыток питательных веществ - все это приводит к угнетению растений, вызывает не только их болезненное состояние, но и создает благоприятные условия для вредителей и болезней растений.
Очень часто, в основном от начинающих цветоводов, можно услышать вопрос: "У меня неизвестно от чего погибает цветок, что делать?". Если совсем непонятно в чем дело, значит надо разбираться по порядку. Обычно растения вянут по одной из трех причин:
переувлажнение почвы, пересушка почвы, поражение вредителями или болезнями...
Перейти >>>
|
Температурный режим
|
Тепло также как и свет, влага, воздух, питательные вещества является одним из основных условий жизни растений. Рост растений с повышением температуры ускоряется, а с понижением температуры замедляется. Но это, как правило, в пределах от 12°С до 32°С, при более высоких или низких температурах рост растений замедляется или прекращается...
Перейти >>>
|
Световой режим
|
Прежде, чем приобретать растение, необходимо знать те световые условия, в которых оно нуждается. Количество света в комнатах зависит от размера окон и от их расположения. Наиболее выгодно иметь окна, обращенные на юго-восток и на юго-запад. Растения на таких окнах будут освещены с утра и почти весь день. Окна, обращенные на юг лучше освещены зимой, но весной и летом окна сильно нагреваются, поэтому в полдень их лучше притенять. Окна, обращенные на запад и восток почти одинаково освещаются, только в разное время дня и практически не требуют притенения. Почему-то у многих людей складывается странное отношение к северным окнам, некоторые даже считают, что на них вообще невозможно выращивать растения, это не так. Есть огромное количество растений (некоторые мы приведем ниже), которые хорошо растут на северных окнах, более того известны случаи, когда на северных окнах выращивали кактусы (а они, как известно светолюбивы), а те не только прекрасно росли, но даже цвели...
Перейти >>>
|
Полив комнатных растений
|
Потребность растений в воде определяется их специфическими особенностями: строением надземных органов, мощностью корневой системы и т.д. Например, растения с сочными, мясистыми листьями (такие как агава, алоэ и т.п.) меньше нуждаются в воде, чем растения с крупными листьями, которые иногда требуется поливать два раза в день. Для луковичных растений вреден избыток влаги. Лучше всего поливать их, направляя струю воды не на луковицу, а ближе к стенкам горшка, или поливать с поддона...
Перейти >>>
|
Подкормка удобрениями
|
Питательные вещества находятся в почве в виде минеральных и органических соединений. Питательные вещества растения получают из почвы в растворенном виде через корневую систему. Однако можно обеспечить в определенной степени растения питательными веществами и через листья (внекорневая подкормка). Мы расскажем Вам о самых важных макро- и микроэлементах, в чем проявляется их недостаток и избыток...
Перейти >>>
|
Период покоя
|
Многие почему то считают, что период покоя комнатных растений связан только с понижением температуры, и если зимой в крартире тепло, то растения не отдыхают. А кроме температуры есть и такие факторы, как свет, питание и др.
На самом деле довольно много проблем, болезней и даже гибели растений приходится на зимние месяцы, когда должен быть вынужденный или обязательный период покоя...
Перейти >>>
|
Свежий воздух
|
Кислород необходим растениям для дыхания. В процессе дыхания органические вещества созданные при фотосинтезе распадаются. Дыхание растения происходит постоянно, не зависимо от времени суток. В процессе дыхания выделяется углекислый газ, вода и некоторое количество энергии. Процесс дыхания свойственен для всех частей растения, однако в разной степени. Например, цветки дышат сильнее, чем листья, а листья сильнее, чем стебли...
Перейти >>>
|
О почве и пересадке растений
|
В природных условиях корневая система растений занимает большое пространство. При горшечной культуре растение вынуждено развивать свою корневую систему в почве небольшого объема . Поэтому эта почва, как правило, должна быть особенно питательной. Одним из условий выращивания комнатных растений является умение составить необходимую земляную смесь.
Комнатные растения не одинаково растут на почвах щелочной или кислой реакции. Одни растения требуют слабокислых почв; другие предпочитают кислые почвы; третьи хорошо растут на слегка щелочных, нейтральных или слегка кисловатых почвах; четвертые только на щелочных почвах.
Есть растения, которые требуют извести в почве в большом количестве (гелиотроп, кальцеолярия). Наоборот, на азалеи, вереск, камелии избыток извести действует крайне неблагоприятно...
Перейти >>>
|
Влажность воздуха
|
Очень важно поддерживать в помещении необходимую для растения влажность воздуха. Некоторые растения, например аспарагус, никогда не зацветут в помещении с сухим воздухом, даже если его поливают так, как требуется. Слишком низкая влажность воздуха вызывает опадание побегов и бутонов, замедляет рост растения.
Влажность воздуха в комнате можно поддерживать разными способами. В первую очередь это опрыскивание. В период роста большинство растений опрыскивают ежедневно утром и вечером. Нельзя опрыскивать растение на солнцепеке, так как можно вызвать ожоги листьев. Осторожно опрыскивают или не опрыскивают вообще (применяют другие способы увлажнения воздуха) растения со стеблеобъемлющими листьями (застой воды может вызвать загнивание), растения с бархатистыми листьями (глоксинии, фиалки)...
Перейти >>>
|
Формирование внешнего вида
|
Очень часто можно наблюдать такую картину (на примере циссуса): циссус ромболистный размещен в центре комнате с южным окном, весной и летом в комнате яркий рассеянный свет, растение прекрасно себя чувствует. Осенью солнечные дни очень редки, световой день короткий и у циссуса начинают желтеть или буреть и отсыхать листья, не смотря на то, что все-таки окно в комнате на южную сторону. К зиме растение потеряет половину своих листьев, а к весне конкретно облысеет. Не сведущий в комнатном растениеводстве человек будет грешить на недостаток полива, и не дай бог зальет его, а на самом деле всего то надо было поставить растение на подоконник окна или разместить рядом с ним лампу дневного света. Если вы скажете - причем тут формирование внешнего вида, то я вам отвечу, что в некотором роде формирование внешнего вида есть результат ухода и правил содержания растения...
Перейти >>>
|
Во время вашего отпуска
|
Отлучаться из дома на некоторое время, оставляя цветы и даже животных приходилось наверное каждому. За время своего отсутствия мы переживаем за своих любимцев - как же они без присмотра. Каждый ищет свой выход из ситуации, в зависимости от сроков командировки или отпуска. Кто-то оставит ключи от квартиры соседке или родственникам с наказом вовремя полить, но многие не имеют такой возможности или просто не доверяют в таком щепетильном вопросе не опытному человеку....
Перейти >>>
|
Согласовано
Председатель ПК
_________________
|
|
Утверждаю
Директор школы
_________________
"____"_________200_ г.
|
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В ЖИВОМ УГОЛКЕ.
ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА.
1 Общие сведения о уголке живой природы.
2 Режим работы уголка живой природы.
3 Правила поведения в уголке живом природы.
4 Правила безопасной работы уголке в живой природы.
5 Основные требования санитарии и гигиены в уголке живой природы.
7 Порядок действия при эвакуации из уголка живой природы при чрезвычайных ситуациях.
8 Оказание доврачебной помощи
Кабинет биологии предназначен для проведения занятий по биологии, факультативных занятий, кружковой работы. Занятия по другим предметам, факультативам проводить не разрешается. В кабинете расположено следующее оборудование (назвать его), наглядные пособия (если есть). Рядом с кабинетом находится лаборантская. Эта комната предназначена для работы учителя и лаборанта, для хранения реактивов, химического оборудования и приборов. Находится учащимся в лаборантской без разрешения учителя запрещено. Кабинет биологии работает пять (шесть) дней в неделю с----- час до----час.
В первую смену с ----- до-----, во вторую с---- до------.
Правила поведения учащихся в кабинете биологии указаны в Приложении 2.
Правила безопасной работы в кабинете биологии указаны в Приложении 3.
Соблюдение чистоты в кабинете биологии обязательно. Учащиеся должны быть в сменной обуви. После каждого урока кабинет необходимо проветривать. Ученики во время проветривания находятся в коридоре.
Первичные средства пожаротушения кабинета биологии находятся в лаборантской .Это огнетушитель углекислотный (порошковый),ящик с сухим песком и совком, огнезащитная ткань размером 1,2м x1,8м.
Любое возгорание следует немедленно ликвидировать, засыпав песком, накрыв огнестойким покрывалом.
Огнетушитель используют при возгорании площадью менее 1кв.м. Одновременно с тушением возгорания отключают электроэнергию, закрывают окна и двери - прекращая доступ кислорода к огню.
Все электроприборы, эксплуатация которых требует заземления, должны быть заземлены. Учащимся запрещается касаться заземляющих устройств, пользоваться незаземленным и несправным электрооборудованием. Включение и выключение электрооборудование осуществляет учитель биологии или лаборант. О всех неисправностях в электрооборудовании электрической сети, искрении электророзеток сообщать учителю.
При возникновении ЧП в школе, кабинете биологии учитель совместно с лаборантом организуют эвакуацию учащихся. Ученики по распоряжению учителя прекращают занятие, прекращают лабораторные опыты. Дежурные по команде учителя закрывают фрамуги, окна. При задымлении и загазованности воздушной среды учитель дает команду о защите органов дыхания. Для этого необходимо достать ватно--марлевые повязки или любую ткань, смочить ее водой и дышать через нее. Ученики выстраиваются в одну шеренгу и по команде учителя покидают класс, идя по пути эвакуации на школьный двор.
Оказание доврачебной помощи пострадавшему (Приложение 1).
Программа и текст вводного инструктажа составлены учителем химии (указать Ф.И.О.)
Дата составления _____
|
|
Утверждаю
Директор школы
_________________
"____"_________200_ г.
|
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КАБИНЕТЕ БИОЛОГИИ
1) К первому уроку биологии учащиеся приходят за 15 минут до его начала.
2) Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя биологии.
3) Учащиеся заходят на урок биологии после звонка с перемены по приглашению учителя.
4) Наличие сменной обуви при посещении кабинета обязательно при плохой погоде
5) По кабинету перемещаться шагом, не причиняя вреда присутствующим людям, не ломая оборудования и мебели.
6) Бережно относится к растениям, находящимся в кабинете. Запрещено переставлять их на другое место, поливать без разрешения учителя
7) Бережно относиться к помещению, лабораторному оборудованию, наглядным пособиям кабинета.
8) Не разрешается выносить из кабинета лабораторное оборудование, наглядные пособия, книги, принадлежащие кабинету биологии.
9) Во время урока учащийся покидает свое рабочее место только с разрешения учителя.
10) По окончанию урока биологии учащиеся обязаны оставить свое рабочее место в целости, сохранности, чистоте.
11) При нахождении в кабинете учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности и электробезопасности.
Правила составлены учителем _______________________________
Дата составления ___________________________________________
|