Скачать 3.52 Mb.
|
Комитет природных ресурсов РФ Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Национальный парк «Зюраткуль» УДК 470.55+502(091) № гос. регистрации «УТВЕРЖДАЮ» Директор национального парка «Зюраткуль» А.В. Брюханов ЛЕТОПИСЬ ПРИРОДЫ(промежуточный отчет за 2002 год) Руководитель темы: Ведущий научный сотрудник, к.б.н., заслуженный эколог РФ А.В. Лагунов «____» ______________2003 г. Сатка - 2003РЕФЕРАТ Отчет «Летопись природы национального парка «Зюраткуль» за 2002 год» содержит 187 стр., включая 6 таблиц и 5 приложений. Список использованной литературы содержит 107 источников. Ключевые слова: национальный парк «Зюраткуль», флора, фауна, экология, летопись природы, мониторинг, заповедно-режимные мероприятия, научные исследования, озеро Зюраткуль, хребет Нургуш. Отчет за 2002 год является первой книгой Летописи природы НП «Зюраткуль», в нем приведены сведения по истории организации парка, краткий очерк истории освоения этой территории, данные по пробным площадям, краткие сведения о геологическом строении, почвах, климате и гидрологическом режиме территории парка. Дан общий обзор флоры и растительности национального парка, описана фауна и животное население окрестностей оз. Зюраткуль и хр. Нургуш. В 8 главе отчета приведен подробный библиографический указатель литературы по природе и истории парка. В приложениях содержатся список сосудистых растений парка, список позвоночных животных парка, подробные сведения о редких и исчезающих видах растений и животных, встречающихся на этой территории. Список исполнителей А.В. Лагунов, к.б.н., ведущий научный сотрудник – введение, гл. 2, 6, разделы 7.8.2,7.10, гл.8, прил. 5. В.Д. Захаров, к.б.н., старший научный сотрудник – гл. 4, разделы 7.1., 7.8.1, прил. 3, 5. П.В. Куликов, к.б.н., научный сотрудник – разделы 7.2., 7.7., прил. 1, 2. С.Ф. Соколов, гл. лесничий – разделы 7.9, 7.10. СОДЕРЖАНИЕ Введение 6
Использованная литература 80 Список приложений 88 Приложение 1. Список сосудистых растений национального парка «Зюраткуль» 89 Приложение 2. Редкие растения парка 145 Приложение 3.Список позвоночных животных национального парка «Зюраткуль» 165 Приложение 4. Список жесткокрылых, собранных в 2002 г. в окрестностях оз. Зюраткуль 172 Приложение 5. Редкие животные парка 175 ВВЕДЕНИЕ Отчет «Летопись природы национального парка «Зюраткуль» является первым отчетом по этой теме. В соответствии с методическими указаниями по ведению Летописи природы (Филонов, Нухимовская, 1985) в первой книге Летописи должна содержать следующие материалы: текст постановления Правительства об учреждении национального парка, история организации парка, текст утвержденного Положения о национальном парке, местонахождение парка, краткий очерк истории территории парка и краткую характеристику природы национального парка (геология; почвы; климат; гидрография; флора и растительность; фауна и животный мир; библиографический список работ, относящихся к парку и его охранной зоне). Следующие ежегодные книги будут состоять из разделов: территория парка, пробные и учетные площадки, рельеф, почвы, погода, флора и растительность, фауна и животный мир, календарь природы, состояние режима охраны, научные исследования. 1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ НП «ЗЮРАТКУЛЬ»ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ – ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4385. О создании на территории Челябинской области национального природного парка «Зюраткуль» Федеральной службы лесного хозяйства России В целях сохранения уникального природного комплекса Южного Урала, создания условий для развития организованного отдыха граждан и улучшения экологической обстановки в Челябинской области Совет Министров – Правительство Российской Федерации постановляет:
Председатель Совета Министров – Правительства Российской Федерации В.Черномырдин Москва 3 ноября 1993 г. № 1111 2. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НП «ЗЮРАТКУЛЬ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Работы по созданию национального парка «Зюраткуль» были развернуты в 1991–92 гг. группой иследователей из Ильменского заповедника, Челябинского областного геологического управления и других организаций по инициативе фирмы «Технополис», которая взяла на себы расходы по подготовке отчета «Материалы по научно-техническому обоснованию создания ландшафтного природного парка «Зюраткульский» (1992)*. Работы возглавили к.б.н. Трескин П.П., к.б.н. Лагунов А.В. и В.П. Афанасьев. Паралельно по договору между объединением «Челяблес» и институтом «Росгипролесхоз» группой разработчиков из этого института под руководством главного инженера проекта Т.М. Луговской начались изыскания по созданию национального парка «Зюраткуль», которые завершились подготовкой отчета «Эколого-экономическое обоснование национального парка «Зюраткуль» (1992)**. Работа велась в тесном взаимодействии между исполнителями и значительная часть материалов, подготовленных специалистами Ильменского заповедника и геологического управления вошла составной частью в отчет «Росгипролеса». Оба отчета прошли экологическую экспертизу в Областном комитете экологии в начале 1992 года. На основе этих двух отчетов и заключения экспертной комиссии Облэкологии был подготовлен пакет документов для подготовки постановления Правительства, которое и было принято в ноябре 1993 года. На национальный парк были возложены следующие задачи:
3. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ НП «ЗЮРАТКУЛЬ» УТВЕРЖДАЮ Руководитель Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации ______________________А.М. Амирханов 21 марта 2001 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ЗЮРАТКУЛЬ» МОСКВА 2001 год
Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются национальному парку по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
II. Основные задачи национального парка
III. Управление национальным парком 9. Управление национальным парком осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации. В соответствии с приказом МПР России «Об управлении системой государственных природных заповедников и национальных парков» от 11.10.2000 № 373 организация деятельности национальных парков осуществляется Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности. 10. Национальный парк возглавляется директором, назначаемым органом, в ведении которого находится национальный парк. Директор осуществляет непосредственное управление деятельностью национального парка. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют компетенцию других органов управления, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Директор национального парка:
10. Директор может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим Положением и законодательством Российской Федерации, в том числе и переданные ему от органа управления, за исключением полномочий, относящихся к исключительной компетенции последнего. 11. Директор национального парка подотчетен Министерству природных ресурсов Российской Федерации в лице Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности. IV. Режим охраны территории национального парка 12. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
13. На территории национального парка установлен дифференцированный режим охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей. В связи с этим на территории парка выделены три функциональных зоны: 13.1. Заповедная зона, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; В заповедной зоне разрешено проведение научных наблюдений и исследований, а также экологического мониторинга. Под контролем администрации национального парка для целей эколого-просветительской работы допускается строго регулируемое посещение. 13.2. Рекреационная зона, предназначенная для обслуживания посетителей национального парка, восстановления и сохранения культурных памятников, организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка. На территории рекреационной зоны разрешается:
13.3. Зона хозяйственного назначения, предназначенная для ведения хозяйственной деятельности, необходимой для функционирования национального парка, а также жизни и деятельности проживающего на его территории населения. В зоне хозяйственного назначения разрешается:
На селитебных территориях зоны хозяйственного назначения допускается жилищное, коммунальное, транспортное и инженерное строительство с учетом природоохранных и архитектурных требований, по согласованию с администрацией парка. Возрождаются и поддерживаются народные и художественные промыслы и связанные с ними виды пользования природными ресурсами, не противоречащие задачам национального парка. 14. Описание границ функциональных зон приводится в приложении (Приложение № 3). 16. Лимиты посещения гражданами территории парка определяются администрацией национального парка на основании научно обоснованных норм использования территории парка в рекреационных целях. 17. Все собственники и пользователи земель в границах национального парка обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории. Границы национального парка и его охранной зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками. V. Организация охраны национального парка 18. Охрана природных комплексов, объектов и контроль за соблюдением режима национального парка осуществляются специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка, работники которой входят в его штат. 19. Директор национального парка и его заместители являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территории национального парка. 20. В состав службы охраны национального парка входят: главный государственный инспектор по охране территории национального парка и его заместители (директор национального парка и его заместители соответственно); старшие государственные инспекторы по охране территории национального парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны природных комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих); участковые государственные инспекторы по охране территории национального парка (мастера леса, охотоведы); государственные инспекторы по охране территории национального парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники, егеря). 21. государственные инспектора по охране территории национального парка в соответствии с законодательством Российской федерации имеют право:
22. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории национального парка предоставляется также право:
23. Государственные инспекторы по охране территории национального парка пользуются также всеми правами и льготами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды. 34. Государственные инспекторы по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, электрошоковые устройства отечественные производства, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак. 35. Государственным инспекторам по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей разрешено ношение служебного огнестрельного оружия. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством. 36. Государственные инспекторы по охране территории национального парка обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты. 37. Государственные инспектораыпо охране территории национального парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством РФ. Государственным инспекторам по охране территории национального парка выдается бесплатно форменное обмундирование со знаками различия, удостоверения и нагрудные знаки установленного образца. 38. К охране территории НП могут привлекаться общественные инспекции, а также специализированные народные дружины. Администрация НП по вопросам обеспечения охраны его территории взаимодействует с государственными органами охраны памятников истории и культуры, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и с органами внутренних дел. VI. Ответственность за нарушение режима НП 39. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования природной среды и природных ресурсов на территории НП, а также его охранной зоны, влечет за собой наложение в административном порядке штрафа: на граждан в размере от 1 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от 3 до 40 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой. 40. Законодательством РФ устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима НП. 41. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах НП, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление. VII. Научно-исследовательская деятельность 42. Научно-исследовательская деятельность в НП направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе. 43. Научно-исследовательская деятельность в НП проводится:
44. В НП для развития и планирования научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создается Научно-технический совет. Состав Научно-технического совета и положение о нем утверждается Департаментом окружающей среды и экологической безопасности МПР России. 45. Планы лесохозяйственных, биотехнических, регуляционных и реставрационных работ и других мероприятий, намеченных к реализации на территории НП, подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях НТС. VIII. Эколого-просветительская деятельность 45. Эколого-просветительская деятельность в НП направлена на обеспечение посетителей парка познавательной информацией и научно-популярными знаниями о природных экосистемах и объектах природного и историко-культурного наследия на его территории. 46. Просветительская и образовательная деятельность НП включает в себя: выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции; организацию визит-центров, музеев и экспозиций под открытым небом; создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов; организацию школьных лесничеств, детских и юношеских экологических центров, лагерей; прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля; освещение деятельности НП в средствах массовой информации; иные формы и методы экологического и историко-культурного воспитания и образования. IX. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания посетителей НП 47. НП имеет право осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую его задачам и установленному режиму. Хозяйственная деятельность НП направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. 48. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории НП осуществляется либо НП самостоятельно, либо другими заинтересованными лицами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, выдаваемых администрацией НП. 49. Земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории НП, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, по результатам конкурса или аукциона могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, заключаемого с дирекцией НП. Указанные договоры подлежат регистрации в Департаменте охраны окружающей среды и экологической безопасности. Порядок предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений, а также порядок предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории НП устанавливаются Правительством РФ. 50. Дирекция НП выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка. 51. лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности на территории НП в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. 52. В НП требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности:
53. Условия осуществления на территории НП конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, определяются на основании проектных материалов в соответствии с функциональным зонированием территории НП. Администрации НП предоставляется право ограничивать число видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на его территории, исходя из реального состояния природных комплексов и объектов. 54. В случае отсутствия юридических и физических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, определенных проектными материалами, НП самостоятельно осуществляет эти работы за счет бюджетных и собственных средств. Доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов НП. 55. Охотопользование на территории НП осуществляется им самостоятельно или путем предоставления территорий (акваторий) в аренду другим пользователям по согласованию с администрацией Челябинской области и при условии проведения ими охотоустройства и необходимых технических мероприятий Пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания осуществляется по лицензиям, выдаваемым управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Челябинской области по согласованию с администрацией НП. 56. Добывание (отстрел, отлов) животных в научно-исследовательских целях осуществляется по плану НИР НП по разрешениям, выдаваемым Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Челябинской области. |
О проведении областного очно-заочного смотра-конкурса уголков живой... Конкурс) проводится ежегодно в целях повышения значимости организованного экологического пространства (уголок живой природы, мини-музей... |
Инструкция по технике безопасности при работе в школьном уголке живой природы Деятельность Уголка живой природы направлена на изучение природы, Сбор, обработка и распространение обширной экологической информации,... |
||
И публицистической литературы человек и природа Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека) |
Библиографический указатель Махачкала, 2010 ббк 78, 5 л 52 удк 002... Летопись печати Дагестана за 2010 г.: Государственный библиографический указатель / Сост. З. А. Абдурагимова. – Махачкала: нб рд,... |
||
Тема: «Загадки природы. Вулканы» Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы извержением вулкана. В процессе детского... |
В. А. Проскурнин Перспективы образования Нового Университета как надинституциальной Инстанции Природы Всего, сущностно сродственной Миру Духа, а также Церкви. Концепция задает... |
||
Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку... Много сил и средств сегодня тратится на защиту природы от неблагоприятных влияний со стороны человека, неизбежных в ходе научно-технического... |
Рудольф Штейнер Духовные существа в небесных телах и царствах природы... Об обучении Заратустры. Развитие солнца и неподвижных звезд. Эфирное тело планетной системы. О кометах. Следующие подробности о деятельности... |
||
Вишневский В., Михайлов П. Летопись российского кино: 1863-1929 Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
Чăваш книжная республикин 11 / 2008 летопись Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела чувашской республики |
||
Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ... Инструкция предназначена для работников исполнительных органов Советов народных депутатов, органов по охране природы системы Госкомприроды... |
Министерство культуры рсо-алания Летопись печати Северной Осетии, 2016 : гос библиогр указатель / Нац науч б-ка рсо-а. – Владикавказ, 2017. – с |
||
Министерство культуры рсо-алания Летопись печати Северной Осетии, 2014 : гос библиогр указатель / Нац науч б-ка рсо-а. – Владикавказ, 2016. – с |
Министерство культуры рсо-алания Летопись печати Северной Осетии, 2013 : гос библиогр указатель / Нац науч б-ка рсо-а. – Владикавказ, 2015. – 814 с |
||
Книга начертанная! (Таблица с Письменами). Коран, 83: 8-20, пер. Карачковского И. Ю Охватывается. Конечно, оно направлено против формального аспекта проявления — того аспекта, например, который по преимуществу осознает... |
Физические факторы неионизирующей природы показатели |
Поиск |