"Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога"
Ковалев Александр Анатольевич
Ученая степень: доктор педагогических наук
Место защиты: Москва
Год защиты: 2006
Специальность ВАК РФ
13.00.02
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Москва - 2006
Работа выполнена на кафедре рисунка художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета
Научный консультант доктор педагогических наук, профессор ЛЕБЕДКО Валерий Константинович
Официальные оппоненты: член-корреспондент Российской академии, художеств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор философских наук, профессор ЛУКЬЯНОВ Борис Георгиевич
доктор педагогических наук, профессор КОРЕШКОВ Валерий Викторович
доктор педагогических наук, профессор КАРЕВ Борис Анатольевич
Ведущая организация - Московский государственный областной университет
Защита состоится 4 сентября 2006 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском -педагогическом государственном университете (117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. №551).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.
Ученый секретарь диссертационного совета
ИГНАТЬЕВ С.Е.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема исследования и ее актуальность. В программных документах Министерства образования и науки Российской Федерации определены основные направления модернизации педагогического образования:
• оптимизация структуры профессиональной подготовки педагогов и совершенствование организации;
• преобразование содержания и форм подготовки;
• научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.
Определяющим принципом структурирования содержания образования является принцип функциональной полноты, который вытекает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным (при этом имеется в виду коэффициент функциональной значимости компонентов системы).
В этом контексте в современной системе подготовки художника-педагога наблюдается явный дефицит использования в учебном процессе (в рамках программы) достижений других школ и направлений, в частности, формального метода построения изображения. В связи с этим обозначился вектор наших научных изысканий, определилась проблема нашего исследования - нахождение оптимального взаимодействия в педагогическом процессе существующих основополагающих принципов реалистической художественно-педагогической системы с наработками в области формального метода построения изображения в целях создания методической системы, которая бы не ослабляла, а усиливала позиции реалистической школы, делала ее более мобильной, универсальной и соответствующей современным требованиям. Это именно те координаты, которые мы связываем с понятием "модернизация образования".
Эту проблему необходимо решать, на наш взгляд, в ближайшее время, т.к. в данный момент происходит сильнейшее давление на реалистическую художественно - педагогическую школу как со стороны непосредственных приверженцев формализма в изобразительном искусстве, так и со стороны представителей новейших технологических течений в современном искусстве (trash- art, медиа технологии и др.). Вместе с тем, мы должны обратить внимание и на то обстоятельство, что некоторые современные педагога пытаются использовать опыт художников-авангардистов недалекого прошлого. Однако это происходит спонтанно, кустарно, без какой-либо научно обоснованной систематизации и подчас (что более опасно) в ущерб базовым ценностям классической художественной педагогики. Сейчас, по нашему глубокому убеждению, чрезвычайно важно, чтобы подготовленные в системе педагогического образования специалисты стали носителями идеи обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественной и мировой художественной педагогики.
Разрабатываемая автором тема диссертации "Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога" в методологическом плане ко многому обязывает и, прежде всего, потому, что уже один только термин "формализм" вызывает (разумеется, на уровне обыденного мышления) самую негативную реакцию, хотя формализованным языком, как совокупностью более — менее точно фиксированных средств, пользуются во многих областях наук, в том числе в науке об искусстве и в самом искусстве.
В формализме (от лат. ВэгтаНз — относящийся к форме) предпочтите отдается форме перед содержанием, т.е. интересам соблюдения формальных правил приносятся "в жертву" интересы содержания. Формализм, таким образом, художественную форму признает единственно цепным элементом искусства и, соответственно, сводит богатейшую сферу освоения мира к отвлеченному формотворчеству. С паибольшей последовательностью формалистические тенденции обнаруживаются в системе абстрактного искусства XX века (что с методологической точки зрения анализируется в ходе диссертационного исследования и практических наработках, данных в приложении к нему). Именно в это время предпринимаются попытки теоретического обоснования формализма, в которых искусство трактуется и как "игра формы", и как новая, доступная лишь немногим представленность мира, и как способ созидания ценностей, свободных от нравственных, политических, социальных аспектов жизни. Отрицательным образом сказался формализм и на методологии науки об искусстве — в теориях "чистого искусства", "искусства для искусства" и пр. (В. Воррингер, II. Мондриан, К. Малевич).
Отдавая должное значимости формы в искусстве, автор придерживается той точки зрения, что пренебрежение содержанием, явно формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, но и негативно, скорее, разрушительно сказываются на его художественной ценности как таковой. Ведь полностью формализованными могут быть лишь элементарные теории (можно назвать их пропедевтическими) с простой логической структурой и относительно небольшим запасом понятий, в то время как искусство — явление столь объемлющее в культурологическом плане, что любые попытки его полпой формализации неизбежно ведут в тупик. Не может быть формы вне содержания при всей специфике ее саморазвития.
Теоретические построения в области "чистой" формы, лишенные каких бы то ни было устремлений к изучению внутренних структурных закономерностей художественного произведения, обречены на провал, равно как и "пристальное" прочтение изобразительных его элементов, рассчитанное па обоснование формы как "функциональной" составляющей. Речь здесь может вестись о концепции только "содержательной формы". И в этом плане формальный метод в искусстве может сыграть свою положительную роль (в том числе, если не в первую очередь, и при подготовке художника - педагога, чему, собственно, и посвящена данная тема).
В этой связи обозначается и стратегия исследования — комплексное изучение возможностей использования позитивного опыта формального метода построения изображения в системе обучения будущего учителя изобразительного искусства: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка наиболее эффективных путей его применения.
Те или иные аспекты интересующей нас проблемы рассматривались разными учеными и исследователями. О единой природе различных видов искусства, их взаимосвязи и роли в художественном произведении в равной степени как содержательной, так и формальной составляющей писали в своих сочинениях Аристотель, Платон, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, И.В. Гете, И. Прейслер, A.П.Сапожников, А. Ашбе и др.
Выдающиеся русские мыслители H.A. Бердяев, E.H. Трубецкой, И.А. Ильин, ПА. Флоренский, А.Ф. Лосев, СЛ. Булгаков рассматривали творчество как единый и целостный процесс, направленный на утверждение конкретно-предметного идеала, неразрывно связанного с личностью человека как общественного индивида.
Проблемам целостности художественного произведения, являющего собой сплав формы и содержания, где форма не может быть рассмотрена отдельно от содержания, посвятили свои исследования такие известные ученые художники-педагоги, как: В.А. Фаворский, H.H. Волков, A.A. Дейнека, H.H. Ростовцев, Е.В. Шорохов, B.C. Кузин, В.К. Лебедко и др.
Вопросы анализа художественного произведения с позиции естественнонаучных основ восприятия формы и ее изображения на плоскости разрабатывались в трудах М.В. Матюшина, К.Г. Юнга, А. Яффе, И. Рока, Р. Арнхейма, Б. Эдварде, H.H. Волкова, Е.И. Игнатьева и др.
Некоторые аспекты изучения роли формального метода построения изображения в процессе обучения изобразительному искусству нашли отражение в работах А. Матисса, В.В. Кандинского, М.В. Матюшина, A.M. Родченко, И. Ит-тена. Вопросы, связанные с формальным анализом художественного произведения исследовали Л.Ф. Жегин, С.М. Даниэль, А. Джорджис, К. Претта. Многие выдающиеся русские художники — В.И. Суриков, В.Д. Поленов,
B.А. Серов, М.В. Врубель, К.А. Коровин и др. — использовали формальные моменты на этапе композиционного поиска. Максимально обобщенная форма в поисковых эскизах, набросках, помогла художникам пластически выстраивать заданный сюжет. Известные художники-педагоги недалекого прошлого и нашего времени Н.И. Фешин, Е.Е. Моисеенко, A.A. Мыльников, H.H. Ростовцев, A.A. Дейнека, А.В.Ппастов, Н.Н.Таранов, Г.В.Беда, Ю.И. Филиппов и др. в своих научных трудах и высказываниях говорят о том, что кратчайший путь построения изображения любого предмета лежит через упрощение его формы в начальной стадии работы.
Однако, как показывает анализ научной, учебно-методической, искусствоведческой литературы и практический опыт художников-педагогов, исследуемая нами проблема не изучалась всесторонне, комплексно, тем более применительно к условиям работы именно художественно- графических факультетов педагогических вузов.
Новые социальные ориентиры в системе образования и воспитания требуют высокого уровня специальной подготовки педагогов. Особо важны в этом смысле роль и значение сформированности таких профессиональных качеств, как уш версалыюсть, мобильность, теоретическая компетентность. В свете современны? требований, предъявляемых к выпускнику высшей школы, появляется необходимость в подготовке преподавателей изобразительного искусства универсального плана, способных решать задачи в разных сферах художественно- педагогической деятельности (дизайн, компьютерная графика, проектирование, реклама и др.). Именно эта потребность общества в многопрофильных специалистах (в нашем случае - художниках- педагогах), в обобщении и систематизации практического опыта применения формального метода построения изображения некоторых преподавателей вузов России и СНГ придает проблеме исследования актуальность и значимость в плане изучения различных систем и методов подготовки художественно- педагогических кадров. Актуализируются в этой связи усилия, направленные на изыскание путей адаптации положительного опыта в области формального метода построения изображения и его научно обоснованного использования (в пределах разумной необходимости) в системе профессиональной подготовки художника-педагога.
Некоторый позитивный, с точки зрения академической школы, опыт работы представителей и сторонников "формальной школы", касающихся вопросов ритма, стилистики, семантики структурных элементов языка художественного произведения, роли света и цвета, основополагающих композиционных принципов, теоретически обоснованный, систематизированный и экспериментально проверенный, может быть использован в системе специальной подготовки художника- педагога, может оказаться весьма полезным в плане практического закрепления умений и навыков, связанных с более глубоким пониманием художественного произведения в целом. Однако при этом следует иметь в виду, что претензии сторонников формального метода на исчерпывающее раскрытие художественной сущности искусства только через форму не обоснованы, как показано в диссертации, поскольку мыслятся вне органического единства содержания и формы, а значит, вне общечеловеческих ценностей. Основой, ядром системы художественного образования на художественно- графических факультетах России и Беларуси является реалистическая школа изобразительного искусства. В ее создании принимали активное участие прославленные художники- педагоги недалекого прошлого и настоящего — Д.Н. Кардовский, К.Ф. Юон, В.П. Ефанов, К.И. Финогенов, B.II. Мешков, Ф.П. Решетников, H.H. Ростовцев, Е.В. Шорохов, B.C. Кузин, В.К. Лебедко и многие другие. С позиций именно этой школы, руководствующейся принципом реалистического отображения действительности, мы и будем рассматривать проблему нашего исследования.
Объектом исследования является система профессиональной и специальной подготовки художников-педагогов.
Предмет исследования — теоретические и методические основы использования формального метода построения изображения в системе подготовки художников-педагогов.
Целью диссертационного исследования является разработка и экспериментальная проверка возможности использования формального метода построения изображения как оптимизирующего средства в специальной подготовке художника-педагога.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень специальной и профессиональной подготовки художника-педагога можно повысить, если:
■ творчески использовать системный подход к изучению, освоению, грамотному применению теоретического и практического наследия, связанного с формальным методом построения изображения, рассматривая его в контексте общей структуры художественного произведения, где содержание играет определяющую роль;
■ использовать в рамках реалистической художественно-педагогической школы методическую систему обучения студентов теории и практике формального метода построения изображения в качестве вспомогательной, не противоречащей основным принципам академической системы;
■ при использовании формального метода построения изображения последовательно осуществлять принцип межпредметных связей, объединяющий теоретические дисциплины (теория и история изобразительного искусства, методика ИЗО, психология, эстетика, философия) с практическими (рисунком, живописью, композицией, перспективой, скульптурой).
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:
■ изучить современное состояние проблемы использования формального метода построения изображения в системе специальной и профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства;
и проанализировать и обобщить позитивный опыт преподавателей изобразительного искусства вузов, использующих в своей педагогической практике формальный метод построения изображения; " на основе современных достижений теории и практики преподавания изобразительного искусства сформулировать и дать рабочее определение формальному методу построения изображения, определить пути использования этого метода в системе специальной и профессиональной подготовки художника; * определить критерии оценки эффективности использования формального метода построения изображения в системе специальной и профессиональной подготовки художника- педагога;
■ выявить и обосновать возможности формального метода построения изображения в плане развития творческой личности студента, формирования таких профессиональных качеств, как ассоциативное мышление, способность к обобщению, способность к глубокому научному формоанализу в творческом процессе;
■ выявить методы и приемы интеграции знаний и умений в области реалистического и формального метода построения изображения с целью оптимизации процесса специальной подготовки современного художника- педагога.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы па-учно-педагогического исследования:
■ изучение и анализ научной, учебно-методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;
■ анализ действующих методик подготовки художников- педагогов в контексте интересующей нас проблемы;
■ анализ и систематизация практических результатов опыта работы преподавателей вузов России и стран СНГ в плане использования формального метода построения изображения;
■ педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий);
■ диагностические методы (беседа, анкетирование, контрольные срезы и т.д.);
■ методы статистического анализа.
Теоретической основой и методической базой исследования послужили труды ведущих ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения; достижения современной педагогической науки (в особенности концепция личностно ориентированного образования; деятельностно-творческого подхода к образованию; основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионализма учителя; положения Государственного образовательного стандарта); а также научные изыскания по проблеме исследования.
Научная новизна состоит в том, что впервые: " предпринята попытка поднять проблему, связанную с использованием формального метода построения изображения применительно к академической системе подготовки художественно-педагогических кадров как актуальную научпо-педагогическую задачу;
■ был проведел комплексный анализ специфики использования формального метода построения изображения на теоретическом и практическом уровне с целью его возможного применения в современной системе специальной и профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства;
■ разработана учебно-методическая система обучения специальным дисциплинам с использованием формального метода построения изображения, которая содержит созданный автором и экспериментально проверенный дидактический комплекс с целью повышения художественно-педагогической подготовки студентов;
■ апробирована учебно-методическая система, использующая формальный метод построения изображения в рамках академической системы подготовки учителей изобразительного искусства, которая позволяет оптимизировать учебный процесс.
|