Отчет о проведении странового исследования потенциальных рынков сбыта ветрогенераторов в Швейцарской Конфедерации
Содержание
1. Структура рынка Швейцарии 3
1.1 Обзор отрасли альтернативных источников энергии в Швейцарии 3
1.2 Условия доступа на рынок Швейцарии 6
2. Рекомендации по развитию экспортной деятельности исследуемой продукции на рынке Швейцарии 8
2.1 Возможные риски и барьеры для входа на рынок Швейцарии 8
2.2 Нормативно-правовая база ВЭД в части тарифного, нетарифного, валютного регулирования, законодательство о налогах и требования к качеству. 11
3.1 Характеристика и конъюнктура рынка 15
3.2 Каналы распространения 30
3.3 Основные потребители 34
3.4 Список потенциальных партнеров-потребителей продукции (не менее 10 компаний-покупателей с указанием контактных данных (адрес, телефон, e-mail, официальный сайт компании)) 37
3.5 Полезные контакты: торгпредства, посольства, официальные структуры 39
4. Оценка перспектив выхода продукции (ВЭУ «ИСТОК» 800-1, ВЭУ «ИСТОК» 800-2, ВЭУ «ИСТОК» 800-4, ВЭУ «ИСТОК» 1600-2, ВЭУ «ИСТОК» 1600-4) на рынок ветроэнергетических установок Швейцарии 43
1. Структура рынка Швейцарии
1.1 Обзор отрасли альтернативных источников энергии в Швейцарии
Швейцарская Конфедерация является одной из высокоразвитых индустриальных стран со значительным уровнем потребления электроэнергии как в промышленных целях, так и для удовлетворения социально-бытовых нужд населения.
Учитывая, что Швейцария практически не имеет собственных запасов углеводородного сырья, ее рынок энергоносителей является достаточно уникальным, т.к. страна вынуждена большую часть потребляемых энергоресурсов закупать за рубежом.
Основными источниками электроэнергии в Швейцарии являются гидро- (56%) и атомные электростанции (39%). Доля производства энергии тепловыми, солнечными и другими электростанциями на нетрадиционных источниках энергии в настоящее время составляет около 5%. В 2011 году Федеральный Совет Швейцарии принял историческое решение: в 2034 году вывести из эксплуатации все пять работающих в стране атомных электростанций. 25 мая 2011года в Берне на заседании правительства, все действующие на территории Швейцарской Конфедерации АЭС будут отключены после того, как срок их эксплуатации достигнет 50 лет.
К 2019 году перестанет подавать электричество самая старая в стране АЭС, «Бензау-1», построенная в 1969 году. В 2022 году настанет очередь для реакторов «Бензау-2» и «Мюлеберг». Последними будут «Гесген» в 2029 году, и наконец, в 2034 году - самая новая АЭС Швейцарии «Лайбштадт» мощностью 1145 МВт. Она расположена в кантоне Аргау.
Сегодня эти пять действующих атомных реакторов производят 39% от всего потребляемого в стране объема электроэнергии. До аварии на японской станции «Фукусима-1» в Швейцарии планировалось строительство еще трех новых АЭС. Но трагедия в Японии оказала настолько сильное влияние на взгляды швейцарского населения (в прошлые выходные здесь прошла манифестация противников АЭС, собравшая 20 тысяч человек), что правительство решило пересмотреть свою политику в этой области.
Затем Швейцария перейдет на альтернативные источники энергии АЭС заменят парки ветряных мельниц, как в Юре (Keystone). По предварительным оценкам, «атомная революция» обойдется стране в 2,2-3,8 млрд. франков. Кроме того, как следствие отказа от АЭС, жители будут платить за электричество на 10-15% больше. Покрывать свои энергетические потребности Швейцария намерена за счет ископаемых энергоресурсов, гидроэлектростанций, газоэлектростанций и возобновляемых источников энергии, а кроме того, до 2020 года действует выгодный договор с Францией, поставляющей ей энергию.
Назвать точную стоимость перехода на альтернативные источники сейчас невозможно, но прогресс уже есть, и огромный. Лет десять назад 1 киловатт/час солнечной энергии стоил 1 франк (в то время как то же количество энергии, поставляемое традиционным способом, имело цену 6-7 сантимов). Сегодня же 1 киловатт/час солнечной энергии стоит 40 сантимов.
В Швейцарии к перечисленным проблемам прибавляется еще одна. Заботясь о своих пейзажах и туристической индустрии, швейцарцы должны тщательно и аккуратно планировать места, для размещения ветроустановок и панелей солнечных батарей. Перспектива использования альтернативных источников энергии включает и активного потребителя, который осознает цену полученной энергии и заботится о том, чтобы она не расходовалась бесцельно. Для этого цена на киловатт/час должна будет вырасти, чтобы способствовать изменению сознания людей.
В настоящее время Федеральный совет (правительство) Швейцарии предпринимает активные усилия, направленные как на уменьшение потребления электричества внутри страны, так и увеличение производства электроэнергии. Одним из приоритетных направлений федеральной энергетической политики в данной области является развитие и освоение возобновляемых источников энергии (ВИЭ), разработка и внедрение технологий, базирующихся на них. Однако, несмотря на то, что доля электростанций на возобновляемых источниках энергии в национальной энергетической системе (немногим менее 5%) превышает средний уровень в странах ЕС по аналогичному показателю, тем не менее, этого недостаточно для компенсации энергодефицита. Согласно данным Федерального ведомства по энергетике Швейцарии, общее производство энергии из возобновляемых источников энергии составило 37 450 ГВт/ч. При этом производство электроэнергии из отходов (сжигаемый мусор) составляет 971 ГВт/ч, из биомассы 183 ГВт/ч, из источников коммунальных водоочистительных сооружений 122 ГВт/ч, из энергии солнца 83 ГВт/ч, из энергии ветра 37 ГВт/ч.
В данный момент ряд научных школ Конфедерации осуществляют исследования в данной области, которые широко поддерживаются государством. (правительством дополнительно выделено из федерального бюджета 202 млн. шв. франка в период с 2013 по 2016 гг. на финансирование научной деятельности в области исследования возобновляемой энергии) Главной темой таких работ является повышение эффективности использования солнечной, ветряной и геотермальной энергии в Швейцарии. Что касается первых двух видов ресурсов, то они уже давно и успешно используются на территории страны.
По данным департамента альтернативных источников энергии, с помощью одного ветрогенератора мощностью 3 МВт можно получить от 6,5 до 7 млн КВт/ч электроэнергии. Производство 30 млн кВт позволит обеспечить электроэнергией 8 тысяч домов.
Введение рынка электроэнергии привело к пересмотру модели поддержки производства энергии из возобновляемых источников (ВИЭ). С января 2001 г. в стране действует программа "Swiss Energy", ее цель — снижение доли использования традиционных видов топлива, стабилизация уровня потребления энергии и повышение доли использования ВИЭ. В марте 2007 г. она была существенно расширена в результате принятия одновременно с Законом о либерализации энергетики новой редакции Закона об энергии, имеющей целью дополнительное стимулирование развития ВИЭ. К 2030 г. использование ВИЭ должно обеспечивать ~9% годового объема потребления электроэнергии. Необходимая финансовая основа для стимулирования развития ВИЭ обеспечивается за счет увеличения потребительских тарифов на электроэнергию (в 2009 г. — на 0,003 евро/кВт-ч, что при нынешнем уровне потребления электроэнергии в Швейцарии соответствует бюджету в 200 млн. евро). Согласно политике поддержки ВИЭ, эта сумма будет использована следующим образом: 50% — на поддержку новых мощностей в гидроэнергетике; 45% — на развитие ветроэнергетики, геотермальной энергетики и производство энергии из биомассы; 5% — на поддержку развития солнечной энергетики. Сравнительно небольшой процент, выделяемый на солнечную энергетику, объясняется ее высокой стоимостью и медленной окупаемостью в сочетании с недостаточной эффективностью в условиях швейцарского климата.
|