Массовый спорт и спорт высших достижений

Массовый спорт и спорт высших достижений


Скачать 4.99 Mb.
Название Массовый спорт и спорт высших достижений
страница 1/42
Тип Статья
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Статья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
Секция 1

МАССОВЫЙ СПОРТ И

СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ


ВОЗМОЖНОСТЬ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО МАСТЕРСТВА

И. Абелькалнс, М. Онужане Салина

Латвийский университет
Статья посвящена изучению возможности средних профессиональных учебных заведений организовать обучения спортсменов высокого мастерства. Цель исследования: используя анкетирование и анализ документов, исследовать возможность обучения профессиональных спортсменов высокого мастерства в учебных заведениях, организациях. Задача исследования заключается в том, чтобы изучить организацию работы профессиональных учебных заведений и выяснить, подходит ли она спортсменам высокого мастерства. Результаты исследования показали, что профессиональные учебные заведения – это хорошая среда для спортсменов высокого мастерства, для тех, кто хочет объединить учёбу и занятия спортом. Задача заведующего учебным заведением: обеспечить возможность получать индивидуальные консультации и таким образом способствовать общему развитию молодёжи и повышению престижа школы.

Ключевые слова: средние профессиональные учебные заведение, спортсмены высокого мастерства, организация, заведующий (директор) учебного заведения.

Образованные люди были востребованы во все времена, и сейчас спрос на хороших специалистов только возрастает. Главным условием конкуренции на глобальном рынке рабочей силы становится уровень образования человека, его приобретённая компетенция: наличие знаний, навыков и умение их применять на практике [2]. В связи со сложной экономической ситуацией в государстве большая часть молодёжи хотят, как можно скорее стать самостоятельными и начать трудовую деятельность. Однако есть затруднение: после получения среднего образования у них нет профессиональных навыков, которые способствуют конкуренции на рынке труда, поэтому трудовую деятельность они реально могут начать только в 21-22 года, после получения степени бакалавра.

Общеобразовательные средние программы переполнены образовательными предметами, учебный процесс очень интенсивный, поэтому сложно объединить учёбу и другое занятие, например, спорт. Как известно, чтобы достичь успеха, спортивную карьеру надо начинать рано. Решением выше упомянутых проблем может стать обучение в средних профессиональных учебных заведениях, которое даёт возможность раньше получить профессию и активно включиться в рынок труда. Это облегчает возможность совмещать учёбу с высокими достижениями в спорте.

В этом смысле важна роль заведующего учебным заведением, как указано ОЕСD [4]: роль руководителей школ, особенно директоров, заключена в повышении эффективности учебного процесса; директор и взаимоотношения в коллективе (междоусобные, взаимные) - это основа, влияющая на качество работы педагогов. Задача директора: обеспечить благоприятные условия работы учебного заведения, чему служит обоюдное сотрудничество педагогов и введение более широких инноваций в работу учебного заведения.

В настоящее время сеть профессиональных учебных заведений в Латвии рассматривается как неэффективная. Необходима перепланировка и усовершенствование сети ввиду прогнозируемой демографической ситуации и исследуемой возможности профессиональных учебных заведений. Последнее констатирует, что для содержания настоящего количества учебных заведений не обеспеченно эффективное управление бюджетных средств. Нужно пересмотреть и проанализировать не только количество учебных заведений, но и осуществление планирования учебных программ, которое часто рассматривается как неэффективное. Родственные учебные программы «разбросаны» по многим учебным заведениям городов и регионов, в большинстве школ нужно обновлять материально-техническую базу. В результате образуется неэффективное распределение бюджетных средств. Деньги многократно инвестируются в однообразные материально-технические базы, хотя в каждой школе существующая материально-техническая база не загружена до возможного уровня [3].

Цель исследования: изучить и проанализировать возможность организации учебного процесса в средних профессиональных учебных заведениях для спортсменов высокого мастерства. Для этого необходимо провести исследование среди учеников средних профессиональных учебных заведений; провести опрос выпускников и спортсменов, достигших высоких результатов, чтобы выяснить, почему они выбрали конкретное учебное заведение; взять интервью у заведующих средними профессиональными учебными заведениями, чтобы выявить их взгляд на возможность учеников профессиональных учебных заведений объединить учёбу и спорт.

С 1 апреля 2015 года в подчинении Министерства образования и науки Латвии находятся 30 профессиональных учебных заведений и два общества с ограниченной ответственностью. Каждое учебное заведение образовалось организацией, основывающейся на конкретную систему, в которой человеческая деятельность осознанно координируется и направляется, чтобы достичь общей цели. Относительно школы применены основные элементы организации: цель, ресурсы, структура и культура. Авторы работы хотят привлечь больше внимания именно к культуре как основному элементу организации. Хотя культура организации чаще всего остается в стороне, именно она больше всего влияет на работу учебного заведения.

Во многих учебных заведениях про культуру организации вообще не говорят. Культура организации влияет на то, как чувствуют себя ученики и учителя в школе, какова специфика взаимоотношений, как руководство заботится о своих сотрудниках и как реализуются взаимоотношения с окружающим обществом. Итак, культура школы – это один из психологических факторов, которой указывает на мотивацию занятий учеников и учителей, активность познания достигнутого уровня, эмоционального настроения и доверительного отношения к конкретному учебному заведению [1].

Спортсменам высшей категории необходим индивидуальный подход и отзывчивость со стороны учителей и руководства школы, что в большей мере зависит от главенствующей культуры учебного заведения.

Анализируя менеджмент школы, отвечая на вопрос о том, каково учиться в престижной организации, можно увидеть, что культура профессионально-технической школы преподносится как фактор взаимоотношения среды обитания и человека. Главной ценностью учебного процесса как для заведующего учебным заведением, так и для сотрудников надо рассматривать качество обучения учеников и благосостояние учебного заведения.

В части практической работы проводилось анкетирование, которое связано объединением учёбы и спорта в профессионально технических школах. Анализ полученных результатов показал, что большая часть спортсменов (73 %) согласны, что оценки для них не так важны, главное – это получить образование. Возможно, это объясняет тот факт, что эти учащиеся, получившие профессию, могут начать работать, если потребуется, в отличие от тех, кто окончил общую среднюю школу. Спортсмены отмечают, что на данный момент жизни им важнее достижения в спорте, а не отметки в школе. Вероятно, они видят настоящую оценку спортивных достижений, но не видят позитивного влияния хороших оценок на дальнейшую карьеру. Успехи в учёбе спортсменов не ниже, чем у их сокурсников.

Авторы работы позитивно оценивают желания учеников закончить обучение в школе: 68% опрошенных планируют работать по профессии, которую они получили, а также большая часть в будущем надеется стать известными спортсменами.

В профессиональных средних школах созданы все условия, чтобы учащиеся могли достичь высоких результатов в спорте и продолжать учиться в школе, так как доступен необходимый инвентарь, отношение администрации к спорту лояльно и школа гордится достижениями в спорте своих учеников. Большая часть респондентов (79%) ответили, что тренер поддерживает учёбу в школе. Это очень важно, потому что тренеру отводится, можно сказать, главная роль в жизни ученика.

Одновременно директора школ отмечают, что учителя относятся с пониманием, если видят, что ученик старается. С каждым учителем есть возможность договориться о времени индивидуальной консультации, хотя для спортсменов высокого мастерства, которые учатся в школе, не разработаны индивидуальные учебные планы. В крайнем случае, школьные знания можно получить и заочно, когда учебные материалы и выполняемые задания посылаются в электронном виде.

Говоря об учебном уровне спортсменов высшего мастерства, директора отмечают хороший уровень знаний. И хотя спортсменам приходится пропускать занятия, они проявляют интерес к учебе и постоянно стараются сделать всё, чтобы не было академических долгов.

В связи со сказанным директорами достижения в спорте школьника поднимают престиж школы, потому что они обычно упоминают школу, где получили образование и гордятся этим.

Ученикам в настоящее время доступен инвентарь, чтобы заниматься спортом на среднем уровне, ведутся работы по благоустройству спортивных залов, чтобы обеспечить лучшие условия и в будущем достичь более высоких результатов. Авторы работы выявили факторы, которые могут позитивно влиять на учёбу спортсмена и активное занятие спортом: серьезное отношение ученика, индивидуальный подход, объединение учёбы и спорта, взаимопонимание и доверие, позитивное отношение администрации школы.

Как уже было показано в теоретической части работы, достижения учеников и выбор школы завысит как от объективных, так и субъективных факторов.

На то, насколько успешным будет объединение спорта и учёбы ученика, указывают такие субъективные особенности ученика, как серьёзное отношение к учёбе, к спорту, а также такие объективные факторы, как отношения руководства школы к этому вопросу.

Можно сказать, что присутствие спортсмена высокого мастерства в среднем профессиональном учебном заведении поднимает не только престиж конкретной школы, но и престиж образования в государстве в целом.

Сравнивая результаты анкетирования учеников и интервью руководителей школ, констатируется единство ответов. Учащиеся и руководство школы утверждают, что отношение администрации к освобождениям, в общем, позитивно: спортсменам предлагается индивидуальная поддержка со стороны педагогов, возможность сдать позже пропущенное, школа гордится успехами учеников. Разнились взгляды учеников на то, что существует негативная связь между успехами в учёбу и занятием спортом. Но директора признали, что успехи учеников надо рассматривать как высокие. Руководители школ оценили инвентарь для учебных заведений как средний, в свою очередь оценка учеников была позитивна.

Заключение:

- На выбор спортсменом учебного заведения указывают многие субъективные и объективные факторы, а также техническое обеспечение школ, профессионализм и поддержка педагогов, престиж образования.

- Успешное функционирование учебных заведений обеспечивает эффективная организация работы школ и руководства. Важная роль руководителя учебного заведения – формирование образа учебного заведения и популяризация с целью привлечь спортсменов высшей категории.

- Будущее профессионального образования может базироваться на компетентном подходе, обеспечивающем учащихся успешной конкурентной способностью не только на рынке труда в Латвии, но и в глобальном масштабе, если ввести принцип индивидуализации, который направлен на долгосрочное развитие.

- Сравнивая результаты анкетирования учащихся общих средних заведений и учащихся средних профессиональных учебных заведений, можно утверждать, что в средних профессиональных школах условия для спортсменов высшей категории благоприятные для того, чтобы спортсмен мог объединить учёбу и активное занятие спортом.

- Педагоги и руководство средних профессиональных учебных заведений позитивно относятся к освобождениям учащихся и выражают большую отзывчивость. Спортсменам доступен инвентарь для тренировок, и школа гордится ими, стимулируя их.

- Согласно мнениям директоров, совмещение учёбы и занятий спортом даёт возможность молодым стать зрелыми и с лучшими возможностями интегрироваться в общество, достичь успехов, одновременно поднимая престиж учебного заведения.
Список литературы

  1. Rutka L. Pedagoga psiholoģiskā kompetence. Rīga: Raka. 2012. C.55

  2. Bikse V. Pētījums "Latvijas progress uzņēmējdarbības izglītības attīstībā pēc iestājas Eiropas Savienībā”. Rīga: Latvijas Universitāte, Ekonomikas un vadības fakultāte, Eiropas Komisijas pārstāvniecība Latvijā. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.politika.lv/index.php?f=1459. (Дата обращения: 15.10.2017).

  3. Latvijas tirdzniecības un rūpniecības kamera Profesionālās izglītības iestāžu pārvaldes modelis. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.izm.gov.lv/images/statistika/petijumi/10.pdf. (Дата обращения: 15.10.2017).

  4. OECD (2009). Creating effective teaching and learning environments: first resultsfrom TALIS. Paris: OECD [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.izm.gov.lv/images/izglitiba_prof/izm-prof-izgl-iestades.pdf (Дата обращения: 15.10.2017).


THE POSSIBILITY OF SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS TO ORGANIZE THE TRAINING OF ATHLETES OF HIGH SKILL

I. Aberkalns, M. Onogane Salina

University of Latvia
Abstract. The article is devoted to study the possibility of secondary vocational schools to organize training of athletes of high skill. The aim of the study using survey and document analysis, to explore the possibility of training professional athletes high skills in educational institutions and organizations. The objective of the study is to examine the organization of the work of vocational education institutions and find out whether it is suitable to athletes of high skill. The results showed that professional school is a good environment for athletes of high skill, for those who want to combine study and sports. The task of the head of the educational institution: to provide the opportunity to receive individual advice and thus contribute to the overall development of youth and increase of prestige of the school.

Keywords: secondary vocational school, athletes of high skill, organization, head (Director) of the institution.

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

П.А. Аверина

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
В работе рассматривается учебно-тренировочный процесс который в художественной гимнастике нельзя представить без физической, технической и тактической подготовленности спортсменки.

Ключевые слова: спортсменка, гимнастка, тренер, тренировка, художественная гимнастика, соревнования, оптимизация.

Основа технической подготовки в художественной гимнастике заключается в изучении более обширного спектра механических движений тела, который подразумевает под собой сложный комплекс работы определенных составляющих тела под звуковое сопровождение и так же с использованием различных предметов. Из года в год соревновательные программы по художественной гимнастике усложняются, в связи с этим, требования к уровню физических качеств гимнастки, которые необходимы для освоения и выполнения упражнений с предметами, увеличиваются. Высокий уровень развития физической, технической и тактической подготовки гимнастки способствует эстетичности, пластичности, музыкальности, гармонии и красоте движений.

Существует большое количество работ и комплексов упражнений для усовершенствования различных физических качеств, которые посвящены специальной физической подготовке спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой. Данные работы и комплексы упражнений имеют рекомендации, зависящие от этапов годичного тренировочного процесса и цикла тренировок. К комплексам, так же, приложены средние объемы, при этом выполнение некоторых упражнений рекомендовано, основываясь на индивидуальном уровне подготовки гимнасток.

В формировании личности и спортивного мастерства спортсменки участвует тренер, это, в свою очередь, обусловлено учебно-тренировочным процессом. Развитие, совершенствование тактики, техники гимнастки является неотъемлемой частью педагогического воздействия [4,5,6,8].

Использование физической, технической и тактической подготовки гимнастки подразумевает под собой методику организации тренировочного процесса.

Данные три компонента процесса тренировки и есть универсальный механизм развития физических и личностных качеств спортсменки. Несмотря на то, что в каждом виде спорта есть свои методы совершенствования мастерства, тем не менее, можно утверждать, что существуют общие методические принципы, например, комплекс тренировочных занятий, которые направлены на развитие всеобщей физической подготовленности.

Под единством всеобщей и специальной физической подготовки подразумевается физическое развитие спортсменки, затрагивающее активную физическую деятельность. Физическое развитие начинается в юном возрасте и в «детском» спорте. Очень важно приобщить, научить, вооружить, заложить фундамент двигательного потенциала, двигательных умений и навыков в детском спорте, когда только происходит приобщение детей к занятиям физическими упражнениями. Базовые, первоначальные знания и умения – это двигательный багаж, который будет способствовать эффективности спортивного совершенствования и возможности освоения новых форм движений и преобразованию ранее приобретенных [2,3].

В юном возрасте, чтобы воспитывать двигательные качества и способности, необходимо укрепить здоровье детей, содействовать всеобщему физическому развитию. Учебно-тренировочный процесс в детском спорте направлен не только на развитие двигательных умений и навыков, но и на всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья [1].

В то время как происходит поэтапное развитие физических и двигательных качеств спортсменки, формируется, как двигательный навык, техническая подготовка гимнастки. Умение акцентировать максимальные усилия в наиболее значимых фазах технического действия помогают специальные упражнения, оказывающие воздействие на мышечную систему гимнастки. Результат технической подготовки определяется соответствием техники изучаемых действий к тренировочным упражнениям. Немалую роль в подготовке играет нервная система и нервная деятельность спортсменки. Ни для кого не секрет, что двигательный навык формируется более успешно, если уже имеются двигательные акты в мышечной памяти. В данном случае двигательный навык выступает как некий условный рефлекс. В чем же заключается эффективность спортивной техники? Именно в целенаправленном воздействии на специальные группы мышц спортсменки. Использование упражнений с узконаправленным действием на те группы мышц, которые участвуют в изучении новых движений формируют эффективность технического мастерства. Необходимо заметить, что те элементы, движения, которые лягут в основу тактической подготовки – это узконаправленные, специальные упражнения [7,8].

Тактическая подготовка спортсмена формируется правильным подбором специальных упражнений. Набор упражнений должен быть разнообразным, но должен включать в себя ситуации, приближенные к соревнованиям. Кроме того, во время тактической подготовки нужно проигрывать стрессовые соревновательные ситуации. Совокупность стресса, новизны, элементов соревнований способствуют увеличению активности и его мотивации в выполнении упражнений. Не стоит забывать, что, когда мы говорим о тактической и технической подготовке, нужно остановиться на одной из разновидности упражнений – идеомоторные упражнения.

Идеомоторные упражнения построены на представлении движений и предполагают использование умственных действий, которые направлены на мысленное выполнение технических и тактических упражнений спортсменкой. Технический и тактический комплекс упражнений направлен на успешное выполнение упражнений во время соревнований, поэтому непосредственно перед соревнованиями в учебно-тренировочный процесс во время разминки включаются идеомоторные упражнения [7,8].

К началу любого вида-уровня соревнований происходит формирование организма спортсменки. Нужно понимать, что спортивная форма не может и не должна находиться на одном постоянном уровне. Спортивная форма должна приобретаться, поддерживаться на определенном уровне, который зависит от длительности и значимости соревнований. Но, кроме того, спортивная форма может частично утрачиваться. Следовательно, фазы развития спортивной формы должны распределяться во времени. Нельзя работать только в одном направлении, например, улучшая тактическую подготовку, но не совершенствуя самого себя.

Гимнастка должна точно понимать смысл и роль каждого упражнения. Без участия самой спортсменки в планировании тренировок не будет никакого результата. Следовательно, можно сказать, что учебно-тренировочный процесс - это суммарная деятельность спортсмена и тренера. Обретение спортивного мастерства гимнастки имеет прямое влияние на структурирование ее личности, моральных качеств и волевых составляющих личностного портрета.

Технические средства, которые рассчитаны на оптимизацию процессов формирующих и совершенствующих двигательные навыки, относятся к инструментам воздействия на продуктивность работы спортсменки. Большая часть этих средств используется и применяется для местной, направленной функции той или иной части тела при заведомо созданных условиях. Таким образом, формируются рациональные и координированные двигательные навыки спортсменки [3].

Существует множество педагогических средств технической и тактической подготовки, которые используются тренером. Например, видео демонстрация, демонстрация рисунков, схем, фотографий, где изображена техника элементов, способ выполнения. Наглядный пример позволяет углубить и усилить представления о движениях, правилах выполнения двигательных действий, а также сформировать представления, получаемые во время прямого восприятия. Благодаря этому, целевая подготовка спортсменки к соревнованию заставляет тренера выстроить график занятий и нагрузок таким образом, чтобы гимнастка была на нужном уровне подготовки, а также, чтобы соревнования, их значимость и расписание имели четко вытроенный и грамотно просчитанный алгоритм. Для обеспечения эффективности соревновательной деятельности и ее качества, тренер, как педагог, должен использовать весь спектр специализированных средств [7].

Таким образом, мы можем сказать, что оптимизация учебно-тренировочного процесса - это выбор и реализация методов, форм работы, позволяющие получать максимальные результаты спортсменки для конкретных условий. Учет закономерностей, современных средств и методов, особенность подготовки обуславливает оптимизацию учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Похожие:

Массовый спорт и спорт высших достижений icon Правила вида спорта «велосипедный спорт» общие положения настоящие...
Настоящие правила вида спорта «велосипедный спорт» (далее – Правила) разработаны общероссийской спортивной федерацией, аккредитованной...
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Спорт высших достижений анализ организации и проведения соревнований по мини футболу
Значимые победы сборной России по мини футболу на международных соревнованиях всё больше и больше привлекают специалистов для анализа...
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Vii международный Научный Конгресс «спорт, человек, здоровье» 27-29...
Международная общественная организация содействия науке и спорту «Спорт, Человек, Здоровье»
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Международная электронная научная конференция (26 апреля 2005 года)
Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической...
Теоретические основы психологии перехода из юношеского во взрослый спорт спортсменов –гребцов
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Спорт: экономика, право, управление
Председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, профессор Московской государственной юридической академии им....
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Правила вида спорта «спорт сверхлегкой авиации» раздел I. Безмоторный...
Спорт сверхлегкой авиации – вид спорта с обязательным использованием сверхлегкого воздушного судна в качестве спортивного снаряда,...
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Правила вида спорта «спорт сверхлегкой авиации» раздел I. Безмоторный...
Спорт сверхлегкой авиации – вид спорта с обязательным использованием сверхлегкого воздушного судна в качестве спортивного снаряда,...
Массовый спорт и спорт высших достижений icon «Спорт»; развитие речевых умений и навыков, навыков аудирования и письма
Цели: тренировка произносительных навыков (звуки, интонация) при декламации стихотворения во время фонетической зарядки; повторение...
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Заседание Единой комиссии по рассмотрению и оценке заявок началось...
Му цфкиС «Спорт-Бутово» спортивным оборудованием для спортивной подготовки детей 3-6 лет на территории внутригородского муниципального...
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Правила вида спорта «подводный спорт» Подводный спорт культивирует...
Плавание в ластах движение спортсмена по поверхности воды или под водой, вызываемое только его мускульной силой и ластами без применения...
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Учебное пособие написано в соответствии с новой программой по дисциплине «Плавание»
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия...
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального...
Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта парусный спорт и предназначена для стандартизации тренировочно соревновательной...
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Климов Е. А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М культура и спорт, юнити, 1997 295 с

Массовый спорт и спорт высших достижений icon Конституционное право на спорт
Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и
Массовый спорт и спорт высших достижений icon Конкурсная документация
Кл 6 кВ от разных секций шин ру 6 кв пс №92 110/35/6 кВ «Юго-Западная» до ру 6 кв тп 6/0,4 кв заявителя ООО «Архитектоника-спорт»...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск