Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин

Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин


Скачать 338.46 Kb.
Название Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3
СП 12-134-2001
Свод правил по проектированию и строительству

Механизация строительства.
Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин


Дата введения 2001-12-18

ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) и Управлением строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 18.12.2001 № 124
3 ВЗАМЕН «Методических указаний по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин»

ВВЕДЕНИЕ
Затраты на топливо, расходуемые строительными и дорожными машинами, значительны и составляют 10-15 % всех затрат на эксплуатацию машин.
Экономное расходование топлива поэтому является одной из постоянных проблем эксплуатации строительных и дорожных машин.
Экономия может быть достигнута планированием потребности в топливе на основе применения технически обоснованных норм расхода.
Свод правил определяет состав, порядок и методы расчета норм расхода топлива по маркам (моделям) строительных и дорожных машин, а также порядок их проверки.
Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМТП (Колосков В. Н., Гутарев Ю. А., Корытов Ю. А.) и Отделом механизации строительства и реформирования домостроения Управления строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России (Молоткова Л. Н., Симонов С. Н.).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий Свод правил распространяется на топливо карбюраторных и дизельных двигателей (далее - топливо) строительных и дорожных машин.
Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее - машин).
Свод правил предназначен для использования во всех организациях строительной отрасли.
Свод правил гармонизирован с государственными строительными нормами Украины ДБН В.2.8-12-2000 «Строительная техника, оснастка, инвентарь и инструмент. Типовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для эксплуатации техники в строительстве» в части метода расчета норм топлива машин.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования
ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов
Руководящий документ Р 3112194-0366-97. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Минтранс России, НИИАТ).

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Норма расхода топлива - плановая мера потребления топлива строительно-дорожной машиной на выполнение единицы работы или на единицу рабочего времени (машино-час) при использовании машин в условиях прогрессивной технологии и рациональной организации труда.
Индивидуальная норма расхода топлива - норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или на единицу рабочего времени применительно к определенным условиям производства.
Базовая (типовая) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива машины на средних режимах потребления мощности, рациональном использовании сменного времени и без учета местных условий эксплуатации.
Примечание - Базовые нормы, как правило, определяют на основе статистической обработки многолетних данных подконтрольной эксплуатации машин, в том числе о фактических расходах топлива при указанных выше условиях эксплуатации машин.
Базовая (линейная) норма расхода топлива автомобиля - индивидуальная норма расхода топлива автомобиля, на базе которого создана строительно-дорожная машина, регламентирующая расход топлива в литрах на 100 км пробега автомобиля по определенному заданному маршруту без учета местных условий эксплуатации.
Технологическая (пооперационная) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива на выполнение данного вида работы (операции), которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расход на разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе машин.
Групповая норма расхода топлива - норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации), необходимая для выполнения запланированного объема работ.
Общепроизводственная норма расхода топлива - групповая норма расхода топлива, учитывающая расход топлива на основные и вспомогательные технологические процессы производства, а также на вспомогательные нужды, не связанные непосредственно с осуществлением технологического процесса.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1 Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646 при использовании прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда.
При нормировании не учитываются возможные затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом - изготовителем двигателя.
4.2 Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины (например, на ремонтно-хозяйственные нужды), нормируется отдельно.
4.3 Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы должны периодически пересматриваться с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности.
4.4 Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин по Общероссийскому классификатору продукции ОК 003-93.
4.5 Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 6).
Нормы утверждает руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация.
4.6 Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат:
- данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки;
- нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.);
- структура и численность (по маркам) парка строительных машин;
- объем и структура строительных работ (производства);
- показатели действующих стандартов на машины;
- результаты испытаний;
- отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по маркам и видам машин, по видам работ и в целом по строительной организации);
- данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива.
4.7 Нормы расхода топлива классифицируются:
- по степени укрупнения - на машину (индивидуальные) и на группу машин (групповые);
- по режиму работы - на работу оборудования и на транспортный режим (для осуществления транспортного процесса с учетом (или без учета) выполнения транспортной работы;
Примечание - Данная классификация зависит от вида машин: землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.); машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, выполняющих работы либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины, автоцементовозы и т.п.), либо в период передвижения (автобетоносмесители, снегоочистители и т.п.).
- по времени действия - на годовые, квартальные, на месяц, на декаду;
- по составу расходов - на технологические (пооперационные) и общепроизводственные;
- по уровням планирования - для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).
4.8 Для определения норм расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.
4.8.1 Расчетно-аналитический метод основан на поэтапном расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ.
Расчетно-аналитический метод применяют для определения как индивидуальных, так и групповых норм расхода топлива.
4.8.2 Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации.
Опытный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют необходимые данные для расчета индивидуальных норм расхода топлива.
4.8.3 Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение.
Метод применяют как исключение в тех случаях, когда невозможно использовать расчетно-аналитический и опытный методы.

5 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА
5.1 Основными составляющими нормирования расхода топлива являются расход топлива в единицу времени при номинальной мощности двигателя, нормативный интегральный коэффициент (K), учитывающий особенности загрузки двигателя машин в период эксплуатации.
5.2 Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени машины Нт, кг/маш.-ч, определяют по формуле
Нт = geNeK×10-3, (1)
где gе - удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя машины, г/кВт×ч (принимают согласно данным эксплуатационных документов на двигатель);
Ne - номинальная мощность двигателя машины, кВт (принимают согласно данным эксплуатационных документов машины);
К - интегральный нормативный коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от режимов загрузки двигателя машины (далее - интегральный коэффициент);
10-3 - переводной коэффициент граммов в килограммы.
5.2.1 Значение интегрального коэффициента определяют по формуле
К = Kт.зKвKмKт.мKи (2)
где Kт.з - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и прогревание двигателя, а также ежесменное техническое обслуживание машин, Кт.з = 1,03 для всех машин;
Kв - коэффициент использования двигателя по времени (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1 приложения А);
Kм - коэффициент использования мощности двигателя (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1 приложения А);
Kт.м - коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженной коэффициентом Kм), определяется по таблице А.2 приложения А;
Kи - коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по таблице А.3 приложения А.
Примечания
1 Коэффициенты разработаны на основе данных о фактических расходах топлива при выполнении машинами определенных объемов работ.
2 Пересчет индивидуальных норм расхода топлива из кг/маш.-ч в л/маш.-ч осуществляется по формуле
Нт (л/маш.-ч) = Нт (кг/маш.-ч)×K,
где K = 1,21 для дизельного топлива, K = 1,35 для бензина.
3 Для перевода мощности, выраженной в киловаттах, в лошадиные силы пользуются коэффициентом 1,36, а лошадиной силы в киловатты - 0,735.
4 При необходимости пересчета расхода в условном топливе используется калорийный эквивалент Е, равный 1,45 для дизельного топлива и 1,49 для бензина.
5.2.2 Результаты расчета индивидуальных норм расхода топлива машин рекомендуется свести в форму, приведенную в таблице 1.

Таблица 1

Наименование машины

Марка машины

Характеристика двигателя

Коэффициент использования двигателя по времени Kв

Коэффициент использования мощности двигателя Kм

Коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя Kт.м

Коэффициент, учитывающий износ двигателя Ки

Индивидуальная норма расхода топлива Нт

Дизельный или карбюраторный

Мощность Nе, кВт

Удельный расход топливаge, г/кВт×ч

кг/маш.-ч

л/маш.-ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2.3 Если количество машин одной марки (модели) в парке строительной организации более десяти, то рекомендуется организовывать проверку расчетной нормы (расхода топлива на 1 маш.-ч работы машин) путем определения фактического расхода топлива. По результатам такой проверки может быть выполнена корректировка расчетной нормы.
5.3 Индивидуальные нормы расхода топлива могут повышаться или понижаться в зависимости от конкретных условий эксплуатации, учет которых производится с помощью поправочных коэффициентов (Дi), повышающих или снижающих исходное значение нормы.
Таблица 2

Факторы, увеличивающие индивидуальную норму расхода топлива

Значение поправочного коэффициента i), не более

Обкатка новой машины

Д1

0,05

Эксплуатация после капитального ремонта

Д2

0,05

Внутригаражные расходы, перегоны, техническое обслуживание и ремонт (кроме капитального), хранение машин

Д3

0,05-0,08

Практическое обучение и стажировка персонала

Д4

0,10

Стесненные условия работы

Д5

0,10

Перевозка грузов, требующих пониженных скоростей движения

Д6

0,10

Работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и повышенных снежных заносов

Д7

0,10

Работа в горных местностях на высоте над уровнем моря, м:

Д8

 

от 500 до 1500

 

0,05

от 1501 до 2001

 

0,10

от 2001 до 3000

 

0,20

св. 3000

 

0,30

Работа в зимнее время (при среднесуточной температуре воздуха ниже 0 °С):

Д9

 

в южных районах страны*

 

0,05

в северных районах страны*

 

0,15

в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним*

 

0,20

в остальных районах страны*

 

0,10

*Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в республиках, краях и областях России приведены в приложении Б.
Примечание - Для машин, работающих на дизельном топливе, оснащенных пусковыми карбюраторными двигателями, расход бензина для запуска составляет 3 % в летнее время и 4,5 % в зимнее время индивидуальной нормы расхода дизельного топлива.

5.3.1 Индивидуальные нормы расхода топлива повышаются при влиянии факторов, приведенных в таблице 2.
5.3.2 Индивидуальные нормы расхода топлива снижаются при:
- повременном режиме использования машин с перерывами, превышающими установленные технологией производства работ;
- замене двигателя на двигатель с меньшим контрольным расходом топлива или меньшей мощностью.
5.3.3 При наличии нескольких повышающих (понижающих) факторов индивидуальная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности надбавок, выраженных обобщенным поправочным коэффициентом (Д), равным:
. (3)
5.3.4 Уточненное значение индивидуальной нормы расхода топлива (Нт.у) определяется по формуле
Нт.у = Нт(1+Д). (4)
5.4 Для строительных машин на автомобильном шасси (автокраны, бурильные установки, автобетононасосы и др.) норму расхода топлива определяют только на работу оборудования, а норму расхода топлива на пробег автомобильного шасси принимают в соответствии с базовыми (линейными) нормами расхода бензина автомобиля с учетом специфических условий работы.
Примечание - На строительные машины на автомобильном шасси, изготовленные до 1997 года, базовые нормы расхода топлива для автомобиля установлены в Руководящем документе Р 3112194-0366-97 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (Минтранс России, Департамент автомобильного транспорта, Государственный НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ), срок действия до 1 января 2001 года), на машины, изготовленные после 1997 года, базовые нормы расхода топлива для автомобиля рассчитываются и регламентируются НИИАТом.
5.5 Индивидуальные нормы расхода топлива на эксплуатацию оборудования (генераторы, компрессоры, гидронасосы и другие агрегаты, работающие от двигателя внутреннего сгорания) принимают в размере 0,04 кг на каждый киловатт мощности двигателя за один час работы агрегатов.
5.6 Пример расчета индивидуальных норм расхода топлива на машину приведен в приложении В.
  1   2   3

Похожие:

Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Содержание Введение Расчет нормативного расхода топлива для заданного...
Нормы расхода топлива на работу специального или специализированного подвижного состава
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной...
ПМ. 01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Программный комплекс "Расчет нормативов удельного расхода топлива...
Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального...
ПМ. 01. Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Рабочая программа профессионального модуля пм. 01. Эксплуатация подъемно-транспортных,...
«Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Рабочая программа дисциплины оп 09 Охрана труда для специальности...
Фгос спо по специальности 190629 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Учебно-методическое пособие по сопровождению самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся автодорожного техникума, как руководство для организации самостоятельной...
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального...
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 23....
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Методическое пособие для самостоятельной работы студентов 2 курса...
Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы студентов второго курса, получающих...
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Огсэ. 03 Иностранный язык
Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Памятка
Для специальности 1900605 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Памятка
Для специальности 1900629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Гаоу мо спо «апатитский политехнический колледж» утверждаю
ПМ. 01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Профессионального образования ханты мансийского автономного округа-югры
«Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных дорожных машин и оборудования»
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин icon Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Иностранный язык (английский)
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск