О докладе уполномоченного по правам ребенка




НазваниеО докладе уполномоченного по правам ребенка
страница1/17
ТипДоклад
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Документ предоставлен КонсультантПлюс


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2016 г. N 2717-ПЗС
О ДОКЛАДЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИТОГАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2015 ГОДУ
Заслушав доклад Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области по итогам деятельности в 2015 году, Законодательное Собрание Свердловской области постановляет:

1. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области по итогам деятельности в 2015 году принять к сведению.

2. Опубликовать доклад Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области по итогам деятельности в 2015 году в "Областной газете".
Председатель

Законодательного Собрания

Л.В.БАБУШКИНА
ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ИТОГАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2015 ГОДУ
Сбережение детской жизни и здоровья,

ответственное духовно-нравственное

воспитание и обучение ребенка,

ориентированное на получение им

при взрослении достойной профессии -

вот главные задачи,

от которых никогда нельзя

уклоняться взрослым,

если они хотят быть спокойными

за свою старость и будущее своих потомков
Уполномоченный по правам ребенка

в Свердловской области

И.Р. Мороков
ВВЕДЕНИЕ
2015 год стал завершающим годом первого пятилетнего срока деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области Морокова Игоря Рудольфовича. За данный период Уполномоченным было решено немало задач, но основной результат проявился в создании в Свердловской области независимой системы защиты прав и законных интересов ребенка, с помощью которой жители Свердловской области получили возможность воздействовать на ситуацию в системе государственных органов и органов местного самоуправления, реализующих полномочия в сфере детства, посредством трансформации своих запросов и проблем в управленческие решения и даже законодательные акты.

Обусловлен этот процесс, в первую очередь, тем фактором, что Уполномоченный не связан ведомственными интересами и сдержками, независим в рамках своих полномочий, что позволяет ему вовлечь в диалог всех тех, от кого может зависеть решение проблемы, кто может оказать посильную помощь и при этом сохранить неформальную, доверительную атмосферу общения, отсутствие которой нередко мешает в работе исполнительным органам государственной власти. В такой ситуации и представители общественности, и рядовые граждане охотнее идут на контакт и выражают открыто все, что у них "наболело".

Для решения системных проблем в сфере охраны прав детства при Уполномоченном по правам ребенка создано несколько постоянно работающих межведомственных рабочих групп, в состав которых вошли представители различных исполнительных органов власти и общественности. А итогом их работы стали реальные управленческие решения, выработанные на основе согласованных на заседаниях рекомендаций, оформленных протоколами. Кроме того, по инициативе Уполномоченного государственными органами и муниципальными образованиями Свердловской области разработаны и с 2012 года реализуются на практике технологии вовлечения общественности в деятельность по профилактике детского травматизма в виде различных общественных проектов, направленных на решение проблем в физической безопасности ребенка, таких как: "Безопасный двор", "Ем как дома", "Осторожно дорога!" и пр. В результате, негативную ситуацию с обеспечением физической безопасности детей удалось переломить: в течение последних нескольких лет на территории Свердловской области отмечается стабильное снижение количества чрезвычайных происшествий с гибелью и травмированием детей - в среднем ежегодно на 11%.

Другим примером эффективной работы стали мероприятия, предложенные в рамках работы межведомственной группы по профилактике гибели детей в пожарах, по внедрению схемы взаимодействия органов пожнадзора и субъектов профилактики безнадзорности несовершеннолетних с вовлечением в работу жилищно-коммунальных служб, которые позволили в 2015 году снизить почти на четверть число погибших на пожарах детей.

Совместные действия Уполномоченного по правам ребенка с органами Госавтоинспекции, органами системы образования региона и общественными организациями привели к уменьшению на 46% гибели детей в ДТП и сведению до минимума дорожных происшествий по вине самих детей. В итоге, опыт взаимодействия Управления ГИБДД по Свердловской области с региональным Уполномоченным по правам ребенка в 2015 году руководство Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России предложило распространить во всех субъектах Российской Федерации.

В течение двух последних лет Уполномоченным по правам ребенка последовательно предпринимались шаги по внедрению в систему обеспечения прав и законных интересов детей инновационных механизмов, которые позволяют вывести качество этой работы на новый уровень. Основой данных инноваций является система управления рисками социальной безопасности детства. Ее внедрение направлено на повышение качества управленческой составляющей властных органов, эффективности межведомственного взаимодействия и работы с институтами гражданского общества, создание устойчивого механизма учета мнения самих детей и независимого мониторинга ситуации с обеспечением охраны их прав. Предложенная система управления рисками предусматривает принятие решений, как по вертикали власти, так и в горизонтальных системах управления, на уровне государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений с обязательным установлением обратной связи для корректировки решений в случае их неэффективности.

На системный уровень выведена текущая работа по мониторингу и анализу ситуации с охраной прав Детей на территории Свердловской области. Этому способствовала разработка и принятие Распоряжения Губернатора Свердловской области от 04.12.2014 N 305-РГ "О представлении информации по вопросам охраны прав детей в Свердловской области", в рамках которого Уполномоченному предоставляют информацию для анализа государственные исполнительные, правоохранительные и надзорные органы, ведомства и службы региона. Необходимо отметить, что в этом отношении Свердловская область пока является единственным субъектом Российской Федерации, где принят подобный нормативный акт.

Последовательная позиция Уполномоченного по правам ребенка в отношении качества работы органов системы профилактики способствовала снижению остроты ряда проблем с наиболее беззащитной категорией несовершеннолетних - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты; дети, находящиеся в социально опасном положении; несовершеннолетние в местах изоляции). Основана она на активном отстаивании приоритетной роли территориальных комиссий по делам несовершеннолетних в системе организации охраны прав и законных интересов детей.

В целях создания эффективных рычагов воздействия на негативные проявления в отношении детей налажено тесное оперативное взаимодействие с правоохранительными органами и, в первую очередь, со Следственным управлением СК РФ по Свердловской области и прокуратурой Свердловской области, что позволило оперативно и эффективно реагировать на любые факты жестокого обращения с детьми, особенно в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних.

Велась активная работа по защите прав детей в рамках судебных процессов. Основана она на подготовке мотивированных заключений, которые предоставлялись родителями (законными представителями) ребенка для рассмотрения в суде при рассмотрении дел, в которых идет речь о правах и интересах несовершеннолетнего. Кроме того, Уполномоченный по правам ребенка содействовал развитию медиации, как наиболее мягкой и щадящей формы альтернативного урегулирования и разрешения споров и конфликтов, сейчас являющейся очень востребованной.

Большое внимание было уделено Уполномоченным проблемным вопросам в системе общего образования и, в первую очередь, качества обучения детей, повышению эффективности процесса воспитания, в т.ч. правового, духовно-нравственного и патриотического, а также подготовке подростков к последующему процессу получения ими профессий, востребованных российским государством и обществом. Именно поэтому Уполномоченный активно поддержал планы руководства Свердловской области по созданию сети детских технопарков с элементами государственно-частного партнерства. Эта тема была им озвучена на Всероссийской конференции "Крепкая семья - основа России", прошедшей 12 - 13 сентября 2013 г. в городе Грозном, в которой приняли участие большинство региональных уполномоченных по правам ребенка.

В 2015 году Уполномоченный выступил с предложением принять практические шаги по внедрению практики учета мнений несовершеннолетних о реализуемой государственной политике в сфере детства, в том числе в виде издания альтернативного доклада, который будет подготовлен в текущем году представителями общественности и экспертного сообщества при непосредственном участии детских и молодежных общественные объединений, молодежных советов, палат, парламентов и органов школьного самоуправления.

Созданы и совершенствуются элементы института Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области: это и Экспертный совет при Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области, в состав которого включены представители социальной и юридической науки из ведущих вузов Екатеринбурга, и общественные помощники Уполномоченного в муниципалитетах Свердловской области; это и повышающаяся с каждым годом эффективность работы Аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области.

Успешно реализуется такие эффективные механизмы реагирования на нарушения прав и законных интересов детей, как доклады и заключения Уполномоченного: за пять лет было подготовлено 5 ежегодных и 10 специальных докладов, 101 заключение. Все доклады в обязательном порядке направлялись в адрес Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области, Законодательного Собрания Свердловской области и Уставной суд Свердловской области, а заключения Уполномоченного - в адрес заинтересованных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в правоохранительные органы.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка получила высокую оценку, которая отразилась в награждении его Почетной медалью Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка N 9 от 20 марта 2015 года "За бескорыстный труд в деле защиты прав детей", медалями Федеральной службы судебных приставов "За заслуги" (Приказ ФССП от 01.10.2014 N 1823-к) и "За содружество во имя спасения" МЧС России (Приказ МЧС РФ от 10.06.2015 N 177-К).

Оценена работа Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области и общественностью региона. Вот только несколько высказываний.

"Игорь Рудольфович успешно реализовал идею использования института Уполномоченного как площадки, на которой происходит эффективный диалог государства с представителями гражданского общества. Это позволило вовлечь в диалог всех, от кого может зависеть решение детских проблем. Своим профессионализмом, трудолюбием и ответственностью, организаторскими способностями он снискал заслуженный авторитет и уважение среди общественности Свердловской области".
Председатель Общественной палаты

Свердловской области

Станислав Набойченко
"С Уполномоченным по правам ребенка в Свердловской области Игорем Рудольфовичем Мороковым мы сотрудничаем вот уже на протяжении 5 лет. Мы реализуем ряд совместных проектов, таких как: "Нет" насилию в отношении детей"; "Социальная гостиница для семей в кризисе"; "Школа осознанного родительства" и другие. Со всей уверенностью могу заявить, что активная позиция Игоря Рудольфовича в отношении деятельности органов системы профилактики способствовала снижению остроты ряда проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Директор АНО "Семья детям",

член Общественного совета Уполномоченного

при Президенте РФ по правам ребенка,

Лариса Бучельникова
Все это является признанием результатов той работы, которая ведется сегодня в Свердловской области по вопросам защиты прав и законных интересов детей.

Безусловно, в данных вопросах пока еще существуют проблемы, требующие решения. Их анализ с выводами о мерах, которые необходимо предпринять, ежегодно представляется руководителям органов государственной власти Свердловской области. При этом пятилетний опыт деятельности Уполномоченного по правам ребенка позволил определить несколько системных рисков в социальной безопасности детства.

1. Недостаточный уровень качества и профессионализма работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, и с безнадзорными несовершеннолетними, который проявляется в отсутствии исполнительской инициативы, индивидуального подхода, учитывающего особенности каждой неблагополучной семьи, в неиспользовании всех имеющихся возможностей, включая медиаторские технологии, для сохранения семьи и ее социального оздоровления в интересах ребенка.

Основной причиной этого является формальный подход многих работников уполномоченных ведомств и служб к реализации своей главной функции, обеспечению условий соблюдения основного права ребенка - права на жизнь. Одним из условий создавшейся ситуации являются кадровые просчеты при подборе сотрудников, имеющих зачастую крайне слабую профессиональную подготовку и недостаточную личную мотивацию к работе с детьми. Особенно остро данный риск проявляется при необходимости определения и применения специалистами оперативных мер для обеспечения безопасности ребенка, соблюдения его прав и наилучших интересов.

2. Остается непростой ситуация с преступностью в отношении несовершеннолетних и криминализацией подростковой среды. Почвой для подростковой преступности, а также для преступлений в отношении несовершеннолетних является семейное неблагополучие, нежелание родителей заниматься воспитанием своих детей, а также специфические проблемы органов системы профилактики по выстраиванию грамотной работы с семьями.

Так, в последние годы в Свердловской области наблюдается рост преступлений в отношении малолетних детей, связанных с убийствами, и преступлениями против половой неприкосновенности. Глубокую тревогу вызывает подростковая наркопреступность.

3. Серьезные риски социальной безопасности детства заложены в ухудшении психологической и духовно-нравственной обстановки в общеобразовательных организациях. Обостряются конфликты не только между учениками, но и между учащимися и педагогами. При этом анализ таких происшествий свидетельствует, что корни проблем часто кроются в отсутствии профессионально выстроенной системы взаимодействия взрослых и детей. Учитель перестает быть для школьников и родителей референтным лицом, отсутствует эффективная воспитательная среда в школе, которую вытесняет система по "предоставлению услуг образования". Проблема усугубляется перегруженностью учащихся, являющейся следствием перенасыщенности учебных программ. Нарушен принцип сбалансированности школьного образования, т.е. преподавания необходимого объема знаний, которые нужно получить именно на школьном этапе и которые позволят в дальнейшем усваивать новые, но уже на более высоком вузовском уровне. Все это накладывается на проблемы ухудшения здоровья школьников, организации качественного и здорового детского питания, поборов в школе.

4. Нуждается в реформировании и система социальной адаптации выпускников детских домов, в том числе требуют решения вопросы, связанные с восстановлением нарушенных жилищных прав данной категории несовершеннолетних.

В настоящее время пока еще не сложилась единая система правового регулирования социальной адаптации выпускников, как следствие, отсутствует необходимый спектр квалифицированной, специализированной помощи, поскольку существующий же в детском доме "патронатный воспитатель" не может быть специалистом во всех областях сразу.

Особого внимания заслуживает защита имущественных и жилищных прав выпускников учреждений государственного воспитания, т.к. эти вопросы должны решаться не при их выпуске, а в течение всего времени нахождения ребенка в учреждении. Недоработки на этом направлении привели к тому, что сегодня необходимо решать вопросы жилищного обеспечения более 2,5 тысяч лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет.

5. И наконец, стоит уделить особое внимание главному риску - потерять за самыми разнообразными мероприятиями, проводимыми с детьми, самого ребенка, мнение которого сегодня, к сожалению, часто не учитывается, поскольку на практике не существует механизма учета мнения самих детей при принятии различных управленческих решений, направленных на обеспечение их прав и законных интересов.

Все обозначенные выше социальные риски определены Уполномоченным по правам ребенка в Свердловской области в качестве приоритетных направлений работы на следующий срок исполнения им полномочий "детского правозащитника".

Касаясь вопросов текущей оперативной деятельности Уполномоченного в 2015 году, нужно отметить несколько знаковых тенденций и закономерностей. Так, итоги 2015 года отмечены наибольшим количеством выявленных нарушений прав и законных интересов детей за весь 5-летний период, что демонстрирует гистограмма, приведенная на рис. 1.
Рисунок не приводится.
Рис. 1 Количество заведенных дел и

выявленных нарушений в 2011 - 2015 гг.
Анализ количества и содержания обращений граждан показывает, что их рост вызван двумя основными причинами:

- во-первых - увеличением количества проблем по двум тематическим блокам - социальному и образовательному, в частности: в 2015 году существенно возросло количество жалоб на задержки в получении социальной помощи и поддержке малообеспеченных семей, на конфликты в дошкольных и общеобразовательных учреждениях и пр.;

- во-вторых - признанием свердловской общественностью нового правозащитного института, который за эти годы наработал обширную практику и значительно повысил квалификацию в решении вопросов выявления и восстановления нарушенных прав и законных интересов ребенка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconДоклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Чувашской...
Анализ обращений граждан к Уполномоченному по правам ребёнка в Чувашской Республике за 2014 год 3

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской...
Закона Московской области от 12. 01. 2001 №4/2001-оз «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области». В нем представлена...

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconДоклад о деятельности
Правовые основы и организационное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconДоклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Ивановской...
...

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае в 2013 году
Статистическая и социологическая характеристика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconДолжностной регламент
Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей в Челябинской области

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconДолжностной регламент
Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей в Челябинской области

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconПоложение детей-инвалидов Статистическая информация о детях-инвалидах и их семьях. 
Комитета социальной политике. – Роль общественных объединений в поддержке семей с детьми-инвалидами. Поддержка Уполномоченного по...

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconРасскажите ребенку о его правах
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка,...

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconПредставители родительской общественности из 22 городов России обратились...
Председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Валерий Неталиев рассказал Накануне. Ru, почему Астахов должен...

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconПермский край закон об уполномоченном по правам человека в пермском крае
Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, порядок его назначения на должность...

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconНовости 8
Д. медведев внес на рассмотрение в гд кандидатуру в. Лукина на должность уполномоченного по правам человека в россии 8

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Чувашской...
Он, не располагая властно-распорядительными функциями, содействует восстановлению нарушенных прав человека и гражданина посредством...

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconДоклад о соблюдении прав и законных интересов детей в Калининградской...
Охватывает выборку населения в возрасте 14-39 лет. В связи с этим, категория обучающихся, которые в 2014-2015 учебном году впервые...

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской...
Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2015 году, в соответствии с пунктом 1 статьи...

О докладе уполномоченного по правам ребенка iconБюллетень уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)...
«Образование». Необходимо вспомнить, что первыми в Республике Саха (Якутия) Уполномоченный по правам человека в рс(Я) и его аппарат...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск