Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г.


Скачать 291.74 Kb.
НазваниеЭлективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г.
страница1/2
ТипЭлективный курс
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Элективный курс
  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра поликлинической терапии с курсом идпо

УТВЕРЖДАЮ

и.о.зав.каф.поликлинической

терапии с курсом ИДПО

д.м.н., профессор Волевач Л.В.

«23» сентября 2015 г.

Дисциплина поликлиническая терапия

Специальность лечебное дело 06.01.01.(65).

Семестр.9 - 12

Практическое занятие - №1

Продолжительность – 4 часа

Тема: Скрининговые методы оценки показателей здоровья. Выявление факторов риска методом анкетирования, интервью.

Элективный курс: Профилактическая медицина.

Методические рекомендации для преподавателей

Уфа, 2015
Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями ГОС ВПО (2000г.), на основании типовой (примерной) программы дисциплины «поликлиническая терапия», утвержденной МЗ РФ от 1999г., действующим учебным планом специальности (2000 г.), положением о дисциплинах и курсах по выбору студентов (элективах), установленных БГМУ и запланированных по университету на текущий учебный год и рабочей программой дисциплины.
Авторы: проф. Низамутдинова Р.С., проф. Крюкова А.Я., проф. Сахаутдинова Г.М., доц. Тувалева Л.С., доц. Курамшина О.А., асс. Габбасова Л.В.
Утверждено на заседании кафедры №2 от 23 сентября 2015 г.

1.Тема и ее актуальность:
Актуальность: использование доступных методов исследования антропометрических показателей и их сравнение с возрастными нормативами позволяют осуществить скрининговую оценку показателей здоровья, что имеет практическое значение при проведении профилактических медицинских осмотрах, особенно лиц молодого возраста в условиях поликлиники.
Для раннего выявления факторов риска доказана эффективность анкетирования и метод интервью среди больших социальных групп. Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Выделяется четыре основных метода эмпирического социологического исследования: анализ документов, наблюдения, опрос и социальный эксперимент, разделяющиеся в зависимости от состояния фактов сознания, а также способа их фиксации.
Опросные методы сбора первичной социологической информации.

Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Основными видами опросных методов являются анкетный опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на: сплошные и выборочные; индивидуальные и групповые; массовые и экспертные; устные и письменные; очные и заочные; одноразовые и многоразовые; стандартизированные не стандартизированные.

Специфика опросных методов заключается в том, что в них с логической точки зрения реализуется система “вопрос—ответ”, с последующей качественной и количественной обработкой полученных ответов. При ряде общих признаков указанные методы имеют и свои отличительные характеристики. Рассмотрим их более подробно.
Анкетный опрос.

При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

  • подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).

  • оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

  • результирующий этап – обработка полученной информации. Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.
Интервью

Однако при всей важности анкетного метода этого метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется, прежде всего, со стороны второй разновидности опросного метода, каковым является социальное интервью.

Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования; при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социологического инструментария; как самостоятельный метод исследования (сегодня один из основных) и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования.

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога (врача) и респондента. При проведении анкетирования оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социального интервью контакт между врачом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании).

При этом очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при использовании анкетного метода.

Проблематичным становится обеспечение анонимности беседы.


По степени формализации можно выделить несколько видов интервью:

нестандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опорным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером. Денный вид интервью сложен и для респондента, и для интервьюера. Сложна и последующая обработка, и кодировка материалов. Это обуславливает нечастое использование этого вида интервью на практике.

стандартизированное интервью Предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность заключается в невозможности задать респонденту большое кол-во вопросов.

полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.

По другим основаниям виды интервью в основной своей части совпадают с теми, о которых говорилось при анализе анкетного опроса.
2. Цель занятия:

- углубление и систематизация знаний по новым актуальным проблемам выявления факторов риска методом анкетирования и интервью, не нашедшим должного изложения в основном курсе преподавания предмета,

- повышение уровня теоретической подготовки по использованию анкет и метода интервью;

- применение современных методик и технологий анкетирования и интервью в будущей профессиональной деятельности.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- выбрать скрининговый метод оценки показателей здоровья

- правильно составлять вопросы для анкет для выявление факторов риска

- правильно проводить интервью со здоровыми и лицами с факторами риска

- правильно проводить анкетирования при различных факторах риска

- правильно обрабатывать полученную информацию

- применить свои знания на практике с пациентами
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- скрининговые методы оценки показателей здоровья

- роль анкетирования в выявлении факторов риска

- значимость интервью

- смысл соц. исследования

- оценку и обработку полученной информации

- рекомендации по ведению лиц с факторами риска
3. Вид занятия: практическое занятие.

4. Продолжительность: 4 академических часа.

5. Оснащение занятия: таблицы, схемы, наборы рентгенограмм, ЭКГ, анализов крови, методические указания для самостоятельной работы студентов по данной теме, учебные пособия, наборы контролирующих тестов по теме.

6. Структура занятия представлена в технологической таблице (см. табл. 1).
Табл. 1. «Технологическая карта практического занятия»


п-п

Этапы занятия и их содержание

Время (мин)

Используемые пособия

Место проведения

Цель и характер

деятельности

студент

преподаватель

1.

Организационный этап

5














2.


Контроль исходных знаний студентов с применением тестового контроля


40


Тесты исходного уровня знаний


Учебная комната


Усвоение теоретического материала. Решение типовых задач с использованием тестов


Контроль исходного уровня знаний, усвоение современных понятий о скрининговых методах исследования


3.


Ознакомление студентов с содержанием занятия


15


Анкеты, вопросники, учебные таблицы, слайды, алгоритмы, амбулаторные карты











4.


Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

а) анкетирование студентов и пациентов

б) анализ результатов анкетирования



120


60



Пациенты, анкеты, фонендоскоп, весы, ростомер,

сантиметровая лента
Пациенты центра здоровья, диагностическое и лечебное оборудование кабинетов, лабораторий и т.д.


Прием пациентов в кабинете терапевта

Кабинеты центра здоровья


Уметь взять интервью, провести анкетирование, заполнить вопросники


Участие в обследовании пациентов центра здоровья



Контроль за проводимыми исследованиями

Контроль за деятельностью студентов, соблюдением техники безопасности при работе с электрическими приборами.


7. Задание на дом

7.1. Базисные знания и умения:


Дисциплины

Содержание занятий

Медицинская психология

Анкетирование, интервью

Нормальная физиология

Физиологические параметры в норме

7.2. План самоподготовки к освоению темы:


Вопросы для самоподготовки

Письменные задания

Анкетирование для выявления ожирения

Таблицы


Градация оценочных таблиц

Схемы, таблицы

7.3. Тестовый самоконтроль знаний:

Ниже приводятся образцы типовых тестовых заданий по теме занятия с описанием их решения и эталонами ответов. Весь набор тестов приводится в приложении к методическим рекомендациям.

7.4. Решение типовых клинических задач.

Приводится образец типовой задачи к теме, вопросы к задаче и эталон ответа.

8. Содержание занятия:

8.1. Контроль исходного уровня знаний:

Тестовый контроль исходного уровня знаний по теме (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).

8.2. Разбор узловых вопросов темы :

Собеседование по актуальным вопросам критерии нарушений пищевого статуса правила антропометрических измерений и оценка полученных данных, расчет индекса Кетле, окружности талии в сравнении с нормативами.

8.3.Организация преподавателем самостоятельной работы студентов

  1. Демонстрация преподавателем практических приемов по теме занятия.

  2. Определение индивидуальных заданий студентам для самостоятельной работы под контролем преподавателя.

8.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

8.5. Контроль конечного уровня усвоения темы занятия:

1. Отчет о проведенной курации больных и выполнение практических приемов по теме занятия.

  1. Тестовый контроль конечного уровня усвоения темы

  2. Решение ситуационных задач.

8.6. Подведение преподавателем итогов занятия:

1.Определение результатов тестирования и усвоения теоретических знаний по теме занятия.

2.Оценка степени усвоения практических умений и навыков по теме.

9. Содержание учебно-исследовательской работы студентов по теме:

1.Подготовка реферативного сообщения о методах оценки здоровья по антропометрическим показателям

2.Подготовка реферата по метаболическому синдрому.

3.Работа в лаборатории, кабинете функциональной диагностики и др.
Список литературы для преподавателей:

Основная:

  1. Поликлиническая терапия. Учебник для медвузов. Под ред. Крюковой А.Я. -Уфа, 2009.

  2. Современная диетотерапия в амбулаторно-поликлинической практике. Учебное пособие. Под ред. А.Я. Крюковой -Уфа, 2007.

  3. Лекарственные растения при лечении заболеваний органов дыхания. Метод. рекомендации. Низамутдинова Р.С., Крюкова А.Я. и др. Уфа. 2007.

Дополнительная

  1. Здоровый образ жизни – основа сохранения здоровья населения. Под ред. Р.Ш. Магазова -Уфа, 2007.

  2. Образовательные программы в профилактике заболеваний, улучшении качества жизни здоровых и больных в практике врача. Руководство для врачей. Под ред. профессора Крюковой А.Я. – Уфа, 2003.



Контроль исходного уровня знаний:
А) Контрольные вопросы по теме
1) Назвать скрининговый метод выявления факторов риска ИБС

2) Преимущества метода анкетирования в выявлении факторов риска

3) Какие вопросы нужны для анкетирования?

4) Интервью как метод исследования в выявлении факторов риска

5) Недостатки метода анкетирования

6) Недостатки метода интервью

7) Положительные стороны метода интервью

8) Методы обработки полученных данных

9) Заключение по полученным данным

10) Выбрать методику выявления факторов риска ДЖВП у лиц молодого возраста
Б) Тестовый контроль
1) Привести пример анкеты для выявления ИМТ

2) Составить примерные вопросы для интервью при ИМТ

3) Составить примерные вопросы для интервью при АГ у родственников

4) Составить примерные вопросы по фактору курения

5) Составить примерные вопросы по нарушению питания

6) Составить примерные вопросы для выявления гиподинамии

7) Привести пример анкеты для выявления факторов риска ССС

8) Привести пример анкеты для выявления предбронхита

9) Привести пример анкеты для выявления метаболического синдрома

10) Привести пример анкеты для выявления гиподинамии
Контроль конечного уровня знаний:
Тестовый контроль

1) Определить индекс курения при стаже 10 лет и 20 сигарет в сутки

2) В вопросах для выявления АГ выбрать верные варианты:

А) наследственность отягощена по сахарному диабету

Б) наследственность отягощена по ИБС

В) наследственность отягощена по остеохондрозу

Г) наследственность отягощена по язвенной болезни

3) В вопросах для выявления ИМТ выбрать верные варианты:

А) индекс массы тела Кетле

Б) Объем талии

В) окружность головы

Г) размер таза

4) В вопросах для выявления гиподинамии выбрать верные варианты:

А) длительная ходьба в течение одного дня в неделю

Б) ношение тяжелых грузов ежедневно

В) занятие ритмической гимнастикой по 2 часа 2 раза в неделю

Г) пробеги по 10 км 1 раз в месяц

5) Достоверные данные при интервью можно получить

А) по телефону

Б) беседа

В) А+Б

Г) письмом

6) Для выявления факторов риска ИБС используют:

А) британский опросник ВОЗ

Б) анкета Роузе

В) тест САН

Г) анкета Вейна


Ситуационные задачи.
Задача №1.

При проведении анкетирования на вопросы о наследственности по ГБ пациент ответил отрицательно, о перенесенных заболеваниях указал на остеохондроз шейного отдела позвоночника, по объему двигательной активности выбрал ответ - оптимальный уровень. Содержание в крови холестерина не знает. Досаливает пищу постоянно, вес 100 кг рост 175, объем талии 105см. О каких факторах риска можно говорить, какие сведения необходимо получить дополнительно.

Ответы к тестам
Исходный уровень А

  1. анкета Роузе

  2. общение напрямую

  3. комплекс вопросов с характерными факторами риска для определенной патологии, может быть осуществлен средним медицинским персоналом или самим пациентом за короткое время

  4. паспортная часть (если анкета не анонимная), комплекс вопросов по характерным факторам риска для определенной патологии

  5. отсутствие непосредственного общения респондента с исследователем, недостаточный образовательный уровень респондента

  6. «-» при интервью по телефону

  7. непосредственное общение, пояснение формулировок вопросов

  8. математическая обработка данных

  9. заключение: здоров (первая группа Д-наблюдения), наличие факторов риска заболевания (2 группа Д-наблюдения), наличие острого или хронического заболевания (3 группа Д-наблюдения)

  10. анкетирование по опроснику


Исходный уровень Б (составить используя разработанные анкеты)
Конечный уровень

1. 200

2. А,Б

3. А

4. А

5. Б

6. Б
Ситуационная задача:

Факторы риска: метаболический синдром, ИМТ более 25, досаливание пищи.

Необходимы дополнительные сведения:

- содержание ОХС в крови и фракций

- наличие факторов стресса

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра поликлинической терапии с курсом идпо

УТВЕРЖДАЮ

и.о.зав.каф.поликлинической

терапии с курсом ИДПО

д.м.н., профессор Волевач Л.В.

«23» сентября 2015 г.

Дисциплина поликлиническая терапия

Специальность лечебное дело 06.01.01.(65).

Семестр.9 - 12

Практическое занятие - №1

Продолжительность – 4 часа

  1   2

Похожие:

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические рекомендации для преподавателей Уфа 2015 г. Тема практического занятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические указания по составлению комплектов контрольно-оценочных...
Методические указания предназначены для методистов и преподавателей ссузов

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические указания для практических занятий для преподавателей...
Методические указания предназначены для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования технического...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconРеспублики Башкортостан Государственное бюджетное профессиональное...
Номинация «Учебно-методические разработки (практикум, методические указания по проведению лабораторных работ, методические рекомендации...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические рекомендации для преподавателей по проведению практических...
Методические указания для студентов по аудиторной работе (публичное выступление; ситуационные задания; ролевые игры)

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconРоссийской Федерации Кафедра педиатрии №2 производственная практика...
Рекомендовано фмс гбоу впо игму минздрава России Минздрава России в качестве методических материалов для преподавателей по проведению...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические рекомендации для практических занятий разработаны на...
Голякова Ю. Е., Зацепин А. В., Слепцова С. В., Тестешев А. М. Изучение геодезических приборов: Методические рекомендации для практических...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические рекомендации для практических занятий разработаны на...
Архипова, Т. Д. Изучение геодезических приборов: методические рекомендации для практических занятий для студентов инженерных специальностей...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические рекомендации по проведению сертификации ворот для футбола,...
Настоящие Методические рекомендации разработаны во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические рекомедации для преподавателей лекционного занятия по...
Автор: Гапеева Ольга Александровна – преподаватель первой категории доклинической практики пм 02 мдк 02. 04, пм 02. мдк 02. 01. Гаоу...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические рекомендации по разработке системы оценивания уровня...
Методические рекомендации разработаны группой преподавателей Саратовского государственного университета

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические указания по изучению дисциплины составлены в соответствии...
Управленческие решения: Методические указания по изучению дисциплины. Для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 − Менеджмент...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconМетодические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических...
Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических...

Элективный курс: Профилактическая медицина. Методические рекомендации для преподавателей Уфа, 2015 Методические рекомендация для преподавателей разработаны в соответствии с требованиями гос впо (2000г. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «экологическое право»
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск