Спецкурса и дидактическое содержание




Скачать 139.95 Kb.
НазваниеСпецкурса и дидактическое содержание
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины


Код по ГОС ВПО


Название спецкурса и дидактическое содержание


Трудо

емкос

ть по

ГОС

ВПО


СД.В.07

Превентивная консервация документов.

Дидактическое содержание: овладение теоретическими и практическими навыками в области сохранности библиотечных документов.


20 час.


II. Рабочая программа

1. Цели и задачи курса

Курс ориентирует на восприятие последующих учебных дисциплин, её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: сохранение библиотечных документов посредством режима хранения, стабилизации.

Цель курса «Превентивная консервация документов»предоставить обучающимся знания в области превентивных мер сохранения основных носителей информации в библиотеках. Курс является базовым курсом для сотрудников библиотек, работающих с фондами библиотеки и консерваторов–хранителей.

Задачи курса «Превентивная консервация документов».

Курс следует рассматривать как интегральный предмет, который предусматривает изложение необходимых основ по:

  • химии и технологии производства бумаги и кожи;

  • режиму хранения (температурно-влажностному, световому, санитарно-гигиеническому);

  • биоповреждению документа;

  • стабилизации документа.


2. Требования к уровню освоения содержания курса

Обучающийся, изучивший курс, в соответствии с задачами дисциплины в области теории, должен знать:

- общие требования к консервации документов (по ГОСТ 7.50-2002);

- основы производства бумаги и кожи, их свойства;

- причины разрушения документов;

- виды биологических повреждений документов, меры по их предупреждению и устранению.

В соответствии с задачами курса в области применения теоретических знаний, должен уметь:

- использовать информацию, изложенную в ГОСТ 7.50-2002, устанавливающую общие требования к консервации документов, в том числе:

- к режиму хранения,

- технологическим процессам стабилизации,

- изготовлению копий и используемым при этом материалам.

В соответствии с задачами курса в области формирования практических навыков, должен владеть:

- методами контроля режима хранения документа;

- основными методами определения и устранения проявлений биоповреждений;
3. Объем курса и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем дисциплины

(час.)

Аудиторные занятия, в том числе лекции

17


Практические занятия

3

Общая трудоемкость

20


4. Семестры и вид отчетности по дисциплине


Семестр

Вид отчетности

(контрольная работа, зачет, экзамен)


1

зачет



5.Содержание курса

5.1. Разделы курса и виды учебной работы:



Разделы. Темы

Всего

Трудоемкость (час.)

Лекции

Трудоемкость (час.)

Практические занятия

Трудоемкос-ть (час.)




Раздел I. Материальная основа документа










1

Тема 1. Бумага. Свойства. Технология производства

2

2




2

Тема 2. Кожа, пергамен, технология производства.

2

2




3.

Тема 3.Средства записи информации.

1

1




4.

Тема 4. Химические вещества в составе документа

2

1

1




Раздел II. Превентивная консервация документов










5.

Тема 5. Сохранность документов. Общие понятия.

1

1




6.

Тема 6. Условия хранения документов.

2

2




7.

Тема 7. Биологические вредители

2

2




8.

Тема 8. Биологические повреждения документов и меры их предупреждения.

2

2

1

9.

Тема 9. Стабилизация документов


2

1

1


10.

Тема 10. Копирование документов


1

1




11.

Тема 11. Обследование книгохранилища

1

1




12.

Тема 12. Меры безопасности при работе.

1

1



13.

Итоговый контроль –зачет

2







Всего по курсу:

20

17

3

Форма итогового контроля

зачет


5.2. Содержание разделов курса

Раздел I. Материальная основа документа
Тема 1. Бумага. Свойства. Технология производства

История производства бумаги. Современное волокнистое сырье и полуфабрикаты для производства бумаги. Макромолекула целлюлозы. Производство целлюлозы. Изготовление древесной массы.

Ассортимент бумаги. Виды бумаги для графических и художественных работ. Классификация печатной бумаги: типографская, офсетная, бумага для глубокой печати, мелованные бумаги. Переплетный картон. Материалы для художественно-технического оформления переплетов.

Композиция бумаги. Масса бумаги. Плотность. Толщина. Форматы бумаги. Структурные и механические свойства бумаги: сеточная и лицевая стороны бумаги, направление ориентации волокон, деформационные свойства бумаги. Проклейка бумаги. Впитывающая способность. Белизна, светопрочность бумаги. Сорность бумаги.

Тема 2. Кожа, пергамен, технология производства

История развития производства кожи и пергамена. Кожа различных методов дубления. Коллаген - главная составляющая часть кожи и пергамена. Свойства коллагенсодержащих материалов. Влияние различных факторов на сохранность старинных переплетов из кожи. Причины разрушения. Оценка степени разрушения кожи переплетов в старинных книг. Общие сведения применяемых методах консервации кожаных переплетов.

Пергамен - материал для письма и для переплетов. Причины разрушения документов на пергамене. Методы консервации документов на пергамене.

Тема 3. Средства записи информации

Чернильные тексты. Чернила на основе углеродных соединений. Чернила на основе экстрактов природных красителей. Чернила на основе природных металлорганических красителей. Железо-галловые чернила. Ализариновые чернила. Кампешевые чернила. Чернила на основе синтетических красителей. Чернильные пасты.

Карандашные тексты. Машинописные тексты. Печатные тексты. Электрофотографические тексты. Экспертиза текста. Закрепление текста.

Тема 4. Химические вещества в составе документа

Неорганические соединения: простые вещества, сложные, вещества, окислы, основания, кислоты, соли. Растворимость веществ. Концентрация растворов. Приготовление растворов заданной концентрации. Кислотность и щелочность, рН раствора. Буферные растворы. Коллоидные растворы. Гели. Суспензии. Эмульсии. Поверхностно-активные вещества.

Органические соединения. Классификация органических соединений. Органические растворители. Органические кислоты. Жиры. Углеводы (крахмал, целлюлоза, глюкоза). Белки. Синтетические и природные высокомолекулярные соединения. Растительные, животные, минеральные масла. Вазелин и парафин. Натуральные воски. Ланолины. Пигменты. Связующие, основные сведения о них. Красители.

Раздел II. Превентивная консервация документов

Тема 5. Сохранность документов. Общие понятия

Управление процессами сохранности. Сохранность, консервация и реставрация - что общего и в чем различие в этих понятиях. Положение о сохранности фондов РГБ. Библиотечные и архивные коллекции. Разработка стратегии сохранности. Общая оценка состояния сохранности документов. Просмотр документов в контексте принятой программы сохранности, включающей профилактические меры. Планирование на случай чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Тема 6. Условия хранения документов

ГОСТ 7.48 -2002, ГОСТ 7-50 -2002. Температурно-влажностный режим хранения. Световой режим хранения. Влияние температуры, влажности воздуха и света на сохранность документов. Санитарно - гигиенический режим. Влияние пыли на сохранность документов. Загрязнители воздуха. Правила размещения хранения и транспортирования книг. Условия экспонирования документов.

Тема 7. Биологические вредители

Микроорганизмы. Бактерии. Актиномицеты. Микроскопические грибы. Биология грибов.

Насекомые, особенности обитания в книгохранилищах. Видовой состав.

Грызуны в книгохранилищах, особенности биологии.

Тема 8. Биологические повреждения документов и меры их предупреждения

Проявление грибов на документах, их жизнеспособность в составе старых повреждений. Микологическое обследование поврежденных документов. Условия, приводящие к росту грибов. Профилактические мероприятия. Обеспечение микробиологической безопасности документов. Биостойкость, защита от повреждений и дезинфекция документов. Экстренные меры при авариях.

Фоксинги, гипотезы и факты их происхождения.

Защита библиотечных фондов от насекомых. Профилактические мероприятия. Дезинсекция. Повреждение грызунами.

Тема 9. Стабилизация документов

Стабилизация документов. Стабилизация документов на бумаге по отношению к физико - химическим факторам методом блокирования ионов металлов комплексообразующими соединениями и нейтрализацией кислотности слабощелочными композициями. Стабилизация документов по отношению к грибным поражениям методом обработки антигрибными соединениями. Стабилизация документов на коже и пергамене по отношению к физико-химическим, механическим и биологическим факторам. Стабилизация документов по отношению к механическим факторам методом фазовым хранением, инкапсулированием и монтированием.

Очистка бумаг от загрязнений

Способы очистки: механические, физические, физико-химические, химические. Очистка бумаги моющими составами. Очистка бумаги отбеливанием. Очистка бумаги растворителями. Очистка бумаги от загрязнений чернилами и от других цветных загрязнений.

Тема 10. Копирование документов

Перенос на другие носители - эффективная стратегия для фиксации информации. Переформатирование/ копирование. Ксерокопирование. Пленочные материалы. Микрофильмы и микрофиши. Магнитные средства. Оцифровывание. Преимущества и недостатки каждой из технологий копирования. Критерии отбора на копирование.

Тема 11. Обследования книгохранилищ

Контрольные замеры температуры, влажности воздуха, освещенности. Контроль химического и биологического состава воздуха книгохранилища. Составление и ведение контрольной документации. Выборочный просмотр документов. Сплошной просмотр документов. Составление плана обследования книгохранилища.

Тема 12. Меры безопасности при работе

Общие сведения о вредных, пожаро–взрывоопасных свойствах химических веществ. Правила безопасности и первая помощь пострадавшему.
Итоговый контроль – зачет.
Содержание контрольных мероприятий

Примерный перечень контрольных вопросов:

1. Сохранность, консервация, превентивная консервация.

2. Основные характеристики бумаги.

3. Определение бумаги по волокну.

4. Способы создания режима хранения документов.

5. Основные типы микроорганизмов и их отличительные особенности

6. Профилактика биоповреждений.

7. Основные типы чернил и методы их определения.

8. Стабилизация бумаги.

9. Типы копирования документов: за и против.

10. Основные правила техники безопасности при работе.
III. Методические рекомендации для преподавателей

Современная деятельность библиотек предусматривает комплексную технологию по сохранности фондов. Овладение теоретическими и практическими навыками по курсу «Превентивная консервация документов» является залогом грамотной политики библиотеки в деле сохранности своих фондов. В структуре курса выделяется теоретическая часть с использованием информационно-коммуникационных технологий (17 часов) и практическая часть (3 часа) под руководством специалистов по превентивной консервации Отдела реставрации библиотечных фондов РГБ.
IV. Методические рекомендации для обучающихся

Освоение курса происходит путем посещения лекционных занятий, обсуждения с преподавателями полученных знаний и отработки умений и навыков на практических занятиях. Рекомендуемая литература необходима для закрепления полученных знаний по данному курсу.
Учебно-методическое обеспечение курса

Основная учебная литература

  1. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (с изменениями и дополнениями).

  2. Общероссийская программа сохранения библиотечных фондов. Второй этап: 2011—2020г. Эл. ресурс: http://www.rsl.ru/datadocs/doc_6061va.pdf

  3. Национальная стратегия депозитарного и репозитарного хранения библиотечных фондов Российской Федерации (проект) // Библиотековедение. – 2002. - № 2. – С. 22-27.

  4. Единый российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием: ГОСТ Р 33.505-2003. – Любое издание.

  5. Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования к архивному хранению: ГОСТ 7.65–92 // ГОСТы по документационному обеспечению. – М.: Бюро печати, 2008. – С. 93 – 107.

  6. Книжные памятники. Общие требования: ГОСТ 7 – 87. 2003. –– Любое издание.

  7. Консервация документов. Общие требования: ГОСТ 7.50–2002. – Минск, 2002. – 10 с.

  8. Консервация документов. Основные термины и определения: ГОСТ 7.48 – 2002. – Минск, 2002. – 8 с.

  9. Консервация документов на компакт–дисках. Общие требования: ГОСТ Р 7.0.2–2006. – М., 2006. – 6 с.

  10. Основные правила хранения и использования библиотечных фондов, разработанные ИФЛА / Сост. и ред. Э. П. Эдкок при участии М.-Т. Варламоф и В. Кремп. – М.: Рудомино, 1999. – 72 с.

Дополнительная литература

  1. Алёшин Л. И. Безопасность библиотеки: Учеб. – метод. пособие. / Л. И. Алёшин. – М.: Либерея – Бибинформ, 2005. – 245с.

  2. Безопасность библиотек и библиотечных фондов: Практ. пособие. – М., 2001. – 99 с.

  3. Библиотекарю о консервации документов: Учебно–метод. пособие / авт. и сост. С. А. Добрусина, Е. С. Чернина, З. П. Дворяшина; Рос. нац. б–ка. – СПб., 2004. – 44 с.

  4. Библиотеки и архивы в экстремальных ситуациях: Материалы международного обучающего семинара. Сер: Сохранность культурного наследия. Наука и практика. Вып.1- СПб: Нотабене, 1996.- 127с.

  5. Вебер Х. Оцифровка как метод обеспечения сохранности? / Вебер Х., М. Дерр. – М.: Гос. публ. научно–техн. б–ка России, 1999. – 48 с.

  6. Вопросы сохранности книжных фондов: Экспресс информация / РГБ, Информкультура – М, 1995. – Вып.2. – 65с.

  7. Гигиена и реставрация библиотечных фондов. Практическое пособие/ сост. Бурцева Т.Ф. –М., Книга, 1985г. -160с.

  8. Дезинфекция, реставрация, консервация. Инструктивно-методическое указание (ВНИИДАД). М., 1970 – 116с.

  9. Долговечность документов. – Л., Наука, 1981г. – 135с.

  10. Комплексное обследование книгохранилищ: Метод. пособие. – СПб: РНБ, 2007. – 254 с.

  11. Консервация и реставрация книг. Сост. Стеблевский В.И., Николаева Н.К. – М..ВГБИЛ, 1987г. – 210 с.

  12. Лихоманов А. В. Как обеспечить безопасность библиотеки: руководство для работников библиотеки. – М.: Центр безопасности культурных ценностей, 2004. – 262 с.

  13. Научные основы консервации документов. / Сост. Добрусина С. А., Чернина В. С. – СПб.: РНБ, 1993. – 126с.

  14. Некрасов Б.В. Основы общей химии, М. «Наука». 1966г. 1-3 тома.

  15. Нюкша Ю.П. Биологические повреждения бумаги и книг /БАН- Спб.1994г. – 234 с.

  16. Обеспечение сохранности библиотечных фондов в процессе использования: Сб. метод. материалов / Ред.-сост. Е. А. Ястржембская, Федер. агентство по культуре и кинематографии; Гос. публ. ист. б–ка России. – М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2006.- 172 с.

  17. Перминова О.И. Электронные документы: сохранить и сделать доступными // Электронная библиотека РГБ: Проблемы формирования и использования: Сборник статей. — М., 2003. — С. 121 – 127.

  18. Планирование действий на случай бедствия в вашей библиотеке: Метод. рук. / Авт.-сост. С. А. Добрусина и др., Рос. библ. ассоциация. – СПб., 2000. – 32 с.

  19. Профилактика биоповреждений библиотечных библиотечных фондов. Метод. /ГБЛ, Сост. Дворяшина З.П., Мантуровская Н.В., М. 1987г.- 18 с.

  20. Столяров Ю. Н. Библиотека в экстремальной ситуации: Учеб.-практ. пособие / Ю. Н. Столяров. – М.: Бибком, 2007. – 464 с.

  21. Столяров Ю. Н. Защита библиотечного фонда: Учеб. пособие / Ю. Н. Столяров. – М.: Фаир-пресс, 2006. – 504 с.

  22. Фляте Д.М. Свойства бумаги. – М. Лесн. Промышленность, 1979г. – 647с.

  23. Шавинский В.Л. Очерки по истории, техники живописи и технологии красок в древней Руси. – М., ОГИЗ, 1935г. – 198с.

  24. Экспертиза состояния и паспортизация библиотечных фондов: Учеб.

пособие. – СПб.: РНБ, 2005. – 32 с.


Программу составил:

Алексей Анатольевич Кащеев, заведующий сектором превентивной консервации Отдела реставрации библиотечных фондов ФГБУ «Российская государственная библиотека».

Похожие:

Спецкурса и дидактическое содержание iconПрограмма спецкурса «Траектории социальных изменений в Южной Корее...
«Трансформация общества в Корее и в России в условиях глобализации: сравнительный подход» за период 2011-2012 гг

Спецкурса и дидактическое содержание icon№ Звук и буква у задание 1
Задание Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие слухового внимания)

Спецкурса и дидактическое содержание iconПрограмма спецкурса «Уголовно-процессуальные функции»
К. ю н., доцент Ф. А. Абашева рабочая программа утверждена на заседании кафедры 26 сентября 2014 г

Спецкурса и дидактическое содержание iconМетодическая разработка грамматика технического текста. Дидактическое...
Методическая разработка предназначена для студентов 4 курса. Цель разработки познакомить учащихся с особенностями технического перевода,...

Спецкурса и дидактическое содержание iconРабочая программа спецкурса Олимпиадное программирование 8 и класс...
Рабочая программа элективного курса «Олимпиадное программирование» для 8 специализированного класса инженерно-технологической направленности...

Спецкурса и дидактическое содержание iconСодержание содержание 1
Руководство пользователя упрощенного редактора пространственных данных Краевой гис 8

Спецкурса и дидактическое содержание iconОао «нк «роснефть»-курганнефтепродукт» г. Курган содержание содержание 2 цели 2
Обслуживания технологического оборудования, средств измерений, на автозаправочных станциях

Спецкурса и дидактическое содержание iconП 1 2 обу «курскгражданпроект» Содержание содержание обозначение Наименование
Краткое описание территории муниципального образования, условий и инфраструктуры, формирующих факторы риска возникновения чрезвычайных...

Спецкурса и дидактическое содержание iconСодержание содержание
Три режима активации – еженедельно – по дням недели – циклически от 1 до 30 дней – по четным – нечетным дням месяца

Спецкурса и дидактическое содержание iconИнструкция пользователя Страница 2 Содержание Содержание замена батарей...
Замените литиевой батареей cr2032, соблюдая полярность: установите крышку батарейного отсека на место и заверните, чтобы закрыть

Спецкурса и дидактическое содержание iconСодержание образовательной программы оглавление 3 Пояснительная записка...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования 193

Спецкурса и дидактическое содержание iconСодержание Содержание Легенда Сокращения Вопрос понятие информационного...
Вопрос информационный менеджмент как технология организации управленческой деятельности [вверх]

Спецкурса и дидактическое содержание iconПравила монтажных работ. Сервисное обслуживание. Содержание: ООО «Дека» 1 Содержание: 2
Бпк 5/чел в сутки (бпк 5 биохимическая потребность в кислороде эквивалент количества органических загрязнений), что приближается...

Спецкурса и дидактическое содержание iconМетодические рекомендации по определению платы за содержание и ремонт жилых помещений Содержание
Методические рекомендации по определению платы за содержание и ремонт жилых помещений (далее — Методические рекомендации) предназначены...

Спецкурса и дидактическое содержание iconСодержание содержание 2
Руководство предназначено для того, чтобы сделать работу на нашем сайте более понятной для ее пользователей. В нем описаны основные...

Спецкурса и дидактическое содержание iconО проведении смотра-конкурса на лучшее содержание, эксплуатацию
«О сохранении фонда средств коллективной защиты» ежегодно проводятся смотры-конкурсы на лучшее содержание, использование защитных...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск