Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации»




НазваниеРабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации»
страница1/9
ТипРабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
f:\xerox phaser 3100mfp\scan\umneika.jpg

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание рабочей программы дополнительного образования соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 общеразвивающего вида»

Проблема обучения детей грамоте волновала ученых с давних времен, так как владение речевыми навыками чтения и письма было и является престижным в жизни и деятельности культурного человека. От степени овладения этими навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие. То есть речевые (интеллектуальные) навыки чтения и письма являются необходимым условием и инструментом осуществления учебно-познавательной деятельности.

Дошкольнику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Поскольку основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, именно она позволяет сделать занятия привлекательными для ребенка; позволяет развивать его любознательность, интерес, игровой азарт.

При этом готовность к школьному обучению определяется не умением ребенка писать и читать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие и обучение дошкольника ведется по следующим направлениям, определяющим его готовность к школьному обучению:

  • Формирование произвольного поведения

  • Овладение средствами познавательной деятельности

  • Умение видеть мир с точки зрения других людей

  • Мотивационная готовность

Актуальность рабочей программы дополнительного образования:

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:

Данная программа реализуется в непосредственно образовательной деятельности (область «коммуникация») с детьми старшей и подготовительной группы, по развитию у детей фонематического слуха и восприятия, формируя интегративное качество (способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту), необходимое для успешного обучения чтению и письму.

Материал на занятиях по обучению грамоте рассчитан на возможности 5-7 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.

Рабочая программа по виду деятельности – познавательно-речевая.
Цель рабочей программы дополнительного образования:

Всестороннее развитие личности ребенка, его кругозора, интеллекта, представлений об окружающем мире и личностных качеств.

Формирование у детей основ нового отношения к языку, сознательного оперирования им через знание звукового состава слова и словесного состава предложения
Задачи рабочей программы дополнительного образования:

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения

  • Развитие общеучебных умений:

-умение работать в коллективе

-доводить начатое до конца

-работать внимательно

-планировать и контролировать свои действия

  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления

  • Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования

  • Развитие умения говорения, слушания, чтения, оперирования единицами языка (звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением)

  • Обогащение и активизация словаря

  • Подготовка руки к письму, научить «печатать» (писать печатными буквами) слоги, слова.

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

1.Грамотная устная и письменная речь ребенка

2.Постепенность усложнения приемов по ознакомлению со звуками и буквами русского алфавита

3.Развитие зрительного и слухового восприятия ребенка

Схема занятия включает:

  1. Организационный момент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.

  2. Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.

  3. На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.

  4. Физминутки несут речевую нагрузку.

  5. Задания на словотворчество детей.

  6. Задания на коррекцию психических функций.

Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.

Дети, играя, постигают понятие «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Некоторые варианты организации занятий с использованием:

  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

  • литературных персонажей;

  • известных и придуманных игр;

  • элементов сюжетно-дидактических игр;

  • сюжетных и пейзажных картин;

  • специально изготовленных пособий, рисунков, панно;

  • настольно-печатных игр;


Прогнозируемые результаты:

  • Развитие личности дошкольников

  • Развитие памяти, мышления, кругозора, интеллекта

  • Сформированность качеств личности, таких как: работать в коллективе, работать самостоятельно, слушать и слышать себя и своих друзей, планировать и контролировать работу

  • Овладение умением звукобуквенного анализа, навыками слогового чтения, написание печатных букв, слогов, слов.

  • Улучшение грамматического строя речи, связной речи.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-мониторинг усвоения детьми раздела «Подготовка к обучению грамоте»

-открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ и на ГМО воспитателей.


Учебно-тематический план

рабочей программы дополнительного образования

п/п

Тема

Общее кол-во занятий

Кол-во минут

1.

«Понятие «звук», органы артикуляции, способы произнесения звука. Понятие «слово»; длинные и короткие слова, выявление различий в составе двух слов».

1

25-30

2.

«Знакомство со звуками [A], [О], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».


1

25-30

3.

«Знакомство со звуками [Э], [Ы], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».


1

25-30

4.

«Знакомство со звуком [И], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове, дифференциация звуков [Ы] и [И]».

1

25-30

5.

«Знакомство со звуком [У], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове, гласные звуки и их дифференциация. Заучивание шести гласных наизусть».


1

25-30

6.

«Знакомство со звуками [М], [М]. Понятие «твёрдые и мягкие» согласные».


1

25-30

7.

«Знакомство со звуками [Н], [Н], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

8.

«Знакомство со звуками [П], [П], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

9.

«Слоги – понятие «слог. Прямые и обратные слоги. Подбор слов на заданный слог».

1

25-30

10.

«Знакомство со звуками [Т], [Т], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

11.

«Знакомство со звуками [К], [К], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

12.

«Знакомство со звуками [Х], [Х], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

13.

«Дифференциация звуков [К] - [Х] и [К] - [Х]».

1

25-30

14.

«Знакомство со звуками [Ф], [Ф], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

15.

«Знакомство со звуком [Й], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове, двойные гласные звуки (йотированные гласные)».


1

25-30

16.

«Знакомство со звуком [ЙО], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».

1

25-30

17.

«Знакомство со звуком [ЙУ], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

18.

«Знакомство со звуком [ЙА], акустические характеристики звука, выделение звука в начале, середине, конце слова».


1

25-30

19.

«Знакомство со звуком [ЙЭ], акустические характеристики звука, выделение звука в начале, середине, конце слова».


1

25-30

20.

«Знакомство со звуками [Л], [Л], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

21.

«Знакомство со звуками [В], [В], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

22.

«Звуки [В] - [Ф]; [В] - [Ф]. Понятие «звонкий и глухой» согласный звук».


1

25-30

23.

«Знакомство со звуками [Ч], [Ш], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

24.

«Знакомство со звуками [Б] - [Б], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

25.

«Знакомство со звуками [Д] и [Д], акустические характеристики звука, выделение звука в начале, середине, конце слова».

1

25-30

26.

«Знакомство со звуками [С] и [С], акустические характеристики звука, выделение звука в начале, середине, конце слова».

1

25-30

27.

«Знакомство со звуком [Ц], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

28.

«Знакомство со звуками [Г] - [Г], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

29.

«Знакомство со звуками [З] - [З], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

30.

«Знакомство со звуками [Щ] - [Ж], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

31.

«Знакомство со звуками [Р] - [Р], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

32.

«Встреча с азбукой».

1

25-30




ИТОГО:

32



800 мин

Максимальное

960 мин


Содержание

рабочей программы дополнительного образования.
Основным содержанием программы является звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

  1. Звуки:

-понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

-звуковой анализ состава слогов и слов;

-«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2. Слоги:

-понятие «слог», слоговой анализ слов;

-подбор слов на заданное количество слогов;

-выделение в словах первого и последнего слогов;

-подбор слов на заданный слог;

Составление прямых и обратных слогов.

  1. Слова:

-выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

-составление слов из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

-изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

-выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

-восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

-последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

4. Буквы:

-знакомство с буквами;

-дифференциация понятия «звук» и «буква»;

-согласные и гласные буквы;

-соотнесение букв и звуков.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

Методическое обеспечение представлено:
-мультимедийный комплекс,

-картотека дидактических игр (приложение 1)

-картотека речевых игр (приложение 2)

-карточки для составления слов и слогов (приложение 3)

-демонстрационный набор цветных карточек-букв алфавита

-звукоград,

-рабочие тетради,

-цветные карандаши

-зеркала,

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

(Приложение 1)
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа по географии для 5-9 класса разработана в соответствии...
Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа дошкольного образования
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»...

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе:...
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconРоссийской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение
В настоящем документе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем...

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа по учебному предмету Технология на уровне основного...
Федеральный Закон от 29. 12. 2012 №273 –фз (ред. От 03. 07. 2016г.) «Об Образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Программа государственной итоговой аттестации...

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования...
Законом Российской Федерации от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Учреждение образовано в результате...

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа по предмету «Основы военной службы», 6 класс
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании»

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа по предмету «Основы военной службы», 8 класс
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании»

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconПрограмма развития и формирования универсальных учебных действий...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Соузгинская сош» действует в соответствии с Уставом мбоу «Соузгинская сош»...

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа по «Технологии»
Закона Министерства образования и науки Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012. №273 с изменениями...

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconМарий Эл «Транспортно энергетический техникум»
«С» на категорию «В» (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с требованиями примерной переподготовки водителей транспортных...

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка рабочая программа по технологии (4 класс) разработана в соответствии с
Министерства образования и науки Российской Федерации «Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования»...

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconПрограмма спортивной подготовки по виду спорта теннис (далее Программа)...
Программа разработана на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта теннис, утверждённого приказом Министерства...

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» iconАннотация программы Образовательная программа профессиональной подготовки...
С частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N. 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск