Методические рекомендации для учителя От




НазваниеМетодические рекомендации для учителя От
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4

Ин-83

Музыкальный компьютер




(новый инструмент музыканта)



Методические рекомендации для учителя

От авторов
Настоящее методическое пособие на первый взгляд может показаться весьма неакадемичным. Однако, нам представляется, что в такой молодой и динамичной области, каковой на данном этапе являются музыкально-компьютерные технологии, оно обязано быть достаточно гибким, особым образом настраивающим учителя на решение крайне разнообразных задач.

Часть материалов вынесена на CD для удобства их использования, а, порой, и по необходимости: так, например, черно-белый формат иллюстраций и статичность книжной графики побудили нас к подаче материала некоторых тем в виде мультимедийных презентаций.
Пояснительная записка

Место курса в образовательном процессе

Содержание данного курса имеет интегрированный характер, поэтому он может рассматриваться как

  • “поддерживающий” курс изучения основных музыкальных дисциплин в рамках профильной подготовки музыканта-профессионала,

  • курс, служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, изучающего предмет информационные технологии.

Целесообразно введение дополнительного курса для тех учащихся, которые в основном завершили свое музыкальное образование и изучают информатику.

Объем курса – 70 час. Предназначен для изучения в 10 (11) классе.
Цели, задачи, образовательные результаты

Изучение курса направлено на развитие творческого потенциала обучающихся музыке, расширение их музыкального инструментария, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства как одной из важнейших областей человеческой деятельности.
Актуальность настоящего курса обусловлена следующим:

  • Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке в учебных заведениях нашей страны, все большее распространение получают музыкально-ориентированные компьютеры, обладающие широким спектром возможностей.

  • Музыкально-ориентированные компьютеры сегодня привлекают внимание, как профессионалов, так и любителей музыки, которые все шире используют их в своей деятельности, что делает обучение владению ими особенно актуальным. Таким образом, информационные технологии становятся реальным достоянием музыкальной культуры и фактором ее развития, что расширяет сферу профессиональной деятельности музыканта.

  • Реформа школьного образования, появление все большего числа учебных заведений с углубленным изучением музыки, т. е. включающих музыкальное образование в систему общего образования, порождает новые проблемы в музыкальной педагогике, что в свою очередь обуславливает поиск новых подходов в музыкальном образовании.

  • Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего, кроме традиционных музыкальных дисциплин, компьютером как новым музыкальным инструментом.

  • Реализация предлагаемого курса открывает возможности дальнейшего обучения в высших учебных заведениях по программе подготовки специалистов в области музыкально-компьютерных технологий.


Таким образом, основными целями изучения курса являются:

  • Творческое овладение музыкантами новым инструментом на базе музыкального компьютера.

  • Освоение прикладных аспектов информатики в применении к музыкальному искусству.

  • Расширение и углубление предметных знаний в различных дисциплинах профессиональной подготовки музыканта (композиция, аранжировка, музыкально-теоретические дисциплины) и создание новых условий в репетиционной работе по специальности (игра в «виртуальном» ансамбле и др.).

  • Развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, на развитие познавательной мотивации в сфере информационных, в том числе музыкально-компьютерных технологий.


Задачи курса:

  • ознакомить с основами информатики через музыкально-практическую деятельность,

  • дать учащимся практические навыки владения музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом,

  • освоить компьютерные программы, предоставляющие возможности реализации творческих замыслов,

  • дать представление

  • об акустических возможностях музыкального компьютера,

  • об особенностях компьютерной инструментовки,

  • о специфике работы в современной компьютерной студии звукозаписи,

ознакомить с новыми жанрами и направлениями в компьютерной и электронной музыке,

способствовать формированию новых художественно-эстетических представлений в музыке.
При включении курса в программу обучения учащихся других профилей, ведущую роль приобретают следующие задачи:

• расширить предметные знания в области информатики;

• дать представление о специфике работы профессионала в области музыкально-компьютерного программирования в связи с актуальными проблемами современного музыкального творчества,

• сформировать потребность в музыкальном образовании учащихся и реализовать возможность его продолжения с помощью музыкального компьютера.
Основные формы организации учебных занятий:

Основной формой занятий является комбинированная, состоящая из лекционной и практической части. Занятия проводятся еженедельно по два академических часа подряд в специально оборудованном музыкально-компьютерном классе. Занятие содержит лекционную часть (не более 15 минут) и основную практическую, включающую в себя выполнение учебных, творческих заданий, а также конкурсы, дискуссии, сообщения на заданные темы (по выбору).
Способы оценивания уровня достижения учащихся, критерии оценки:

Основным способом оценивания является текущий контроль знаний по десятибалльной системе с итоговым зачетом. При этом учитывается качество усвоения теоретических знаний, уровень практического применения изученных компьютерных программ и музыкально-компьютерного, в том числе студийного, оборудования, разнообразие применяемых приемов и способов работы с музыкальным материалом.
Образовательные результаты:

• Расширение представлений о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями.

• Формирование глубоких знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом.

• Существенное расширение знаний о возможностях музыкального компьютера для музыкального творчества: компьютерная аранжировка и композиция, студийная работа.

• Расширение представлений о сфере практического применения музыкального компьютера как профессионального инструмента музыканта.

• Расширение возможностей профессиональной ориентации учащихся в области музыкально-компьютерных технологий.

• Освоение приёмов и методов практической работы на компьютере в основных музыкальных редакторах, овладение умениями создавать музыкальные композиции и аранжировки.

• Приобретение навыков практической работы в студии звукозаписи.

• Углубление межпредметных связей и, как следствие, повышение мотивации к приобретению знаний у учащихся по каждому предмету, повышение скорости усвоения и увеличение объема изучаемого материала, улучшение качества знаний за счет акцентуации на творческой составляющей учебного процесса.

• Приобретение навыка совместной работы в процессе дистанционного обучения (музыкальный дистанционный мастер-класс).

• Развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности.

• Предлагаемый курс позволит учащимся больше сосредоточиться на музыкально-творческой деятельности, минуя рутинные механические операции.
Вырабатываемые с помощью курса предметные знания: существенное расширение знаний о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями, расширение представлений о сфере практического применения музыкального компьютера как профессионального инструмента музыканта, формирование глубоких знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом.
Универсальные и интеллектуальные умения, мыслительные навыки: развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности, освоение приёмов и методов практической работы на компьютере в основных музыкальных редакторах, овладение умениями создавать музыкальные композиции и аранжировки, приобретение навыка совместной работы с применением дистанционных форм обучения.

Введение в предмет

Перспективы во взаимоотношениях компьютера и музыки, как на стадии становления музыканта, так и в профессиональной деятельности можно определить так: музыкальное творчество ни в коем случае не подменяется компьютерными технологиями, но может быть ими усовершенствовано. Для профессионального композитора мультимедийный ПК1 способен стать многофункциональным «средством производства». Можно добавить, что это справедливо не только в отношении композитора, но также для музыканта-профессионала вообще. Компьютер уже сегодня должен стать привычным инструментом в процессе музыкального обучения, музыкальной практики и творчества. Доступным, понятным, удобным и, отчасти, незаменимым. Просто «музыкальным компьютером».

Понятие «музыкальный компьютер» вводится нами по аналогии с прочно вошедшими в компьютерную терминологию понятиями «издательский», «бухгалтерский», «игровой», «мультимедийный» компьютер, «графическая станция», как обозначения класса устройств, оптимизированных для решения специфических задач в определенной сфере деятельности. Таким образом, мы определяем музыкальный компьютер как профессиональный инструмент в сфере музыкального образования и творчества. Специфические особенности аппаратной части и программное обеспечение музыкального компьютера рассмотрены в методических рекомендациях к Теме 1 (урок 2). Оборудование подобного типа – обязательное условие для проведения занятий по данному курсу. Это позволяет преподавателю активно использовать индивидуально-групповую форму занятий, корректировать действия каждого ученика с учетом особенностей его дарования. Одновременное выполнение заданий всеми обучающимися благодаря наушникам позволяет работать, не создавая помех для остальных участников учебного процесса, также обеспечивается усвоение учащимися материала и закрепление полученных знаний и навыков непосредственно на занятиях. Такой метод позволяет одновременно обучать учащихся с разным уровнем подготовки, т.е. подключать обучаемых к учебному процессу в течение всего учебного года. Таким образом, учебное время используется максимально эффективно.

Подключение к звуковой карте компьютера midi-клавиатуры или синтезатора является необходимым условием существенного расширения возможностей обучения и музыкального творчества, поскольку превращает компьютер в полноценный музыкальный инструмент. Разработанные в соответствии со стандартом MIDI2 принципы табличного волнового синтеза, использование аппаратных и программных сэмплеров, позволяющих оперировать готовыми наборами тембровых коллекций (инструментальными банками)3, открывают широчайшие возможности работы с практически неограниченным набором тембров как «живых» инструментов, так и электронных, в том числе пока еще не существующих4.

Технологии MIDI-записи порой критикуют за некоторую механистичность звучания. Однако MIDI-композиции предназначены в основном не для прослушивания (для этого существуют оригинальные «живые» концертные и студийные записи в аудиоформатах). Данные технологии имеют свою область применения в музыке. Во-первых, допускают неограниченные возможности для экспериментирования и редактирования в многодорожечных программах-секвенсорах5 (CakeWalk, Cubase и т. п.), и поэтому удобны для использования в учебной работе и творческой деятельности. С их помощью музыкант получает возможность в процессе сочинения мелодии выверять свои замыслы, слышать композицию не в воображении, а наяву. Во-вторых, позволяют сочинять музыку к кинофильмам, фоновые мелодии для радиопередач, танцевальную музыку исключительно электронными средствами.

Мультимедийный компьютер можно использовать как многоканальный цифровой магнитофон. В такой виртуальной студии звукозаписи к исполненной на MIDI-клавиатуре и отредактированной в секвенсоре музыке могут быть добавлены партии других инструментов (в том числе «живое» звучание, записанное через микрофон). MIDI-запись позволяет распечатать произведение в виде нотной партитуры или отдельных партий, смонтировать видеоклип, добавив видеоматериал.

Даже в самом удаленном от культурных центров поселке благодаря компьютеру каждый учитель может получить доступ к информационным ресурсам глобальной компьютерной сети, где можно найти музыку в виде звукозаписей и нот, литературу на музыкальные темы, справочные материалы, программное обеспечение для обучения и творчества. Для этого потребуется специальное коммуникационное оборудование.

Программа компьютеризации образования предполагает, в частности, обеспечение широкополосного доступа к сети Internet. Когда этот план осуществится, быстрый Internet придет и в сельскую школу. Однако и в случае отсутствия оптоволоконной линии, уже сейчас во многих регионах можно осуществлять сеансовое подключение к сетям по обычной телефонной линии через недорогой аналоговый модем.

Тема 1. Музыка и информатика

Урок 1 (2 часа)
Цель урока: познакомить с краткой историей эволюции взимоотношений музыки и техники.
Обеспечение: музыкальный компьютер, файл на нашем CD: MK1.ppt, файлы электронной музыки (по выбору педагога).
План урока

Изучение нового материала. Историческая справка на основе прилагаемой презентации.
Домашнее задание: 1.1.
Методические замечания
На нашем CD предлагается развернутый мультимедийный материал, посвященный истории взаимоотношений музыки и информатики (MK1.ppt). Можно порекомендовать использовать его как целиком (в автоматическом режиме), так и выборочно (отдельные слайды) с комментарием учителя. Этот важный материал может быть предложен учащимся на дом для повторения.



Погружение учащихся в историческую атмосферу, начиная с античных времен, воспитывает в них культуру исторического восприятия событий, адекватность понимания процессов, происходящих в музыкальной культуре сегодняшнего дня, рождает ощущение непрерывности технического прогесаа и его неотъемлемости от музыкального творчества.

Рекомендуется на занятии прослушать записи нескольких произведений электронной музыки с комментариями педагога (к сожалению, в рамках учебника мы не имеем права тиражировать композиции современных авторов).

Необходимо провести анализ прослушанного, отметить особенности каждого музыкального примера. Дополнительный материал для прослушивания и подготовка к последующей дискусси предлагается на дом.
Урок 2 (2 часа).
Цель урока: освоить конфигурацию музыкального компьютера.
Обеспечение: музыкальный компьютер.
План урока

Повторение пройденного: общие принципы архитектуры РС.

Изучение нового материала. Изучение основных особенностей конфигурации музыкального компьютера.

Домашнее задание: 1.2.
Методические замечания

Начало урока – дискуссия о прослушанном музыкальном материале.

Основная часть посвящается практическому освоению и демонстрации технических возможностей музыкального компьютера как нового инструмента для музыкального творчества. Обращаем внимание учеников на наличие обязательных компонент оборудования и принципы его коммутации.

Здесь и далее материал учебника, изложенный в рамках (не путать с врезками в виде листочков), можно использовать для контрольных вопросов.
Аппаратная часть музыкально-компьютерного образовательного комплекса

На основе новейших технологических разработок мультимедийная «вооруженность» компьютера постоянно обновляется, что в свою очередь обогащает его функциональные возможности. Актуальная на сегодняшний день конфигурация по истечении некоторого времени неизбежно будет восприниматься как «устаревшая»6. Тем не менее, можно рассматривать определенные параметры конфигурации музыкально-компьютерного образовательного комплекса, как базовые, оптимальные для решения поставленных задач. Состав комплекса разрабатывался с учетом соотношения методической целесообразности и рентабельности и был апробирован на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена.

В приведенной ниже спецификации оборудования класса указаны только критичные по отношению к работе со звуком позиции. Указания носят рекомендательный характер и могут рассматриваться как актуальный на данный момент вариант конфигурации, обеспечивающий при минимальных бюджетных затратах приемлемый уровень качества звука и рабочего комфорта:
11 объединенных в локальную сеть (с высокоскоростным доступом в Internet) компьютеров (10 ученических + 1 преподавательский), имеющих следующие компоненты (для каждого рабочего места ученика (рис.1)):

процессор iPentium Celeron 2500MHz (или выше),

ОЗУ DDR DRAM 512 MB (здесь также можно напомнить о том, что много оперативной памяти не бывает),

CD-ROM или DVD-ROM7,

компоненты для мультимедийной работы:

звуковая плата Creative SoundBlaster Live 5.18,

активная 4-октавная MIDI-клавиатура9 (5-октавная несколько дороже, но значительно удобнее10),

динамический микрофон,

головные телефоны (наушники) закрытого типа11.

Компьютер преподавателя, кроме того, укомплектован дисководом CD-RW, визуальная информация демонстрируется на настенном экране с помощью мультимедийного проектора.

Для коллективной работы, совместного прослушивания выполненных заданий и ансамблевого музицирования все компьютеры через микшерский пульт подключаются к Hi-Fi усилителю и студийным акустическим системам (схема коммутации оборудования приведена на рис. 2).



Рис. 1. Схема оборудования класса: 1 – компьютер преподавателя, 2 – рабочие места учащихся, 3 – микшерский пульт, 4 – усилитель и акустические системы
В заключение урока проводится практическое задание: отработка первичных навыков обращения с музыкальным компьютером:

  • основные компоненты оборудования,

  • принципы коммутации,

  • основные принципы работы.

В качестве домашнего задания предлагается сравнительный анализ конфигурации школьного и домашнего компьютера учащегося. Высказанные предложения по улучшению конфигурации для работы с музыкальными приложениями должны быть аргументированы учащимися и при необходимости прокомментированы учителем.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации для учителя по оценке эффективности превентивного обучения
Жизнь без вредных привычек. Учебно-методическое пособие по предупреждению табакокурения в общеобразовательных учреждениях /Авт.–...

Методические рекомендации для учителя От iconПрограмма по физике: : Для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы....
Расстояние от стола учителя до первых столов учащихся составляет 0,8м, от доски до стола учителя 1м. В классе размещается 4 двухместных,...

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации для студентов по подготовке к практическим...
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление...

Методические рекомендации для учителя От iconОформление и содержание реферата по клинической фармакологии методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для студентов интернов и ординаторов высших учебных медицинских заведений

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации по проведению исследования Москва 2006
Методические рекомендации предназначены для врачей-неврологов и эпидемиологов, занимающихся проблемами распространенности цереброваскулярных...

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации Утверждаю
Методические рекомендации предназначены для сотрудников гпн мвд россии. Они могут представлять интерес для инженерно-технических...

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации для студентов
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских учебных заведений, а также могут быть полезны для врачей-интернов,...

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации...

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации по чтению на английском языке для студентов 2 курса факультета
Ухина Н. Г. Методические рекомендации по чтению на английском языке для студентов 2 курса факультета спорта и адаптивной физической...

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации по дипломному проектированию для студентов...
Методические рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей дипломных проектов

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации по определению платы за содержание и ремонт жилых помещений Содержание
Методические рекомендации по определению платы за содержание и ремонт жилых помещений (далее — Методические рекомендации) предназначены...

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
...

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для обучающихся независимо от их профиля

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации // Авторы: В. В. Клестов, О. Л. Коннова,...
Методические рекомендации предназначены для врачей по спортивной медицине, лечебной физкультуре, врачей общей практики

Методические рекомендации для учителя От iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления для организации...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск